Выступление на заседании Городского Круглого Стола

Министерство образования и науки Республики Казахстан


Заседание Третьего Круглого Стола Студии детского творчества «Акварелька» и ГорОО










РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ






учитель начальных классов
высшего уровня квалификации
I категории
Щеглова Н.В.







КГУ «Средняя школа №9»
акимата г. Усть-Каменогорск
декабрь, 2012
Щеглова Н.В.
КГУ «Средняя школа №9»
акимата г.Усть-Каменогорска

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни.
Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. К их числу можно отнести ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии и др. Таким образом, приоритетной целью образования становиться в современной школе развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию [2].
Это предполагает в организации и управлении образовательным процессом изменения, обеспечивающие развитие творческой активности школьников. Проблема развития творческой активности личности рассматривается исследователями в целостном педагогическом процессе (Ф.В.Андреев, Д.Б.Богоявленская, И.И.Ильясов и др.); в процессе эстетического воспитания (Н.Е.Воробьев, Г.П.Новикова, Е.Ю.Романова, Н.М.Сокольникова и др.); в ходе развития познавательной самостоятельности (Л.Г.Вяткина, Е.И.Еремина и др.); через использование средств изобразительного искусства (Р.А.Гильман, В.Плюхин и др.); через применение разнообразных методов воспитания и обучения (С.Н.Дорофеев, В.Д.Путилин и др.) [1].
Обязательным компонентом системы начального литературного образования младшего школьника общепризнанна творческая деятельность ребёнка. Творческая деятельность предполагает работу не только на основе прочитанного, но и собственное авторское творчество.
Творческая деятельность ученика - центральное звено в обучении. Включение детей в творческую деятельность - основной путь их развития. Развивающее обучение характеризуется именно тем, что учащиеся постоянно включаются в творческую деятельность, проявляют сознательную творческую активность. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.
В зависимости от вида творческой деятельности можно выделить 4 группы методов и приемов, которые нацелены на развитие творческих способностей на уроках литературного чтения:
1. Словесное развертывание образов произведения.
2. Театральная творческая деятельность.
3. Изобразительная творческая деятельность.
4. Музыкальная творческая деятельность. [3]
Знакомя школьников с литературным произведением необходимо развивать их творческие возможности. Что мешает человеку быть творческой личностью? Это и стремление не отличаться от других, боязнь быть «белой вороной», завышенная самооценка и неуверенность в себе. Творчество мышления связано с открытием собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей. Что же такое творческое мышление? Это оригинальность, стремление к интеллектуальной новизне, способность видеть объект под новым углом зрения. Курс литературного чтения предполагает вовлечение всех школьников в творческую деятельность, причем не только читательскую. В зависимости от склонностей и задатков каждый ученик может проявить себя в творчестве по-разному: в качестве писателя, критика, художника-иллюстратора, чтеца, актера. [4]
Говорить о творчестве школьников в литературе можно только тогда, когда они овладевают навыками чтения, приобщаются к работе с книгой, овладевают умением понимать содержание прочитанного.
При работе над литературным произведением используются такие виды работ, как чтение по ролям, творческий пересказ, словесное рисование, иллюстрирование, инсценирование, сочинения.
Остановлюсь на некоторых приемах.
С первого класса школьники учатся пересказу: пересказывать кратко и подробно, искать в тексте ответ на поставленный вопрос, проводить выборочное чтение, выделять главные мысли в прочитанном.
Творческий пересказ предполагает передачу содержания с какими-либо изменениями:
- добавить, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении;
- пересказать текст от имени разных героев, даже неодушевленных;
- придумать, как могли разворачиваться события дальше и т.д.
Если подойти к пересказу творчески, то можно пересказывать текст от имени разных героев, даже неодушевленных. Рассмотрим произведение К.Паустовского «Заячьи лапы». Пересказ может идти от имени озера, леса, пожара, зайца, ветеринара. Пересказ от имени зайца выглядит так: «Ой, кто это? Никак охотник в лес пожаловал? Нужно уносить ноги. Он хоть и старый, да у него ружье. Ой, ой, промахнулся! Нужно убегать поскорее! Но что это? Тянет гарью. Дым густеет. Трудно дышать. Горит лес? Да, начался лесной пожар! Очень страшно! Необходимо найти безопасное место! Дым выедает глаза, сзади слышен гул и треск пламени. Кто это топочет за мной? А, это старый знакомый! Скорее, скорее! Не могу быстро бежать, уже нет сил, задние лапы сильно обгорели. Ветер гонит огонь с неслыханной скоростью. Надо дотянуть до озера. Я вывел деда из огня. Мы оба упали от усталости на берегу озера. Дед подобрал меня и понес к себе домой. Я был совсем плох. У меня были опалены задние ноги и живот. Ветеринар в селе лечить меня отказался. И тогда дед с Ваней отправились в город к детскому доктору. Карл Петрович меня вылечил. Дед Ларион оставил меня у себя».
Такие упражнения тренируют гибкость читательского взгляда, приучают видеть позиции разных героев, сопереживать им.
Сочинения – важный шаг в развитии детского литературного творчества. Основу развития речи составляет движение от восприятия чужих мыслей к созданию собственного мнения, от подражания к собственному творчеству.
Тематика творческих работ определяется целевой установкой учителя: побудить к рассуждению, выражению позиции ребенка, его точки зрения. Примеры тематики сочинений, написанных учащимися в прошлом и в текущем учебному году: «Человеческие руки», «Дружба, какая она?», «Любовь в моем сердце», «Мой питомец», «Что такое доброта?», «Почему я люблю читать?». Работа над сочинениями не должна вестись по шаблону. Школьники должны учиться писать сами, пусть сначала получатся два-три замечательных предложения, которые зачитываются и обсуждаются в классе. Это будет подготовка к следующим сочинениям. Таких «изюминок» будет с каждым разом все больше, и все работы будут разными. Вот, например, отрывки из сочинений учеников моего класса по темам: «Что такое доброта?», «Любовь в моем сердце».
Доброта – душевное качество человека. Добрым быть хорошо. Когда говорят человек добрый, это значит, что он заботится о том, чтобы было хорошо не только ему, но и всем окружающим. Добрый человек всегда придет на помощь: будь-то старушка с тяжелыми сумками, птица со сломанным крылом или побитая голодная собака. (Семенов Данил)
Можно проснуться утром в хорошем настроении и подарить любовь своим близким. Можно любить Родину, родителей, брата, учителей. Можно просто любить жизнь. А можно – влюбиться. И от этой любви человек счастлив! (Артемова Дарья)
Первое место в моем сердце занимает любовь к моей семье. Я считаю, что самое главное в жизни каждого человека – это его семья. Ведь хорошо, когда у тебя есть близкие люди. Второе место в моем сердце занимает любовь к моей школе, к моим одноклассникам. Мне нравится учиться и общаться с ними. (Рубан Регина)
Любовь – это самое главное богатство человека. Самое ценное для меня - это материнская любовь. Я счастлив, что у меня есть мама и бабушка. Они всегда помогут мне советом и делом. Как гражданин своей страны, я люблю свою Родину, школу, учителей. Любовь – это дар. И если этим даром правильно распоряжаться, то можно найти свое место в жизни и быть счастливым. (Нургалиев Диас)
Создание инсценировки - трудный, но издавна практикуемый в школе вид работы. Повествование при инсценировании часто приходится переводить в диалог, и эта задача для учеников сложна. Прежде всего, инсценирование побуждает учеников к творческому воплощению литературных образов и, как все приемы активизации читательского восприятия, возбуждает воображение и сопереживание, обостряет внимание к художественному тексту. Инсценирование рассказа, особенно когда в центре его одно событие, когда он написан как сценка, - задача, посильная для учеников младших классов. Успешность инсценирования состоит в том, что необходимо подготовить учащихся, дать им возможность войти в произведение, сжиться с ним.
В иллюстрировании главное не техника, а угадывание мыслей писателя и живое отношение к его героям.
Как отмечает профессор Никольский, в младшем возрасте иллюстрированием увлекаются очень многие. Один из приёмов иллюстрирования, который он рекомендовал как для организации восприятия произведения, его эмоционально-образного анализа, так и для развития стремления к реализации своих способностей, для развития чувства прекрасного, состоит в следующем: перед прочтением лирического отрывка дети разделяют альбомный лист на две части. В одной из частей учитель просит школьников зарисовывать цвета (сверху вниз), которые появляются в воображении детей по ходу чтения произведения. Затем дети пробуют объяснить, почему они использовали те или иные цвета, какое лирическое чувство связывали они с цветом. Затем дети вместе с учителем пробуют определить, какие слова, образы или звуки вызвали у них ту, или иную цветовую ассоциацию; стремился ли художник изобразить чувство с помощью цвета, и насколько читателям удалось понять его.
Интересен прием интеграции уроков литературного чтения с уроками познания мира, изобразительного искусства, музыки, русского языка. Ученики читают произведения и прямо на уроке могут попробовать себя в роли художника-иллюстратора детских книг. Хорошо, когда на уроках звучат различные музыкальные произведения. Много в учебниках литературного чтения текстов природоведческого содержания. Прекрасно проходят уроки литературы, объединенные с уроками познания мира, на которых школьники могут прочитать произведение и познакомиться с определенной природной зоной, повадками какого-либо животного и т.д. Полезно, читая произведение, заняться поиском изученных орфограмм в тексте; так развивается орфографическая зоркость, интегрируются уроки литературы и русского языка.
Творчество позволяет совершенствовать себя и мир, является постоянным спутником развития детей. Чем полнее реализация возможностей ребенка, тем больше степень его подготовки к жизни.
Таким образом, названные приёмы помогают глубже проникнуть в произведение, вызывают сочувствие героям, становятся средством выражения собственного отношения к прочитанному. Творческие задания отвечают требованиям всестороннего развития личности школьника. Такие задания вполне приемлемы на уроках литературы, способны обогатить урок, сделать его интересным, увлекательным, в тоже время, соответствовать требованиям и содержанию программы.
Приобщение к литературе, развитие готовности и способности полноценно воспринимать ее – необходимое условие развития творческих способностей учащихся.
Творческие работы приемлемы на уроках литературного чтения, они способствуют раскрытию творческого потенциала детей, развитию воображения, коммуникативных навыков, обогащению эмоциональной сферы ребёнка, вовлекают в читательскую самостоятельность и развивают интерес к книге. [5]




ЛИТЕРАТУРА
1. Винокурова Н.К, Развитие творческих способностей учащихся. – М.: Педагогический поиск, 1999.
2. Бугаенко Е.И. Особенности организации учебной деятельности младших школьников в условиях перехода на 12-летнее образование. // Начальная школа Казахстана. - №9, 2009.
3. Кудина Г.Н., Новолянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла. 1 класс. - М., 1994.
4. Морозова С.Э. Развитие творческих способностей учащихся // Начальная школа. 2010. -№11.
5. Кубасова О.В, Прием драматизации на уроках чтения // Начальная школа. 1985. -№12.
6. Кусаинов Г.М. Педагогическая технология: теория, история, практика // Усть-Каменогорск, Изд-во ВКГУ, 2000.
15