Поурочное планирование по географии на тему «Понятие об азимуте, ориентирование на местности по плану.» (6 класс)

Тема урока: Понятие об азимуте, ориентирование на местности по плану.
Тип урока: усвоение новых знаний.

Т.Е.Ц.: 1. Создать условия для формирования у учащихся знаний об ориентировании и азимуте. Показать прибор для ориентирования – компас. Помочь понять учащимся способы определения азимутов и ориентирования на местности, по плану и карте. Показать учащимся, как пользоваться компасом, как двигаться по азимуту. Помочь учащимся осознать значение умений ориентироваться и определять азимуты.
2. Продолжать развивать навыки работы с текстовыми источниками информации, навыки логического мышления на основе выявления причинно-следственных связей, формировать умение применять теоретические знания в практических действиях.
3. Воспитывать взаимоуважение, организованность, аккуратность, умение выслушивать мнение другого человека, любовь и уважение к природе.

Оборудование: учебники, иллюстрации, атласы, компасы, физическая карта.
Используемая литература: А. Бирмагамбетов, К. Мамырова «Физическая география», Т.П. Герасимова, Г.Ю. Грюнберг, Н.П. Неклюева «География», К. Мамырова, О. Мазбаев, У. Суюнбаева «Физическая география. Методическое руководство».
Ход урока
Этап урока
Содержание
Методы, ФОУД

I. Организа-ционный момент
Приветствие. Проверка готовности класса и кабинета к уроку. Отсутствующие.


II. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению знаний.
- Ребята, сегодня мы наш урок начнём с разминки.
- А теперь я прошу вас вспомнить рассказ И. Алтынсарина «Сын богача и бедняка» (Асан и Усен). О чём этот рассказ? Кто помнит?
(о том, как мальчики отстали во время кочевья и искали дорогу)
Т.е мальчики, с помощью различных признаков пытались определить направление своего движения или сориентироваться.
Тема нашего урока «Ориентирование. Азимут».
- Какова цель нашего урока?
- На какие вопросы необходимо ответить, чтобы достигнуть цели? Какими источниками информации вы можете воспользоваться на уроке?
Фронтальный устный опрос.
Беседа на актуализацию знаний с постановкой проблемы.
Запись в тетради.
Фронтальная беседа.

III. Усвоение новых знаний.
- Как вы думаете, что значит ориентироваться?
(определять своё местоположение)
Откройте учебник на стр. 21. – Что такое ориентирование?
Ориентирование – это определение своего местоположения относительно сторон горизонта.
- Какие стороны горизонта вам известны?
(основные: север, юг, запад, восток; промежуточные: северо-восток, северо-запад, юго-восток, юго-запад)
- Как ориентировались мальчики? Что они использовали?
(местные признаки)
- Какие местные признаки для ориентирования вам известны?
(веток на дереве больше с южной стороны, чем с северной; положение тени; муравейники и т.д., но эти ориентиры могут быть не совсем точными)
- Что вам известно о Полярной звезде? Как можно ориентироваться с помощью этой звезды?
(эта звезда находится над севером)
- Ориентироваться можно не только на местности, но и на карте. Для того, что бы ни запутаться, и точно определять нахождение объектов, верхний край карты это север, нижний – юг.
Откройте физическую карту полушарий, найдите территорию Казахстана (м/у Каспийским морем и оз. Балхаш). По отношению к Казахстану как расположена Западно-Сибирская равнина? (севернее) Пустыня Гоби? (восточнее) Аравийское море? (южнее) Средиземное море? (западнее)
- Какой прибор используют для более точного ориентирования?
Компас – прибор для ориентирования.
- Что вам известно о компасе? Считается, что компас ещё в III в до н.э. изобрели в Китае.
- Посмотрите, как устроен компас. – Какие обозначения есть на компасе?
- Сориентируйте компас. Что вы для этого должны сделать?
(поворачивать компас до тех пор, пока синяя стрелка не совпадёт с буквой «С», т.е. с направлением на север)
- Что ещё вы видите на компасе? (цифры по кругу) Как вы думаете, зачем они нужны? (для определения более точного направления) Эти цифры необходимы для определения азимутов.
Азимут – это угол между направлением на север и на какой-нибудь определённый предмет местности.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Дерево – 450;
Холм – 1300;
Дом – 2750.
Азимуты отсчитываются от направления на север по часовой стрелке.

Давайте, определим азимуты на основные и промежуточные стороны горизонта.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Север – 00, восток – 900
Юг – 1800, запад – 2700
СВ – 450, ЮВ – 1350
ЮЗ – 2250, СЗ – 3150.


Эвристическая беседа.
Работа с учебником.
Запись в тетради.

Беседа на актуализацию знаний.






Эвристическая беседа.

Работа с картой.








Запись в тетради.
Сообщение

Работа с прибором (компасом), обсуждение.





Запись в тетради.

Эвристический рассказ, работа с иллюстрациями.




Проблемная задача, обсуждение.

IV. Закрепление
Давайте закрепим то, что вы узнали на этом уроке.
- Что такое ориентирование? Азимут? Компас?
- Как ориентируются по картам? На местности?
- Чему равны азимуты на основные и промежуточные стороны горизонта?
- Определите азимуты на окно, дверь.
- Как вы это делали?
Начертите в тетради азимут 900. Как вы это сделали?
Фронтальный опрос с элементами практических действий.

V. Домашнее задание.
§ 7 (пересказ)

Запись в дневнике.

VI. Итог урока.
Оценка работы класса и отдельных учащихся. Выставление отметок.
- Какова была цель урока? Удалось ли её достигнуть?
- Какие затруднения возникали сегодня на уроке? Почему?
- Что необходимо изменить на следующем уроке, чтобы подобные затруднения больше не возникали?
- Что нового вы сегодня узнали? Чему научились?


Фронтальная беседа.

















































































С



15