Статья на тему Слушание музыки на уроках в школе должно быть активным!


Метелева Татьяна Юрьевна
Учитель музыки высшей квалификационной категории
МОБУ «СОШ «ЦО Кудрово»
Всеволожский район, Ленинградская область
metelevatu@gmail.comСлушание музыки должно быть активным!
Мы, как учителя музыки, очень хорошо знаем, что наш предмет содержит в себе много видов деятельности, которыми мы должны владеть и уметь ими увлечь детей, чтобы предмет «Музыка» стал радостью и долгожданным уроком.
Мне кажется, что самым сложным этапом на уроке является слушание. Как сделать так, чтобы дети стали активными слушателями, чтобы музыка имела продолжение на всю последующую неделю?
Я нашла хорошую формулу, когда детям хочется возвращаться к прослушанному произведению.
Активное слушание… Что это такое?
Зная определённые правила «игры», дети с удовольствием, без страха, не чувствуя непреодолимых препятствий, слышат, слушают и говорят о том, что сейчас звучало.
В музыке есть понятия, с которыми мы знакомим детей:
Низкие, средние, высокие звуки, голоса. Понятие регистр (показать рукой в пространстве)
Сила звука – динамика. Громкая динамика (большой размах рук в пространстве),
тихая динамика (убрать руки и можно даже присесть).
Скорость (темп) – аллегро (движения тела быстрые, крутящиеся, шаги мелкие на цыпочках). Ларго (движения тела минимальные).
Эта игра ярко демонстрируется на слушании цикла Камиля Сен-Санса «Карнавал животных»: «Королевский марш», «Аквариум», «Антилопы», «Слоны» это любимые произведения детей.
Когда мы слушаем «Море» Николая Андреевича Римского-Корсакова я предлагаю детям синие, голубые и белые воздушные шары. Создание общего рисунка картины из шаров порождает желание детей прослушивать произведение ещё и ещё раз.
Интересный интегративный опыт слушания музыки, литературы и театрализации мы с детьми представили на Санкт-Петербургской городской конференции. Разработанный вместе с ребятами третьего класса восьми этапный проект на основе симфонической картины «Три чуда» Н.А. Римского-Корсакова предстал перед зрителями яркой картиной с декорациями и костюмами.
Вариации на тему народной японской песни «Сакура» - «Вишня» Дмитрия Борисовича Кабалевского очень сложное для слушания произведение. Мы провели исследовательскую работу и прочувствовали тончайшие детали преобразования цветущего дерева и холодного, строгого окончания произведения. В этом нам помогло пластическое интонирование. Перед учеником был выбор разноцветных накидок, аксессуаров (зонты, веера) и элементарных музыкальных инструментов. Прослушивая произведение (с остановками), ученик может выбрать цвет плаща, взять в руки аксессуар и музыкальный инструмент и начать двигаться. По мере развития музыки и смены вариации плащи меняются и характер движений тоже. Это произведение стало любимым у моих ребят, и они с удовольствием напевают «Сакуру», как только услышат первые интонации этой песни.
Но самое интересное со мной происходит последние два учебных года! Я открыла для себя уникальную методику Красильниковой Марины Станиславовны – старшего научного сотрудника лаборатории музыкального искусства художественного образования Российской академии образования. Марина Станиславовна дала мне и моим ученикам ключ к пониманию музыки по-настоящему. Дети могут (и им нравится) говорить, слушать и слышать сложные музыкальные произведения. Опираясь на жизненный опыт ребенка (прослушивается фрагмент и ученик предполагает «что же сейчас происходит с героем?» и «что с ним будет в будущем?» - ученик становится на одну ступень с композитором и сочиняет музыку вместе с ним!). Вы не представляете, какой блеск я вижу в глазах у детей. Они в этот момент счастливы и готовы работать не один час музыки, а даже два и три!
Ученику предлагается графическое изображение мелодии, с помощью которого он может не только услышать, но и увидеть музыку, может пластически проинтонировать одной, двумя руками и еще поискать жест, подходящий к звучащей мелодии. Это может быть плавная мелодия всей кистью, невидимые точки пальчиком на пианиссимо или рубленые удары кулака. Первую часть «Симфонии №5» Людвига ван Бетховена дети могли пропеть (без труда) с любого места и рассказать историю героя, которая в данный момент симфонии с ним происходит. Такие понятия, как экспозиция, разработка, реприза не вызывало у них отторжения или непонимания. Они с легкостью давали ответы учителям музыки, которые присутствовали на конференции в Академии постдипломного образования учителей города Санкт-Петербурга. Новый метод «палмофония», который мы сейчас осваиваем, очевидно, показывает яркие результаты.