Урок внеклассного чтения Весёлые рассказы Н.Носова


Родительское собрание «Читательские умения второклассников»,
«Урок внеклассного чтения (2 класс)
Тема. Весёлые рассказы Н.Н.Носова
Цель: познакомить родителей с особенностями подготовки к уроку внеклассного чтения,
формировать у обучающихся читательские умения,
воспитывать интерес к чтению, дружбу, коллективизм, уважение к старшим.
Оборудование: презентация, нетбуки, книги Н. Носова , буклеты для родителей,
диафильм Даниила для групп, кроссворд Вероники А. для групп,
критерии оценивания
Ход урока
Познакомить родителей с целью уроков внеклассного чтения, требованиями к читательским умениям второклассников, в ходе урока отметить, какие из них формировались, как можно готовиться дома к уроку.
Мотивационный настрой.
На свете есть волшебная страна.
Детей и взрослых так манит она!
Герои разных книжек здесь живут
И нас сегодня в гости они ждут.
(слайд)
-В какой страна оказались? (Читалия)
- Кто в ней живёт? (Авторы, читатели, герои)
-Почему так важно каждый день путешествовать по этой стране?
Чтение – лучшее учение (учимся размышлять, фантазировать…)
- Кто из писателей сегодня нас приглашает в гости?
3. Сообщение темы и цели урока.
- Так какая тема урока?
Тема: Весёлые рассказы Н.Носова
- Чему будем учиться?
Цель: узнать, как Н.Носов стал писателем, увлечь ребят своими рассказами, поделиться, о чём задумались, чему научились.
Выявим лучшего читателя недели – проведём конкурс.
Критерии для самооценки: правильность,
выразительность ответов (громкость, показать чувства),
активная работа на уроке.

Выставка книг.
-Какая лишняя? (И. Носов – другой писатель, «Бобик в гостях у Барбоса» - сказка. )-Что такое рассказ?
-Как выбираем книгу? (по обложке, по автору, по содержанию, по иллюстрациям, по жанру)
Рассказ о Н.Носове.
23 ноября Н.Носову исполнилось бы 107 лет. Отец был актёром, а мама – рукодельница и певунья. В литературу пришел случайно: родился сын, и нужно было рассказывать ему все новые и новые сказки, забавные рассказы для него и его приятелей…
Первый рассказ «Затейники» был издан в 1938 году. Произведения не устаревают и не выходят из моды, т.е. его герои – сегодняшние девочки и мальчики.
Давайте это докажем.
Разминка
-Какие рассказы вы прочитали?
(дополняем из дневника, из содержания книг)
5. Рассказ о любимой книге по плану:
Я прочитал книгу (автор, название)
Главные герои…
В ней говорится о…..
Я подготовил
(отрывок для чтения, пересказ, викторину,
кроссворд и т. д.)
Это произведение меня научило…
Пересказ (Слава «Заплатка»),
пересказ с чтением (Серёжа, Марсель – кроссворд «На горке»),
диафильм (Василиса «Прятки»),
сценка (Никита с семьёй «Саша»),
кроссворд (Дима Романский «Клякса»)
викторина (Миша «Живая шляпа»)
Конкурс «Знаток рассказов Н.Носова»
А)чтение по ролям (Коля, Артём «Фантазёры»),
(Вероника Н, Лиза «Телефон»),
(Андрей, Стёпа «Замазка»),
Б) викторина (Саша, Полина В);
В) кроссворд по группам (Вероника А):
;
Я зашифровала название моего самого любимого рассказа.
На каком транспорте катался Вовка в Москве?
Имя девочки, на которую Мишка свалил съеденное варенье в рассказе «Фантазёры»?
Как звали мальчика, гостившего у дедушки и бабушки, его имя есть в названии?
Что за пятно было на лбу у Феди?
Какая служба остановила машину в рассказе «Автомобиль»?
Имя девочки, которая знала, где много железа в рассказе «И я помогаю»?
Как называется рассказ, в котором мальчишки напакостили и сделали дырки в раме окна?
Чем Котька посыпал горку, когда разозлился, в рассказе «На горке»?
Как называется рассказ про двух выдумщиков?
Какая деталь одежды была новой у Бобки в рассказе «Заплатка»?
Назовите имя автора этих рассказов.
-Какое ключевое слово? ( «Мишкина каша»)
-Диафильм к этому рассказу выполнял Даниил. Восстановите его.
7. Деформированный текст (по группам): дети располагают по порядку иллюстрации.
Г) Для родителей: Игра: «Верно, неверно»
Д) Картинная галерея
-Что больше всего вы любите рассматривать в книге?
Знакомьтесь с нашими художниками – иллюстраторами:
- К каким рассказам иллюстрации? (Андрей Л, Кирилл, Даня)
Е) Бюро находок (Олеся)
-Кто потерял вещи?
Ж) «Живые картинки»: ребята инсценируют отрывки из рассказов. (Георгий, Яна, Дима Ч, Костя)
Вывод: «Ассоциации»
-Так какие же рассказы Н.Носова?
(на каждую букву – слово:неунывающие, непосредственные, остроумные, смешные, оригинальные, оптимистичные, весёлые, воспитывающие…)
-К каким рассказам подходят пословицы? (по группам по рядам)
Умел ошибиться – умей и исправиться.
Крепкую дружбу и водой не разлить.
Честность дороже всего.
-Что помогало героям находить выход из трудных ситуаций?
(ум друзья поступки взрослые)
(Если время позволит, то учитель зачитает отрывки из рассказа «Бабушка Дина», размышляем над вопросом, кто самый красивый)
- Как автор относится к своим героям?
Можно ли сказать, что он смеётся над ними?
Вывод: Нет, автор любит своих героев, а смеётся над чертами характера: незнание, лень, трусость. Он хочет, чтобы дети исправились. А рассказы вызывают добрую улыбку. Совсем не смешно, когда человек смеётся над попавшими в беду. Важно понимать шутки, видеть смешное, уметь рассказать о смешном случае. Вот этому и учат рассказы Н.Носова.
Реклама
Н. Носов писал и сказки, одна из них «Бобик в гостях у Барбоса».
Посмотрите отрывок.
Заслуженную славу принесли писателю повести-сказки «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в солнечном городе» и «Незнайка на Луне»
(Выходит Незнайка и зачитывает телеграммы. Нужно ответить, кто их отправил. Например: «Хорошая горка получилась, скользкая…»)Рефлексия.
Кому понравился урок?
Что узнали о Н.Носове?
Оцените свою работу.
«Волшебный сундучок» с леденцами.
В сундучке находится приз: предмет, в честь которого назван рассказ о мальчике, разбившем сахарницу, но во всём сознавшийся.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Песня «Читай, мой друг»
Анализ урока с точки зрения формирования читательских умений с родителями.
Дети на нетбуках играют в «Умники и умницы»
Бабушка Дина
Это случилось в детском саду перед празднованием Восьмого марта. Воспитательница Нина Ивановна сказала:«Давайте подумаем, что мы сделаем к празднику для наших мам. Я предлагаю устроить выставку. Пусть каждый из вас попросит маму, чтоб она дала свою фотокарточку, а мы сделаем рамочки, повесим на стену, вот и будет выставка». Все портреты повесили в два ряда на стенку, так что получилась настоящая выставка картин. Ребята сидели на стульчиках в ряд и любовались на свою выставку. И всё было бы хорошо, если бы Наточка вдруг не сказала Свете, с которой сидела рядом:— Знаешь, Светочка, твоя мама очень красивая, и моя мама очень красивая, но моя мама всё-таки красивее твоей мамы.— Ха-ха! — громко сказала Светочка, хотя от обиды ей вовсе не хотелось смеяться. — Ха-ха! Моя мама, если хочешь знать, в миллион или даже, если хочешь знать, в сто раз красивее твоей мамы. Вот пусть Павлик скажет. Скажи ей, Павлик.Маленький Павлик встал, внимательно посмотрел на мам и сказал:— Твоя мама красивая, и твоя мама красивая, а самая красивая моя мама.— Какой-то глупый! — сердито сказала Ната. — Его спрашивают, кто красивее, Светкина мама или моя! Кто красивее из них двоих? Понял?— Понял. Из них двоих красивее всех моя мама.— Что с ним, дурачком, разговаривать! — презрительно надув губки, сказала Света.
—Все трое вскочили, подбежали к портретам, стали показывать пальцами на своих мам. Тут и остальные ребята сорвались со своих мест. Поднялся страшный шум. Каждый тыкал в лицо своей мамы пальцем и кричал:— Моя мама лучше! Моя мама красивее!Владик пытался оттолкнуть Нату рукой, но Ната крепко прижимала палец к лицу своей мамы и старалась пихнуть Владика ногой. На шум прибежала Нина Ивановна. Она узнала, отчего весь этот крик, и велела всем сесть на стулья.
— Ах вы глупенькие, неразумные маленькие существа! Разве так может быть, чтобы все были самые красивые? Вот посмотрите на Славика. Он у нас самый маленький, но самый умный, потому что не кричит, не визжит и не тычет в карточку своим пальцем.— Это потому, что он у нас новенький и ещё не сделался смелый, — сказала черноглазая Ирочка.— Нет, вовсе не потому, — возразила Нина Ивановна. — Он понимает, что самый, самый, самый красивый — всегда кто-нибудь один. Вот пусть Славик скажет, какая из наших мам самая красивая, а мы самой красивой маме подарим вот этот замечательный букет мимоз. Славик встал, не спеша подошёл к выставке и показал на карточку, на которой была снята старенькая женщина в старой стёганой ватной куртке и в чёрном некрасивом платке на голове.— Вот самая красивая, — сказал он.Что тут было! Какой крик поднялся! Все стали кричать, что Славик сказал неправду. А некоторые захохотали так громко, что у них затряслись на голове волосы.
— Это он нарочно говорит, что его мама самая красивая, чтоб ей достался букет! — кричали ребята. — Нина Ивановна, не отдавайте его маме букет!— Да разве это моя мама? — удивился Славик. — Это совсем не моя мама. Это просто бабушка Динь. А моя мама ещё красивее, чем бабушка Динь.— Какая ещё бабушка Динь? — закричали ребята.— Ну, бабушка Дина, — объяснил Славик. — Когда я был маленький, я не мог сказать «Дина», а говорил просто «Динь». Вот с тех пор бабушка Дина и стала бабушкой Динь. Бабушка Динь хорошая. Она добрая и всегда играет со мной. И тогда Нина Ивановна сказала притихшим ребятам:— Вот видите, мои маленькие мышата. Каждому из вас кажется всех красивее своя мама, потому что каждый из вас любит свою маму. Значит, самый красивый для нас тот человек, которого мы любим больше всего на свете. И неважно, старый он или молодой, взрослый или ребёнок.— А кому мы букет отдадим, если так получилось, что все красивые? — спросила Ната.И тогда Нина Ивановна сказала:— Давайте отдадим букет бабушке Динь, раз мы так условились. К тому же мам к нам на праздник придёт много, а бабушка Динь будет одна. Мы подарим ей этот букет за то, что она самая старшая среди мам. Согласны?И все согласились. И так и сделали.
Бабушка Динь поблагодарила детей, но не взяла себе все цветы, а каждому дала по веточке мимозы. И каждого, кому давала цветы, она гладила рукой по головке. И Света почувствовала, что рука у бабушки Динь мягкая, ласковая, точь-в-точь как у Светиной мамы. И Свете уже совсем не было жалко, что цветы достались не её маме.