Конспект урока по теме: «Географическое положение и история исследования Австралии»

Урок по теме: Географическое положение и история исследования Австралии
Цели:
Создание общего представления о своеобразии географического положения самого маленького материка, ознакомление учащихся с основными сведениями из истории открытия Австралии
Задачи:
Образовательные: сформировать знания об особенностях географического положения Австралии, познакомить с историей открытия материка;
Развивающие: отработать умение давать характеристику географического положения материка по плану, продолжить формирование умений работать с картой и делать выводы;
Воспитательные: воспитание интереса к путешествиям и открытиям у учащихся
Тип урока: Урок освоения новых знаний
Методы: Объяснительно-иллюстративный, Поисково-эвристический
Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная
Орг. Момент. (1 минута)
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Сауле Зайнулаевна.
Вводная часть (2 минуты)
Вы уже начали изучение южных материков. Сколько всего материков выделяют? Какие материки относятся к южным?
Тема нашего урока:
Географическое положение и история исследования Австралии. (сл.1)
Что вы уже знаете об Австралии? Какие ассоциации возникают у вас с материком? (1 минута)
Давайте прослушаем стихотворение об Австралии (сл.2-6) (1,5 минуты)

Австралия – страна наоборот.
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами;
Там наизнанку вывернутый год.

Там расцветают в октябре сады, Там в январе, а не в июле лето, Там протекают реки без воды, Они в пустыни пропадают где-то.

Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют.

Деревья сами лезут из коры, Там кролики страшней, чем наводненье Спасает юг от северной жары, Столица не имеет населенья.
Постановка целей и задач урока (сл. 7) (30 секунд)
Узнать, как происходило открытие и исследование материка
Познакомиться с особенностями географического положения материка
Нанести номенклатуру на контурные карты
Освоение новых знаний
Интересно, а как нам доехать до Австралии и сколько времени нам надо на это потратить? (сл.8) (1минута)
Чтобы проследить путь от Саратова до Австралии, надо повернуть глобус на пол-оборота. Путешественнику, задумавшему преодолеть это расстояние 100-200лет назад потребовалось бы от 7 месяцев до 1 года. В наше время на реактивном лайнере долетаешь примерно за 21 час. В Москве в Домодедово в 0.05 садишься самолет, в 6.20 мы уже в Дубаи. Немного подождем и в 10.15 мы снова сядем в самолет и в 7.05 приедем в Сидней. Через полтора часа мы пересядем на третий самолет и менее чем через час прибудем в Канберру.
Знакомство с основными сведениями истории материка (сл.9-14) (4 минуты)
- вашей задачей будет заполнить таблицу в карточке №1 по ходу показа слайдов.
Австралия была открыта европейцами позже всех обитаемых материков. Открытию препятствовали удаленность от Европы и обособленность . Первые сведения об Австралии относятся к эпохе Великих Географических открытий. Отважный испанский штурман Торрес пересек Тихий океан и прошел вдоль южного берега Новой Гвинеи в 1606 году. бель Тасман голландский мореплаватель, исследователь и купец. Первым среди известных европейских исследователей достиг северного и северо-западных берегов Австралии. Результатом его путешествий стало подтверждение того, что Новая Гвинея не связана с Южной Землей. Английский мореплаватель открыл северо-восточную и восточную Австралию и Океанию в 1770 году. Правительство Англии ссылало преступников на материк, так возник город Сидней, как колония каторжников. Российский этнограф, антрополог, биолог и путешественник, изучавший коренное население, Австралии и Океании (18701880-е годы), в том числе папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи.
Практическая работа по определению географического положения материка и нанесение основных сведений на к.к.
- вы уже знакомились с типовым планом описания материка. Давайте вспомним этом план. (сл.15)
Деление на группы. Самостоятельная работа. Карточка 2. (5 минут)
1 группа – п.2
2 группа - п.1 и п.5
3 группа – п.3 и п.4
Проверка. Занесение данных в таблицу. (3 мин.)
Физминутка

Нанесение на контурную карту номенклатуры по Австралии (сл.16) (3 минуты)
Повторение и закрепление умений
Тест № 1 и № 2 (3 минуты), задание с диска, карта-задание
IV. Заключительная часть урока. Закрепление знаний. Вывод
Выводы (сл.17). Запись в тетрадь. (2 минуты)

Особенности географического положения материка Австралия
Австралия расположена полностью в южном и восточном полушарии
Австралия – страна наоборот. Когда у нас лето, у них зима, когда у них лето, у нас зима
Австралия самый маленький материк по площади
Австралия самый удаленный заселенный материк
Подведение итогов. Выставление оценок.
Оценки ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание

Записи в тетрадях;
Выучить номенклатуру по географическому положению Австралии;
Творческое задание на выбор
Описать путешествие Джеймса Кука
Составить карту путешествия Джеймса Кука


Рефлексия
- Ребята, перед вами лежат смайлы. Желтый смайл означает, что в ходпе урока вы себя чувствовали уютно и комфортно. Зеленый смайл означает, что вым было не уютно. Перед тем как выйти из класса ипрошу вас в коробку на моем столе положить соответствующий смайл, соответствующий вашему состоянию на уроке. Спасибо.
Дополнительное задание
Сравните географическое положение Африки и Австралии пользуясь атласом, знаниями полученными ранее, заполните таблицу Карточка 3