Современные подходы к организации воспитательного процесса в условиях перехода на ФГОС второго поколения


Современные подходы к организации воспитательного процесса в условиях перехода на ФГОС второго поколения.
Григорьева М.Н.
Классный руководитель 10 а класса
МБОУ «Ивнянская СОШ №1»
ФГОС второго поколения - национальный проект, который даёт воспитанию статус общенациональной темы, предлагая адекватную форму проектирования духовного и нравственного воспитания человека (А.Г. Асмолов, А.А.Кузнецов, Н.Д.Никандров). Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Стратегии воспитания в рамках ФГОС:
Воспитание в процессе общего образования: на уроке (личностный результат)
Воспитание в процессе внеурочной деятельности (личностный результат).
Воспитание в процессе дополнительного образования (личностный результат).
Воспитание в школе – это не особая педагогическая и воспитательная деятельность, реализуемая в рамках отдельного учебного курса или мероприятия. Это вся школа, открытая для жизни и открывающая перед обучающимися настоящую Россию в ее историческом и духовном величии, широте социальных, культурных, экономических возможностей. Воспитывает весь уклад школьной жизни. Речь идёт о воспитательной среде образовательного учреждения, в которую входят:
-нравственные ценности
-уклад школьной жизни, определяющий урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся- качества личности педагогов и воспитанников
- программы духовно-нравственного воспитания
- социальный опыт школьников
- система отношений социальных субъектов – участников воспитания.
Ведущая, содержательно определяющая роль в создании социально-открытого уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу общеобразовательной школы. Это имеет прямые следствия для организации школьного воспитания:
- воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно принятие (а не просто узнавание) детьми ценностей;- воспитание должно продвигать ребёнка от вопроса к вопросу, от смысла к смыслу, от понимания к пониманию. Эволюция знаний, переживаний, опыта воспитанника обеспечивается постоянным преобразованием и наращиванием содержания и форм, способов и средств, которыми располагает воспитатель;
- школьное воспитание не может поддаваться моральному релятивизму, даже если он распространён в социальной среде;
- воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин), учебно-трудовую, художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую деятельность и др.;
- в объективной ситуации полисубъектности воспитания и социализации деятельность различных социальных институтов (семьи, СМИ, общественных и религиозных организаций, молодёжных сообществ и т. д.) должна быть согласована, и школе принадлежит ведущая роль в этом согласовании.Перечисленные подходы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог – классный руководитель. Необходимо обеспечивать наполнение всего уклада жизни школьника множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой истории, истории и культуре традиционных религий, литературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах. В содержании каждого из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания должны быть широко представлены примеры духовной, нравственной, ответственной жизни как из прошлого, так и из настоящего, в том числе получаемые при общение младших школьников с людьми, в жизни которых есть место духовному служению и моральному поступку.
Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерами активно противодействует тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники информации.
Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Учитель через уклад школьной жизни вводит ребёнка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребёнок должен сам, через собственную деятельность. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения младшего школьника есть одно из условий его духовно-нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке — совесть, его нравственное самосознание.
Выделены и обоснованы три уровня воспитательных результатов: первый — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни; второй — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества; третий — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.Современный классный руководитель – самый необходимый человек для ребенка в школе: организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет воспитательные усилия учителей, родителей и общества, отвечает за качество воспитательной работы в своём классе. Основное предназначение – создать условия для становления личности ребенка, входящего в современный ему мир, воспитать человека, способного достойно занять свое место в жизни; при необходимости скорректировать учебно - познавательную деятельность детей, помочь им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее. Главное: отследить как меняются, развиваются интересы ребенка, его мотивация, уровень самостоятельности и другие личностные и метапредметные действия.
Что изменилось в деятельности классного руководителя в условиях перехода на ФГОС?
Отметим положительные стороны:
КР получил больше свободы в выборе форм, способов и приемов в проведении занятий, в том числе на основе возможностей Интернет-ресурсов.
Внеурочная деятельность направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. В первую очередь, – это достижение личностных и метапредметных результатов. Специфика внеурочной деятельности позволяет не только узнавать новое, но и учит действовать, чувствовать, принимать решения. Дети получили возможность выбора деятельности по интересам.
Активное взаимодействие со школьниками осуществляется во второй
половине дня на базе школы. Организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) в таких формах, как проектная и исследовательская деятельность, компьютерные занятия, экскурсии, кружки, школьные научные общества, олимпиады, интеллектуальные марафоны, общественно полезные практики, секции, соревнования и т.д. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и родителей.
Новые формы и содержание ведут к разностороннему раскрытию способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом, деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Обеспечена благоприятная адаптация ребенка в школе, улучшены условия для развития ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Улучшилось материально-техническое оснащение, что способствует качественной организации внеурочной деятельности.