Внеурочное мероприятие Берегите родную природу 6 класс

Внеурочное мероприятие: БЕРЕГИТЕ РОДНУЮ ПРИРОДУ!
6 класс

Цель: Воспитание любви, бережного отношения к природе, ко всему живому.

«Человек, который понимает природу, - благороднее, чище».
Л.М. Леонов.
«Человек должен украшать землю».
М.А. Шолохов

Ход мероприятия

Соц. педагог: Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает – леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа! Наша жизнь неотделима от неё. Природа нас одевает, кормит, поит. Она очень щедра и бескорыстна. У писателя К.Г. Паустовского есть такие слова: «И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране». Наша русская природа, полна поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину, оказывает благотворное влияние на его душу. Красота простой и безыскусственной русской природы – неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников, композиторов. Многие стихи, картины, музыкальные произведения родились благодаря любви к ней. А сколько тайн хранит в себе каждая неприметная травинка, каждый цветок!

Соц. педагог. Ребята, не рвите зря охапками цветы. Пусть они цветут те недолгие мгновения, которые отпущены им природой, и радуют нас.
Природа, которая даёт нам всё для жизни, требует от нас рачительного, бережного отношения к себе. Все мы, ныне живущие, в ответе за нашу природу перед потомками. Однако порой и взрослые, и дети беззаботно, расточительно ведут себя по отношению к ней. Бездумное, бесхозяйственное отношение к природе приносит большие беды. Певец природы писатель М.М. Пришвин обратился к школьникам с такими словами: «Дорогие ребята! Мы хозяева нашей природы, она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. И охранять природу – значит, охранять Родину. В нашей стране ведётся борьба за озеленение дворов, где много сажают цветов и деревьев, за озеленение улиц. Природа хороша по- своему во все времена года. Но особенными, волшебными красками украшает мир растений художница Осень!

Соц. педагог. Учёные разных национальностей с тревогой замечают, что животный и растительный мир на нашей планете становится беднее, некоторые реки загрязняются, а это ведёт к гибели в них всего живого. На Земле уже исчезли многие виды животных, растений, некоторые оказались на грани исчезновения.
К сожалению экологическая ситуация на планете складывается все хуже и хуже год от года.




По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения:

70% населения планеты дышат воздухом, вредным для здоровья.
Вода 75 % водоемов не пригодна для питья.
Ежегодно от плохого качества воды умирает 25 тыс. человек.
Ежегодно пустыня поглощает 27 млн. гектар плодородных земель.
ТРЕВОЖНЫЕ ФАКТЫ!

Учёные активно участвовали в подготовке законов о природе. Эти законы должны знать не только взрослые, но и дети, особенно те, кто ещё не понял, что, вредя природе, они вредят и себе, и людям, и родной стране». Человек слишком долго брал от природы и не задумывался, что её богатства и щедрость не вечны, что брать их надо разумно, расходовать бережно и что когда – то они могут иссякнуть. Сейчас натиск человека на природу усилился. Леса вырублены, реки мелеют и загрязняются, сотни видов животных, птиц, растений находятся на грани исчезновения.
А ведь природа для нас – это источник жизни, природных ресурсов и, конечно же, источник красоты, вдохновения и творческой деятельности.

Соц. педагог: И сегодня мы с вами окунемся в увлекательный, завораживающий мир природы.
Наша игра называется экологическое ассорти. Вы сами узнаете, насколько богата природа и проверите себя, насколько вы близки с ней, как хорошо вы её знаете.
Класс делится на 2 команды. Название команд, выбор капитана команды.

Слово «экология» составлено из 2 греческих слов: «ойкос» - «жилище, дом» и «логос» - учение. Наука о жилище, доме. А что мы с вами называем общим домом? Правильно, Природу.
А обитатели этого дома – звери, птицы, рыбы, насекомые, травы, деревья, водоросли, микробы и все мы – люди.
В общепланетном доме, на лоне природы, люди ведут себя как хулиганы. Они часто думают, что кладовая природы неисчерпаема, а богатства планеты безграничны. Это опасное заблуждение. Заблуждением является и то, что почва, вода и воздух самоочищаются, как бы мы их ни загрязняли, а также и то, что вредных живых созданий надо уничтожать.

Экологический календарь. И сегодня перед людьми стоит задача сохранить природные богатства для будущих поколений. Поэтому был создан специальный экологический календарь, включающий в себя особые дни.

16 сентября
Международный день охраны озонового слоя Земли.
20 сентября
День леса.
27 сентября
День моря.
4 октября
День защиты животных.
22 марта
Всемирный день воды.
1 апреля
День птиц.
18-22 апреля
Дни заповедников и национальных парков.
22 апреля
День Земли.
5 июня
День охраны окружающей среды.

Итак, отправимся по страницам родной природы, но вначале пройдёт разминка команд.

«Разминка»
Что в переводе означает экология:
А) наука о доме;
B) наука о природе.
Какое растение называют сосной сибирской:
A) лиственницу;
B) кедр.
Где зимуют ласточки:
A) в Австралии;
B) в Африке.
Кит – это:
A) рыба;
B) млекопитающее.
Название «адмирал» носит:
A) жук;
B) бабочка
С какой стороны дерева растет мох:
A) с северной;
B) с южной
Хвоинки сосны:
A) двухгранные;
B) трехгранные
Сколько пар ног у паука:
A) три;
B) четыре
На стволе березы растет гриб:
A) чага;
B) подберезовик
Какой газ используют для дыхания все живые существа:
A) кислород;
B) углекислый газ

1 страница
«Деревья - основа сообщества леса»

Леса. Усиленно идет "облысение" планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине человека.
Для многих животных лес родной дом. А лесов на Земле становится все меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом. Значит, они обречены на гибель.
Действительно. Каждый день фауна земного шара становится беднее на один вид животных.
Каждую неделю мы навсегда теряем один вид растений.

Вопросы.
1. Какое дерево первое вырастает на вырубках, гарях даже на крышах заброшенных построек? (Берёза)
2. Это теневыносливое дерево вырастает под кронами берёзок, но стоит ему подрасти, под его светонепроницаемым пологом дерево-няня гибнет (Ель.)
3. Глубокая корневая система делает это дерево устойчивым против вера. Оно светолюбиво не образует густых тенистых лесов. (Сосна.)
4. Фитонциды, выделяемые этим древом, способны расправиться с бактериями за 5 минут. Но о себе оно не может позаботиться. Подводит его красота. Весенний кружевной наряд (Черёмуха.)
5. Это дерево очень быстро растёт - о 6 см за сутки. За 5 мес. Оно поглощает около 45 кг углекислого газа - столько, сколько человек выдыхает за полтора месяца (Тополь.)
6. Это дерево называют «сахарным, потому что сок его используют для получения сахара. От одного дерева можно получить 10-2- л сока или 2-4 кг сахара. (Клён)
7. Это дерево называют «медовым». С 1 гектара насаждений пчёлы могут собрать до 1 тонны мёда. (Липа)
8. Ягоды этого дерева служат приманкой для птиц. (Рябина)
9. Что означает «плач» березы весной, почему? (Сокодвижение начинается ранней весной, если кора повреждена, сок вытекает наружу.)
10. Почему у березы молодые листья клейкие? (Смолистые вещества защищают листья от заморозков.)

2 страница «Пернатые друзья»

Соц. педагог: Всего на Земле 8500 видов птиц. Существуют лесные, городские, болотные, странствующие. Питаясь насекомыми и грызунами, они сдерживают их численность и защищают сельскохозяйственные травы от вредителей. Пернатые дороги нам и тем, что они красивы. Их звонкие мелодичные песни оживляют природу, доставляя людям истинное наслаждение.

Наша викторина покажет, кто из вас был внимательным слушателем.
1. Какие птицы прилетают весной раньше: стрижи или ласточки, почему? (Ласточки прилетают раньше, они могут ловить насекомых у земли, а стрижи ловят насекомых в воздухе.)
2. Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец.)
3. У птенцов рот ярко-красный или оранжевый, почему? (Кричат голодные птенцы, птицы-родители, привлеченные красным цветом (сигнал тревоги), суют корм в раскрытый клюв птенцов.)
4. Кто кукует у кукушки? (Самец.)
5. Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (У вороны оно, как лоток, у сороки - круглое, с крышей.)
6. На стволе березы кольцом ряд отверстий. Чья это работа? (Дятел весной пил березовый сок.)
7. Питаются рябиной горькой и как красивы, посмотри! (Снегири).
8. Жить без дела не умею, В пятом я встаю часу:
То сажаю кедры клювом, то дубы в густом лесу (сойка).
9. Непосёда пёстрая птица длиннохвостая. Птица говорливая самая болтливая. (Сорока)
10. У меня ходули - не страшит болото. Лягушат найду ли вот моя забота. (Цапля)

3 страница «Экологическое лото»

1. Когда появилась первая красная книга (в 1963 г.)
2. Какие охраняемые места вы знаете (заповедники, заказники, национальные парки.)
3. Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его?
(Нет, только в ответ на боль, даже слабую.)
4. Какое дерево «переодевается», становясь то серым, то серебристым, то зеленым? (Осина, это дрожат ее листочки, что может быть даже в безветренную погоду, так как черешок листа в верхней части сильно сплющен.)
5. Почему крапива сильно «жжется»? (В волосках ее листьев есть муравьиная кислота, при прикосновении к коже кончик волоска ломается, сок выделяется в ранку и вызывает жжение.)
6. Как называется гнездо белки? (Тайна. Шарообразное снаружи гнездо замаскировано ветками ели, листьями, внутри выстлано мхом, шерстью.)
7. Какой зверь самый чистоплотный? (Барсук. Около норы чисто, туалет - глубокая ямка устраивается в нескольких метрах от норы, чистит шерсть.)
8. На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны, посидел некоторое время, для чего? (Принимая «муравьиную ванну», птица освобождается от паразитов, муравьи опрыскивают тело птицы пахнущей муравьиной кислотой.)
9.Назовите самого прожорливого хищника планеты.
(Стрекоза, она съедает пищи за день в несколько раз больше, чем весит сама.)
10. Куда исчезают лягушки, жабы зимой? (Спят.)
11. Над цветком на миг замрет
Быстрокрылый самолет.
На былинке посидит -
Вдруг вспорхнет и полетит. (Стрекоза.)
12.. Почему муравьи передвигаются не врассыпную, а по тропинкам? (Дороги муравьев особые, душистые. Муравьи ползут по своим же следам. Все муравьи
13. Назовите самое высокое растение семейства злаков (бамбук).
14. Какая самая высокая трава (банан).
15. Назовите растение имеющее самые крупные цветки (раффлезия).
16.Назовите самую шёлковую траву (ковыль)
17. Какие ягоды можно собирать весной из-под снега? (Клюкву, бруснику.)
18. Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зимней засухе, выброс ненужных веществ с листьями.)

4 страница «ЛЕСНАЯ АПТЕКА»
1. Ты натер ногу в пути, как облегчить боль? (Приложить лист подорожника.)
2. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Мох сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает и содержит дезинфицирующее вещество.)
3. Какая лесная ягода может заменить лимон? (Клюква, она содержит лимонную кислоту.)
4. Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черной смородины, шиповника.)
5. Каким лечебным свойством обладает мать-и-мачеха? (Отвар из листьев и цветов - хорошее средство от кашля.)
6. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает людям? (Валериана. Капли, настои употребляют при нервных расстройствах, бессоннице.)
7. Какие болезни лечит красавица береза? (Березовые почки ис-пользуют как мочегонное средство.)
8. Чем полезны ягоды земляники? (Богаты минеральными солями, полезны при малокровии, содержат много витаминов.)
9. Как нужно собирать лекарственные травы? (Цветки - в начале цветения, корни и корневища - весной или осенью, листья - в сухую погоду.)
10. Черемуха - любимое дерево русского народа, почему ее называют лекарственным растением? (Ягоды используют как закрепляющее и вяжущее средство.)
11. И если случится тебе простудиться,
Появится кашель, поднимется жар,
Подвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар. (Ромашка.)
12. Чем знаменита пастушья сумка? (Настои, препараты из этой травы хорошо останавливают кровь, средство против рвоты.)

(по результатам определить лучшего лесного аптекаря)

5 страница КОНКУРС «ЦВЕТОЧНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП».
Узнай растение (СЛАЙД-ШОУ)
Соц. педагог: В лесу очень важно узнавать растения «в лицо», кто же у нас лучший травник?

1. росянка
Она невзрачна и мала.
Но поймала комара.
2. ландыш
В рассветный час, сырой и сумрачный.
Когда роса во тьме блестит,
Горят фарфоровые люстрочки.
Да так, что глаз не отвести.
3. пастушья сумка
Много беленьких цветочков по четыре лепестка.
Плод стручечек, как мешочек на спине у пастуха.
4. тысячелистник
Тысяча долек в зеленом листе.
Белых цветочков в корзинке не счесть.
5. ромашка
Нарядные платьица. Желтые брошки.
Ни пятнышка нет на красивой одежке.
6. шиповник
Цветок мой ярко-розовый, но осторожен будь.
Шипами огорожен я, об этом не забудь.
7. дуб
Он раскидист и могуч.
Головой коснулся туч.
8. черемуха
Не туманов дымных всполохи над рекою поднялись,
Над рекой кусты душистые белым цветом занялись.

9. береза
В белом сарафане
стояла на поляне.
Прилетели сестрицы
сели на косицы.
10. ель
Ее всегда в лесу найдешь,
стоит колючая как еж.
11. Какое травянистое растение зацветает первым, когда? (Мать-и-мачеха, апрель.)
12. Какое растение называют «цветок-букетик», почему? (Медуница, сначала все цветки розовые, через несколько дней можно увидеть на стебельке голубые, синие, фиолетовые.)
(по результатам конкурса определяется лучший травник)

6 страница «Охрана природы»

1. Почему нельзя разрушать и уносить из леса лесную подстилку?
(Лесную подстилку образуют лежащие на поверхности почвы листья деревьев. Она влияет на рост растений, молодых всходов, создает благоприятные условия для жизни землероек, личинок насекомых, предохраняет корни растений от заморозков, жары.)
2. Нашел грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе? (Он погубил грибницу, возраст которой может быть 300-500 лет, значит, грибов здесь больше не будет.)
3. Почему не в каждом лесу растут лишайники? (Они растут там, где чистый воздух.)
4. Почему, особенно весной, в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать музыку, жечь костры? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверюшек - искать укромные места.)
5. Вы увидели гнездо птицы. Как сохранить его? (Не вытаптывать траву у гнезда, если оно на траве, не трогать яйца руками, не брать в руки птенцов.)
6. Вылетевших из гнезда птенцов называют слетками, почему их нельзя брать домой? (Птицы учат их летать, искать пищу, защищаться от врагов; дома кормить птенца трудно, выпущенный на волю, птенец будет беспомощным, умрет.
7. Каковы причины лесных пожаров? (Непотушенный костер, окурок, молния, спички.)
8. Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота)

- Вы хорошо знакомы с природой родного края? Давайте проверим.

Конкурс « Кто первый?»
Вызываются по одному человеку от каждой команды, ведущий задает вопросы, кто первый ответит, приносит 1 балл своей команде.

Какое растение дает самый лучший мед? (Липа)
Название какого растения связано со звоном? (Колокольчик)
Соком какого растения выводят бородавки? (Чистотел)
Никто не пугает, а она дрожит. (Осина)
Хищное растение. (Росянка)
Растение, носящее название глаза животного. (Вороний глаз)
Название какого цветка состоит из частицы, предлога и сторожевой будки. (Незабудка)
Глаза на рогах, а дом на спине. (Улитка)
Растет ли дерево зимой? (Нет)
Какой снег быстрее тает: чистый или грязный? (Грязный)
Что вниз растет? (Сосулька)
Когда цветет сирень? (Весной)
Спит на земле, утром исчезает. (Роса)
Что за трава, которую узнают слепые? (Крапива)
Какой страшный зверь ест малину? (Медведь)
Сколько крыльев у жука? (4)
На какое дерево садится ворона в дождь? (На мокрое)
Кто два раза родится? (Птица)

7 страница ЛИТЕРАТУРНАЯ СТРАНИЧКА.
Учащиеся читают стихи

На планете Земля не спокойно! Да и было ль спокойно на ней?
Прекращались раздоры и войны Только снова седлали коней
.Вот и космос уже на примете Став над пропастью, в бездну глядим.
Как Земли неразумные дети, Рубим сук, на котором сидим.
Не спасет ни утроба отсека Ни глубинное в недрах жилье.
Человек. Не губи все живое.Только в этом спасенье твое.

МОНТАЖ.

– Земля наша плачет, тревогу бьет.
Ее загрязняет и губит народ.
Реки, озера, леса и луга
не страдали так никогда.
– И воздух стал грязен и лес оскудел,
и океана таков же удел.
Лес от пожаров все чаще страдает
и живность в лесу от того погибает.
– Сегодня задача у мира одна,
она по всему видно, очень важна,
Чтоб воздух стал чище и лучше рос лес.
Здесь проявить мы должны интерес.
– Не надо зверье убивать понапрасну,
пусть птицы поют, станет мир наш прекрасней!
– Сама ведь природа не может спастись,
так нужно чтоб люди за это взялись!
Природу беречь – это дело святое.
Лишь вместе мы светлое завтра построим.
– А если как прежде природе вредить,
то кто же тогда на Земле будет жить?!
Исчезнут растенья, грибы и бактерии,
животные, птицы и прочее зверье
Исчезнем и мы, так опомнитесь, люди!
Цените природу, БЕРЕГИТЕ ЕЕ!

Ученик 1
Смотрю на глобус, шар земной И вдруг вздохнул он как живой.
И шепчут мне материки: «Ты береги нас, береги!»
Ученик 2
В тревоге рощи и леса, Роса на травах, как слеза,
И тихо шепчут родники: «Ты береги нас, береги!»
Ученик 1
Грустит глубокая река, Свои теряя берега.
И слышу голос той реки: «Ты береги нас, береги!»
Ученик 2
Остановил олень свой бег, Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги: «Ты береги нас, береги!»
Ученик 1
Сморю на глобус, шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы – не солгу:
«Я сберегу вас, сберегу!»

Соц. педагог: А теперь представьте, что вы уже взрослые, чем вы можете помочь природе, что сделаете, чтобы сохранить Землю? (ответы детей).
Я думаю, что вы обязательно внесете свой вклад в это важное дело. Но пока вы ученики и ваша задача, хорошо учиться. А чтобы помочь природе сейчас, все мы должны, как минимум, выполнять правила поведения в природе.

В правилах поведения в природе многие советы начинаются со слова «НЕ»
1. Не разводи костров в сухую погоду.
2. Не руби в лесу деревьев.
3. Не разоряй муравейники.
4. Не пугай птиц, не разоряй гнезд.
5. Не бери в лесу животных.
6. Не убивай жаб и лягушек, они питаются вредными насекомыми.
7. Не рви лесные и полевые цветы.
8. Не убивай змей, они приносят огромную пользу, уничтожая грызунов.
9. Не делай надписей на камнях и деревьях, они вызывают лишь ощущение досады и сожаления у тех, кто придёт после тебя.

Соц. педагог: Посмотрите, как выглядит наша планета из космоса (слайд).
Планета Земля – это наш дом. А дом – это Родина. Родина дается нам вместе с рождением. Для каждого из нас это центр Земли. И на любой модели планеты, будь то глобус, или карта, или фотография, мы в первую очередь находим то место, где мы родились. Чтобы сберечь свою планету от экологической катастрофы мы должны сберечь природу родного края. Ведь все начинается с малого.
Также и мы, чтобы сохранить планету, в первую очередь должны сохранить родную окружающую нас природу.

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты-
Если мы сорвем цветы-
Опустеют все поляны
И не будет красоты!



15