Глава Кукла — кульминация повести В.Г.Короленко В дурном обществе. Проступок или поступок?


Тема: «Глава «Кукла» - кульминация повести. Поступок или проступок?»
Используемые приёмы ТКМ: Приём толстых и тонких вопросов, эссе, кластер, перекрёстная дискуссия, работа в группах.
Формируемые УУД: 1.познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, умение сжато и адекватно передавать содержание текста, выдвигать гипотезы и их обосновывать, поиск и выделение необходимой информации.2.коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, владение разными формами речи, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
3.регулятивные – прогнозирование.
4. личностные – действие нравственно-этического оценивания, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Словарь: дискуссия, кульминация, проступок, поступок
Ход урока
Орг. момент
Вызов
О чем говорили на прошлом занятии, к какому выводу пришли? (1.О детях – героях повести. Пришли к выводу, что у них много общего, но живут они по-разному из-за социальной несправедливости, против которой боролся Короленко. 2.О дружбе, которая научила ценить в человеке лучшие качества, а не социальное положение)Вспомните героев повести, о которых мы говорили не так подробно, как о Васе и Валеке, чьи поступки ещё не обсуждали (Тыбурций, пан судья, Януш)
Сформулируйте цель урока (Будем говорить о Тыбурции, судье, Януше, анализировать их поступки и делать выводы)
Чьими глазами видим этих героев? (глазами Васи)
Осмысление
Расскажите о Тыбурции (кратко). Какие основные качества можно выделить в характере героя? (добрый, печальный, задумчивый, проницательный, мудрый)
Если Тыбурций такой хороший человек, почему он является членом «дурного общества»? (социальная несправедливость существует не только среди детей, но и среди взрослых)
Каким образом проявилась мудрость Тыбурция, какие важные мысли донес он до Васи через Валека, тем самым затронув в душе Васи «струны сыновей гордости», «ноты щемящей любви»? («Твой отец - лучший человек в городе»)
Кто впервые упоминает в повести словосочетание «дурное общество»? Расскажите об этом человеке. (Януш - бывший графский слуга, жестокий доносчик…)
Как вы понимаете выражение «дурное общество»?– проверка д.з. предыдущего урока (заслушать 1-2 ответа)
В какой главе раскрываются наши герои? Какая глава является кульминацией повести? Вспомните, что такое кульминация произведения? ( В главе «Кукла» ярче всего раскрываются герои повести, она и является кульминацией повести.)
Кульминация (от лат.culmen – вершина) Точка, момент наивысшего напряжения в развитии чего-л. (Большой толковый словарь) Краткий пересказ главы «Кукла». То, что совершил Вася, можно назвать поступком или проступком?
Вспомните, что обозначает слово дискуссия.
Дискуссия (от лат. discussion – исследование, обсуждение) Свободное публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса. (Большой толковый словарь)Лексическая работа
Поступок – решительное активное действие в сложных обстоятельствах (Большой толковый словарь)
Проступок – поступок, нарушающий какие-либо нормы, правила поведения, провинность (Большой толковый словарь)
Дискуссия (работа в группах) Первая группа старается убедить другую, используя аргументы, что совершенное Васей – это проступок. Вторая группа, наоборот, утверждает, что это поступок.
Перед работой напоминаем правила ведения дискуссии.
Проступок Поступок
Не спросил у отца Спросил у сестры
Дорогая вещь Помощь умирающей девочке
Память о матери Дал слово молчать
Учит обманывать сестру Маруся напоминала умершую мать, а мама поддержала бы сына в трудной ситуации
Вывод: это поступок!
Как раскрываются наши герои в этой главе, какие черты характера проявляют (Тыбурций, Вася – жертвенность, отец Васи пытается понять сына)
Зачитать эпизод «отец Васи и Тыбурций после разговора наедине». Выразительное чтение
- Отпустите мальчика, - повторил Тыбурций, и его широкая ладонь любовно погладила мою опущенную голову. - Вы ничего не добьетесь от него угрозами, а между тем я охотно расскажу вам все, что вы желаете знать... Выйдем, пан судья, в другую комнату.
Отец, все время смотревший на Тыбурция удивленными глазами, повиновался. Оба они вышли, а я остался, подавленный ощущениями, переполнившими мое сердце. В эту минуту я ни в чем не отдавал себе отчета. Был только маленький мальчик, в сердце которого встряхнули два разнообразных чувства: гнев и любовь - так сильно, что это сердце замутилось. Этот мальчик был я, и мне самому себя было как будто жалко. Да еще были два голоса, смутным, хотя и оживленным говором звучавшие за дверью...
Я все еще стоял на том же месте, как дверь кабинета отворилась и оба собеседника вошли. Я опять почувствовал на своей голове чью-то руку и вздрогнул. То была рука отца, нежно гладившая мои волосы.
Тыбурций взял меня на руки и посадил, в присутствии отца, к себе на колени.
- Приходи к нам, - сказал он, - отец тебя отпустит попрощаться с моей девочкой... Она... она умерла.
Голос Тыбурция дрогнул, он странно заморгал глазами, но тотчас же встал, поставил меня на пол, выпрямился и быстро ушел из комнаты.
Я вопросительно поднял глаза на отца. Теперь передо мной стоял другой человек, но в этом именно человеке я нашел что-то родное, чего тщетно искал в нем прежде. Он смотрел на меня обычным своим задумчивым взглядом, но теперь в этом взгляде виднелся оттенок удивления и как будто вопрос. Казалось, буря, которая только что пронеслась над нами обоими, рассеяла тяжелый туман, нависший над душой отца. И отец только теперь стал узнавать во мне знакомые черты своего родного сына.
Предположите, что сказал Тыбурций отцу Васи, вероятно, что-то очень важное?
Рефлексия
Д/з: оформить свои мысли в виде эссе.
Вспомните, что говорили на нескольких уроках и ответьте на вопрос : «Серый камень - это …» заслушать эссе и ответы записать в виде кластера) – проверка д.з. предыдущего урока
Серый камень

Известняк Каменный подвал Нищета

Сырость Болезнь Угроза жизни Безрадостная жизнь Горе, печаль