Доклад на тему Игра дело серьезное

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДОМ детского творчества «Дружный»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН.







Доклад
на тему: «Игра – дело серьезное»








Педагог дополнительного образования
Пономарева Наталья Александровна
















2016 г.
Доклад на тему: «Игра – дело серьезное»

Сегодня, когда человечество перешагнуло порог нового столетия, каждый человек задает себе вопрос – каким оно будет?
Жить, созидать, творить предстоит новому подрастающему поколению. И тут проблема воспитания стала одной из приоритетных в образовании. И задача педагога не только формирование человека с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и воспитание духовной личности, так как от ее интеллектуального, нравственного, культурного уровня развития во многом зависит будущее общества.
В условиях перехода страны к рыночной экономике, все большее внимание привлекает личность творческая, устремленная социально позитивным действиям, гуманистическим ценностям, занимающая активную жизненную позицию, интеллектуальная, способная к непрерывному творческому развитию.
И здесь одним из ведущих должно быть дополнительное образование – как главный источник наполнения досуга детей содержанием и смыслом. Дополнительное образование – неотъемлемая часть системы непрерывного образования, признанное обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития. Оно включает личность в многогранную, интересную и психологически насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.
Я занимаюсь с детьми младшего возраста и наше объединение называется «Игровая радуга». Одним из главных моментов при работе с детским объединением является воспитательная работа и задача педагога – создать дружную атмосферу в объединении, воспитать в детях чувства ответственности и доброго отношения к товарищам. И одним из первых разделов программы, является раздел «Азбука нравственного воспитания», цель которой, научить ребенка правилам поведения в обществе. («Культура внешнего вида», «Внешкольный этикет», «Поступки твои и твоих друзей», «Умение ценить свое и чужое время», «Поговорим о прекрасном и добром.») Объединение «Игровая радуга» планирует организацию и проведение различных встреч, конкурсов, фестивалей, праздников, турниров, спортивных состязаний. Участие в этих мероприятиях формирует у детей готовность к творческой деятельности, желание включаться в самые разные начинания, требующие поиска, выдумки, принятия нестандартных решений. Это коллективное дело творческое, потому что оно не только выполняется, но и задумывается, планируется, организуется, оценивается сообща. Оно творческое еще и потому, что всегда выступает в разных вариантах, выявляет свои новые возможности. И чем полнее, богаче жизненное содержание коллективного творческого дела, тем сильнее его воспитательный эффект, в плане формирования нравственного, эстетического, умственного и физического воспитания. Появление в коллективе единых целей, общей ответственности за коллективные дела содействует возникновению благоприятного социально – психологического климата и в итоге – формированию детского творческого коллектива.
Но чтобы заинтересовать, увлечь детей творчеством, нужно решить много задач, одна из которых – развитие ребенка не только через разум, а через чувства и эмоции. Такую деятельность могла обеспечить игра. Через игру воспринимать любую информацию гораздо легче, быстрее, чем при традиционных занятиях. В объединении «Игровая радуга» большое значение придается играм, конкурсам, соревнованиям.
Веселые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек. А ведь именно детские игры оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка.
Конкурсно – игровые развлекательные или, как сейчас принято порой их называть, шоу – программы пользуются большой популярностью у детей. Кроме давно известных конкурсно – игровых форм КВН, «Что? Где? Когда?» приходят с телевизионного экрана и многие новые игры и игровые развлекательные программы: «Поле чудес», «Угадай мелодию», «Два рояля». Конкурсно – игровые программы имеют не только внешнюю развлекательную сторону, но и познавательную, а также элемент спортивно – состязательного характера. Например: «Знатоки природы», «Защита времен года», «Великолепная семерка», «Эрудит – круиз». Здесь соревнуются в остроумии, находчивости и в такой атмосфере раскрепощаются даже очень застенчивые ребята. Такие программы дети любят, потому что их основным элементом является игра, а игра - это основной метод обучения и воспитания, и общения ребят друг с другом и с взрослыми.
В игре нередко возникают достаточно сложные ситуации, требующие от детей нравственных решений и действий. Выполнять правила игры обязаны все, и ребята чувствуют, что победа победе – рознь. Здесь должна присутствовать доброта, взаимопомощь, чуткость. Нужно уметь играть в команде, где недопустимы оскорбления друг друга, грубость, нечестность. Например, проводятся такие мероприятия как «День здоровья», «Зимние забавы», «Все на старт». Здесь должна присутствовать доброта, взаимопомощь, чуткость. Игра воспитывает, а также дает физическое развитие, совершенствуя двигательные навыки.
В программу объединения «Игровая радуга» входят разделы: «Азбука нравственного воспитания», «Наша голубая планета», «Приобщение к национальной культуре», «Мир вокруг нас», «Уроки мужества», «Сказочный ларец», «В мире музыки».
Каждый раздел делится на темы, например: «Приобщение к национальной культуре»
1. Башкортостан – мой край родной.
2. Быт башкир, народный костюм, башкирская кухня, башкирские народные инструменты.
3. Экспедиция за сказками, забавами, пословицами, поговорками.
4. Посещение театра оперы и балета.
5. Экскурсия в историко – краеведческий музей.

«Уроки мужества»
Романтика моря.
Песни, рожденные войной.
Они сражались за Родину.
Фестиваль военных песен.
Этот праздник со слезами на глазах.

«Сказочный ларец»
Жила – была игрушка.
Волшебная страна братьев Гримм.
В гостях у дедушки Корнея.
Любимые сказки Г.Х. Андерсена.
Сказочный денек.
На занятии раскрывая каждую тему, в практическую часть включается, для закрепления материала: тематическая игра, викторина или конкурсно – игровая развлекательная программа.

Тема: «Страна по имени текстиль»
Игры: «Сбор хлопка», «Мотальщики», «Ткачи».
Тема: «Праздник твоего имени»
Игры: «Назови имя», «Наши имена», «Сказочные имена».
Тема: «Красив в строю, силен в бою».
Игры: «Капитаны», «Как один», «Повтори быстро», «Перетяни канат», «Капканы».
Конкурсно – игровая программа «Три века Российского флота»

При подготовке и организации конкурсно – игровых программ в первую очередь важно помнить о том, что в основе их лежит игра, а у игры с самых древних пор есть два главных закона, которые нельзя нарушать. Игра перестает быть игрой, если не соблюдать ее условия, и если игра не будет доставлять удовольствие, а принесет боль, разочарование, негативные переживания. Конкурсы должны быть продуманы во всех подробностях, во всех деталях, с учетом возможностей детей, особенностей площадки, времени на их подготовку, промежутками между выполнением заданий. Учитывая младший возраст детей, текст сценария и конкурсы должны быть несложными, доступными и для понимания, и для выполнения. Объяснение заданий должно быть четким, простым и ясным.
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Рассказывая о русских народных праздниках - дети знакомятся: с песнями, хороводами, играми. Особенно популярными и любимыми были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, игры с мячом. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки. Все эти игры проводятся в объединении «Игровая радуга». Например:
Тема: «Пришла коляда – отворяй ворота»
Игры и гадания: «Выбери меня», «Гадание на зеркале», «Гадание на воде», «Гадание с ложками».
Тема: «Широкая масленица»
Игры: «Бег тройками», «Бег в обруче», «Догонялки».
Тема: «Праздник Ивана Купала».
Игры, песни, хороводы.
В объединении создаются условия для творческого самовыражения личности. Программа включает: разучивание стихов, песен, хороводов, пословиц, поговорок; изготовление поделок, игрушек, подарков, открыток; игра на музыкальных инструментах, театрализация небольших сценок. Знакомясь с темой «Танец сквозь века» - приглашаем на занятие хореографический коллектив, где дети могут увидеть исполнение танцев. А рассказывая о народных промыслах, можно посетить выставку и увидеть работы выполненные детьми ДПШ. Все это воспитывает духовно – нравственную личность, которая объединяет в себе: гражданина и патриота, нравственного, доброго и отзывчивого человека, знающего свою национальную культуру и истоки. А коллективная игра воспитывает организаторов, умеющих упорно стремиться к цели и увлекать за собой других. Игры не знают границ, люди любят игру, и будут играть, пока существует человечество.