Конспект урока русского языка по теме Имена существительные собственные и нарицательные (5 класс)


Приложение №3
Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные». 5 класс
Тип урока: изучение нового материала. Урок построен в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо с использованием краеведческого материала.
Цели:
Активизировать полученные ранее знания учащихся о существительных нарицательных и собственных (без применения данных терминов); познакомить учеников с понятиями “собственное” и “нарицательное”;формировать умение написания имен существительных собственных и нарицательных.
Формировать чёткость, выразительность, правильность речи учащихся с помощью приёма «Синквейн»;развивать произвольное внимание и скорость мыслительной реакции учащихся с помощью дидактической игры;развивать навык разграничения имен существительных собственных и нарицательных, используя приём классификации, «кластер».
Воспитывать речевую культуру; интерес к изучению родного края, любовь к малой Родине.
Технологическая карта урока
Стадия вызова Стадия осмысления Стадия рефлексии
Решение логической задачи
Формулирование темы и целей урока
Речевая работа с терминами
«Мозговой штурм» Маркировка текста правила
Приём «Верно ли»
Составление кластеров по правилу (групповая работа)
Презентация кластеров
Физкультминутка с мячом
Выполнение упражнения
Самопроверка
Составление синквейна
Тест
Результаты «Мозгового штурма» и информация кластеров. Сопоставление.Дальнейшее целеполаганиеКомментарии отметок
Оборудование: компьютер, доска, магнитная доска, ватманы (2 шт.), маркеры, клей, иллюстрации, учебники, распечатки заданий, электронная презентация. Ход урока
Вызов (актуализация)
На слайде №1 задание:
Серафимович, Дон, монастырь, Усть-Медведицкаярека, Волгоград, Волга, Сталинград
Платов, война, Бородино, Кутузов
- Назовите лишнее слово, обоснуйте свой выбор.
Правильный ответ – слайд №2.
- Попробуем сформулировать тему урока. Ваши предположения. (Имена существительные собственные и нарицательные.) Запись числа и темы в тетрадь. Слайд №3.
Речевая работа с терминами « собственный», «нарицательный». Слайд №4
Дети слушают сообщение заранее подготовленного ученика о происхождении терминов собственный и нарицательный. Слово «собственный» происходит от старославянского «собьство», что означает «свое», «личное», «себе принадлежащее». Слайд №5
Русское слово «нарицательный» образовалось от старославянского слова «нарицати» – называть. Слайд №6, 7.
Формулируем цели урока: с чем должны познакомиться, чему научиться?
Объявление целей. Слайд №8.
«Мозговой штурм»
- Что вы знаете об именах собственных?
- Об именах нарицательных?
- Чем они отличаются друг от друга?
Учитель коротко записывает все предположения детей на доске.
Стадия осмысления (объяснение нового материала).
Маркировка текста правила (Каждому предоставляется распечатка правила.) Слайд №9.
Имена существительные собственные и нарицательные
В мире великое множество отдельных предметов. Например, рек, гор, заводов, книг, людей, животных.
Река, книга, кошка – это существительные нарицательные. Они являются названиями однородных предметов. Для того чтобы отличить какой-либо отдельный предмет от других однородных предметов, ему даётся своё название. Существительные собственные и являются названиями единичных предметов.
Так, каждая река имеет своё название (Волга, Енисей), у каждого человека есть своё имя, отчество, фамилия. Свои собственные заглавия имеются у всех книг.
К существительным собственным относятся не только имена, отчества, фамилии людей, географические названия, названия литературных произведений, но и названия исторических событий, названия картин, кинофильмов, спектаклей, названия предприятий, клички животных.
Приём «Верно ли?» Слайд №10.
Верно ли, что существительные нарицательные называют однородные предметы? (Да)
Верно ли, что название предметам даются для красоты? (Нет)
Верно ли, что клички животных не являются существительными собственными? (Нет.) (Ребята подтверждают ответы текстом правила.)
Групповая работа.
Составление кластеров.
1 группа составляет кластер по теме «Имена собственные». 2 группа составляет кластер по теме «Имена нарицательные». Работают на ватмане, наклеивая на него ключевое слово и картинки вокруг него. Учитель контролирует и помогает.
1 группа
Ключевые слова: имя собственное, единичный предмет. Иллюстрации с изображением, например, котёнка Гав, собаки Каштанки, портрета Пугачёва, реки Волги, Мамаева кургана, президента В. В. Путина и др. Каждая иллюстрация или фотография подписана только именем собственным.
2 группа
Ключевые слова: имя нарицательное, однородные предметы. Иллюстрации с изображением горы, реки, ребенка, собаки и т. д. (абстрактные предметы) не подписаны.
Презентации кластеров
Обсуждение, анализ.
Физминутка с мячом: учитель называет существительное нарицательное и бросает мяч ученику, ученик подбирает к нарицательному существительному собственное (оно должно быть связано с нашим регионом) и возвращает мяч учителю. Например:
Город – Михайловка
Река – Хопёр
Писатель – М. А. Шолохов
Книга – «Нахалёнок»
Водохранилище –Цимлянское
Фильм – «Они сражались за Родину»
Праздник – 2 Февраля, День города
Песня – «Из далека долго …»
Поэтесса – М. Агашина
Стихотворение – «Мальчишкам Сталинграда»
Озеро – Эльтон
Практическая работа. Выполнение упражнения. Заполнение текста с пропусками.
Текст с пропусками отражён на интерактивной доске или написан на обычной доске. Каждому ученику предоставляются «Материалы для справок» с необходимыми для воспроизведения полного текста словами. Задание можно выполнять по цепочке с комментариями действий. В этом случае у доски работает учитель. Или же каждый ученик выходит к доске и вписывает необходимое слово в текст под контролем учителя. Первая часть текста выполняется в классе, вторая часть – дома.
Царицын – Сталинград – Волгоград
1. Город …………… был основан как крепость в 1589 году в междуречье …………. и ………… . Свое имя город получил от речки ………… . Под защиту крепости становились суда ………….., …………….., ……….. . История повествует о многих событиях ……………. ……………… : восстания ……………, ……………., …………… . В 1722 году город посетил ……….. I и подарил его своей супруге ………………. I.
2. Город стал привлекать внимание предпринимателей. В 1862 г. вступила в строй …………....................... железная дорога, а в 1880 г. – нефтеперерабатывающий комплекс фирмы «…………….».
В 1925 году …………….. был переименован в……………… . Были построены ……………………. тракторный завод, ……………, завод «……………… ……………». Но все оборвало нападение фашистской ………………… на нашу ……………… в 1941 году. С 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г. происходила одна из важнейших битв второй мировой войны - ………………………………., ставшая её переломным этапом.
В 1961 году город-герой ………………..был переименован в ……………….. .Материалы для справок. Слайд №11.
Город Царицын, река Волга, река Дон, река Царица, государство Персия, город Бухара, государство Индия, Нижнее Поволжье, Булавин, Разин, Пугачёв, Пётр I, Екатерина I, Волго-Донская железная дорога, фирма «Нобель», Сталинград, Сталинградский тракторный завод, Судоверфь, завод «Красный Октябрь», Германия, Родина, Сталинградская битва, Волгоград.Справка к тексту. Слушают сообщение заранее подготовленного ученика. Слайд №12.
1) Cвоё название город получил от речки Царицы, впадающей в Волгу. В основе названия лежат татарские слова «сари-су» (жёлтая река) или «сари-чин» (жёлтый остров), т. к. русское поселение с деревянной крепостью первоначально возникло на о. Царицын и служило для обороны волжского пути на стыке Волги и Дона от степных кочевников и разбойничьих шаек, бродивших по Волге.2) Слово «Волга» произошло от праславянского *Vьlga, ср. во́лглый — волога — влага. Существуют реки Влга в Чехии и Вильга в Польше.
6) Гимнастика для глаз. Проводит ученик.
Любопытная Варвара
Смотрит влево, смотрит вправо.
Смотрит вверх и смотрит вниз.
Чуть присела на карниз (скосить глаза к носу)
И с него свалилась вниз (глаза – в пол).
Повторить 2-3 раза.
Самостоятельная работа. Составление синквейна. Слайд №13.
Темы синквейна предлагаются учителем на выбор: Волгоград, Сталинград, Волга, Родина. Дополнительное задание: назвать в своём синквейне имена существительные собственные и нарицательные.
Примеры синквейнов:
Волгоград …
Красивый, патриотичный.
Рассказывает, учит, защищает.
Я люблю свой город!
Родина!
Волга …
Великая, русская.
Течёт, несёт, помогает.
Волга – царица всех рек!
Хозяйка!
Проверка и анализ синквейнов (2 -3).
Контроль знаний. Проверка усвоения материала, изученного на уроке.
Тест
1. Имена существительные собственные называют:
а) однородные предметыб) единичные предметы
2.Нарицательные существительные пишутся:
а) с большой буквыб) с маленькой буквы
3.В какой строке все слова написаны верно:
а) дом, мама, мишаб) кузнец, комар, Комаров
4.В какой строке допущена ошибка:
а) кузнец, кузьма, кузовб) Кузнецов, Петров, Мухин
Взаимопроверка или самопроверка Слайд №14.
1.б 2. Б 3.б 4. А
III. Рефлексия
Обращаемся к записям на доске, сделанным учителем во время «мозгового штурма».
- Здесь отражены ваши знания до нашего урока.
- Что мы знаем теперь, какие знания добавлены к уже имеющимся?
Воспроизведение правила по двум кластерам.
- Как вы думаете, каковы будут цели следующего урока?
Выставление отметок, комментарии учителя.
IV. Домашнее задание. Слайд №15.
Выучить правило (текст, напечатанный синим шрифтом).
Заполнить анкету:
1.Фамилия___________________________
2.Имя_______________________________
3.Страна____________________________
4.Город_____________________________
5.Улица_____________________________
6.Река_______________________________
7.Озеро_____________________________
8.Писатель__________________________
9.Книга____________________________
10.Журнал_________________________
11.Историческое событие_____________
Или (для детей, дружащих с интернетом)
подготовить сообщение по теме: “Секрет моего имени и моей фамилии”.
Слайд №16.
Литература
История Волгоградской земли от древнейших времён до современности. Учебное пособие. – А. С. Скрипкин, А. В. Луночкин, И. И. Курила - М.: Планета, 2011. – 224 с.