Конспект урока по географии на тему Австралия. Географическое положение. История открытия материка.(7 класс)

Австралия. Географическое положение. История открытия материка.

Цели и задачи урока:
Обучающие
Сформировать у учащихся представление о физико-географическом положении  Австралии.
Познакомить с историей открытия и исследования материка.
Развивающие
 продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей, формирование умений работать с картой, анализировать, делать выводы;
Продолжить формирование приема определения ГП материка.
Развивать умение сравнивать рельеф двух материков .
Воспитательные
 воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учёбе, развивать интерес к географии.
Оборудование: физическая карта мира, карты атласа; “Физическая карта мира”, “Физическая карта Австралии”
Тип урока: изучение нового материала.
I. Оргмомент
Загадка
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год,
Там расцветают в октябре сады,
Там в октябре, а не в июле лето,
Taм протекают реки без воды.
(Они в пустыни пропадают где-то)
Там в зарослях следы бескрылых птиц.
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют,
Деревья сами лезут из коры.
Там кролики страшней, чем наводнение.
Г. Усова.
Тема, цель урока
Задача нашего урока: познакомиться с ГП, историей открытия Австралии, знать имена путешественников, научиться
определять ГП, крайние точки.
Мы сегодня будем работать с картой, с текстом учебника.
II. Активизация знаний, умений.
Ребята давайте постараемся работать так, чтобы каждый получил хорошую оценку.
Чтобы все успешно сделать на уроке, как мы должны работать?
Прежде чем изучать Австралию, давайте вспомним, то, что мы прошли ранее, мы изучаем сейчас тему “Южные материки”, ознакомились с общей характеристикой материков и конкретно изучили какой материк? (Африка).
Работа по вопросам:
Что такое материк?
Сколько материков на Земле? Перечислите их?
На каком материке мы живем?
По отношению к экватору как подразделяются материки?
Какие материки относятся к южным?
В состав, какого материка они входили в геологическом прошлом? (Гондвана)
По какому плану мы изучаем материк?
1.ГП, 2.Рельеф. З. Климат.4. Внутренние воды.5.Природные зоны.6. Население.
8. Мы, изучая Африку, узнали, что Африка самый ... какой? (жаркий)
Почему?
Ill. Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя.
И так, сегодня мы начнем изучать материк Австралия.
Австралия (с латинского переводится “ южный”) - этот край самый любопытный на всем земном шаре!

Австралия - самый тихий материк, Австралия собрала людей со всего мира, народы разных национальностей живут в мире и согласии.
Ведь на самом деле во многом Австралия и вправду, самый ...........материк!
Самый, какой?
- Чтобы ответить на этот вопрос послушайте интересные факты.
1. Во-первых, Австралия - самый маленький материк. Площадь Австралии составляет 9 млн. км 2, в 6 раз меньше Евразии (54 млн. км.2)
Австралия - единственный в мире страна, занимающая целый материк.
Во-вторых, самый сухой материк, ведь большую часть его территории занимают пустыни, осадки получают в 5 раз меньше, чем Африка.
В-третьих, самый удаленный материк, именно поэтому Австралия была открыта позже всех других материков.
В-четвертых; малонаселенный материк, численность населения материка сопоставима с численностью крупнейших городов мира: В Австралии проживает 17 млн. чел., в Нью-Йорке, - 12 млн., в Москве - 8 млн. чел.
самый удивительный материк с точки зрения своего органического мира, ведь там обитают многие виды животных и растений, которых не встретишь нигде на земном шаре.
Вы послушали много интересных фактов об Австралии. А сейчас давайте познакомимся с историей исследования материка.
2. Знакомство с историей открытия Австралии.
Итак, слушаем внимательно сообщения, заполняем таблицы, которые у вас на столах.
                  Сообщения учащихся:
Исследование Австралии Л.Торресом.(1606г. испанец открыл самую северную оконечность австралийского полуострова Кейп-Йорк, а пролив, отделяющий Новую Гвинею от Мыса Йорк назвал Торресовым.
Исследование Австралии Абелем Тасманом (он исследовал северные и северо-западные берега материка и открыл в 1642г. остров, позже названный его именем Тасмания)
Исследование Австралии Д, Куком.(1770г, 18 в. открыл восточное побережье Австралии)
Учащиеся заполняют таблицу.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Исследователь

Открытие

Л. Торрес
Открыл северную оконечность п-ова Кейп-Йорк, а пролив, отделяющий Новую Гвинею от Мыса Йорк назвал Торресовым.

Абель Тасман
исследовал северные и северо-западные берега материка и открыл в 1642г. остров, позже названный его именем Тасмания)

Д. Кук
1770г, 18 в. открыл восточное побережье Австралии)

физминутка- 2мин.
3. Работа с планом и картой.
                 Практическая работа:
Задание1. Используя план “ Характеристика ГП материка” (см. приложение) и физическую карту Австралии, описать ГП континента.
Задание 2. Работа с контурными картами (работа по рядам- отметить объекты на К/К) 
1 ряд. Моря: Тасманово, Тиморское
Проливы: Торресов, Басов, мыс. Йорк.
2 ряд, Моря: Коралловое, Арафурское, мыс. Байрон.
Заливы: Большой Австралийский, Карпентария.
З ряд Острова: Тасмания, Новая Зеландия, Новая Гвинея.
Полуострова: Кейп-Йорк, Арнемленд, мыс. Стип-Пойнт, мыс. Саут-Ист-Пойнт
Проверка: Выходят к доске и показывают объекты.
Задание 3.
 Обозначить на контурной карте особенности географического положения Австралии.
крайние точки материка и их географические координаты;
протяженность материка с севера на юг и с запада на восток;
океаны, омывающие берега Австралии;
Закрепление
1. Определите, какие океаны и моря омывают материк.
2. Крайними точками материка являются_____________________________
3. Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана.
4. Назовите имена первооткрывателей Австралии.
5. Сравните ГП  Африки и Австралии.
Домашнее задание
Рефлексия урока:
Ребята, мы с вами очень плодотворно поработали! Вы неплохо разобрались в теоретическом материале. Молодцы! Мне очень было приятно работать с вами!
1.      Что вы ожидали от работы  на данном уроке? Сравните свои предварительные цели и реально достигнутые результаты.
2.      Что вам более всего удалось, какие моменты были выполнены наиболее успешно?
3. Какие трудности вы испытывали во время урока? Как вы их преодолевали?
УМК:
Программа по учебному курсу «География материков и океанов».
Коринскя, Душина , Щенев В.А.- учебник , 7 класс .
Физическая карта мира
физическая карта Австралии,
атласы для 7 класса,
Дополнительна Литература:
Детская энциклопедия - « Географические открытия».
Э. Вартаньян, История с географией.