Консультация для родителей Игра — дело серьезное

ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ»
«На игру у ребенка есть право»
/Я.Корчак/

У большинства современных родителей бытует мнение, что в детском саду должны научить ребенка читать, писать и считать. И я, как современный воспитатель, выполняя заказ родителей, активно включилась в развивающую образовательную работу с детьми. К сожалению, это привело к ослаблению очень важного для дошкольника вида деятельности – сюжетно-ролевой игры. Очень часто время, отведенное для игры, я заполняла другими делами – подготовкой к праздникам и конкурсам, дополнительными занятиями и иными, безусловно важными мероприятиями. У детей не оставалось времени на игру. Особенно трудно приходилось тем детям, которых поздно приводили в детский сад и рано забирали.
А дети, которые медленно одеваются и раздеваются, изо дня в день не успевали поиграть ни минутки (игровая деятельность запланирована в 11ч. 40мин.). А если и успевают поиграть Господи, ну что это за игры?
Наблюдая за игрой в средней группе, я заметила, что одни играют в монстров, которых сами же боятся, другие – в какие-то бразильские сериалы, в «Дом-2», третьи, безусловно, катают машинки, некоторые вообще не играют, а только наблюдают. Никто не «воспитывал детей», не готовил обеды, не занимался уборкой и стиркой. Ссоры, свадьбы, обмен. Из привычного только в «доктора».
Эти наблюдения стали для меня толчком для размышлений: надо
что-то менять. Но что? Начала работу с того, что расширила территорию для с/р игр: частично использовала помещение, где дети спят. Это дало возможность детям группироваться в соответствии с игровыми интересами и играть, не мешая друг другу. Затем обновила игровую обстановку: подготовила атрибуты к с/р играм. В создании предметно-игровой среды принимали участие и дети, и родители (например, изготовление подзорной трубы для игры «Путешествие на корабле», изготовление кукол из ниток для оформления панно в игровой уголок, изготовление шапочек, очков, коробочек для игры в цирк и др.). Атрибуты и костюмы к с/р играм быстро надоедали детям и игра постепенно «затухала». Поэтому я стараюсь постоянно пополнять игры новым игровым материалом: беру костюмы и атрибуты для игр в других группах на время, родители дарят игрушки.
В группе в определенном месте дети периодически находят новые интересные игрушки, которые все вместе рассматриваем, уточняем действие. Например, в игровой комнате появилась книга К.Чуковского «Айболит». Рассмотрели обложку, на которой нарисован доктор в белом халате, затем иллюстрации, изображающие то, как Айболит лечит зверюшек (ставит градусники, дает лекарства). Дети заинтересовались содержанием книги. Завязалась беседа о том, кто из них был в поликлинике и что там делал.
На следующий день посетили кабинет врача в детском саду. Дети непосредственно наблюдали за работой врача, медсестры, посмотрели весы, ростметр, шкаф с лекарствами, коробочки со шприцами. Врач слушал детей, а медсестра делала прививки. Затем дети нашли в нашем укромном местечке халат, шапочку, чемоданчик с красным крестом, в котором лежали градусник, трубочка для врача, банки, шприц. Познакомив детей с этими атрибутами, я показала как нужно действовать, дала попробовать самим детям делать уколы, ставить банки и градусники, слушать кукол
и зверят. После этого перешли непосредственно к игре. Для первого раза роль врача я взяла на себя, чтобы формировать деятельность детей, которые учились играть, разговаривать между собой. Позже я брала на себя параллельную роль, сопровождая детей по игре. Постоянно усложняли сюжет: врач не только измерял температуру, выслушивал пациентов, но и измерял давление, в особо тяжелых случаях (авария) делал переливание крови. В больнице появилось компьютерное обследование. Вскоре роль врача выполняли и менее активные, застенчивые дети. Возникали сразу две, а то и три игры: «Семья» + «Больница» + «Спасатели». Игры переставали быть изолированными. Однажды я увидела, как дети, используя кирпичики из строителя, разговаривали по телефону: вызывали врача на аварию. Это явилось показателем того, что дети стали фантазировать в игре, мыслить, осуществлять новый замысел. В группе появился телефон. Эффективным приемом для развертывания с/р игры оказался прием, когда дети, придя с прогулки, обнаруживали крупную, красивую постройку или перестановку игрового материала.
Большое внимание я уделяла формированию у детей игрового опыта. Систематически приглашала в группу родителей разных специальностей, подключала их к играм детей, читали книги, стихи по теме, обсуждали поступки героев, просматривали диафильмы, совершали экскурсии, наблюдали за трудом взрослых, рассматривали иллюстрации. Также в группу приглашала старших братьев и сестер. Играя вместе, они передавали игровой навык, фантазию. Ходили в гости к детям старших групп, играли там, а потом старшие приходили к нам. Новизна обстановки, желание показать свои умения и навыки, приносили пользу и тем и другим. Много рассказывала о своих играх в детстве: в какие игры играли, из чего делали костюмы. Рассказала о своей любимой игре «Цирк». Делали костюмы из старых штор, из платков, бумаги и устраивали цирковые представления.
Большое внимание я уделяла работе с родителями. Они смутно представляли себе роль игры в воспитании детей, не уделяли ей должное внимание. Вначале я познакомила родителей со сведениями об истории игрушки, о ее роли в воспитании, о том, как воспитывали своих детей и внуков знаменитые люди, например, самая известная бабушка – Екатерина II. Познакомила с некоторыми ее наставлениями, актуальными и в наше время. При покупке игрушки я советовала задумываться над тем, чему она научит ребенка? Какие чувства она вызовет у него? Не испугает ли? Какие воспоминания останутся о ней, когда он вырастет? В нашей группе один мальчик постоянно приносил из дома монстров, играя только с ними
(носился по группе, всех пугал), сильно переживая, если терялась деталь – искали всей группой. В его душе уже дали ростки семена дикого мира чудовищ: кроме них для него ничего не существовало – с ними ел, спал, гулял на улице. Уровень развития был низким. Порекомендовала родителям серьезно разговаривать с ребенком, подальше обходить места, где продают игрушки, совместно играть с ребенком дома, не смотреть «ужастиков» по ТВ. Постепенно мальчик сам забросил монстров, стал участвовать в играх. В конце средней группы на цирковом представлении для детей он сам выбрал себе роль клоуна, блестяще и до конца справился с ней.
Повернуть родителей лицом к игре помогает и то, что я привлекаю их вместе с детьми к изготовлению атрибутов к с/р играм. Родители приносили бросовый материал, из которого изготавливали атрибуты. По желанию в этом участвовали и родители. Делали из пластиковых бутылок машины, шлемы (5 литровые бутылки), коляски для маленьких кукол из банок от моющих средств, вазы, сушки для парикмахерской, кукол из ниток. Вряд ли вы найдете в этом перечислении что-то новое и неожиданное для себя. Все эти приемы давно хорошо известны. Я же на практике проверила, как они действовали в моей группе реально, на самом деле.
Создать обстановку, это только начало, самое трудное, научить детей играть. Существует мнение, что учить играть детей не надо: пусть играют во что хотят, какими хотят игрушками. И тогда дети будут играть только в «монстров», которые научат детей жестокости, и в «барби» - они учат подчинению. По моим наблюдениям девочки, играющие с куклами «барби», никогда не берут на себя главную роль, они учатся обслуживать «взрослых» кукол. Мир «барби» и «монстров» мы подарили детям сами. Мы смотрим вместе с детьми такие телепередачи и видеофильмы, мы покупаем им такие игрушки и книги. Я не призываю что-то запрещать. Но я считаю, что нужно детям показать другой мир, с другими игрушками играми, обогащать содержание игр, учить играть.
Постепенно я стала учить детей самостоятельно строить сюжет и разворачивать его, используя знания, полученные из окружающей жизни, слушания сказок, рассказов, стихов. Наблюдения строила так, чтобы в центре внимания был человек. Например, наблюдая с детьми работу шофера, няни, врача обращала внимание на то, что шофер работает на машине и возит грузы, няня наводит чистоту в комнатах, накрывает столы, моет посуду, врач лечит людей. Таким образом содержание сюжетных игр обогащалось: внимание детей переключалось с разыгрывания бытовых сюжетов к игровым действиям, отражающим взрослые профессиональные отношения.
При общении использовала рекомендации программы «Радуга». Очень эффективным считаю прием параллельной игры, Беря на себя параллельную роль, я, как бы, расшатывала привычный ход игры, побуждая детей к игровой импровизации, к развитию нового сюжета. Остановлюсь на организации наиболее любимой ребятами моей средней группы игры в цирк.
Ц И Р К


Программные задачи


Пути реализации


1. Уточнить знания детей о профессии артист цирка, о специализации этой профессии: клоун, канатоходец, фокусник, дрессировщик, конферансье.
1. Чтение произведений Л.Дурова о цирке, С.Маршака «Детки в клетке».
2. Рассматривание иллюстраций о цирке, подборка открыток.
3.Изготовление атрибутов (очки, колпаки), оформление сцены.
4.Просматривание видеозаписи циркового представления.


2. Помочь детям в налаживании взаимодействия в игре, раскрыть содержание связи и соотношения разыгрываемых ролей. Учить подчинять всех играющих общей игровой цели.


1. Рассказ из личного опыта взрослого: во что мы играли, когда были маленькими; как распределяли роли; как создавали игровую среду.

3. Учить обговаривать замысел игры строить совместную игру вокруг общей цели. Совершенствовать средства эмоциональной выразительности.
1. Воспитатель в нейтральной роли (волшебницы) осуществляет косвенное руководство игрой, контактируя с любым артистом, участником игры.
2. Уточнить ролевые обязанности через вопросы к директору цирка.



4. Поощрять стремление детей в обогащении цирковой программы новыми номерами.
1. Создание книг для «Библиотечки для игр» по данной тематике.
2. Появление неожиданных обстоятельств (заболел слон, необходима помощь врача, срочно заменить номер другим).





5. Побуждать детей к игровому взаимодействию в группировках.
1. Использование игровых атрибутов предполагающими связь с другими ролями.
2. Создание проблемных ситуаций – побуждающих (необходим транспорт).



Тема эта безгранична и трудна, ее успех зависит от вкуса и чувства юмора воспитателя, от того, насколько выразительны и эмоциональны дети и на сколько интересна и актуальна эта тема для детей в данный момент. Самое главное – это вызвать интерес к игре, пробудить мотив к разворачиванию этой игры, Интерес зависит от знаний и представлений о том, что такое цирк и какие артисты там выступают. Поэтому предложила родителям, в зависимости от возможностей, посетить цирковое представление или просмотреть телепередачу. В группе читали стихи С.Михалкова, С.Маршака на эту тему, рассматривали иллюстрации. Впечатления подкрепляла в беседах. В ходе этих бесед вместе с детьми обсуждала «цирковую программу», кто кем хочет быть. При этом старалась показать свою собственную заинтересованность в этом деле, старалась помочь каждому ребенку высказать свое мнение. Предложила себя в качестве партнера по игре.
Большое значение для эмоционального настроя детей, активизации их творческих проявлений имеет подбор музыкальных произведений. Ведь музыка способна на более высоком уровне, чем словесные указания, подсказать выразительный жест и интонацию. Когда все было готово, назначили день циркового представления. Диктор по радио объявил о приезде в город директора цирка, который отбирает артистов для цирковой труппы. Когда труппа была набрана, артисты ушли за кулисы готовиться, зрители слушали веселую музыку.
Начало представления: марш-парад всех артистов под веселую торжественную музыку в ритме марша. Марш заканчивает конферансье (кто должен вести представление обсуждается детьми заранее) приветствием для зрителей (стихотворение С.Михалкова):
Цирк! Цирк! Цирк! Цирк!
В цирке очень хорошо!
Всюду празднично, светло!
Здесь гремит веселый смех!
Акробаты и жонглеры,
Дрессировщики, танцоры
Приглашают в гости всех!

Выступление артистов. Цирковые номера можно брать любые, так как они исполняются понарошку. Но наиболее приемлемы для представления следующие выступления: балерины, силача, дрессировщика, клоуна, фокусника.
Разберем каждый номер.
I. Дрессировщица с дрессированными зверями.
Этот номер самый трудный, поскольку нужно простимулировать в детях их самостоятельную творческую деятельность.
В предварительных беседах с детьми провели анализ поведения каждого персонажа, выбрали наиболее выразительные и точные жесты и действия: ведь повадки у всех животных разные: одни – злые, все время рычат, стараются замахнуться лапой на дрессировщика; другие ленивые, отказываются выполнять трюки. Выполняется под музыку:
Медведи – р.н.;
Лошадки – полька;
Львы – без музыки.
II. Танец балерины на канате. Музыкальное сопровождение «Венский вальс» Штрауса или другая яркая вальсовая музыка. Для обыгрывания канат можно положить между двумя обручами. Балерина импровизирует свой танец на канате, держа для равновесия в руке веер или шарик воздушный. Для объявления этого номера в более старшем возрасте можно предложить детям сочинить несколько стихотворных строк, подбирая рифму вместе с детьми к основным словам «балеринка» и «кружится». Это развивает чувство ритма, память, словарный запас.
III. После танца балерины появился клоун. Он пытается потанцевать на канате, но у него ничего не получается.
IV. Затем под сопровождение марша на арену выходит силач. Он выполняет упражнения с огромной «гирей». Здесь важно, чтобы в движениях и мимике он передал неимоверные усилия. Клоун тоже пытается поднять гирю.
V. Выступление фокусника – кульминация всего представления. Для фокусника-индуса подбирается любая восточная мелодия. Конферансье объявляет номер: «А сейчас перед вами выступает знаменитый фокусник». Несложные фокусы можно выбрать в номерах журнала «Юный техник».
1. Берутся баночки с водой, на крышки изнутри нанесена краска, фокусник накрывает баночки платком, встряхивает их – вода окрашивается.
2. Фокусник достает из «пустой» коробки и разбрасывает множество ленточек.
Зрители подхватывают их и танцуют с ними (импровизация).
Игра заканчивается торжественным шествием всех участников.
Предлагаю вам примерный план развития с/ролевой игры «Цирк»:
Название
игры
Сроки
Программные задачи
Содержание

«Цирк»

1-ый квартал
Способствовать развитию ролевого поведения и взаимодействия. Учить использовать в игре атрибуты и предметы-заместители

Директор цирка, дрессировщик, фокусник, контролер. Готовимся к цирковому представлению. Учимся использовать в игре игрушки.

«Цирк»

2-ой квартал
Способствовать развитию ролевого поведения, речевого диалога. Развиваем представление о цирковых номерах.

Директор цирка, конферансье, дрессировщик, фокусник, коробка с атрибутами. Даем начало игры: подготовка к цирковому представлению.

«Цирк» + «Строители»

3-й квартал
Обогащать ролевое поведение, речевой диалог. Учить использовать в игре-атрибуты и предметы-заместители. Учить менять роли.




Таким образом эта сюжетно-ролевая игра перерастает в длительную. (В каждом квартале игра длится 1 неделю), в которой дети пробуют себя в разных ролях. В этой игре развиваются важные качества: активность, самостоятельность, творческое мышление и исполнительские способности. В ней дети получили разнообразные сведения о работе циркового коллектива.
Только в игре ребенок развивается, познает мир, учится общаться. Поэтому, я считаю, что главной задачей воспитателя в детском саду должна заключаться в том, чтобы раскрыть детям многообразие мира игры, научить играть, постараться так построить свою работу, чтобы игра оставалась любимой деятельностью детей дошкольного возраста.
Воспитатель ДОУ № 9
Гончарова А.Д.
г.Курчатов









13PAGE 15


13PAGE 14815




15