Открытый урок по ОБЖ в 6 классе ориентирование по местным признакам

Тема урока: «Ориентирование по местным признакам».

Задачи урока:

Образовательная:
Изучить новый материал: определение сторон горизонта на плоскости, изучение признаков местности, по которым можно определять стороны света.
Развивающая:
Развивать географическое мышление и способность применять имеющиеся знания в решении новых учебных задач.
Продолжить работу над развитием устной монологической речи;
Создать условия для развития творческих способностей.
Воспитательная:
Развивать познавательный интерес к предмету, внимательность, наблюдательность, инициативу и находчивость.
Воспитывать чувство товарищество и помощи.


Ход урока.
1.Организационный момент.

2. Мотивация. Постановка темы и задач.
Содержание этапа учебного занятия:
Сообщение темы учебного занятия.
Формулирование целей учебного занятия совместно с учащимися.
Показ социальной и практической значимости изучаемого материала.
Постановка перед учащимися учебной проблемы.
-- Сегодня у нас довольно сложная, но очень интересная тема. Работы очень много. Мы должны сегодня успеть проверить свои знания по предидущим темам ориентирования, внимательность и, конечно, рассмотреть новую тему. И что бы все успеть, надо настроиться на хорошую работу.
-- А начнем мы с самого приятного.
-Закройте глаза. ( включается музыка, шум леса) (слайд)
-Что вы себе представили? (лес)
- А представьте что вы собираете грибы или ягоды и зашли слишком далеко.
-Ваши действия?
- Что такое ориентирование? (умение человека определить свое местонахождение относительно сторон горизонта и найти правильное направление движения) (слайд)
- Какие виды ориентирования мы с вами уже изучили?

УЧ. – Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
УЧ. Ориентирование по местным признакам – тема нашего урока. (слайд)
- Какие задачи вы поставите перед собой на урок?


Этап проверки домашнего задания.
Задачи этапа:
- выяснение степени усвоения учащимися заданного учебного материала;
- определение типичных недостатков в знаниях и способах деятельности учащихся и причин их появления;
- создание условий коммуникативных отношений, оптимальность сочетания контроля учителя, взаимоконтроля и самоконтроля учащихся;
- развитие пространственных представлений.
Ответьте на вопросы:
- Какие стороны горизонта вы знаете?
- Делятся на основные и промежуточные.
- Назовите основные стороны горизонта?
- Назовите промежуточные стороны горизонта?
Графический диктант. 
- А теперь проверим, как хорошо вы можете ориентироваться по сторонам горизонта.
-На маршрутных листах напишем графический диктант, двигаясь в соответствии со сторонами горизонта.
От исходной точки 6 шага (6 клетки) на север, юг, запад, восток;
4 шага на северо-восток, северо-запад, юго-запад, юго-восток
- Какая фигура у вас получилась? (многоугольник)     
- Отложите эти листы в сторону, в конце урока они нам еще пригодятся.

Ответьте на вопросы:
-Что такое азимут? (слайд)
-Определите на слайде азимут. Сколько градусов составляет азимут на стену, на окно, на потолок. (слайд)
-Определите стороны горизонта по Солнцу в полдень (слайд)
- Определите по тени дерева в полдень стороны горизонта. (слайд)
- Что изображено на слайде (гномон)
- Как использовать часы в ориентировании (слайд)
- Время 12 часов ночи, где юг, если луна на небе растущая. (слайд)
- Определи стороны горизонта, если луна на небе полная. (слайд)
- Где юг, если луна на небе убывающая. (слайд)
- В чем заключается ориентирование по звездам? (слайд)

3. Этап изучения нового материала.
Задачи этапа:
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала.
Создать условия для формирования представлений о способах ориентирования на местности: по местным признакам и по азимуту;
Создать условия для формирования умения определять стороны горизонта и направления на плане и карте.
УЧ. - Растительному и животному миру свойственны некоторые особенности, которые можно использовать для определения сторон горизонта.

Однако такое ориентирование менее надежно, чем простейшие астрономические приемы, поэтому пользоваться ими можно только в крайних случаях, например, в пасмурную погоду. Некоторые местные признаки могут служить простейшим, хотя и не очень точным «компасом» для путешественника. (Слайд, Видео).

УЧ. (Слайды)
Из долголетних наблюдений установлено, что:
кора деревьев с северной стороны обычно грубее и темнее, чем с южной;
мох и лишайник покрывают стволы деревьев, камни, скалы с северной стороны;
на хвойных деревьях смола накапливается с южной стороны;
муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней, кустов; их южная сторона более пологая, чем северная;
ягоды и фрукты в период созревания приобретают зрелую окраску с южной стороны;
ветви дерева, как правило, более развиты, гуще и длиннее с южной стороны;
на склонах, обращенных к югу, весной снег тает быстрее, чем на склонах, обращенных к северу;
просеки в больших лесных массивах, как правило, прорубают строго по линии
север-юг, запад-восток;
на торцах столбов нумерации кварталов лесных массивов с запада на восток;
алтари и часовни православных церквей обращены на восток, колокольни на запад;
нижняя перекладина креста на церкви приподнята на север; вогнутая сторона луны, на минарете мусульманских мечетей, обращена на юг.


4. Этап закрепления и применения знаний и способов деятельности.
Задачи:
Обеспечить закрепление учащимися знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы.
Создать условия для выявления школьниками индивидуальных способов закрепления изученного материала.
Организация деятельности учащихся по отработке изученных действий посредством их применения в изменённых ситуациях.

УЧ. (Слайд)
- Итак, ребята, давайте подведём итог. Назовите, пожалуйста, по каким признакам можно ориентироваться на местности.
- Наблюдательность в мелочах – вот что помогает в незнакомой местности найти верный путь.
Ориентирование по местным признакам возможно только тогда, когда эти признаки соответствуют конкретной природной зоне. (Слайд 24)

5. Закрепление пройденного материала.

ВОПРОСЫ на повторение. (Слайд 25)
Укажите на рисунке где находится ЮГ и СЕВЕР и объясните почему? (слайд)


6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Этап обобщения знаний и способов деятельности, информации о домашнем задании, подведения итогов урока.

Рефлексия :
- Возьмите круг, лежащий у вас на парте.
- Превратим его в смайлик, нарисуйте глаза.
- Если на уроке вам все было понятно, вы хорошо усвоили  материал, у вас все получилось, то нарисуйте вместо носа восклицательный знак.
-Если остались какие-то сомнения  и вопросы, нарисуйте вопросительный знак.
-Если на уроке у вас было хорошее настроение, нарисуйте улыбку.
-Если вас что-то огорчило или возникли какие-то трудности, то нарисуйте грустный смайлик.
-Если урок прошёл   нормально без особых эмоций, нарисуйте  спокойный прямой ротик.

- Подведение итога уроков.
Итак. Чему мы научились:
Как можно ориентироваться на местности?
Для чего это нужно знать?
Нужно ли это знать и почему?

Сегодня мы поработали очень хорошо. (Учитель выделяет отдельных учеников, выставляет им оценки, с комментированием)
- Домашнее задание. Пояснить, в чём состоит его суть.
Д/з (13 стр. 52-56. Вопросы и задания
15