Исследовательская работа Тысяча зёрен

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Сикияз Муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан



Номинация: окружающий мир








Тема: «Тысяча зёрен»






Работу выполнила:
Никитина Ксения, обучающаяся 4класса
МБОУ СОШ с.Сикияз
Дуванского района

Научный руководитель
Лысова Антонида Анатольевна, учитель начальных классов
МБОУ СОШ с. Сикияз
Дуванского района












Сикияз 2017 г
Содержание
Введение
Глава 1. История возникновения сортоиспытательного участка.
Глава 2. Как происходит сортоиспытание.
Глава 3. Сортоучасток сегодня.
Заключение.
Библиографический список.
Приложение.





































Тема: «Тысяча зёрен».
Автор работы: Никитина Ксения,
учащаяся 4 класса МБОУ СОШ села Сикияз
Руководитель: Лысова А.А..

Введение.
Для исследовательской работы мы выбрали тему «Тысяча зёрен», так как этот материал представляет информационную ценность для учащихся, учителей и других людей, которые интересуются историей своей малой родины, своего села. В нашей работе собраны и описаны сведения о государственном сортоиспытательном участке, который находится на территории нашего села, колхоза «Победа».
Актуальность (значимость) данной темы: знать и изучать историю своей малой родины, своего села.
Проблема исследования – каким образом люди научились испытывать сорта зерновых культур в наших погодных условиях.
Гипотеза – если с интересом и ответственностью относиться к своей работе, то твоё дело никогда не забудут.
Цель исследования – в ходе исследования узнать историю сортоиспытательного участка, людях, которые работали и работают там, какую пользу приносит эта работа.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Выявить причины и условия долговечности сортоучастка.
3. Проверить на практике лабораторные методы испытания сортов зерновых культур.
Объект исследования – государственный сортоиспытательный участок.
Предмет исследования – условия, при которых на протяжении многих лет люди заинтересованно и ответственно испытывают сорта зерновых культур на благо нашей Родины.
Научная новизна - новые улучшенные и испытанные сорта могут расти и приносить пользу на полях нашего района.
Практическая значимость – материалы исследовательской работы можно применять учителям, ученикам на уроках окружающего мира, природоведения, классных часах при знакомстве с родным краем, как материалы в музее.
Личный вклад автора – в ходе исследования данной темы я нашла материал, поняла, какая полезная работа происходит в сортоиспытании, научилась проводить анализы с растениями, узнала о людях, которые работали и работают в ГСУ.
Часто бывая на работе у своей бабули, Рагозиной Надежды Викторовны, я стала задавать себе много вопросов. Что такое сортоиспытание? Когда появился сортоучасток? Кто работал сначала? Для чего он был создан? Как происходит сортоиспытание?
В начале исследования мы узнали из интернета, что государственный сортоиспытательный участок (ГСУ) - это научное учреждение в СССР занимающееся государственным испытанием сортов и гибридов
 сельскохозяйственных культур с целью выявления наиболее высокопродуктивных и высококачественных из них для районирования и 
внедрения в сельскохозяйственное производство. ГСУ организуются на базе колхозов, совхозов.
Сделали вывод: это очень полезная служба для наших зёрнышек, которым суждено родиться, приспосабливаться расти в наших непогодных условиях, давать богатый урожай, короче говоря, испытывать себя на прочность.
Глава 1. История возникновения сортоучастка.
Когда же появился наш сортоучасток?
Это произошло в 1937 году. В Башкирии было образовано 20 государственных сортоиспытательных участков, в том числе и Дуванский.
Он стал называться «Дуванский государственный сортоиспытательный участок». В зону обслуживания Дуванского сортоучастка входят три района: Дуванский, Салаватский, Кигинский.
Организован на базе колхоза «Новый путь», а в 1951 году колхоз переименован в колхоз «Победа». Так вот в этом году исполнится 80 лет Дуванскому сортоиспытательному участку, а он работает, приносит огромную пользу северо – востоку Башкортостана.
Кто же работал при основании сортоучастка?
Одними из первых руководителями были Молодцов(1938г), Журавлёв(1939г). В 1940 году на должность заведующего ГСУ заступил Героев Михаил Яковлевич, который проработал на этой должности до 1963 года. Со слов старожил колхоза, это был очень ответственный, увлечённый своим делом специалист. Михаил Яковлевич вместе с испытанием сортов занимался выведением новых сортов. В середине 40 – х годов он выводит новый сорт гречихи «Горнолесная», а в 1945 году этот сорт через госсорткомиссию оформляется, как местный сорт. А в 50-х годах он выводит новый сорт яровой пшеницы «Дуванка – 501». Эти сорта долго выращивали в нашем районе. Приложение 1.
За выдающиеся достижения в области сортоиспытания в феврале 1953 года Героев М.Я. едет в Москву на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Вместе с Героевым М.Я. работали в то время агрономами Тёплых А.А., Берсенёва К.А., Хужин Г.С., Коваль Н.П., Куканов П.Я. и многие другие.
Долгое время работали заведующими сортоучастка Бурматов А.П., Авдонин А.Я.
Сделали вывод, что хотя и давно появился сортоучасток, благодаря людям, которые работали с душой, их дело продолжает жить на пользу нашей Родине, укреплению сельского хозяйства нашего государства.
Глава 2. Как происходит сортоиспытание.
А как же происходит сортоиспытание?
Учёные – селекционеры выводят новый сорт, например пшеницы, и рассылают по сортоучасткам на испытание. В сортоучастке высевают на небольшие делянки, которые пронумерованы и подписаны, наблюдают за ростом и развитием, сравнивая с тем сортом, который произрастает в нашей местности.
Самое главное происходит в сортоиспытании осенью, как и у всех хлеборобов – пора сбора урожая. Приложение 2.
Я задумалась, как же будут убирать такие маленькие участки? Оказывается, обмолачивает небольшой зерноуборочный комбайн и работу доверяют опытному комбайнёру, важно не зацепить соседний участок, чтобы не перепутать сорта. Зерно попадает не в бункер, а в номерные мешки. Мешки взвешивают, таким образом, определяют урожайность. После сбора урожая определяют лабораторными методами, пригоден ли этот сорт для выращивания в нашей зоне.
В ходе исследования я тоже участвовала в испытании, применяют такие методы:
1. Высота растения.
Это нужно для того, чтобы знать какой высоты вырастают растения: если низкие, то это затрудняет уборку, если очень высокие, то они чаще всего полегают и их убирать трудно. Это важно для сбора урожая. Приложение 3.
2. Длина колоса, число колосков в колосе.
Колоски некоторых сортов больше обычных в 2 раза, значит в них больше зёрен (выше урожайность).
3. Метод определения «Масса тысяча зёрен».
Нужно считать зёрнышки, потом взвешиваешь и узнаешь, которое зерно тяжелее - оно хорошо созрело. Приложение 4.
Вывод: очень интересная ответственная кропотливая работа, требует многих знаний и умений, нужно быть наблюдательным, внимательным, трудолюбивым.
Глава 3. Сортоучасток сегодня.
В настоящее время площадь ГСУ составляет 96 га земли.
На сортоучастке испытывается:
39 сортов пшеницы, 27 сортов ячменя, 20 сортов гороха, 8 сортов гречихи и другие. А выращивают у себя на полях 2 сорта пшеницы: «Омская 36» и «Ирень». Замечено, что вкусный хлеб получается из муки этих сортов.
Заведующим работает Крылов Анатолий Петрович, моя бабуля – Рагозина Надежда Викторовна – агрономом – семеноводом.
Заключение.
Занимаясь этой работой, я узнала историю создания сортоиспытательного участка, чем занимаются люди, как испытывают сорта, какую пользу для нашей местности приносит эта работа. Кто знает, быть может, я в будущем продолжу это нужное для нашей местности дело.























Библиографический список.
1. Газета «Дуванский вестник» №117(9252) от 6 октября 2009года.
2. Материалы архивных учётных книг.

Интернет – ресурсы.
1.Tolkoslovar.ru

































Приложение 1.




На полевом стане во время обеденного перерыва.
В центре Героев Михаил Яковлевич, слева от него агроном Берсенёва К.А., учётчик Могильникова Клавдия Митрофановна, справа: труженицы Куканова Клавдия и Лаптева Анастасия Алексеевна.














Приложение 2.





Во время уборки урожая.
















Приложение 3.





Измеряю высоту растения.



Измеряю длину колоса.
Приложение 4.



Считаю зёрнышки.



новый год 343новый год
новый год
новый год
новый год 194;ђ Заголовок 1;ђ Заголовок 3;ђ Заголовок 5;ђ Заголовок 6;ђ Заголовок 7;ђ Заголовок 8;ђ Заголовок 915