Технологическая карта по обучению чтения на тему Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков


Урок 50
Этапы урока Формы, методы, методические приёмы Деятельность учителя Деятельность учащихся Вид и форма контроля
Осуществляемые
действия Формируемые
умения I. Организация начала урока.
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок Фронтальная. Словесный. Слово учителя Приветствие учащихся.
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка? Беритесь, ребята,
Скорей за работу.
- Проверим готовность к уроку Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя Фронтальный. Наблюдение учителя
II. Речевая разминка Коллективная. Словесный. Артикуляционная гимнастика Выполним упражнения: «Чистим зубки», «Часики» Выполняют упражнения под руководством учителя Готовят артикуляционный аппарат к чтению Коллективный. Правильное произношение звуков
III. Постановка учебной задачи Фронтальная.
Словесный.
Объяснение
учителя - Сегодня мы отправляемся в гости к необычной букве, у которой нет звука. Показывает на «ленте букв» Слушают учителя, рассматривают изображение буквы Принимают учебную задачу Фронтальный. Наблюдение учителя
Тема Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков
Педагогическая цель Создать условия для ознакомления учащихся с буквой ь, обозначающей мягкость согласных, развития речи, памяти, логического мышления
Тип урока Решение учебной задачи
Планируемые результаты (предметные) Осознают роль буквы ь как обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания
Личностные результаты Проявляют интерес к окружающей природе
Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: удерживают цель до получения ее результата.Познавательные: общеучебные - находят ответы на вопросы в иллюстрациях, художественном тексте; логические - характеризуют букву ь.
Коммуникативные: выразительно рассказывают
Основное содержание темы, понятия и термины Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков
Образовательные ресурсы Нитка, шнурок. Предметные картинки
Сценарий урока
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
1. Слого-звуковой анализ слов (учебник, с. 11) Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа со схемой, беседа Перед учениками предметные картинки с изображением двух гусей и одного гуся.
Рассмотрите схемы слов. Выполните слого-звуковой анализ слов.
Буква ь сама никакого звука не обозначает, а нужна для того, чтобы обозначить мягкость согласного звука - Согласный звук в слоге си мягкий [с’]. Мягкость обозначена буквой и.
Слово гусь состоит из трех звуков (из слияния гласного,твердого и мягкого согласного, образующих один слог) Выполняют слогозвуковой анализ слова гуси (с опорой на схему). Объясняют, как обозначена мягкость согласного звука [с’]. Соотносят звуковую форму слова гусь с его схемой. Устанавливают количество звуков в слове Фронтальный. Слого-звуковой анализ слов
2. Дидактическое упражнение «Один много». Мягкий знак в словах Фронтальная.
Словесный,
практический.
Дидактическое
упражнение Прочитайте слова.
Назовите слова, которые обозначают один предмет, много предметов. Придумайте свои пары слов.
Назовите все месяцы года. Названия каких месяцев имеют на конце мягкий знак? Читают слова.
Один предмет: голубь, лебедь. Много предметов: голуби, лебеди.
Январь, февраль, апрель, июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь Различают существительные единственного и множественного числа. По аналогии составляют свои примеры. Распознают мягкий знак в словах. Перечисляют названия месяцев года Фронтальный. Устные ответы, упражнение
3. Знакомство с буквой ьФронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы На что похожа буква ь?
Буква Р перевернулась - Мягким знаком обернулась В. Степанов
Мягкий знак - хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится. Почему у дома угол Превратился сразу в уголь,
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.
Выложите букву ь из нитки или шнурка Находят букву ь на «ленте букв». Высказывают свои предположения.
Из нитки выкладывают букву ьНаходят букву ь на «ленте букв». Моделируют ее из нитки или шнурка Фронтальный. Устные ответы, моделирование
Физкультминутка Коллективная.
Практический - А теперь все тихо встали, Дружно руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево Тихо сели, вновь за дело Выполняют движения под руководством учителя Осуществляют профилактику утомления Коллективный. Правильное выполнение движений
4. Работа с текстом (учебник, с. 11) Коллективная. Словесный, практический. Чтение, беседа Прочитайте текст.
О ком говорится в рассказе?
Чем питается лось?
Что насыпали мальчики лосю?
Как можно назвать рассказ? Читают текст рассказа, отвечают на вопросы.
Озаглавливают рассказ: - «Лось», «Что едят лоси?», «Помогли лесным великанам» Осмысленно читают текст рассказа, соблюдая интонацию. Находят ответы на вопросы в тексте. Определяют основную мысль рассказа, озаглавливают его Коллективный. Чтение, беседа
5. Развитие речи. Работа с иллюстрацией (учебник, с. 10) Коллективная.
Словесный.
Беседа Рассмотрите картинку. Составьте по ней рассказ.
Придумайте сказочную историю про лося Рассматривают картинку, придумывают рассказ Извлекают из иллюстрации необходимую информацию. Составляют рассказ на заданную тему Коллективный.
Рассказ
6. Работа с пословицами (учебник, с. 10) Фронтальная.
Словесный.
Беседа Прочитайте пословицы.
Как вы понимаете смысл пословиц? Читают, выполняют задание Объясняют смысл пословиц, высказывают свое мнение Фронтальный. Устные ответы
Физкультминутка Коллективная.
Практический Стали мы учениками, Соблюдаем режим сами: Утром мы, когда проснулись, Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья, Делаем мы упражненья:
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись.
И опять же улыбнулись.
А потом мы умывались, Аккуратно одевались. Завтракали не торопясь,
В школу к знаниям стремясь Выполняют движения по тексту Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке Коллективный. Правильное выполнение движений
V. Закрепление знаний и способов действий.
1. Единственное и множественное число (учебник, с. 12) Групповая. Словесный. Беседа, чтение - Сравните слова. Какие из них обозначают один предмет, а какие - много предметов? Читают слова в столбиках. Называют слова в единственном числе и во множественном числе Различают существительные единственного и множественного числа Групповой. Чтение, устные ответы
2. Развитие связной речи. Чтение рассказа (учебник, с. 12) Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, рассказ Прочитайте рассказ.
Найдите в тексте слова с ъ в середине и в конце слова.
Как вы понимаете выражение «ударили морозы»?
Придумайте конец рассказа Читают.
Находят слова с ь.
Объясняют выражение.
Придумывают конец рассказа Понимают смысл прочитанного рассказа, распознают букву ъ в словах, составляют связное продолжение рассказа Фронтальный, индивидуальный. Чтение, рассказ
VI. РефлексивнооценочныйФронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа Что нового вы узнали на уроке?
Что особенно вам понравилось? Почему?
Что вызвало затруднение? Почему? Отвечают на вопросы учителя Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы
Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?
Спасибо за урок