Конспект урока русского языка по теме: «Имена существительные собственные и нарицательные» 5 класс


Конспект урока русского языка
в 5 классе по теме:
«Имена существительные
собственные и нарицательные»
в соответствии с ФГОС
Предмет          русский язык        класс 5
Учитель: Шаталова Елена Андреевна (МОБУ «СОШ№ 2» г. Дальнегорск)Авторы: программы М.Т.Баранов, учебника Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. ТростенцоваТема урока: Имена существительные собственные и нарицательные
Цель урока: научить пятиклассников различать имена существительные  собственные и нарицательные, правильно писать имена собственные.
Планируемые результаты:
               личностные: обеспечить значимость решения учебных задач, указывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
               межпредметные:
                           регулятивные: соотносить правильность выполнения действий с требованиями конкретной задачи;
                           познавательные: осуществлять поиск необходимой информации  для выполнения учебных заданий с использованием учебного  материала, выделять существенную информацию из текстов разных видов, устанавливать причинно-следственные связи;
                          коммуникативные: осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, умение приходить к общему решению в совместной деятельности;
                     предметные: научиться различать имена существительные собственные и нарицательные, употреблять имена существительные собственные и нарицательные
Понятия:   имена существительные собственные и нарицательные
Задачи:
Обучающие—объяснить принцип деления имен существительных на собственные и нарицательные, использования заглавной буквы и кавычек при употреблении собственных имен существительных
Развивающие— способствовать развитию  учебно-позновательной, информационной, языковой и коммутативной компетенции.
Воспитательные—продолжить формирование опыта работы в паре, воспитывать уважительное отношение друг к другу в процессе парной и коллективной работы, прививать интерес к знаниям, к предмету.
Тип урока: освоение новых знаний.
Формы работы учащихся:  фронтальная, индивидуальная, в парах.
Оборудование:   учебник «Русский язык 5» под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой,
Ход урока
Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята! Проверьте готовность принадлежностей на рабочем месте. Садитесь.
II. Мобилизующий этап урока.
- Запишите число, Классная работа.
– Какую часть речи мы сейчас изучаем? (Имя существительное)
Ребята, нам потребуются сигнальные карточки: красные и зелёные. Зелёные означают «Да», красные означают «Нет». Если я верно говорю, то вы поднимаете зелёную, если я неверно утверждаю, то вы поднимаете красную карточку. Итак…
- Имя сущ. обозначает действие предмета.  (Нет).
- Имя сущ. обозначает предмет  (Да).
 - Имя сущ. отвечает на вопросы какой? какая? какое?  (Нет).
- Имя сущ. отвечает на вопросы кто? что?   (Да).
- Одушевленные сущ. отвечают на вопрос что?  (Нет).
- Одушевленные сущ. отвечают на вопрос кто?  (Да).
 - Неодушевленные сущ. отвечают на вопрос что? (Да).
-Имена существительные изменяются по родам, склонениям? (Нет).
- Все имена существительные имеют форму единственного и множественного числа? (Нет).
Имена собственные пишутся с маленькой буквы? (Нет)
Имена нарицательные – это имена однородных предметов? (Да)
– А теперь сформулируйте связный ответ «Что такое существительное»?
-Оцените ответ .- Какую тему мы изучали на прошлом уроке? («Имена существительныесобственные и нарицательные»)
III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Целеполагание.
Формулировка цели урока.
-Сегодня мы продолжим изучение существительных собственных и нарицательных.
Запишите тему урока
«Имена существительные собственные и нарицательные»
-Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему и используя опорные слова, записанные на доске:
– Углубить и расширить знания о …
– Учиться правильно … (Углубить и расширить знания о правописании имен существительных собственных и нарицательных; учиться правильно писать имена существительные собственные и нарицательные.)
IV. Этап всесторонней проверки знаний.
- Чем отличаются имена собственные от имен нарицательных? (Имена собственные – названия единичных предметов, а имена нарицательные – однородных; имена нарицательные пишутся с маленькой буквы, а имена собственные с большой; для обозначения единичных предметов могут быть использованы не только отдельные слова, но и словосочетания.)-Что относится к именам существительным собственным, с которыми мы познакомились на предыдущем уроке? (Фамилии, имена, отчества, клички животных, географические названия, исторические события.)
V. Этап проверки домашнего задания.
Дома вы выполняли творческое задание по рядам. Все работы будут проверены, а сейчас с каждого ряда один из учащихся прочитает свою работу. Кто желает?
1 ряд Используя имена собственные, расскажите о себе
2 ряд Используя имена собственные, расскажите о Приморском крае
3 ряд Расскажите о названиях улиц г. Дальнегорск в честь знаменитых людей
-Какие имена собственные использовали ребята в своих ответах?
Оцените ответы
Закрепление пройденного на предыдущем уроке.
Работа с текстом
Дальнего́рск — город в (П п)риморском крае (Р р)оссииДальнегорск удалён от (В в)ладивостока на 535 км, является самым (В в)осточным, самым высокогорным городом в (П п)риморье. Расположен в восточных отрогах горной системы (С с)ихотэ-(А а)линь, в долине реки (Р р)удная, в 35 км от побережья (Я я)понского моря. Протяжённость (Г г)ородской черты в пределах долины — 16 км. Главная улица — проспект 50 лет (О о)ктября. Сужениями (Д д)олины реки (Р р)удной город разделён на три микрорайона (сверху вниз по долине) — (Г г)орелое, (Ц ц)ентр, (Г г)орбуша ((Г г)орького). Некоторые улицы, на которых расположен частный сектор, протянулись по распадкам и по склонам сопок.
-Смысл какого слова вам непонятен?
С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка.
Сопка -и, ж. Небольшая гора с округлой вершиной, холм, курган, а также (на Дальнем Востоке) вулкан. II прил. сопочный, -ая, -оеДолина - удлиненная впадина (вдоль речного русла, среди гор) Пример: Речная, горная, равнинная д. Подводная д. (на дне моря)..
Распадок- узкая долина в горах, ложбинаОтрог - ответвление основной горной цепи. (Толковый словарь Ефремовой)
Задания к тексту.
Прочитайте текст.
Определите тему. (г. Дальнегорск)
Какова основная мысль текста?(географическое положение г.Дальнегорска)
Определите стиль и тип речи. (Стиль- научный, тип –повествование)
Выпишите имена собственные в начальной форме. (1 учащийся работает у доски, остальные на месте. Проверка)Какие слова с правом выбора орфограммы не являются именами собственными? (восточный, городской, долины)
Почему? (нарицательные)
Ребята, а чем для вас является г. Дальнегорск? (Родиной)
Подберите синонимы к слову «Родина». (Отечество, Отчизна, Россия)
Что объединяет эти слова? (Значение слов, орфограмма)
Какую орфограмму мы повторили?
VI.Физкультминутка
-Я называю слова собственные – вы хлопаете, нарицательные – вы топаете.
Книга, ученик, Россия, лицо. честь, патриотизм, Родина, слава, Байкал, Санкт – Петербург, город, столица, Москва, верность, Дальнегорск.
VII. Этап усвоения новых знаний.
1. Найти соответствия.
-А теперь новое задание
-Подберите к нарицательным именам существительным подходящие имена собственные и соотнесите их стрелками.
-Обратите внимание на написание имён собственных
Басня «В дурном обществе»
Стихотворение «Волк на псарне»
Картина «Катюша»»
Рассказ «Зимнее утро»
Песня «Куст сирени»
Журнал «Узник замка Иф»
Художественный фильм «Мурзилка»
- Обменяйтесь рабочими листами, проверьте и найдите несоответствия. Общая проверка с выявлением ошибок
-Давайте сделаем вывод о том, что нового мы узнали о написании имен собственных? (Заглавие басен, стихотворений, журналов, газет, картин, кинофильмов, фабрик, заводов пишутся не только с большой буквы, но и заключаются в кавычки.)
История слова «кавычки» (подготовленный ученик)
Кавычки появились в русском языке в конце XVIII века. Предполагают, что этот знак препинания впервые применил Н. И. Карамзин (как и тире) . Кавычки — исконно русское название. Оно происходит от слова кавыш — «утенок»,«гусенок» . Таким образом, кавычки — „следы от утиных или лягушачьих лапок“ „крючок“, „закорючка“. - А где мы на письме используем кавычки?
2. Обобщение материала. Чтение правила в учебнике на стр.
Упр 500 (3 человека у доски – по рядам)
-С какой целью мы выполнили это упражнение?
VIII. Этап проверки понимания учащимися нового материала.
Задания 1
Вспомните и запишите произведения, которые были созданы писателями. Задание выполняется по рядам. ( Остальные дети дополняют и исправляют ошибки)
Задание №3
1 ряд 2 ряд 3 ряд
А.С.Пушкин
И.А.Крылов
Л.Н.Толстой
В.Г.Короленко
А.Погорельский
П.П.Ершов.
Н.В. Гоголь
А.П.Чехов.
И.С.Тургенев
Возможные варианты
А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях ”
И.А.Крылов "Свинья под дубом”…)Л.Н.Толстой "Кавказский пленник”
В.Г.Короленко «В дурном обществе»
А.Погорельский «Чёрная курица или подземные жители»
П.П.Ершов. «Конёк – горбунок»
М.Ю.Лермонтов. «Ашик – Кериб»
Н.В. Гоголь «Заколдованное место»
А.П.Чехов. «Хирургия»
И.С.Тургенев «Муму»
-Обменяйтесь тетрадями и проверьте правописание соседа.
-Что вы можете добавить?
-Есть ли ошибки? Какие?
-Как вы оформили записи в тетрадях?
Задание 2.
-Составьте и запишите словосочетания, в которых одно и то же слово употреблялось бы дважды, но в разных значениях и с разным написанием: (О,о)гонек, (З,з)емля, (С,с)оня. (3 человека у доски)
Пример: Кот Пушок – легкий пушок,
(яркий огонек – журнал "Огонек”, планета Земля – плодородная земля, девочка Соня – соня – засоня.)
-Как эти слова называются на языке лексики? (Омонимы.)
Задание 3.
-Распределите имена существительные на три группы. Первая – имена существительные, которые бывают только нарицательными, вторая – имена существительные, которые бывают только собственными, третья – имена существительные, которые бывают и собственными, и нарицательными. Устно аргументируйте свой ответ.
- Работа устная у доски.(отпечатанные листы)
- Обратите внимание, что все слова имеют право выбора. Это не случайно, всё рассчитано на ваши знания. Если буква одна, ненужную зачеркните.
Имена существительные
Нарицательные Собственные Нарицательные и собственные
Слова для справок: (К к)вартира, (Е е)нисей, (Г г)итара, (В,в)ера, (А а)рктика, (М,м)осквич, (К к)осмонавт, (Б б)инокль, (З,з)орька, (В в)олга.
-Какой вывод вы можете сделать после выполнения последних двух заданий?
(одни и те же существительные могут быть как собственными, так и нарицательными)
IX. Этап закрепления нового материала.
– О чем мы говорили сегодня на уроке?
-А теперь небольшой сюрприз: Послушайте сказку, подготовленную одним из учеников об именах собственных и нарицательных.
-И ещё, ребята, как вы думаете, с какой целью я так часто обращалась сегодня к нашему городу?
X.Домашнее задание:
1) Упр. 494 –«3»
2) Упр. 501 - «4»
3) Написать мини- сочинение на тему» «История памятника … в городе Дальнегорск» - «5»
XI. Оцените свою работу на уроке
Основные понятия темы Знал до изучения темы Узнал в процессе изучения Могу применить полученные знания
Имена существительные собственные Имена существительные нарицательные Имена собственные пишутся с большой буквы Некоторые имена собственные пишутся в кавычках XII. Рефлексия
-А теперь оцените своё настроение после сегодняшнего урока (сигнальные карточки)
Красный – отлично
Зелёный- хорошо
Отсутствие - удовлетворительно