Доклад на тему:Формирование позитивной установки в различных видах трудовой деятельности ребенка.


Доклад
Формирование позитивной установки в различных видах трудовой деятельности ребенка.

Выполнила:
Медведева Татьяна Владимировна
Воспитатель 1 квалификационной категории
МАДОУ № 320
Приволжского района г.Казани
Современный этап общественного и экономического развития предъявляет высокие требования к личности ребенка: отношение к труду как важнейшему общественному долгу; добросовестное отношение к работе, к трудовой и профессиональной деятельности; проявление инициативы, активного, творческого подхода к труду взрослых. Подготовка детей к взрослой трудовой деятельности отражена в ФГОС в области социально – коммукативное развитие.
В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
• формирование позитивных установок к различным видам труда;
• воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда.
• развитие творческой инициативы, способности самостоятельно реализовываться в различных видах труда.
Образовательный процесс, направленный на воспитание у детей дошкольного возраста позитивного отношения к различным видам труда и творчества должен строиться с учетом следующих принципов:
• Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
• Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений
• Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка….
• Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
• Принцип развивающего образования (системности и последовательности);
• Принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий)
Компонентами трудовой деятельности являются:
Мотив - это причина, побуждающая к трудовой деятельности или заинтересовывающий момент
Цель - это то, к чему надо стремиться.
Трудовые действия – это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат
Планирование - это умение предвидеть предстоящую работу
Результат - это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду.
Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста можно выделить так:
В 1 младшей группе начинается приобщение детей к трудовой деятельности. Основной вид труда в этом возрасте — самообслуживание
Во 2 младшей группе - продолжается формирование у детей желания к посильному труду
В Средней группе дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно- бытового труда и самообслуживания.
В Старшей группе добавляется ручной труд. Делается акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата
Сформированные навыки и умения совершенствуются в подготовительной круппе.
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе ручного труда происходит в старшей и подготовительной группах.В Старшей группе - Знакомятся с различными свойствами материалов, способами их обработки, соединением в единое целое. Детей привлекают к участию в заготовке природного и бросового материалов (шишек, желудей, каштанов, коры, листьев, соломы, скорлупы грецких орехов, катушек, спичечных коробков и др.), изготовлению игрушек-самоделок для игры, самостоятельной деятельности (игольницы, счетный материал, детали к костюмам для театральной деятельности и др.), подарков родителям, малышам (закладки для книг, сувениры из природного материала и др.), украшений к праздникамВ Подготовительной группе - Самостоятельно выполняют простой ремонт игрушек (книг, коробок, атрибутов). Пришивают пуговицы. Сортируют природный материал, подготавливают его к работе. Под руководством воспитателя изготавливают мелкий счетный материал, пособия для занятий. Делают заготовки для дальнейшей художественной деятельности (приготовление папье-маше, оклеивание коробок и пр.).
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе самообслуживания происходит:
В Младшем возрасте - Дети ежедневно выполняют элементарные трудовые поручения, приучающие их к систематическому труду, что формирует привычку к аккуратности и опрятности (умение обслуживать себя, добиваясь тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности)
В Среднем возрасте - Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затраченному на это (соблюдают последовательность одевания, умывания, раздевания, что формирует у них потребность в чистоте и опрятности, привычку к самообслуживающему труду.В Старшем дошкольном возрасте - Приобретаются навыки самообслуживания (самостоятельно и аккуратно едят, тщательно пережевывают пищу с закрытым ртом; пользуются ложкой, вилкой, без напоминания салфеткой; самостоятельно моют руки и лицо, засучивая рукава, не разбрызгивая воду, пользуются мылом, сухо вытираются полотенцем; самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности, аккуратно складывают и вешают одежду, замечают неполадки в одежде и исправляют их)Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе труда в природе происходит:
В Младшем возрасте - С помощью взрослых поливают комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена. Принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц Проявляют интерес к жизни растений и животных.
В Среднем возрасте - Дети самостоятельно поливают растения, с помощью воспитателя учатся определять потребность растений во влаге, выращивать овощи Помогают воспитателям кормить птиц, (насыпать корм в кормушки
В Старшем дошкольном возрасте - Труд становится систематичным, объем его увеличивается. Дети опрыскивают растения из пульвелизатора, сметают листья и снег. собирают семена. Трудятся вместе со взрослыми в цветнике и на огороде (сеют семена, поливают растения, собирают урожай). С интересом наблюдают за жизнью растений . Практика показала, что работа по труду и творчеству не будет полноценна без участия семьи. Только в тесном контакте с родителями можно добиться положительных результатов. Для привлечения родителей мы применяем такие формы и методы работы с родителями:
увеличение совместных с родителями и детьми мероприятий по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества ( Благоустройство территории: оформление своих участков. Совместное с родителями сооружение зимних построек. Изготовление кормушек для птиц, осенних поделок. Совместные творческие выставки детей и родителей. Оформление групповых комнат к праздникам.) рекомендации для родителей по данному направлению (Папки-передвижки, стенгазеты и другие наглядные информационные материалы, мастер-классы для родителей).
Успешность формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества детей в большей степени зависит от того, какая атмосфера создана для формирования у детей базового объема знаний и навыков в трудовой деятельности.