Урок внеклассного чтения по литературе «Лучший способ сохранить своих друзей — не предавать их» по рассказу Е.Носова «Трудный хлеб», 5 класс


Тема: «Лучший способ сохранить своих друзей - не предавать их». По рассказу Е.Носова «Трудный хлеб».

Цели: 1.Обучить сравнительно – сопоставительному анализу текста,
формировать умение сопоставлять близкие по теме
произведения в соответствии с поставленной проблемой;
2. Развитие речевых навыков на уроке;
3. Воспитание любви к природе, животным, к труду; формирование таких нравственных качеств, как милосердие, внимание, забота о ближних; обратить внимание учеников еще на одну проблему; важно оказывать помощь таким образом, чтобы тот, кому помогают, смог, несмотря на свои физические недостатки, сохранить чувство собственного достоинства и реализовать себя.


Дидактическое пространство урока: выставка произведений Е. Носова, иллюстрации по рассказу, газета со статьей «О книгах и героях Е.Носова».


Ход урока.

На доске записано Е.Носов «Трудный хлеб».
Эпиграф к уроку: Лучший способ сохранить своих друзей - не предавать их.
У.Мизнер.


Вступительное слово учителя.

Мы не раз, ребята, говорили с вами о том, что писатели (впрочем, как и любые другие творческие люди) часто обращают наше внимание на то, чему просто не придаем значения в повседневной жизни. Им, как никому другому, дан особый дар – умение всматриваться, вслушиваться, проникать в тайные причины поступков, высвечивать то, что остается незамеченными другими. Это нам сегодня предстоит подтвердить на примере рассказа Е.Носова «Трудный хлеб», который вы должны были прочитать дома. Но когда я готовилась к уроку, я вспомнила, что у меня есть выписанный отрывок из газеты «Известие» за 08.09.1997 год. Этот отрывок потряс меня до глубины души. Я хочу сейчас вам его прочитать.

Чтение фрагмента газетной статьи учителем.

«В собачьей практике тоже бывает полное служебное несоответствие. Случается это реже, чем у людей, собаки более ответственны.
Небольшую экспедицию из Москвы на Алтай в охотничьем хозяйстве приняли очень радушно и гостеприимно. Хозяйка дома, остановились гости, метала из печи на стол разные охотничьи яства, одновременно рассказывая про свой дом, быт и житье.
- Вот этот пушистый коврик мы его очень любим. Правда, красивый?...Это у нас была собака-лайка Ролик, очень тоже любимая, это память о ней. Ласковая была до невозможности, право как пуделек. Представляете, на лося не пошла, пожалела. Пришлось мужу ее пристрелить.
- А что делать? – посетовал охотник. Я не могу содержать тунеядца, хоть он и ласковый. У меня работа, мне помощник нужен».

.
3.Обсуждение .


Ребята мне хочется узнать ваше отношение к поступку охотника.
- Какие чувства, мысли появились у вас после того, как вы услышали отрывок?
- Охотник поступил неправильно по отношению к своей любимой собаке.

- Как вы думаете, почему я начала урок с чтения этой статьи, хотя тема нашего урока Е. Носов «Трудный хлеб»?
- В этом отрывке из газетной статьи и рассказе имеются общие моменты: говорится об охотниках и их собаках. Обе собаки не были безупречными помощниками своих хозяев.


- Оба охотника вынуждены были решать для себя проблему: что делать с собакой, от которой на охоте мало проку. Одинаково ли охотники относятся к своим собакам? Зачитайте примеры из текста.
- Охотник из газетной статьи не любил свою собаку, а охотник из рассказа уважал Чанга как своего друга и помощника.


- Как относится собака к своему хозяину? Найдите в тексте.
- «Чанг одобрительно замахал обрубком хвоста». «Спаниель благодарно чиркнул по песку обрубком хвоста, понял, что его похвалили». «Чанг бодро вскочил и побежала хозяином». Собака предана хозяину.


- А что еще говорит автор о собаке и как он к ней относится? Прочитайте в тексте.
- В его глазах не было ничего странного. Светло-карие внимательные, умные глаза опытной охотничьей собаки.


- Ощущалось ли со стороны, что собака была слепа?
- Нет, она только на первый взгляд казалась новичком на охоте.


- Давал ли охотник почувствовать собаке, что она теперь неполноценный помощник своего хозяина?
- Нет. Хозяин спокойно давал уточняющие команды, подбадривал собаку похвалой.


- Как могла сложиться судьба Чанга, окажись он у другого хозяина?
- Его могли также убить, как это сделал охотник из газетной статьи, а также могли выкинуть собаку на улицу.


А теперь мы ответим на вопрос-задание №1 на стр. 92 ваших учебников. Первые три упрощённые высказывания. Последнее предположение более глубокое и подтверждает настоящую дружбу.


- Почему рассказчик не жалел убитую птицу, после того, как узнал историю Чанга? - Он вник в суть этой собаки, в этот труд тяжёлый.


- В каких словах рассказа выражается его главная мысль? Зачитайте.
- Читают отрывок на стр.91 ( от слов – А не лучше ли вам Бывайте здоровы!)


- Как вы понимаете смысл названия рассказа «Трудный хлеб»?
- Собака трудным, четным способом зарабатывала себе на «хлеб».


- Важно ли какой «хлеб» есть: трудный честно заработанный, или легкий, не требующий от вас никакой отдачи?
- Важно, что как «хлеб», заработанный честным трудом ешь с гордостью, а легкий «хлеб» не имеет для вас никакой ценности.


4.Вывод


Итак, ребята, можно сделать следующий вывод нашего урока: помощь бывает разная. Одно дело помочь в чем-то повседневном, привычном: помочь маме донести сумки до дома, вынести ведро, убрать квартиру, другое – оказать помощь тому, кто остро в ней нуждается. И в такой ситуации бывает важным не только помочь человеку, но и подумать о том, не унизительна ли для него наша помощь, не задевает ли она его гордости и достоинства.


5. На доске записан эпиграф. Подходит ли он к теме нашего урока.


6. К уроку некоторыми учащимися были нарисованы иллюстрации. Сейчас проведём защиту иллюстраций. Какой момент из рассказа вы изобразили? Почему выбрали именно этот момент, чем он вас заинтересовал?


7. Мы с вами выполнили 1 этап домашнего задания, а сейчас перейдём ко 2 этапу. Он состоит из трёх заданий разной сложности. В зависимости от того, какое задание вы выполните, будет зависеть ваша оценка.


8. Обзор литературы.

Сегодня на уроке мы познакомились с одним из рассказов писателя. Но если вы заинтересовались произведениями этого автора, то вы можете обратиться к газете, прочитать о жизни и творчестве Е.Носова, а также для вас работает выставка книг этого автора.

9. Комментирование оценок.


Вопросы к уроку внеклассного чтения Е.Носов «Трудный хлеб».


Как относится собака к своему хозяину?


А что ещё говорит автор о собаке и как он к ней относится?


Ощущалось ли со стороны, что собака была слепа?


4. Давал ли охотник почувствовать собаке, что она теперь неполноценный помощник своего хозяина?


5. Как могла сложиться судьба Чанга, окажись он у другого хозяина?


6. Ответ на вопрос-задание №1 на стр.92. выбери правильное высказывание. Обоснуй свой выбор.


7. Почему рассказчик не жалел убитую птицу, после того, как узнал историю Чанга?


8. В каких словах рассказа выражается его главная мысль?


9. Как вы понимаете смысл названия рассказа «Трудный хлеб»?


10. Важно ли какой «хлеб» есть: трудный честно заработанный, или легкий, не требующий от вас никакой отдачи?













1 этап работы.


Домашнее задание к уроку внеклассного чтения.

Тема: Е.Носов «Трудный хлеб»

Прочитать рассказ «Трудный хлеб».

Выпустить газету « О книгах и героях Е.Носова».

Подготовить выставку книг Е.Носова.

Нарисовать иллюстрации к рассказу.

























2 этап работы.

Дифференцированное домашнее задание по уроку внеклассного чтения.

Тема: Е.Носов «Трудный хлеб».

Написать письмо охотнику, который убил собаку (из газетной статьи).

Написать письмо хозяину Чанга (по рассказу « Трудный хлеб»).

Выучить описание природы на стр.88 (1 и 2 абзацы). Ответить на вопрос: Почему автор начинает свой рассказ с этого описания? (по рассказу « Трудный хлеб»).

15