Конспект урока по русскому языку на тему упражнение в проверке и написании слов с безударной гласной в корне


Тема: «Упражнение в проверке и написании слов с безударной гласной в корне»
Цель: учить производить выбор гласной буквы в корне слова путём  подбора проверочного слова.
Педагогические задачи: помочь усвоить особенности проверочных и проверяемых слов и овладеть способами проверки.
Планируемые результаты:
Предметные: знают: алгоритм нахождения орфограммы - безударной гласной в корне слова; умеют: подбирать проверочные слова
Метапредметные:
Регулятивные: формулируют тему и цели урока с помощью учителя, работают по предложенному плану, дают эмоциональную оценку деятельности класса
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний, отличают новое от уже известного, перерабатывают и применяют полученную информацию
Коммуникативные: доносят свою позицию до других, оформляют свою мысль в устной и письменной речи, слушают и понимают речь других, умеют вступать в коллективное сотрудничество, решают совместно с соседом по парте поставленную задачу, совместно договариваются о правилах поведения и общения в школе
Личностные:
Имеют интерес к учебному материалу, понимают ценность труда и упорства, ориентируются на понимание причин успеха в учебе.  Проявляют самоорганизованность,  самодисциплинированность, самоконтроль.
Оборудование: компьютер, презентация к уроку.
Ход урока:
Организационный момент.
Психологический настрой.
Учитель:
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль у тебя на месте,
Все ль в порядке:
Лежит ли ручка на столе,
Линейка и тетрадка?
Проверили? Садитесь! Старательно трудитесь!
II. Актуализация знаний.
- Сегодня на уроке русского языка мы отправимся в путешествие в царство пяти гласных (слайд1). Ребята, догадайтесь, какие гласные живут в этом сказочном замке? Дети отвечают. (На слайде появляются гласные: а, о, и, е, я).
-Ребята, почему в этом царстве только эти пять гласных? Ведь в русском языке их больше. (Разные ответы детей. Дети подходят к правильному ответу: данные гласные в безударной позиции вызывают трудности в написании, являются орфограммой, требуют знания правила).-Давайте сформулируем нашу деятельность на уроке. Чем мы будем сегодня заниматься? (Дети высказывают свои предположения).
- На нашем пути встретятся трудности, которые нам необходимо преодолеть. Итак, в добрый путь!
Станция «Вспоминайка» (слайд2)
На слайде появляется правило:
Если в слове гласная
Вызвала сомнение.
Ты ее немедленно
Ставь под ударение.
- Ребята! Данное правило будет девизом нашего путешествия.
(слайд 3. Станция «Чистописание»)ЦЕЛЬ: Письмо по образцу, записанному на доске.
Декабрь - тяжелый месяц зимы.
- Какие орфограммы встретились вам в этом предложении? Докажите правильность их написания.
- Какие слова в предложении нельзя проверить? Почему? Как поступить с такими словами?
Станция? (слайд 4)
Работа в группах.
I группа – к данным словам подобрать проверочные слова, поставить ударение:
Котенок, котишка - ……………
Посадил, садовник - ……………
II группа- записать к словам 2-3 родственных слова:
Лес - ….., ……, …….
Сад - ….., ……., ……
III группа – Выбрать из ряда родственных слов проверочное слово
Садовник, посадил, сад, засадил.
Лесной, лесник, лес, лесистый.
Ученики проверяют работы в группах, появляется слайд 5 с правильными ответами. Дети оценивают свою деятельность.
Станция « Игровая»(слайд 6)
Итак, ребята, на нашем пути гора. Вы должны достичь ее вершины. Там находится пакет с заданием, который поможет нам добраться в страну «Безударных гласных». Преодолеть ее мы сможем лишь тогда, когда вставим в слова все пропущенные гласные.
в…ршина т…мнота г…ра гр…за д…жди
сн…га сл…дыСлайд 7. (Конверт с заданием)
Дети читают задание:
Прокомментируйте предложение, вставьте пропущенные безударные гласные. Разберите по составу слово снеговые. Выделите в предложении главные члены.
На в.ршинах высоких гор л.жат сн.говые шапки.
Станция «Угадайка» (слайд 7,8,9)
На слайдах даются отрывки из стихов. Ученики должны дополнить стихи подходящими по смыслу словами и записать их с проверочным словом.
Вянет и желтеет травка на лугах,
Только зеленеет озимь на (полях)
Блеснул мороз и рады мы
Проказам матушки (зимы)
В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок
На осеннюю грязь
Начал падать (снежок)
Шалун уж заморозил пальчик,
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в (окно)
И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной
Весело хохочут
Над моей (бедой)
Дети проверяют работу по группам, оценивают свою деятельность.
Физкультминутка
Работа с учебником
Дети выполняют упражнение из учебника.
Станция «Музыкальная»
-Подходит к концу наше путешествие. Мы все вместе преодолели трудности, которые встретились на нашем пути. Послушайте известную вам песню «Вместе весело шагать» и найдите в ней слова с безударной гласной в корне. (Дети выполняют задание устно).
-Итак, ребята, мы с вами находимся в стране «Безударных гласных» (слайд 10). На слайде красочный сказочный город и фотографии всех детей класса.
Итог урока:
-Какая была тема урока?
-Какая была цель урока?
-Справились мы с этой задачей?
-Что для этого делали?
-Что у вас получилось?
-В чем испытывали трудности?
-Где мы можем применить знания полученные на этом уроке?
-Оцените свою деятельность.