Конспект урока по теме: Формирование вычислительных умений и навыков.


Открытый урок-деловая игра по математике (4 класс)
Тема: Формирование вычислительных умений и навыков.
Цель: 1.Формировать вычислительные умения и навыки, умение решать задачи. Анализировать математические задания.
2. Развивать логическое и алгоритмическое мышление, познавательные и интеллектуальные возможности.
3. Воспитывать коллективизм и патриотизм, нравственные черты личности, способность самосовершенствоваться.

Тип урока: урок-деловая игра, работа в микрогруппах.

Ход урока:
Организационный момент. Психологический настрой.
Постановка цели урока.
- Сегодня у нас урок необычный. Нам предстоит поработать в фирмах. Возможно, мы не решим глобальных государственных проблем. Мы начнем с малого и шаг за шагом будем продвигаться к будущему. Наша страна стремится стать процветающей. И поэтому многие открыли и продолжают создавать фирмы. С их помощью государство идет вперед.
- Сегодня на уроке открыты фирмы по производству, реализации и сбыту мяса, овощей, хлебопродуктов, рыбы: СТЕПЬ, РОСТОК, ГОРЯЧИЙ ХЛЕБ, КРАСНЫЙ МОРЯК

- Их президентами являются (перечисляю имена) СНЕЖАНА, ЭЛИНА, ДОЛЬГАН, АРСЕН. Они будут моими непосредственными помощниками. Я являюсь генеральным директором головного предприятия.
Вручаю вам пакет с деловыми бумагами на ближайший период времени.(задания в файлах- напечатанные). Будущее фирм будет зависеть от того, как вы справитесь с поставленными задачами.
3. Устный счет
-Проверим, чья фирма умеет хорошо считать. Умение считать для фирм- это очень важно (за правильный ответ вручаются денежные купюры в соответствии со сложностью вопроса. Ответы учащиеся записывают на переносных досках.)

-Итак, кто больше заработает на счет своего банка.

1. 1) 320 4 =1280
2) 10000- 5100=4900
3) 126: 9=14
4) 827+406+594=1827 (10 рублей каждый ответ)

2. К посеву хлебных культур сначала приступило 130 рабочих и 110 работниц фирм. Их разделили на 10 одинаковых бригад. Сколько человек в каждой бригаде?
(24 человека) (200 рублей) .. разбор правильного решения

Президенту фирмы 35 лет, он старше своего секретаря на 6 лет. Сколько лет секретарю? (29 лет) (100 руб)

Умножьте количество месяцев в году на число дней в неделе.
(12 7=84 ) (100 руб)
из 1 центнера вычесть 30 кг. (70 кг) (50 руб)
Длина прямоугольного участка под посевы равна 200 метров, а ширина – 20 метров. Чему равна площадь этого участка?
(S= 200*20= 4000 квадратных метра.) (100 руб)

4. Работа над деловыми бумагами.
- А теперь приступим к работе по деловым бумагам. Вам нужно решить задачу.

Задача
От острова в противоположных направлениях одновременно отошли два рыболовецких катера. Первый шел со скоростью
1 фирма 40 км/ч
2 фирма 30 км/ч
3 фирма 60 км/ч
4 фирма 50 км/ч и был в пути 2 часа. Второй за это же время проехал на 20 км больше, чем первый. На каком расстоянии оказались друг от друга катера? (500 руб)

Прочитайте задачу
Что в ней известно? Запишите данные в таблицу.
Что нужно узнать?
Можем ли мы сразу Почему?
Какие правила нужно знать, чтобы решить эту задачу? (S=v t)
Решите задачу (у доски по 1 чел от фирмы) (400 руб)

Реши и проверь на доске
-Бухгалтер фирмы допустил ошибку в вычислениях. Найди и исправь ее.

21658 7
21 394
65
63
28
28
0 3094

234
402
468
936
9828

94068

13090
7
7163



91630

400100
397964
13136



2136


(проверка по 1 чел от группы у доски) (каждый по 100 руб)

Физминутка
Много ль надо нам, ребята, Для умелых наших рук? Нарисуем два квадрата, А на них огромный круг. А потом ещё кружочек, Треугольник -колпачок. Вот и вышел очень - очень Развесёлый Чудачок. Человечек

- Если моё высказывание истинное, то ровно стойте, если ложное – сделайте приседание:
В 1 км – 100 м
Уменьшить число в 3 раза – значит умножить его на 3.
Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо большее разделить на меньшее.
200 : 10= 2000

- Молодцы! Кто хорошо считал, тот хорошо отдохнул.

Программированный опрос.
-Выполните задания программированного опроса самостоятельно. Если утверждение истинно, ставь плюс в соответствующей колонке таблицы, если ложно- запиши правильный ответ.

1
2
3
4
5
6
7
8











(презентация)
(15 8 + 180) :6 9 = 450
9км – 6 км 50 м = 3 км 50 м
Если сумму чисел 240 и 80 уменьшить в 4 раза, то получится 90
12 ч 20 мин - 30 мин = 11 ч 10 мин
83 (20 + 7) = 83 20 + 83 7
150 + х = 1420
х = 1420 – 150
х = 270

573650: 35 < 42936: 12

Длина стороны АС на рисунке равна 4 см 5 мм

(Группы обмениваются листочками, взаимопроверка, подсчет баллов.)

-Поменяйтесь друг с другом листочками , начнем проверку. Под верно выполненным заданием ставьте 10 баллов.
- Президенты, сверьте работу ваших коллег с результатами (таблица), посчитайте кол-во баллов, набранное работниками фирмы и предоставьте отчет для получения заработной платы.

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ для фирм.
Все работники фирм участвуют в конкурсе на составление задачи по уравнению. Ваше вознаграждение составит 300 руб.
а) Составьте задачу по данному уравнению: 55 3 + х 2 = 173 (по 300 руб)
б) Решите уравнение (1 чел у доски)
в) ответ: 165+ х 2 = 173
х 2 = 173 – 165
х = 8: 2
х= 4 .100 руб


5 Ярмарка знаний
- А сейчас проведем ярмарку знаний
-уважаемые работники фирм! Перед вами таблица с незаконченными проектами новых помещений прямоугольной формы под офисы.. Закончите их и заработайте за каждый проект по 300 рублей.

№ прямоуг.

фирма
а
длина

в
ширина
Р
периметр
S
площадь

1
СТЕПЬ
16 м
? в 2 раза меньше



2
РОСТОК
14 м

48 м


3
ГОРЯЧИЙ ХЛЕБ
одина
ково

64 кв.м

4
КРАСНЫЙ МОРЯК



84 кв. м. , в 7 раз больше



6. Резерв.
Ваша фирма участвует в благотворительной акции. Необходимо выполнить задние. Заработанные вами деньги пойдут в фонд защиты природы. Каждый человек сам решает, какую сумму он может внести.

-Выберите задание на карточках. Чем дороже задание, тем сложнее.
(учащиеся выбирают задания и выполняют. Сдают учителю.)

1 уровень (100 руб)
Разгадай правило, по которому записан числовой ряд, и продолжи его
24, 48, 96, 192, 384,768, 1536

2 уровень (300 руб)
Из двух городов, находящихся на расстоянии 465 км, одновременно навстречу друг другу вышли два поезда и встретились через 3 часа. Какова скорость первого поезда, если второй двигался со скоростью 85 км/ч 465:3-85 = 70 км/ч

3 уровень (500 руб)
Найди площадь квадрата, который имеет такой же периметр, как прямоугольник со сторонами 5 см и 7 см. Р= (5+7) 2 = 24 см
а = 24:4 =6 см
S= 6 6 = 36 кв. см.



7. Итог.
- А теперь время подвести итоги. Мы плодотворно поработали. Президенты должны посчитайте доход вашей фирмы и выдайте зарплату своим подчиненным.
Каждый из вас отметьте работу своих коллег и выставьте в ведомости контрольные баллы.
ФИО
Оценка

1


2


3


4


5















13PAGE 15


13PAGE 14415










15