Технологическая карта урока русского языка в 3 классе Имена собственные и нарицательные

Технологическая карта урока
1. Ф.И.О. учителя: Власова Наталья Евгеньевна ___________________________________________________________________________________________________.
2. Класс: ______3 «Г»__________. Дата: ____30.01.2017______. Предмет:   русский язык  . № урока по расписанию: 74_________________________.
3. Тема урока:  "Собственные и нарицательные имена существительные"                                                    _                                                          _________.
4. Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме_____________________________________________________.
5. Цель урока: формировать умения различать собственные и нарицательные имена существительные, писать заглавную букву в именах собственных»
Задачи: 
1. Задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- воспитание чувства гордости за свою Родину и за родной русский язык;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
2. Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией;
- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);
- развитие умения использовать различные способы поиска информации;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)
- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
- формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога (вход, поддержание, выход, учет результатов);
- формирование умения работать в статичных и мигрирующих группах в режиме интерактивного обучения;
- формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов, разноуровневых карточек) (коммуникативные УУД).
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные, в группах, парах
Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация урока, загадки, карточки для индивидуальной работы с разноуровневыми заданиями, карточки с заданиями для работы в группах (кроссворд),  в парах, магнитофон, диск с мелодиями.
Целевая ориентация: класс активный, дети принимают участие во всех школьных мероприятиях, у некоторых детей есть выраженные черты лидера
У учеников обнаружились такие типы мышления, как теоретический, наглядно-образный, интуитивный. По степени усвоения учебного материала класс разноуровневый. Это связано с тем, что дети имеют различные умственные способности, различную дошкольную подготовку, различный контроль со стороны родителей. Дети с низкой успеваемостью нуждаются в индивидуальной работе, как со стороны родителей, так и со стороны учителя. Во многих семьях родители уделяют должное внимание и помощь своим детям.
На уроках дети активны, работоспособны, проявляют интерес к знаниям, хорошо воспринимают материал. В основном дети находятся в дружеских отношениях друг с другом. Учащиеся умеют работать совместно. При решении коллективных задач быстро ориентируются, находят общий язык. Учебная мотивация носит разнообразный характер. На уроках желательно развивать интерес детей к предметам, поощрять их самостоятельные занятия дома.
Список используемой литературы:
«Русский язык», учебник для 3 класса, В.П.Канакина, В.Г.Горецкий М.:Просвещение, 2013
Рабочие программы 1-4 класс. Предметная линия учебников «Школа России». В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, М.В.Бойкина. М.: Просвещение, 2011
«Планируемые результаты начального общего образования», Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения
«Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий», М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова,  М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения
«Проектные задачи в начальной школе», А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения
«Толковый словарь русского языка», С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, М.: Просвещение, 2007
«Сборник диктантов и творческих работ», Л.И. Тикунова, В.П. Канакина, М.: Просвещение, 2011
Электронные источники информации:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – творческое сообщество учителей
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Единая коллекция ЦОР

Характеристика этапов урока
Этап урока
Время, мин
Цель
Содержание учебного материала
Методы и приемы работы
ФОУД*
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД

Организационный
1
Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу



Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Мотивирует обучающихся к деятельности.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к  уроку
- Регулятивные:
контроль
 - Личностные:
самоопределение к деятельности  -
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками к уроку

Постановка темы и цели урока
8
Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы
На доске строки из стихотворения «Почта» С.Я.Маршака.
-Заказное из Ростова
Для товарища Житкова!
-Заказное для Житкова?
Извините, нет такого:
В Лондон вылетел вчера
В семь четырнадцать утра.
Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока
Ф
Организует диалог с обучающимися:
-Прочитайте строки из стихотворения «Почта» С.Я.Маршака.
-Назовите слова, которые написаны с большой буквы.
-Объясните их написание.
-Назовите имена собственные.
-Сформулируйте тему урока.
формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока
Дети читают. Объясняют, почему в данные слов пишутся с большой буквы Формулируют тему и задачу урока
Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Останавливают свой выбор на целях, связанных с поиском ОСД и личного совершенствования
Регулятивные:
умение сотрудничать, вступать в дискуссию, умение ставить цели, планировать свою работу..
 - Познавательные:
Анализировать доказывать, отстаивать свое мнение  - Коммуникативные:
умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем

Освоение нового материала
Собственные и нарицательные имена существительные
11
Выявление обучающимися признаков орфограммы, развитие умения находить втексте имена собственные и нарицательные
Работа по учебнику
с.15 упр.22















·







Наблюдение, работа с текстом (сравнение)
Ф
Познавательные:
формирование навыков поисковой деятельности. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.
 - Личностные:
выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.
- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);
 -Коммуникативные:
Формирование умений учебного сотрудничества, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
 - Регулятивные:
  предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик
Анализируют проблемную ситуацию, ищут решение.










Выполняют упражнение
Познавательные:
формирование навыков поисковой деятельности. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.
 - Личностные:
выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.
- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);
 -Коммуникативные:
Формирование умений учебного сотрудничества, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
 - Регулятивные:
  предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик

 
Способ проверки
 
Подведение детей к самостоятельному выводу
Дидактическая игра «Помоги почтальону»
Частично-поисковая деятельность, поиск решения проблемного вопроса, проблемной ситуации. Дидактическая игра «Помоги почтальону»
Ф, П

Записывают однокоренные существительные, выделяют корни, обсуждают в паре, делают вывод, читают правило в учебнике, сравнивают и добавляют [сл' ]





Проверка понимания способа действия
С.16 упр.23
Работа по учебнику
Самостоятельная работа, рефлексия, контроль
И
-Запишите имена существительные в две группы: в первую-нарицательные, во вторую-собственные

Выполняют упражнение
Познавательные:
умение использовать информациюи вычленять необходимую для решения учебной задачи.  
.
 - Личностные:
уточнение собственных возможностей
 - Регулятивные:
формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

Первичное закрепление нового материала
9
Освоение способа проверки
Работа по учебнику
С.16 упр.24




С.16упр.25










С.17 упр.26
Работа в парах, рефлексия, контроль
П
Проводит инструктаж обучающихся.
-Соотнесите название произведений с их авторами
Организует выступление пар, обмен мнениями
Рассмотрите рисунки к упр.24
-Составьте и запишите ответы по образцу
-Назовите слова, которые вы написали с большой буквы. Почему?
-Прочитайте ниже сведения о языке.
-Как пишутся названия художественных произведений?
-Что такое инициалы?

-Прочитайте текст.
-Что нового вы узнали из текста?
-А какие названия звезд и созвездий вы знаете?
-Выполните письменные задания к упражнению.
-Назовите имена собственные.
-Прочитайте информацию в рубрике «Страничка для любознательных»
-Что нового вы узнали о происхождении слов?






Выполняют упражнение. Один человек объясняет решение пары у парты. Производят взаимопроверку, рефлексию
 - Познавательные:
выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;
установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования.
 - Коммуникативные:
высказывать сравнения по результатам сравнения.
 - Личностные:
формирование собственных представлений о предмете изучения; реализация личностного потенциала; анализ личностного изменения в процессе учения.











Рефлексия
4
Анализировать деятельность.
Беседа

Г
Создает ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения.
-Какие имена существительные пишутся с большой буквы?
-Почему они так называются?
-Какие еще имена собственные вы знаете?
-Запомните, что собственные наименования относятся к предметам, существующим в единственном числе.
-Итак, запишем случаи правописания заглавной буквы.






Отвечают на вопросы учителя
Дают названия каждой реке, горе,городу,улице. Это собственное имя, только им принадлежащее.





Записывают в тетради
Регулятивные:
 оценка своих достижений на уроке.
- Личностные:
самоопределение
- Познавательные:
Рефлексия мотивации, способов деятельности общения.

Подведение итогов
2
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей
План на доске, составленный  в начале урока
контроль
Г
Задает вопросы о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется на следующие уроки
-О чем мы говорили сегодня на уроке?
-Что нового узнали?
-Оцените свою работу на уроке
Проговаривают новые знания, высказывают свои впечатления от урока


* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая). – Примеч. авт.
 
6. Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости): обучающиеся работали активно, все были включены в работу_______________________________________________________________________________________________.
7. Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.
8. Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.
9. Оценка достижения целей урока: урок достиг поставленных целей_____________________________________________.
Формулировки деятельности учителя и обучающихся
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

Проверяет готовность обучающихся куроку.
Озвучивает тему ицель урока.
Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.
Выдвигает проблему.
Создает эмоциональный настрой на
Формулирует задание
Напоминает обучающимся, как
Предлагает индивидуальные задания.
Проводит параллель сранее изученным материалом.
Обеспечивает мотивацию выполнения
Контролирует выполнение работы.
Осуществляет:
индивидуальный контроль;
выборочный контроль.
Побуждает квысказыванию своего мнения.
Отмечает степень вовлеченности учащихся вработу на уроке.
Диктует.
Дает:
комментарий к домашнему заданию;
задание на поиск в тексте особенностей...
Организует:
взаимопроверку;
коллективную проверку;
проверку выполнения упражнения;
беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;
оценочные высказывания обучающихся;
обсуждение способов решения;
поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий);
самостоятельную работу с учебником;
беседу, связывая результаты урока с его целями.
Подводит обучающихся квыводу о
Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в
Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке
Записывают слова, предложения.
Делят (звуки, слова ит.д.) на группы.
Выполняют упражнение втетради.
По очереди комментируют
Обосновывают выбор написания
Приводят примеры.
Пишут под диктовку.
Проговаривают по цепочке.
Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы.
На слух определяют слова сизучаемой орфограммой.
Составляют схемы слов (предложений).
Проводят морфемный анализ слов.
Отвечают на вопросы учителя.
Выполняют задания по карточкам.
Называют правило, на которое опирались при выполнении задания.
Читают изапоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.
Озвучивают понятие
Выявляют закономерность
Анализируют
Определяют причины
Формулируют выводы наблюдений.
Объясняют свой выбор.
Высказывают свои предположения впаре.
Сравнивают
Читают текст.
Читают план описания
Подчеркивают характеристики
Находят втексте понятие, информацию.
Слушают стихотворение иопределяют
Слушают доклад, делятся впечатлениями о
Высказывают свое мнение.
Осуществляют:
самооценку;
самопроверку;
взаимопроверку;
предварительную оценку.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Называют основные позиции нового материала икак они их усвоили (что получилось, что неполучилось ипочему)










13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 1 Заголовок 215