Конспект урока русского языка Собственные и нарицательные имена существительные 2 класс ФГОС


Коловская Татьяна Александровна
учитель начальных классов
Открытый урок в рамках регионального семинара «Практико-ориентированное обучение как средство формирования исследовательских умений учащихся».


Тема урока : «Собственные и нарицательные имена существительные»
Предмет: русский язык
Класс: 2
УМК: Школа России
Тема: Собственные и нарицательные имена существительные
Тип урока: получение новых знаний
Учитель: Коловская Татьяна Александровна
Цель: познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные.
Задачи:
образовательные:добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных», осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;
развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания,наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;
воспитательные: способствоватьформированию интереса к предмету, любви к своему городу, гордости за своих земляков.
Планируемые предметные результаты:
- понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.
Планируемые метапредметные результаты:
личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;
регулятивные:уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;
познавательные:уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.
Формируемые УУД:
- уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно (ПУУД);
- уметь осуществлять самооценку результатов работы (РУУД);
- уметь планировать учебное сотрудничество в паре, в группе (КУУД);
- уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение (ПУУД);
- выполнять учебное задание в соответствии с правилом (РУУД);
- формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД);
- уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию (ЛУУД);
Организация пространства:
фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.
Ресурсы:
компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 2 класс
В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, рабочая тетрадь по русскому языку В. П. Канакина, карточки для фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работы.
СЛАЙД
Ход урока
I Организация начала урока
Организация учащихся.
В класс крадётся тишина,
Подожди её пока,
Ну, а чтобы подождать
Надо просто замолчать.
Раз, два, смолк звонок,
Три – ротик на замок,
На четыре помолчи,
А на пять – урок начни!
(Организация рабочего места учащихся.)
-Солнце поднимается,
Утро начинается,
Город просыпается,
А в городе просыпаются жители…
СЛАЙД
(на слайде рисунки: солнце, город, девочка, мальчик, щенок и записаны слова – солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок)- Утро всегда должно начинаться с улыбки и хорошего настроения, и тогда весь день дела будут идти хорошо.
- Покажите «смайликом» с каким настроением вы пришли на урок.
- Настроение у всех хорошее – значит всё у нас получится!
Организация рабочего места учащихся.
- Ребята, проверьте готовность принадлежностей к уроку.
- Проверьте порядок на рабочем месте. Садитесь. Начнём наш урок.
II. Минутка чистописания.
Я тетрадь свою открою,
И наклонно положу.
Я от вас друзья не скрою
Ручку я, вот так держу.
Сяду ровно, не согнусь,
За работу я возьмусь!
Запишем число, классная работа, (один ученик комментирует – Артем СоловьевIII Актуализация опорных знаний
- Прочитайте слова, записанные на экране.
( солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок)
- Какой частью речи они являются?
(именем существительным)
- Почему вы так решили?
(обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?)
- Как можно разделить данные существительные на две группы?
(одушевлённые и неодушевлённые)
- Какие существительные называются одушевлёнными?
- Какие существительные называются неодушевлёнными?
- Работа в тетради.
-Запишите самостоятельно в первый столбик с маленькой буквы неодушевленные имена существительные, во второй столбик – одушевленные.
- Проверьте себя.
СЛАЙД
(на слайде: солнце девочка утро мальчик
город щенок)
- Оцените правильность выполнения «смайликом»
- Молодцы, с этим заданием справились.
!!! (На стенах на карточках развешены слова: Настя, Динара, Артем, Иван, Клим, Бобик, Поспелово, Елабуга, дети, карандаш, петух, Рыжик, кот, город, утро)- Посмотрите вокруг себя, на карточках вы видите записанные имена существительные. Выберите из них
название городу,
имя мальчику,
имя девочке,
кличку щенку.
- Почему эти слова написаны с заглавной буквы?
- Молодцы, правила вы знаете. А сегодня мы узнаем что - то новое об этих словах.
Чтобы узнать тему урока, нужно выполнить задание в парах. Вспомните правила работы в парах и приступайте.
Распределите слова по группам –
имя человека,
отчество,
фамилия.
Если слова не подходят ни к одной группе, запишите их в четвёртую - другую.
СЛАЙД
(на слайде: Распределите слова по группам:
Аня, Ивановна, Миша, ученик, Попов, Алексеевна, Петрович,дом, Кузнецов.
имя отчество фамилия другое
- Оцените «смайликом» работу своей пары: дружно, сплоченно вы работали или нет.
- Давайте проверим. Какие слова записали в 1 столбик? во 2 столбик? в 3 столбик?
- Какие слова не попали ни в один из этих столбиков?
( на слайде таблица)
- А теперь оцените «смайликом» правильно ли ваша пара выполнила задание.
- Молодцы. Посмотрите ещё раз на таблицу. Чем отличается написание слов первых трёх столбиков от последнего?
- Какое общее название можно дать словам первых трёх столбиков?
- Учёные в русском языке уже давно придумали специальные термины. Слова первых трёх столбиков назвали собственными именами существительными, а последнего – нарицательными именами существительными.
III. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.
- Попробуйте назвать тему нашего урока.
СЛАЙД
(на слайде:Собственные и нарицательные имена существительные.Правописание собственных имён существительных.
- Что вы уже знаете об именах собственных и нарицательных?
- А чему хотели бы научиться? поставьте цель урока.
Слайд
Сегодня на уроке мы узнаем …
научимся …
попробуем …
- Сегодня мы на уроке узнаем, какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным, научимся их различать, попробуем свои знания применить на практике.
IV. Открытие нового знания
- Авы знаете, что обозначают термины «собственные имена существительные», «нарицательные имена существительные»?
- Для того, чтобы это узнать, я предлагаю вам посетить занятие знакомой нам уже Лесной школы и вместе с ее героями получить новые знания!
(Просмотр видеоурока) – 6- 7 минут
- Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у вас не может отобрать. Это ваше, собственное, больше ничьё. Собственное имя называет только вас.
- С какой буквы пишутся имена собственные?
- А все остальные – несобственные - имена существительные нарицательные имена существительные, они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени.
- В каком столбике у нас написаны имена собственные? А имена нарицательные?
- Прочитаем правило в учебнике на странице 52.
- А у кого еще может быть своё собственное имя?
- Правильно
клички животных,
названия рек,
городов,
улиц – это тоже имена собственные.
СЛАЙД
Приведите примеры собственных имён существительных.
- Прочитаем правило в учебнике на странице 53.
- Какие существительные мы называем нарицательные?
- С какой буквы они пишутся?
ФизминуткаРАНО УТРОМ В ПАРК ХОДИЛИ,
ТАМ СНЕГОВИКА ЛЕПИЛИ.
А ПОТОМ С ГОРЫ КАТИЛИСЬ,
ВЕСЕЛИЛИСЬ И РЕЗВИЛИСЬ.
В КАТЮ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ,
В МАРИНУ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ,
В ВАРЮ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ.
ПОЛУЧИЛСЯ СНЕЖНЫЙ КОМ.
ХОЛОДНО ГУЛЯТЬ ЗИМОЙ,
ПОБЕЖИМ СКОРЕЙ ДОМОЙ!
- Встретились ли в словах физминутки собственные имена существительные?
- Покажите «смайликом» как вы поняли, какие имена существительные называются собственными, а какие нарицательными.
V. Первичное закрепление знаний
- Молодцы, но у вас ещё впереди есть уроки, на них вы разберётесь до конца в этой теме.
- А теперь давайте учиться различать имена собственные и нарицательные.
- Снова посмотрите вокруг себя, на карточках вы видите записанные имена существительные.
Подойти, сними любую карточку, прочитай существительное и определи, какое оно – собственное или нарицательное и объяснить почему.
- Какие существительные мы называем собственные?
С какой буквы они пишутся?
- Какие существительные мы называем нарицательные?
С какой буквы они пишутся?
VI. Вторичное закрепление знаний
- Какие слова, кроме имён, отчеств и фамилий людей относятся к именам собственным.
- Где в жизни мы встречаемся с именами собственными?
- Как называется село, в котором мы живём?
- Наше село маленькое, но очень красивое, у него есть своё собственное красивое имя – Поспелово.
СЛАЙД
- Наше село имеет свою историю, традиции, праздники. В нашем селе жили и живут замечательные люди, о которых вы много говорите дома, в школе на классных часах.
Мое село.
______________ - мое село. Оно очень красивое. По селу протекает река ___________________ . В нашем селе родились и выросли замечательные люди: Герой СССР ___________________, ветеран ВОВ ________________.
Слова для справок: Петр Сергеевич Сафронов, Илья Афанасьевич Красноперов
-Какой у вас получился рассказ?
СЛАЙД
VII. Рефлексия деятельности
- Ребята, оцените свою работу на уроке в Листах самооценки.
Сегодня на уроке я узнал (открыл для себя)…
научился …
могу похвалить себя и одноклассников за ….
Домашнее задание:
У. стр. 52, 53 правило
составить весёлый рассказ
(5 - 6 предложений) на тему «Мой класс» и подчеркнуть в нём имена собственные
- Оцените «смайликом» свою работу на уроке.
- С каким настроением вы заканчиваете урок, покажите «смайликом».

Используемые ресурсы:
Учебник: Канакина В.П., Горецкий В. Г. Русский язык. 2кл. Учебник для образовательных учреждений. В 2 частях–М.: Просвещение, 2011;
Компьютер, проектор;
Презентация к уроку;
Рабочая тетрадь по русскому языку В. П. Канакина;
Карточки для фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работы.