Статья Игра — дело серьёзное


Статья «Игра – дело серьёзное…»
(Из личного опыта работы в воспитании дошкольников)
Айсина Галия Нурахмятовна Воспитатель
МАДОУ №12 «Берёзка»
г. Реутов Московской области
«Когда мы вспоминаем своё раннее детство, то с тёплым чувством радости и азарта видим в своей памяти детские игры. Это и: «дочки-матери», в «дом», в «школу», в «магазин», в «доктора», в «бабу-ягу» , в «артистку» и многие-многие другие. Когда я была маленькой девочкой,то, конечно, не знала , что всё это чудодейственное волшебство называется -сюжетно-ролевые игры! И эти занятия весьма и весьма полезны в развитии и воспитании детей. Они формируют внутренний мир ребёнка, развивают его коммуникативные способности, развивают память и расширяют кругозор, социально адаптируют детей к жизни в человеческом обществе. Оказывается , игра – это серьёзное дело!
Я закрываю глаза и вновь слышу: «Ребята, давайте играть в…….!»»
В формате небольшой статьи я, будучи воспитателем, попытаюсь немного рассказать о работе с дошкольниками в своей группе детского сада, сделав акцент на использовании в развитии и воспитании детей сюжетно-ролевых игр. Мы знаем, что одной из наиболее актуальных и острых проблем, стоящих перед современной системой дошкольного образования, является проблема качественной подготовки детей к школе как основа успешной адаптации будущих школьников учебно-воспитательному процессу. Согласно представлениям современной дошкольной педагогики и федеральным образовательным стандартам дошкольного образования стратегическим направлением решения данной проблемы выступает индивидуализация воспитания и обучения дошкольников, то есть опора на дифференцированный подход к каждому ребёнку с учётом особенностей его развития. В этих условиях особую значимость приобретают педагогические средства, способствующие разнообразию форм и методов воспитания и обучения дошкольников. Самое время задать вопрос - какие же это средства? Почему маленький человек при достижении школьного возраста не всегда уверен в себе, не позиционирует себя как настоящего школьника и полноценного члена детского сообщества? А дело , мне думается, в том , что ребёнок недостаточно играл в разнообразные игры, где бы ему пришлось быть, как артисту, в роли разнообразных героев. Представлять себя в образе сказочных персонажей(как положительных, так и отрицательных), примерять на себя всевозможные профессии, социальные роли взрослых в человеческом обществе, выступать в качестве ролевых персонажей в различных ситуациях. Огромную роль в становлении маленькой человеческой личности играет использование в образовательном процессе сюжетно-ролевых игр. И особая миссия здесь отводится ,в условиях детского сада, педагогу как таковому, ибо в его руки отдаётся задача непосредственного общения с маленькими детьми. В своей работе я уделяю этому очень большое внимание!
Не секрет, что весь педагогический процесс в условиях дошкольного учреждения строится на игровой деятельности. Через многообразие детских игр авторы образовательных программ, педагоги, психологи рекомендуют воспитывать, развивать и обучать ребенка-дошкольника. В своей педагогической деятельности я согласна со многими рекомендациями опытных воспитателей и специалистов.
На ежегодных городских педагогических чтениях и конференциях по дошкольному образованию поднимаются вопросы о смещении приоритета игровой деятельности на учебную. Мотивируя тем, что дошкольное образование – это первая ступень общего образования. Это, конечно, так, но я считаю, не следует слепо переносить эти постулаты в специфику дошкольного образования. Нельзя забывать о том, что дошкольная пора поэтому и называется «дошкольная», и нет необходимости форсировать образовательный процесс и превращать дошкольника в школьника! Исходя из моего опыта, это негативно сказывается на психическом и физическом развитии детей дошкольного возраста. В нашем детском саду педагогический процесс ведётся постепенно, равномерно, не перегружая деток. Мы считаем, что играя, ребёнок развивается гармонично и естественно!
В своей группе я использую разные методические приемы в организации и руководстве игровой деятельностью.
На педагогических советах мы часто обсуждаем вопросы детской игры, ее роли в развитии ребенка, ее месте в режиме дня, изучаем новинки методической литературы. Развитие ребенка в игре - задача не только детского сада. Говоря о создании единого образовательного пространства, а ДОУ и семье, ведется просветительская работа с родителями воспитанников по обучению их игровой деятельности.
В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять широкие общевоспитательные функции.
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой более высокой стадии развития. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми - их, называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.
Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Постоянно в игре ребенка формируются общие представления о значении труда, о роли различных профессий.
Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности.
В игре со стороны детской личности формируется в единстве и взаимодействии.
Игра – подлинная реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях воспитания, и в первую очередь формирования нравственной стороны личности.
Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры, нет ,и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Но, к сожалению, в последнее время в практике работы воспитателей детских садов все большее внимание занимают регламентированные виды учебной деятельности – занятия, подготовка к праздникам, экспериментирования и т.п. Сюжетно – ролевая, творческая игра зачастую вытесняется дидактическими «обучающими» играми. Все это приводит к однобокому развитию детей, основанному на организованном обучении. Я считаю это неправильным. Исходя из опыта работы , в моей педагогической практике сформировалась некоторая Концепция игровой деятельности дошкольников.
Одна из основополагающих идей этой концепции – направленность педагогического процесса на развитие потенциальных возможностей каждого ребенка. Самостоятельная сюжетная игра – любимый вид дошкольников, именно в ней максимально разворачиваются их способности. Однако в последних исследованиях с тревогой отмечается: именно самостоятельная сюжетная игра ныне «уходит» из мира дошкольника; его жизнь в детском саду организована так, что на игру времени не остается. Задача воспитателя состоит в том, что бы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры. В концепциях игровой деятельности, созданных в последнее время (Л.А. Венгер, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова и др.), доказано: развитие сюжетной игры в дошкольном детстве начинается с сюжетно – отобразительной и индивидуальной режиссерской игры. Постепенно из сюжетно – отобразительной игры вырастает сюжетно – ролевая. Рассмотрим же, какие условия необходимы для того, что бы дети имели возможность проявить творчество в сюжетных играх, что бы эти игры были привлекательны?
Во-первых, необходимо, что бы содержание игр соответствовало интересам и возможностям детей, особенностям детской субкультуры.
Во- вторых, педагогическое сопровождение сюжетных игр должно строиться с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка.
В- третьих, предметно – игровая среда детского сада должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании должны принимать участие дети. Чтобы грамотно организовать детскую игру и руководить ею, воспитателю необходимо знать и учитывать этапы развития игровой деятельности согласно возрастным категориям. В своей педагогической практике мне приходилось работать с детьми разного возраста. Поэтому хочу поделиться своими наблюдениями по организации игр в группах дошкольников. Например:
0 – 1 – манимулятивная деятельность (не игра) основная линия развития – воздействие одного предмета на другой с целью расширения ручной активности ребенка. Главным условием является обеспечение общения по поводу действия с предметом, игрушкой на основе показа взрослого.
1 – 2 – предметно – отобразительная деятельность. Развитие орудийной деятельности, перенос отобразительных действий с одного предмета на другой, первых игровых действий с игрушкой. Главное условие – обеспечение самостоятельных действий с игрушкой.
2 – 3 – сюжетно – отобразительная игра. Появление на основе игровых действий с игрушкой первых сюжетов, игровые действия разрознены, использование первых предметов – заместителей. Не отличают игровую ситуацию от ситуации реальной. Главное условие – объединение игровых действий сюжетом с использованием предметов – заместителей, побуждение к игровому замыслу.
3 – 4 – сюжетно – ролевая игра. Возникновение первых ролей, принятие роли на себя, введение роли в сюжет, возникновение потребности к совместным играм в едином сюжете. Главное условие – обеспечение совместных игр детей.
4 – 6 – сюжетно – ролевая игра с элементами творчества.
6 – 7 – творческие игры детей.
Наиболее богатый опыт у меня с детьми в старшей и подготовительной группах . Именно в этих возрастных группах имеется больше возможностей проявлять творческую фантазию и воображение .Дети более самостоятельны, коммуникативны, творчески заряжены.На протяжении многих лет мы с детьми проводили различные досуги, ставили спектакли, организовывали музыкально-литературные гостиные, представляли театрализованные сценки, играли в множество сюжетно-ролевых игр.
В сюжетно – ролевой игре преобладает внутренний план действия, сюжета, условные игровые действия, образность ролей, использование наряду с вербальными невербальных средств в общения.
Главное условие: устойчивость во времени, насыщение жизни детского сада, группы, личностно – ориентированное взаимодействие педагога и детей по созданию условий для игры. Анализируя развитие игровой деятельности, воспитатель определяет уровень развития игровой деятельности в соответствии с возрастом.
Работая в детском саду, я учила детей играть. Я подвела детей к такому уровню освоения представлений о труде взрослых, переживаний на основе сказок, при котором в группе ведущей деятельностью стала игра и все её виды. Именно игры удовлетворяли потребности дошкольника в самоутверждении, познании, общении и собственно игре, как возможности взойти к идеалу, как к форме самообразования и самовоспитания.
Главное в наших играх – это забота о ком-то! Обучение игре и руководство ею я проводила в утренний и вечерний отрезок времени, когда детей было мало, и во время прогулки, после полдника – время игры, т.е самостоятельной деятельности, когда я создавала условия для развёртывания игры и наблюдала за проявлением индивидуальности ребёнка.
Важным этапом в организации игры являлся разговор с детьми об идеале, которому ребёнок мог бы подражать. Искусство такого разговора в том, чтобы малыш «загорелся» быть таким же хорошим, заботливым, как тот, кого он воссоздаёт своей игрой.
В младшей группе я учила детей играть в игру «Дочки - матери». В самом начале я вдохновляла на образ, «зажигала», удивляла, чередуя поступки, которыми ребёнок восхищался. Использовала картинки, где изображена мама, любящая своего ребёнка. Я открывала детям, что кукла живая. Делала всё непроизвольно. Обучение игре проводила индивидуально, с каждым ребёнком, утром и вечером, несколько раз. Перед тем, как заботиться о ком-то, я спрашивала ребёнка: «Кем ты хочешь быть?», ответы были похожими (мамой, папой, шофёром, воспитателем). «Какими мамами, папами, воспитателями хотите быть?» (хорошими). И дальше, продолжая разговор, говорила, что хорошие заботятся о дочках, чтобы дочкам удобно было спать, есть. А чтобы дети не плакали, вкусненьким угощают. Подумайте, что вам надо, чтобы вкусным угостить дочку и удобно ли ей спать было, чтобы дочка чистыми руками ела, ложку брала. « Ты шофёром хочешь быть? Что привезёшь? Кому? Не торопитесь, берите по порядку».
Всё, что нужно лежит и стоит так, чтобы детям удобно было взять(посуда, угощения, постельные принадлежности). Когда дети начинали играть самостоятельно, я наблюдала, что и как берут, где размещаются дети. Ребёнок должен уметь правильно выбрать и распорядиться тем, что есть. Когда дети начинают играть, в этот момент я наблюдаю, изучаю характер малыша, его привычки, стараюсь не вмешиваться, даже если ребёнок делает что-то неправильно. Все ошибки я замечаю, записываю, а после завершения игры с детьми обсуждаю.
Формируя в речи замысел игры: «Я буду хорошей мамой», ребёнок выбирает себе дочку, устраивает комнату, выполняет действия заботы до достижения результата (накормил, вымыл, уложил спать и т. д.). И когда мы спрашивали, по окончании игры : Кем ты был? Какой мамой? Каким ты был шофёром? Если у ребёнка получилась игра, он сам оценивал свои действия.
Уже в средней группе, я начала обучать детей новой игре. Эта игра «Детский сад». Главная задача, которая стояла передо мной - развитие дружеских взаимоотношений между детьми. Содействовала детям в создании образа сотрудника детского сада.
До начала фронтальной игры, я познакомила детей с разными видами труда взрослых: работой няни, повара, монтёра, водителя городского транспорта. Это находило отражение в любых играх «Дочки - матери», «Детский сад»: ребята, чинили электропроводку, готовили обед и завтрак, в троллейбусе и автобусе возили кукол на экскурсии.
Распределение ролей уже шло с учётом возможностей. У детей были равные отношения при распределении ролей: ты будешь это, а я это. Игра происходила на уровне самостоятельности каждого участника.
Ⅰусловие – добровольность (не заставляем). «Кто будет няней, которая будет заботиться, чтобы дети спали? »
Ⅱусловие – социальная направленность (собираемся вместе, чтобы детям было хорошо).
Ⅲусловие – уровень самостоятельности каждого участника (когда все умеют, если один умеет, а другой нет – не получится).
Ⅳусловие – распределение обязанностей с учётом возможностей.
Ⅴусловие – наличие лидера (если нет, игры не получится).
В средней группе, каждый приходящий должен включиться в игру. Я содействовала включению, вновь приходящих в игру.
Начинала игру с вечера. Показывала картинки разных профессий. Кем работают люди? Где дети, пока они на работе? Нужен детский сад. Родителям плохо. Что нужно сделать, чтобы дети спали в детском саду? А у нас нет (сожалеем). Мы можем построить? Кто хочет быть сотрудником детского сада? Приходите завтра, откроем.
Утром пришли. Опять разговор о детях. Кем хотите быть? Кто из вас, что хочет делать? Ты что будешь носить? (простынки). А ты? (матрацы). Когда уложили, говорю: «Пришли родители – забрали детей». Все сотрудники, подойдите ко мне, сдавайте всё. Давайте посмотрим, как мы поработали. Кем вы были? Почему было удобно в детском саду? Захотят ли дети ещё прийти в детский сад? Хватило ли кроватей? Как узнали? (кроватей столько – сколько детей). Будем ещё открывать детский сад?
Показывала новые действия через игры: «Угостим дочек в детском саду», «Построим участок для детей». И вот так, через индивидуальное обучение с каждым ребёнком, я подвела детей к фронтальной игре «Детский сад».
Уже в старшей группе игра – взаимодействие обозначаемого, обозначение плюс манера. Обозначаемое – идеал.
Схема, по которой строилась у меня игра, это:
Задумка
Средство – обозначение – роль.
Атрибуты
Пространство, которое мы организуем.
Моя манера, артистичность, поступки, которые создают образ идеала.
Результат игры – самооценка на основе самоанализа.
Вечерами я играла с детьми в «Детский сад», «Дочки - матери», а по утрам вводила новые игра: овощеводы, ферма, кондитерская фабрика, театр. Подготовка заключалась, прежде всего, в работе над образом предстоящей игры.
Организацию игры «Театр», я начала с разговора о самом театре.
Рассматривали картинка о театре, билеты, программки. Просила родителей сводить детей в театр. Создавала у детей образ театра – это что-то прекрасное.
Когда дети научились драматизировать сказки, стали самостоятельны в изображении взятой роли и вот тогда, мы смогли развернуть игру «Театр» с его атрибутами : кассы, колокольчик, билеты, занавес, декорации, афиши, программки, портретная галерея в фойе и т.д. Когда дети научились всё делать сами – уметь самостоятельно задумывать предстоящую работу, выбирать материал, инструменты, делать и оценивать продукцию, тогда дети увлекались настолько, что жили мыслью о театре.
Каждую роль делала привлекательной: кассиру хорошо, в буфете хорошо, артистам тоже хорошо, а самое лучшее – зрителям: билет купить, войти, вежливо разговаривать с билетёром, уметь аплодировать. Учила детей, как зрителю вести себя в театре, что решает кассир, что делает буфетчица, как должен разговаривать билетёр. Показала детям, что зритель – это очень трудная роль. Это важнее, чем быть артистом. Рассказала, что делают зрители в антракте (гуляют по фойе, заходят в буфет, отдыхают от долгого сидения). Когда спектакль закончится, зрители аплодируют и начинают уходить только тогда, когда закроется занавес.
Выбор детей, кто кем будет, может происходить ещё в период подготовки. Кто – то наметил себе быть кассиром, он и делает билеты и деньги. Сам может придумать, как сделать кассу: «Ты – кассир, и подумай, где у тебя будет касса, как ты её сделаешь?»
Каждый раз вела разговор по «песенке»: что задумал кассир? Что ему для этого нужно? Касса, руками будет считать. Как будет делать по порядку? Спрашивать: как всем рад? Сколько стоит билет? И разыгрываем эту сценку. Точно также вела разговор, что задумал билетёр? Что задумал контролёр?
Вечерами проигрывали обучающие сценки из жизни и работы сотрудников театра. Когда всё было готово, пошла само – игра в «Театр».
После завершения игра, когда я говорила : «Наш театр закрылся, закончили работы», - буфетчик убирает буфет, кассир - кассы, артисты – маски, а зрители – стулья и столы. Проводится самооценка, состоялась ли игра или не состоялась.
Игра приобрела своё истинное лицо, стала формой самоорганизации, самовоспитания. Дети проявляют себя индивидуально, не только в исполнении роли, но и в создании игровой среды.
В подготовительной группе получают расцвет все виды игр. Они становятся творческим коллективом. Дети нашей группы вышли на высокий уровень игры.
Игра у детей самосовершенствовалась по своему желанию.
Все виды игр дети задумывали и организовывали самостоятельно.
Игра проходила во взаимосвязи нескольких игр вместе. Всё соединялось в общий сюжет.
Главная особенность этих игр – это игровая связь между играющими. Общение – вот главнейший плюс в проведении сюжетно-ролевых игр! В жизни каждого человека, тем более , дошкольника, общение играет важнейшую роль. Ведь именно в общении происходит становление и развитие его личности. Формируются взгляды на те или иные события, определяются нравственные ценности, идеалы, раскрываются личностные качества. От умения общаться зависит не только положение в классе будущего ученика, приобретённые им коммуникативные умения служат залогом успеха в развитии личности, и в дальнейшей судьбе юного гражданина.
Можно продолжать и продолжать цепочку «должно быть так!». Но все педагоги - разные, со своим отношением и собственной фантазией в творческом воспитании дошкольников. Поэтому вся надежда на отдельно взятого , конкретного педагога-умницу, идущего каждый день в детский сад не только обучать умы , сколько воспитывать души! И в этом нам помогут Игры! Известный психолог и педагог Дагг Холл даёт нам прекрасный совет: « Мир ребёнка сделан из дерзанья духа и чудес. Иногда нам кажется, что дети должны последовать за нами, быть, как мы, слушаться нас. Следуйте за ребёнком сами: смейтесь вместе с ним, учитесь у него, играйте с ним!»