Рабочая программа. Литература. 9 класс. Специальные (коррекционные) классы 7 вида.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 г.ОрлаМетодическое объединение учителей русского языка и литературы
Рабочая программа
по литературе для специальных (коррекционных) классов VII вида
9 класс
Орёл
2013
Автор-составитель
Е.С. Аверичева, учитель русского языка и литературы;
Фомичева Л.Н., учитель русского языка и литературы

Рабочая программа по литературе для специальных (коррекционных) классов 7 вида. 9 класс. – Орел: МБОУ - СОШ № 6 г. Орла. – С.25

Обсуждена и одобрена на заседании МО учителей русского языка и литературы (протокол № 1 от « 30» августа 2013г.).


© МБОУ СОШ № 6 г. Орла – 2013г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 г.ОрлаМетодическое объединение учителей русского языка и литературы
УТВЕРЖДАЮ
Директор муниципальногобюджетного образовательного
учреждения СОШ № 6
Краснова С.А.
«___» _____________ 2013 г.
Рабочая программа
по литературе для специальных (коррекционных) классов VII вида
9 класс
Орёл 2013
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под ред. В.Я. Коровиной. Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы. Обучение ведется с использованием учебника: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч. 1,2 / авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – М.:Просвещение, 2010.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Общая цель литературного образования - приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной культуры, развитие способности к эстетическому восприятию искусства, оценки явлений литературы, формирование гуманных потребностей. Особое значение придается урокам литературы в деле формирования у учащихся опыта общения, основанного на гуманистических принципах.
Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт критического анализа текста, при этом особое внимание уделяется совершенствованию навыков чтения, развитию устной и письменной монологической речи, творческому развитию учащихся.
Преподавание предмета строится в соответствии с принципами гуманизации, свободного развития личности и обеспечивает адаптивность и вариативность системы образования, а также соотносится с задачами обучения детей с задержкой психического развития и служит для формирования коррекционно-развивающего пространства через активизацию познавательной деятельности учащихся; повышение уровня их умственного развития; нормализацию учебной деятельности; коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития; охрану и укрепление физического и нервно-психического здоровья; социально-трудовую адаптацию.
Цели изучения курса «Литература» в специальном (коррекционном) классе аналогичны целям изучения предмета в общеобразовательных классах и изложены в «Сборнике нормативных документов. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ». Изучение литературы направлено на достижение целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира учащихся, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о литературе, ее духовно- нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве. Об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
овладение умением формулировать цель своей деятельности, планировать её, находить необходимую информацию из различных источников.
Гуманизация преподавания литературы проявляется в сочетании традиционных и инновационных методов обучения.
К основным обще учебным умениям и навыкам, формируемым на урокам литературы относятся:
умение читать и пересказывать художественное произведение;
умение формулировать проблемные вопросы, аргументированно отвечать по тексту, цитировать;
самостоятельно формулировать тему и идею произведения;
анализировать художественное произведение с учетом его жанра, в контексте культуры, эпохи, современности;
работать с разными источниками информации, пользоваться словарями и справочниками;
владеть грамотной письменной речью, писать сочинения разных жанров.
Задачи изучения литературы представлены тремя категориями: воспитательной, образовательной и коррекционно-развивающей.
Воспитательные задачи заключаются в формировании эстетического идеала, развитии эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.
В круг образовательных задач входят:
формирование умений творческого углубленного чтения;
читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст;
особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;
знакомство с понятием характеры героев;
формирование речевых умений — умений составить план и пересказать прочитанное;
умение составить конспект статьи; записать основы лекции;
умение прокомментировать прочитанное;
объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте;
умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.
К коррекционно-развивающим задачам относятся:
формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей, коррекция личностного развития ребенка;
развитие и расширение знаний учащихся об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;
совершенствование навыков чтения – сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;
уточнение и обогащение словарного запаса ребенка обобщающими понятиями, словами, обозначающими действия и признаки, особенно теми, которые называют чувства, переживаемые самим говорящим, другим лицом или литературным героем;
развитие мышления: умения наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать;
развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказывания, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи).
В данной программе пересмотрено количество часов по изучаемым темам с учётом возрастных особенностей детей с ЗПР.
Программа построена по модульному принципу. Каждый тематический блок программы относительно самостоятелен, объем изучения материала в нем зависит от уровня подготовки учащихся, их коммуникативных потребностей и интересов. Некоторые из указанных тем могут быть опущены, наоборот, отдельные темы могут выступать в качестве главных. Учитывая, что содержание школьного литературного образования концентрично и учащихся должно формироваться целостное представление о ходе и развитии литературного процесса, рекомендуем не изменять последовательность изучения тематических блоков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя; до начальных сведений об историзме литературы, как искусстве слова. Продолжается ознакомление с литературой разных веков (с времен древней Руси до современности).
В формировании грамотного читателя особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства.
Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс.
Основные теоретико-литературные понятия, знания о которых углубляются или даются впервые: литература как искусство слова; слово как жанр древнерусской литературы; ода как жанр лирической поэзии; романтизм; сентиментализм; баллада, роман в стихах; понятие о герое и антигерое; понятие о литературном типе; трагедия, комедия как жанр драматургии; реализм в художественной литературе; философско-драматическая поэма.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения литературы учащиеся должны
знать /понимать:
образную природу словесного искусства;
общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные факты жизни и творческого пути писателей-классиков 19-20 веков;
историко-культурный контекст изучаемых произведений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
выявлять авторскую позицию;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
прослеживать темы русской литературы в их исторических изменениях;
определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
определять идейную и эстетическую позицию писателя;
анализировать произведения с учетом особенностей художественного метода и жанровой специфики, а также преемственности литературных жанров и стилей;
различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, основываясь на сравнении проблем произведений, путей и способов из разрешения, а также находить в них общее и различное;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни и для создания связного текста (устного или письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторстве (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, выполнение заданий в тестовой форме.
Курс рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛИТЕРАТУРА»

п/п Наименование разделов и тем
1 Раздел 1. Введение
Тема № 1. Литература как искусство слова.
2 Раздел 2. Древнерусская литература
Тема № 2. Древнерусская литература, ее самобытный характер.
Тема № 3. «Слово о полку Игореве».
Тема № 4. РР. Подготовленное чтение отрывка из «Слова о полку Игореве».
3 Раздел 3. Русская литература 18 века
Тема № 5.Общая характеристика русской литературы 18 века.
М.В. Ломоносов. Г.Р. Державин.
Тема № 6. А.Н. Радищев.
Тема № 7. Н.М. Карамзин.
4 Раздел 4. Русская литература первой половины 19 века
Тема № 8. Русская литература первой половины 19 века (обзор).
Тема № 9. Романтизм как литературное направление.
В.А. Жуковский.
Тема № 10. А.С. Грибоедов.
Тема № 11. РР. Составление конспекта статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний».
Тема № 12. А.С. Пушкин.
Тема № 13. РР. Конспектирование критического статьи
В.Г. Белинского.
Тема № 14. М.Ю. Лермонтов.
Тема № 15. РР. Выразительное чтение лирических отступлений романа «Герой нашего времени».
Тема № 16. Н.В. Гоголь.
Тема № 17. Анализ эпизода поэмы «мертвые души».
5 Раздел 5. Русская литература второй половины 19 века
Тема № 18. Эмоциональное богатство русской поэзии.
Тема № 19. А.Н. Островский.
Тема № 20. Л.Н. Толстой.
Тема № 21. А.П. Чехов.
6 Раздел 6. Русская литература 20 века
Тема № 22. И.А. Бунин.
Тема № 23. М.А. Булгаков.
Тема № 24. РР. Ответ на проблемный вопрос (на материале повести «Собачье сердце»).
Тема № 25. М.А.Шолохов.
Тема № 26. А.И. Солженицын.
Тема № 27. РР.Работа над личным высказыванием («Можно ли Матрёну назвать праведницей?»).
7 Раздел 7. Поэзия Серебряного века
Тема № 28. Обзор поэзии серебряного века. М.И. Цветаева.
Тема № 29. А.А. Ахматова.
Тема № 30. РР. Анализ одного из стихотворений по выбору учащегося.
8 Раздел 8. Зарубежная литература
Тема № 31. Уильям Шекспир «Гамлет».
Тема № 32. Общечеловеческое значение героев Шекспира.
Содержание
Раздел 1. Введение (1ч.)
Литература как художественное отражение жизни. Литература и её роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Художественное произведение и его автор.
Теория литературы: Литература как искусство слова (углубление представлений).
Раздел 2. Древнерусская литература (3ч.)
Древнерусская литература, ее самобытный характер. Богатство и разнообразие жанров. "Слово о полку Игореве". История открытия памятника, проблема авторства. Патриотический пафос произведения, призыв к единению, гуманизм русского народного сознания. Художественные особенности памятника. Значение «Слова…» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы: Слово как жанр древнерусской литературы.
Развитие речи: выразительное чтение
Связь с другими искусствами: иллюстрации В. Серова, гравюры В. Фаворского, живопись В. Васнецова.
Раздел 3. Русская литература 18 века (4ч.)
Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величества и могущества Российского государства. Античность и классицизм.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество (обзор). Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество (обзор).
Традиции и новаторство в поэзии Державина. «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские интонации. «Памятник». Традиции Горация. Взгляд Державина на роль поэта и поэзии . Оценка в стихотворении собственного новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о поэте.
Сентиментализм как литературное направление. Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни. Отражение в «Путешествии из Петербурга в Москву» просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической России в книге, её гражданский антикрепостнический и обличительный пафос. Черты классицизма и сентиментализма в произведении.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе (писатель и историк). Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Понятие о сентиментализме как литературном направлении. Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героев. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Новые черты русской литературы.
Теория литературы: Ода как жанр лирической поэзии. Жанр путешествия. Сентиментализм (начальное представление).
Развитие речи: обучение конспектированию лекции, сжатый пересказ, характеристика героев по плану.
Связь с другими искусствами: портретная живопись, архитектура 18 века.
Раздел 4. Русская литература первой половины 19 века (42ч.)
Новое понимание человека в его связях и национальной историей. Осмысление ценностей европейской и мировой культуры. Беседа об авторах, определивших лицо литературы первой половины 19 века. Поэзия, проза, драматургия первой половины 19 века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе(обзор).
Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Формирование представлений о национальной самобытности русской изящной словесности. Роль литературы в формировании литературного языка. Проблема личности и общества. Образ героя времени. Тип героя-индивидуалиста.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество (обзор).
Черты романтизма в лирике В.А. Жуковского. Тема человека и природы, соотношение мечты и действительности в стихотворении «Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
Баллада «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» - пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как сосредоточие народного духа и христианской веры. Светлана – пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы: Баллада (развитие представлений).
Развитие речи: выразительное чтение; повторение лексики: прямое и переносное значение слова.
Связь с другими искусствами: иллюстрации А. Кошкина, картины И. Айвазовского.
Александр Сергеевич Грибоедов. Слово о писателе (обзор). «Горе от ума». История создания комедии. Идейный замысел, композиция. Истоки конфликта Чацкого и московского общества. Чацкий. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Критика о комедии (И.А. Гончаров «Мильон терзаний»).
Теория литературы: юмор, жанр комедии (углубление представлений).
Развитие речи: комментированный пересказ; речевая характеристика героя, составление конспекта статьи/ тезисного плана; выразительное чтение монологов .Связь с другими искусствами: портреты А.С. Грибоедова художников И.Н. Крамского, П.З. Заболоцкого, Н.И. Уткина.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество (обзор).
“… Таков Поэт …” Основные вехи творчества А.С. Пушкина. Детство. Лицей. Пушкин на юге. Романтические мотивы лирики Пушкина. Южные поэмы. В Михайловском. После ссылки. (20-30-е годы). Последние годы жизни.
Основные мотивы лирики А.С. Пушкина. Дружба и друзья - одна из основных тем стихотворений поэта. ( «К товарищам», «Воспоминания …», «К Чаадаеву», «19 октября 1825 года»). Любовная лирика поэта. («Я вас любил», «Я помню…», «На холме Грузии…», «Мадонна»). Эволюция темы свободы в лирике поэта («В Сибирь», «К морю»). “Глаголом жги сердца людей”. Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина. (“Памятник”, “Певец”, “Муза”, “Пророк”, “Эхо”, “Арион”).
Поэма «Цыганы». Романтический колорит поэмы. Цыганы». Контрастность характеров главных героев. Невозможность обретения свободы для себя. Основной конфликт в поэме «Цыганы». Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Маленькие трагедии» Тематика и проблематика. Жанровое своеобразие трагедий. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Нравственный смысл творчества.
“Евгений Онегин”. История создания, сюжет и композиция. “И завтра то же, что вчера”. (День Онегина). “ Лед и пламя не столь различны меж собой”. (Онегин и Ленский). “Души невинной излиянье”. Письмо Татьяны - исповедь Онегину. Сон и именины Татьяны. Дуэль. “Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана”. Татьяна в доме Онегина и в Москве. Последняя встреча. “Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной”. Автор и герой в романе. Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский о романе; философская критика начала 20 века; писательские оценки).Теория литературы: роман в стихах (начальное представление); реализм (развитие понятия); трагедия как жанр драмы (развитие понятия); романтическая поэма (развитие понятия); роман, композиция; реализм (развитие понятия).Развитие речи: выразительное чтение.
Связь с другими искусствами: портреты поэта кисти В.А. Тропинина, О.А. Кипренского, картины Н. Ге, И.Е. Репина.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество поэта (обзор).
Основные мотивы лирики. “Из пламя и света рожденное слово”. Назначение поэзии и судьба поэта в лирике М.Ю. Лермонтова. (“Пророк”, “Поэт”, “Кинжал” и др.). Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова. «Парус», «И скучно, и грустно». Трагедия поколения в лирике Лермонтова («Дума», «Как часто пёстрою толпою окружён»). Образ Родины в лирике М.Ю. Лермонтова. «Бородино», «Прощай немытая Россия», «Родина».
“Герой нашего времени”. Замысел и композиция романа. “Странный человек”. (Повесть “Бэла”). Повесть “Максим Максимыч”. Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Кто Печорин - виновник или жертва трагедии? “И какое дело мне до радостей и бедствий человеческих?” (“Тамань”).“Зачем я жил? Для какой цели я родился?” (“Фаталист”). Философско-композиционное значение повести «Фаталист». Трагедия Печорина, ее сущность и причины.
Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В.Г. Белинского.
Теория литературы: понятие о романтизме (закрепление понятия); романтический герой (повторение); психологизм художественной литературы (начальные представления); психологический роман (начальные представления).Развитие речи: выразительное чтение лирических отступлений романа
Связь с другими искусствами: автопортрет Лермонтова.
Николай Васильевич Гоголь. «Сквозь видимый миру смех и невидимые ему слезы». Н.В. Гоголь: жизнь, творчество, судьба.
«Мертвые души». Замысел и композиция. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Авторская концепция омервления души. Образы Манилова, Ноздрева: приемы создания сатирического образа персонажа. Чичиков у Коробочки, Собакевича, Плюшкина. Приемы создания образов помещиков; значение образов в поэме. Чичиков как художественное открытие Н.В. Гоголем нового героя эпохи. Чичиков как антигерой. Эволюция образа Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора – от сатирика к пророку и проповеднику. Живая Русь в поэме. Пафос лирических отступлений. Поэма в оценке В.Г. Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы: понятие о герое и антигерое; понятие о литературном типе; понятие о комическом и его видах.Развитие речи: анализ эпизодов
Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме художников А. Агина и А. Лаптева, А. Боклевского, В. Бернардского.
Раздел 5. Русская литература второй половины 19 века (6ч.).
Беседы о Н.А. Некрасове, Ф.И. Тютчеве, А.А. Фете и других поэтах (по выбору учителя). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии.
Теория литературы: развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений; лирический герой (повторение).
Развитие речи: выразительное чтение.
Александр Николаевич Островский. Страницы жизни и творчества.
«Бедность не порок». Образ патриархального мира в пьесе и угроза его распада. Особенности сюжета. Комедия как жанр драматургии. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя – положительные герои пьесы. Победа любви – воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты. Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский о пьесах А.Н. Островского.
Теория литературы: комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Развитие речи: выразительное чтение по ролям.
Связь с другими искусствами: постановки пьес А.Н. Островского в Малом театре.
Лев Николаевич Толстой. Страницы жизни и творчества.
"Юность" как часть автобиографической трилогии. Обзор содержания. Замысел автобиографической трилогии и его воплощение. Формирование личности юного героя повести. Его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л.Н. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Страницы жизни и творчества. «Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказов. Тема «маленького человека». Чеховское отношение к маленькому человеку. Эволюция образа маленького человека в русской литературе. Тема одиночества человека в многолюдном городе..Теория литературы: развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Развитие речи: совершенствование навыков пересказа.
Раздел 6. Русская литература 20 века (7ч.).
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы 20 века. Разнообразие видов и жанров прозаических произведений 20 века, прозаики России.
Иван Алексеевич Бунин. Страницы жизни и творчества.
В творческой лаборатории Бунина . «Темные аллеи» - рассказ о несчастной любви. Сюжет и герои рассказа. История любви. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть "Собачье сердце", ее судьба. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов повести «Собачье сердце». Смысл названия. Нравственная оценка операции профессора Преображенского. Шарик превращается в Шарикова. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондерства». Открытый финал повести. Поэтика Булгакова-сатирика. Приемы гротеска в повести.
Теория литературы: художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Развитие речи: пересказ фрагментов повести.
Связь с другими искусствами: экранизация повести «Собачье сердце» режиссером В. Бортко.
Михаил Александрович Шолохов. Страницы жизни и творчества.
"Судьба человека". Особенности композиции рассказа. Образ Андрея Соколова. Автор и рассказчик в произведении.
Теория литературы: реализм в художественной литературе.
Связь с другими искусствами: экранизация рассказа «Судьба человека»-режиссер С. Бондарчук.
Александр Исаевич Солженицын. Страницы жизни и творчества.
Тема праведничества в рассказе «Матренин двор». Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы: притча (углубление понятия).
Раздел 7. Поэзия Серебряного века (3ч.).
Обзор поэзии серебряного века. Многообразие направлений, видов, жанров лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии 20 века.
Марина Ивановна Цветаева. Страницы жизни и творчества. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?...», «Родина», «Стихи о Москве». Основные мотивы лирики Цветаевой. Особенности поэтики Цветаевой.
Анна Андреевна Ахматова. Страницы жизни и творчества. Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «Тростник», «Ветер войны», «ANNO DOMINI». Основные мотивы лирики А. А. Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии.
Теория литературы: виды рифм; способы рифмовки.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть; способы анализа лирического стихотворения.
Связь с другими искусствами: портреты поэтессы работы художников Модильяни, Альтмана, Верейского, Анненкова.
Раздел 8. Зарубежная литература (2ч.).
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром. Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы: трагедия как драматический жанр.
Развитие речи: выразительное чтение драматического произведения.
Связь с другими искусствами: экранизации пьесы Шекспира «Гамлет»- реж. Франко Дзеффирелли, Георгий Козинцев.
ЛИТЕРАТУРА
Программы
Сборник нормативных документов. Литература / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
Литература. Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 классы (Базовый уровень). 10-11 классы (Профильный уровень). /Под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение, 2009.
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень) / под ред. В.Я.Коровиной. М.: Просвещение,2010.
Основная литература
Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.: Просвещение, 2008.
Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочное планирование по литературе 9 класс.- М.: ВАКО, 2002
Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы/ Н.В.Беляева.- М.: Вербум-М., 2004
Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.
Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературы 5-9 классы.- М.: Дрофа, 2006
Зинина Е.А., Федоров А.В., Самойлова Е.А. Литература: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. - М: Просвещение, 2006.
Золотарёва И.В. и др. Поурочные разработки по литературе. 9 кл. – М.: ВАКО, 2003.
Золотарева И. В., Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс. М.: ВАКО, 2011.
Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский: под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2008.
Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы по литературе: 9 класс. М.: Просвещение, 2010.
Кучина Т. Г., Леденёв А.В. Контрольные и проверочные работы по литературе. 9-11 кл., – М.: «Дрофа», 1997
Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс, - М.: Материк Альфа, 2004.
Матвеева Е.И. Литература. 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам. – М.: Эскимо, 2008
Литература: 9 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СД- ROM / Сост. Коровина В.Я., В.П.Журавлев, В.И.Коровин.- М.: Просвещение, 2008
Литература. 5 - 11классы : проектная деятельность учащихся\ авт.-сост. Г.В.Цветкова.- Волгоград: Учитель, 2011
Литература: Тесты. 9-11 кл. Автор-сост. И. М. Михайлова.– М.: «Дрофа»,
Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11 кл. – М.: «Издательство Астрель», 2000
Русский язык. Литература. 5-11 классы: уроки – путешествия, ролевые игры, тематические викторины/авт-сост. Е.М. Мордас. – Волгоград: Учитель, 2011
Фогельсон И.А. Русская литература первой половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.
Учебники
Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2008.
Интернет – ресурсы
http:// katalog.iot.ru – каталог образовательных ресурсов сети Интернет.http://www.lexed.ru/standart/01/01/02.html - Федеральный центр -
http://school – collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных образовательных ресурсов.http://www/rusedu.ru - архив медиафайлов (уроки и презентации).
http://www/mapryal/org/ - МАПРЯЛ (сайт Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы)
http://lit.1 september.ru и http://rus. 1 september.ru-электронная версия газеты «Первое сентября. Литература» и «Русский язык»
http://festival.1 september.ru – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
http://pedsovet.org – Всероссийский Интернет-педсовет
http://www.it-n.ru- сеть творческих учителей
Приложение № 1
к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование
уроков литературы
№ урока Наименование раздела, темы Количество часов Дата Примечание
Раздел 1. Введение.
1 Литература и ее роль в духовной жизни человека. 1 Раздел 2. Древнерусская литература
2 Древнерусская литература, ее самобытный характер. Богатство и разнообразие жанров. "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы. 1 3 Патриотический пафос произведения, призыв к единению, гуманизм русского народного сознания. Художественные особенности памятника. 1 4 Р.р. Подготовленное выразительное чтение отрывка из «Слова о полку Игореве». 1 Раздел 3. Русская литература 18 века
5 Общая характеристика русской литературы 18 века. Гражданский пафос русского классицизма. М.В. Ломоносов — ученый, поэт, реформатор русского литературного языка. Г.Р. Державин. Слово о поэте-философе. 1 6 Подвиг А.Н. Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор). Обличительный пафос произведения. 1 7 Н.М Карамзин – писатель и историк. Понятие о сентиментализме. Повесть "Бедная Лиза". 1 8 Утверждение общечеловеческих ценностей в повести "Бедная Лиза". 1 Раздел 4. Русская литература первой половины 19 века
9 Русская литература первой половины 19 века (обзор). Авторы и произведения, определившие лицо литературы этого периода. 1 10 Романтизм как литературное направление.
В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира писателя («Море», «Невыразимое»).
Жанр баллады в творчестве Жуковского («Светлана»)
Повторение: баллада. 1 11 А.С. Грибоедов. Слово о писателе. «Горе от ума». Идейный замысел, композиция. Истоки конфликта Чацкого и московского общества. Чацкий.
Повторение: речевая характеристика героя. 1 12 «Век нынешний и век минувший». Анализ второго действия. 1 13 «Горе от ума» - «картина нравов, галерея живых типов и острая сатира». Обобщающее значение комедии, смысл названия. Меткий, афористичный язык комедии 1 14 Р.р. Составление конспекта статьи И. А. Гончарова «Мильон терзаний» 1 15 “… Таков Поэт …” Основные вехи творчества А.С. Пушкина. Детство. Лицей.
Пушкин на юге. Романтические мотивы лирики Пушкина. Южные поэмы (Основной конфликт в поэме «Цыганы») 1 16 В Михайловском. После ссылки. (20-30-е годы). Последние годы жизни. 1 17 Основные мотивы лирики А.С. Пушкина. Дружба и друзья - одна из основных тем стихотворений поэта. ( «К товарищам», «Воспоминания …», «К Чаадаеву», «19 октября 1825 года»). 1 18 Любовная лирика поэта. («Я вас любил», «Я помню…», «На холме Грузии…», «Мадонна») 1 19 Эволюция темы свободы в лирике поэта («В Сибирь», «К морю») 1 20 “Глаголом жги сердца людей”. Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина. (“Памятник”, “Певец”, “Муза”, “Пророк”, “Эхо”, “Арион”) 1 21 Поэма «Цыганы». Романтический колорит поэмы. Цыганы». Контрастность характеров главных героев. Невозможность обретения свободы для себя.
Повторение: романтическая поэма. 1 22 «Маленькие трагедии» Тематика и проблематика. Жанровое своеобразие трагедий. 1 23 «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Нравственный смысл творчества. 1 24 “Евгений Онегин”. История создания, сюжет и композиция.
“И завтра то же, что вчера”. (День Онегина).
Повторение: роман, композиция. 1 25 “ Лед и пламя не столь различны меж собой”. (Онегин и Ленский). 1 26 “Души невинной излиянье”. Письмо Татьяны - исповедь Онегину. 1 27 Сон и именины Татьяны. Дуэль. 1 28 “Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана”. Татьяна в доме Онегина и в Москве. Последняя встреча. 1 29 “Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной”. Автор и герой в романе. 1 30 Р.р. Конспектирование критической статьи В. Г. Белинского 1 31 “Жизнь моя - я сам”. Вехи жизни и творчества М.Ю. Лермонтова. Основные мотивы лирики 1 32 “Из пламя и света рожденное слово”. Назначение поэзии и судьба поэта в лирике М.Ю. Лермонтова. (“Пророк”, “Поэт”, “Кинжал” и др.) 1 33 Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова. «Парус», «И скучно, и грустно».
Трагедия поколения в лирике Лермонтова («Дума», «Как часто пёстрою толпою окружён») 1 34 Образ Родины в лирике М.Ю. Лермонтова. «Бородино», «Прощай немытая Россия», «Родина». 1 35 “Герой нашего времени”. Замысел и композиция романа.“Странный человек”. (Повесть “Бэла”)
Повторение: романтический герой. 1 36 Повесть “Максим Максимыч”. Кто Печорин - виновник или жертва трагедии? 1 37 “И какое дело мне до радостей и бедствий человеческих?” (“Тамань”). 1 38 “Неужели зло так привлекательно?” Печорин и “водяное общество”. 1 39 “Неужели зло так привлекательно?” Печорин в отношениях с Вернером, Грушницким. 1 40 “Зачем я жил? Для какой цели я родился?” (“Фаталист”) 1 41 Обобщающий урок по роману. Трагедия Печорина, ее сущность и причины. 1 42 Р.р. Выразительное чтение лирических отступлений романа 1 43 “Сквозь видимый миру смех и невидимые ему слезы”. Н.В. Гоголь: жизнь, творчество, судьба. 1 44 “Мертвые души”. Замысел и композиция. Знакомство с героем. (1 глава) 1 45 «Портретные» главы поэмы. Встреча с Маниловым, Ноздрёвым. Приёмы создания сатирического образа персонажа.
Повторение: сатира и юмор. 1 46 Встреча с Коробочкой, Собакевичем, Плюшкиным. Значение образов в поэме. 1 47 «В городе NN». Губернаторское общество. 1 48 Чичиков как художественное открытие Н.В. Гоголем нового героя эпохи.
«Кто же он? Стало быть подлец?» Образ Чичикова в поэме. 1 49 Живая Русь в поэме. Пафос лирических отступлений. Образ автора в поэме. Обобщающее значение поэмы 1 50 Р.р. Анализ эпизода поэмы «Мертвые души» 1 Раздел 5. Русская литература второй половины 19 века
51 Эмоциональное богатство русской поэзии. Н. А. Некрасов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет и др. Обзор с включением ряда произведений.
Повторение: лирический герой. 1 52 А.Н. Островский: страницы жизни и творчества.
А.Н. Островский "Бедность не порок". Образ патриархального мира в пьесе. Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы. 1 53 А.Н. Островский "Бедность не порок". Победа любви и красоты. Своеобразие языка комедии. 1 54 Л.Н. Толстой: страницы жизни и творчества. "Юность" как часть автобиографической трилогии. Обзор содержания . Замысел автобиографической трилогии и его воплощение. 1 55 Формирование личности юного героя повести. Его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками. 1 56 А.П. Чехов: страницы жизни и творчества. «Тоска», «Смерть чиновника». Тема «маленького человека». Истинные и ложные ценности героев рассказов. Тема одиночества человека. 1 Раздел 6. Русская литература 20 века.
57 Русская литература 20 века. Богатство, разнообразие жанров и направлений.
И.А. Бунин. Страницы жизни и творчества. В творческой лаборатории Бунина . «Темные аллеи» - рассказ о несчастной любви. Сюжет и герои рассказа. История любви. 1 58 М.А. Булгаков. Слово о писателе. Повесть "Собачье сердце", ее судьба. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Анализ 1-3 глав 1 59 Система образов повести «Собачье сердце». Нравственная оценка операции профессора Преображенского. Шарик превращается в Шарикова. Открытый финал повести. 1 60 Р.р. Ответ на проблемный вопрос на материале повести. 1 61 М.А. Шолохов: страницы жизни и творчества. "Судьба человека". Особенности композиции рассказа. Образ Андрея Соколова. Автор и рассказчик в произведении 1 62 А.И. Солженицын: страницы жизни и творчества. Тема праведничества в рассказе «Матренин двор». Трагизм судьбы героини.
Повторение: притча. 1 63 Р.р. Работа над личным высказыванием «Можно ли Матрену назвать праведницей?» 1 Раздел 7. Поэзия Серебряного века.
64 Обзор поэзии серебряного века. Многообразие направлений, видов, жанров лирической поэзии.
М. И. Цветаева: страницы жизни и творчества. Основные мотивы лирики Цветаевой. 1 65 А. А. Ахматова: страницы жизни и творчества. Основные мотивы лирики А. А. Ахматовой.
Повторение: виды рифм, способы рифмовки. 1 66 Р.р. Анализ одного из стихотворений по выбору учащегося. 1 Раздел 8. Зарубежная литература.
67 У. Шекспир «Гамлет». Обзорное изучение с анализом фрагментов 1 68 Общечеловеческое значение героев Шекспира. 1 Приложение № 2
к рабочей программе

Произведения для заучивания наизусть
Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»)
М. В. Ломоносов. Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния (отрывок по выбору учащихся)
Г. Р. Державин. Властителям и судиям. Памятник. (на выбор)
А. С. Грибоедов. Горе от ума (один из монологов Чацкого)
А. С. Пушкин. К Чадаеву. Анчар. Мадонна. Пророк. Я вас любил… (АО выбору учащихся)
Евгений Онегин (отрывок по выбору учащихся, например «Письмо Татьяне «Письмо Онегина»)
М. Ю. Лермонтов. Смерть поэта. И скучно и грустно. Родина. Пророк. Молитва.
А. Блок. Ветер принес издалека. О, я хочу безумно жить.
С. Есенин. Край ты мой заброшенный, Не жалею, не зову, не плачу.
В. Маяковский. Люблю.
М. Цветаева. Идешь, на меня похожий. Мне нравится, что вы больны не мной. Стихи о Москве.
А. Твардовский. Весенние строчки. Я убит подо Ржевом.