Урок русского языка для 7 класса «Омонимия разных частей речи»


Урок по теме: «Омонимия разных частей речи»
Цели урока:
1. Обучающая – расширение и закрепление темы “Омонимия разных частей речи”, знакомство с омофонами, омографами, омоформами.
2. Развивающая – совершенствовать умение находить в тексте омонимичные части речи, формировать умение различать омофоны, омографы и омоформы, совершенствовать умение анализировать готовый текст через понятия стиль, тема, тип, основная мысль; работать над расширением словарного запаса.
3. Воспитательная – воспитывать внимательное отношение к слову, вызывать интерес к русскому языку, воспитывать бережное отношение к окружающему.
Оборудование: таблица, тексты.
Ход урока:
Слово учителя: Ребята, перед вами несколько стихотворений. Прочтите их и вспомните, как называется языковое явление:
Лисички.
-Кто вы?- Мы лисички тоже.
-Мы лисички, - Как, с одной-то лапкой?
Дружные сестрички.- Нет, еще со шляпкой.
Ну а вы-то кто же?
(А.Шибаев)
Вышивание.
Иголка ходит вверх и внизСосет Аленушка ирис,
Вот листья появилисьА вышивает ирис
( Я.Козловский)
Это омонимы. Какие слова называются омонимами? Дайте определение.
(Омонимы – слова, разные по значению, но сходные по звучанию, написанию)
В русском языке немало слов, которые совершенно разные по значению, но одинаково звучат и пишутся. Вспомним, какие бывают омонимы. На доске написано несколько предложений:
1)Небесное светило было закрыто дождевыми тучами, а еще вчера оно так ярко и ласково нам светило. 2) Мы ели, ели ершей у ели и еле-еле доели.
Поставьте выделенные слова в начальную форму. Что вы заметили? Действительно, данные слова одинаково звучат лишь в определенных формах, поэтому и называются они омоформы.
А есть слова, похожие только по звучанию. 1)Ел хлеб с ухой. – Хлеб сухой, а не мокрый. 2)Не под дождем – Постоим да подождем. 3) Лет до ста расти нам без старости. 5)Не дай мне бог сойти с ума, нет, легче посох и сума.
Такие слова называются омофонами. Давайте определим, одинаковой ли они части речи. Кто приведет примеры слов-омофонов?
Есть слова, похожие по написанию, звучанию, но разные по значению. Прочитайте предложения, найдите такие слова:
1) Пили чай с тортом. – Пили дрова.
2) Белки прыгают по веткам. – Яичные белки хорошо взбиваются.
4) Плывут по озеру пироги. – Помоги маме испечь пироги
5) На дверях висел замок.- Замок короля прекрасен.
Ударение в этих словах разное, разное значение, но пишутся они одинаково, поэтому называются омографы.
2. Сделайте морфемный разбор выделенных слов: разбил стекло – молоко стекло на пол, простой пример – вынужденный простой, три медведя – три ластиком.
Что вы заметили? Действительно, у разных частей речи – разные морфемы. Чтобы правильно и грамотно писать, необходимо различать омонимичные части речи. В этом году вы узнали, какие бывают служебные слова. Давайте вспомним их (союзы, предлоги, частицы). Служебные части речи часто бывают омонимичны с самостоятельными частями речи.
3. Союзы тоже и также пишутся слитно, их можно заменить синонимом — союзом и. Определите написание слов-омонимов, переставляя или отбрасывая частицу же от местоимения то и наречия так.
1. На ней то(же) платье, что и вчера.
2. Так(же), как и много лет назад...
3. Друзья то(же) приехали.
4. Луна скрылась. Звёзды так(же) пропали.
Союз чтобы пишется слитно, в отличие от частицы бы при местоимении что. В каком примере он употреблён?
А) Что(бы) не простудиться, надо одеваться по погоде.
Б) Что(бы) ни случилось, сохраняйте уважение к истине.
Союз И и наречие так. К слову так можно задать вопрос как?
И так продолжалось в течение месяца (И продолжалось так...). Он вернется, чтобы завершить дело. Я не знаю, что бы он сделал. (Можно переставить частицу бы в другое место: Я не знаю, что сделал бы он.) Он бежал от того перекрестка (от этого, от того, от тех).
4. Производные предлоги, в основном, тоже омонимичны с теми частями речи, от которых они произошли. Определите части речи в данных предложениях и вставьте пропущенные буквы:
А) Отсутствовать на работе (в)течени.. недели.
Б) Наблюдать изменения (в)течени.. реки.
В) Выступать с концертами (в)продолжени… месяца.
Г) Читать о судьбе героя (в)продолжени.. романа.
Д) Деньги уже поступили (на) счет.
Е) Он позвонил (на)счет уроков.
В каких предложениях пишется Е?
А) Не пойти на прогулку (в)следстви… непогоды.
Б) Уехать, но (в)последстви.. возвратиться в родной город.
В) (в) заключени.. урока был дан тест.
Г) (в) заключени.. по сочинению была дана его оценка.
5. Частицы тоже необходимо отличать от самостоятельных частей речи. Определите, какой частью речи в предложениях являются выделенные слова:
А) Что за шейка! Что за глазки!
Б) Что за фрукт ты купил?
В) Да здравствует 1 Мая!
Г) Он изменился, да?
Д) Как-нибудь да выкрутишься.
6. Чему вы научились в ходе урока? Расскажите, применяя фразы: Я знаю, … Я умею,...Проанализируйте текст, применяя полученные знания, устно определите его тему, стиль и тип речи. Выполните письменное задание: перепишите текст, раскрывая скобки, определите части речи.
Что(бы) хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком. Что(бы) ты не делал, старайся делать хорошо.
Прежде всего необходимо стараться (в) течени(е/и) дня выполнять режим. Составьте его в начале сентября и старайтесь выполнять (в) продолжени(е/и) всего учебного года. Посоветуйте так(же) поступить и своим товарищам.
(С)начала лучше сделать самые трудные уроки, потому что их выполнение потребует больше времени. За(то) останется свободное время на любимые предметы, увлечения.
Если вам что-либо не совсем понятно, не обращайтесь сразу за разъяснениями к старшим, а загляните в словарь, в справочную литературу. Это трудно, за(то) полезно. За(то) время, которое вы потратите на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового и интересного.
В свободные часы больше читайте. Во время чтения выписывайте отдельные интересные мысли, высказывания. Полезно так(же) понравившиеся вам стихи заучивать наизусть, что(бы) обогащать свой язык, развивать память.
7. Итог урока.
Проверка написанных текстов. Домашнее задание: придумать предложения со словами-омонимами.