Технологическая карта урока Ориентирование по плану и на местности (6 класс)


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА
по географии в 6 классе
Составила:
Пронина Наталья Алексеевна – учитель географии МОУ «Макарьевская средняя общеобразовательная школа» г. Свирск
 
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Предмет:
География Учебник:
География. Землеведение. 6 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / О.А. Климанова, М.Н. Белова, Э.В. Ким и др. ; под ред. О.А. Климановой. – 4-е изд., стереотип. – М. – Дрофа, 2009. – 238, [2] с. : ил., карт. ISBN 978-5-358-06695-3. Класс:
6 (ФГОС) Линия УМК по географии под ред. О. А. Климановой, А. И. Алексеева для 6-9 классов. Издательство «Дрофа». ФГОС
Тема урока  Ориентирование по плану и на местности
Цель урока Сформировать у обучающихся умение ориентироваться по плану и на местности
Планируемые образовательные результаты:
Предметные Метапредметные Личностные
- дадут определение  «ориентирование», «стороны горизонта»
- научатся ориентироваться по плану и на местности.
 
  - смогут находить в учебнике достоверную информацию, анализировать; излагать свое мнение (в монологе, диалоге);
- действовать в конкретной ситуации (если заблудились в лесу).
  Воспитывать  чувство  товарищества и взаимопомощи.
Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей.
Решаемые учебные проблемы  Как ориентироваться  на местности и на плане?
Основные понятия, изучаемые на уроке Стороны горизонта. Ориентирование. Азимут.
Вид используемых на уроке средств ИКТ  Презентация по теме «Ориентирование на местности» 
Образовательные интернет-ресурсы http://files.school-collection.edu.ru
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
1 ЭТАП: Актуализация знаний
Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях;  
•  развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;
•  формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.
Деятельность учителя Деятельность обучающихся Сегодня  у  нас  довольно  сложная,  но  очень  интересная  тема.  
 Мы  должны  сегодня  успеть  почитать  сказку,  проверить  свою  внимательность и,  конечно,   рассмотреть новую тему.  И  что  бы  все  успеть,  надо  настроиться  на  хорошую  работу.
 А начнем  мы  с  самого  приятного.  Сейчас  я  вам  прочитаю  отрывок  одной  из  очень  известной   русской народной  сказки.   
 Налево пойдёшь – коня потеряешь. Направо пойдёшь – себя потеряешь, прямо пойдёшь -    Богатым будешь.
Узнали сказку?   А мы с вами можем так же ориентироваться в городе  – направо, налево, прямо…
-А в степи?  
Анализируют отрывок из сказки. Делают выводы.
 
На основе личного опыта вспоминают умение ориентироваться в городе, на открытой местности.
  
 
2 ЭТАП: Создание проблемной ситуации
Деятельность учителя Деятельность обучающихся  А теперь другая ситуация  («Ассоциативный ряд».)   Представьте себе, что вы пошли в лес («светлый лес, тёмный лес»)…… и заблудились. Ваши ассоциации... (демонстрация  Слайда  - фотография леса)
 - что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации?
 Есть ли выход из данного положения?
 А только ли важно уметь ориентироваться в данной ситуации?
 Что нужно знать для того, чтобы уметь  ориентироваться?     
  -  Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его.
Предлагают пути выхода их ситуации.
3 ЭТАП: ЦелеполаганиеДеятельность учителя
  - Правильно,   надо знать стороны  горизонта. А в жизни нам это нужно? А где ? 
Попробуйте сами назвать тему урока.
Учитель при необходимости уточняет: «Ориентирование по плану и на местности».
  Это  тема  нашего  урока.  Давайте откроем   тетради  и  запишем    тему  урока. 
Задача сегодняшнего урока 
 - научиться определять стороны горизонта и направления на плане и на местности. Деятельность обучающихсяПроявляют познавательную инициативу. Формулируют тему, цели урока.
 Осознание цели предстоящей деятельности.
 
Записывают тему урока.
4 ЭТАП: Изучение нового материала
Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;
•     воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;
•     формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;
•     формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом;
•     овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов:
•     формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах:
•     воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь;
Деятельность учителя
  Что такое ОРИЕНТИРОВАНИЕ?
Что для этого нужно знать  ?   
 
Знакомит со   сторонами горизонта.
Что вы знаете про стороны горизонта? Назовите их?
основных – 4,
промежуточных – 4
   С-в,  ю-в,  с-з,   ю-з.
         
Стороны горизонта при ориентировании обычно определяют:
•           по магнитному компасу;
•           по небесным светилам;
•           по признакам некоторых местных предметов.
   
Определение сторон горизонта по компасу,
С помощью компаса можно определить направление на стороны горизонта в любое время суток и в любую погоду.
Сначала отмечаю, что при ориентировании на местности широко применяется компас Адрианова.
Задание: Как устроен компас? Как работает компас? Определите по компасу стороны горизонта.
 - учитель рассказывает   устройство компаса.
- работа с инструкцией по работе с компасом
  Деятельность обучающихся  
 
 
 
 
 
Называют стороны горизонта,   изображают их  в тетради:
С - Ю -   З -   В -    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Самостоятельная работа по парам  с компасом и инструкцией по его применению.
 
 
Определяют положение   на  С    в классе.                                                                     
5 ЭТАП: Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.
Деятельность учителя
 Определение направлений на плане и карте (работа с планом местности )- Покажите направления на плане местности.
Как оно обычно показано?
В каком направлении от парома на реке Соть находится плотина на реке Луч?
Определите, как изменяется направление реки Соть.
Проблема- С или С-В?
---  Каждая  сторона  горизонта  имеет  не  только  свое  название,  но  и  цифровое  значение--  азимут.  Что  же  такое  азимут? 
Открываем  учебники  на  стр.  15,  и  прочитаем  определение  азимута.
Так что такое АЗИМУТ?
В основу работы с этим понятием положен УГОЛ, т.е,  чтобы определить азимут, нужно определить угол.
 
А  сейчас  их  обозначим  на  вашем  первом  рисунке.   
   90о, 180о, 270о, 360о
А как нужно ориентироваться на местности?
А ночью?
- по звёздам.
 
  Деятельность обучающихся Находят на плане – объекты на С,  Ю, З. В.
Показывают на доске.
 
 
 
Работают с заданиями на определение направлений на плане.
 
 
 
 
Работают с текстом.
 
 
Работают с транспортиром , определяют азимут  на плане.
 
 
 
 
Из собственного опыта называют приёмы и умение ориентироваться на местности.
Работают  с иллюстрациями учебника.
6 ЭТАП:  Закрепление
Деятельность учителя
Давайте  теперь  поиграем  и  потренируемся  в  определении  сторон  горизонта.     
 Вы – пилоты. Из аэропорта Иркутска  отправляются  рейсы: Иркутск –Владивосток,   Иркутск – Москва,  Иркутск – Лондон, Иркутск – Дели.
Какой  курс  должны  держать  пилоты,  чтобы  не  сбиться  с  курса? Деятельность обучающихся 
Учащиеся  записывают  объект  и  сторону  горизонта направления полёта.
6.  ЭТАП Рефлексия (итог урока).
Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.
Деятельность учителя
Вопросы на повторение.
Как можно ориентироваться на местности?
Для чего это нужно знать?
Нужно ли это знать и почему?
Что вы не знали до начала урока?
 - Что нового узнали на уроке?
 -  Чему научились?
 Учитель  выделяет  отдельных  учеников,  выставляет  им  оценки, с комментированием.
Спрашивает мнение учащихся о справедливости оценки. Деятельность обучающихся 
Вспоминают основные понятия и умения.
8 ЭТАП: Домашнее задание
Даётся домашнее задание: § 8, вопросы 1-3 устно. Поясняется, в чём состоит его суть.