Воспитание саморегуляции поведения у детей младшего школьного возраста средствами физической культуры.

Воспитание саморегуляции поведения у детей младшего школьного возраста средствами физической культуры.
(Из опыта работы)
А.П. Солодкая
учитель физической культуры
МБОУ СОШ №20 г.
Минеральные Воды
С каждым годом среди обучающихся в начальной школе, растет число школьников не только с проблемами здоровья, но и с девиантным поведением, агрессивных, гиперактивных, инфантильных, тревожных, испытывающих трудности во взаимодействии со сверстниками, нуждающихся в психологической помощи.
Значительным потенциалом развития способности младших школьников к саморегуляции поведения, обладает двигательная деятельность. Согласно результатам многочисленных исследований, в этом возрасте она тесно взаимосвязана с интеллектуальным развитием, положительно мотивирована, доступна для самоанализа в большей степени, чем интеллектуальная и с большей вероятностью позволяет создать для детей ситуации успеха.
Одно из важных мест при решении данной проблемы занимают уроки физической культуры.   В процессе сопряженного психофизического воздействия двигательная активность включает в себя не только освоение движения или навыка, но и познавательный, личностный и саморегулирующий аспекты. Двигательная активность  формирует  здоровые привычки, самоконтроль за стрессовыми ситуациями, отказ от  агрессивности. В процессе занятий  вырабатывается образ Я - учащегося, формируется чувство уверенности в себе. 
Способствовать позитивным изменениям и формированию этих психологических черт учащихся можно за счет использования упражнений «психологического» характера. Направленность упражнений саморегуляционной направленности может быть двух типов: 1) усиливать и закреплять положительный психолого-педагогический эффект использования специфических физических нагрузок и двигательных заданий; 2) способствовать развитию сторон личности, необходимых в психологическом становления или напрямую связаны с профилактикой девиантного поведения.
Эффективными средствами повышения саморегулятивных функций являются игры- представления, эстафеты, работы в парах, дыхательные упражнения и релаксация. Приведем несколько примеров.
          С целью создания благоприятного настроя ребятам предлагается, войдя в спортзал мысленно представить, что «они входят в белоснежном «рыцарском плаще чести», с улыбкой, хорошим настроением, доброжелательностью, постоянной готовностью оказать содействие товарищу, нуждающемуся в помощи. На протяжении всего урока надо чувствовать этот плащ на себе». Для воспитания чувства коллективизма, мобилизации внутренних ресурсов перед проведением командных игр предлагается: «Построиться ребятам в круг, закрыть глаза и представить, что от сердца каждого выходит луч добра, света и успеха, объединяющий общие усилия и помогающий в победе». Подобные настрой могут переходить в ритуал и ребята так настраиваются перед соревнованиями.
Каждое упражнение этого «арсенала» должно учитывать: раздел учебной программы, в рамках которого используется; форму выполнения задания (групповое, парное или индивидуальное); наиболее предпочтительную часть урока; направленность задания.
        Использование элементов психорегуляции на уроках физической культуры 

Раздел учебной программы
Форма
организа-ции
Исполь-зование в структуре урока
Направленность задания
 
Содержание задания

1
Спортивные игры
групповая
подг. часть
Создание эмоционального настроя, тактильное общение, доверие друг другу
Игра «Физкульт-привет». 





Умение видеть эмоциональное состояние другого, развитие чувства эмпатии
Статичные задания (поза, мимика): вид бодрого человека, усталого Динамичные задания: строевой шаг на параде, ходьба по льду. Ролевые задания:  кошка подкрадывается к мышке, медведь идет по лесу.




осн.часть
Умение сотрудничать, замена критики партнеров вербальными и тактильными элементами поддержки
Игра « Что бы ни случилось – протяни руку».




закл.часть
Формирование эмпатии
Поочередное перечисление «сильных» качеств членов класса



парная
подг. часть
Умение сотрудничать
«Парная эстафета»




осн.часть
Совершенствование навыков концентрации
Игра «Представь и выполни». (выполнение с первоначальной визуализацией траектории броска)




закл.часть
Развитие навыков саморегуляции
Поочередная «настройка дыхания» под темп партнера, соседа по строю



индивид.
подг. часть
Формирование ответственности
«Я ставлю цель себе». Формулирование индивидуальных задач на урок с последующим самоотчетом по их выполнению




осн.часть
Формирование рационального отношения к неудачам
« Найти и исправить». Ошибки в игре переводить недовольство собой в корректирующую игровую  установку.




закл.часть
Совершенствование навыков концентрации
В условиях тишины в зале - фиксация звуков, которые слышны вне помещения

2
Гимнастика и акробатика
групповая
подг. часть
Техническая подготовка
Проведение аналогий «двигательный навык- где встречается в жизни?»




осн.часть
Совершенствование навыков саморегуляции
Задания по идеомоторному выполнению предстоящих упражнений




закл.часть
Формирование смысложизненной ориентации
Поочередный подбор (девиза) для каждого ученика с кратким обоснованием



парная
подг. часть
Волевая подготовка
Формулирование «обязательств» по выполнению на данном уроке определенных задач с последующим взаимным контролем




осн.часть
Совершенствование коммуникативных навыков
Поочередное «обучение» друг друга какому-либо элементу, включая элементы страховки




закл.часть
Формирование доверия
«Найди пару для работы и страховки»



индивид.
подг. часть
Совершенствование навыков психологической подготовки
Упражнение «Вверх по радуге». Визуализация своих действий на уроке (до четкого представления своего успешного действия)

3
Кроссовая подготовка
групповая
подг. часть
Совершенствование волевой подготовки
Преодоление дистанции с предварительным «посвящением» результата кому-то из близких




осн.часть
Формирование товарищеского отношения
Помощь слабым спортсменам по принципу «бег за лидером», эмоциональная (в т.ч. вербальная) поддержка отстающих

Таким образом, учащиеся получают знания о возможности преодоления негативных эмоций с помощью двигательных действий, которые способствуют снятию стресса, помогают приобрести уверенность, снять нервное напряжение, применяя самые несложные упражнения. Интеграция средств физической подготовки и психического совершенствования позволяет по-новому формировать деятельное отношение ребенка к действительности, повышая эффективность его развития как личности.

15