Внеклассное мероприятие по литературе Строка, оборванная пулей

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхнедеревенская средняя общеобразовательная школа»
Льговского района Курской области




ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
ПО
ЛИТЕРАТУРЕ

Литературное кафе
« СОРОКОВЫЕ, РОКОВЫЕ»

ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА:
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
ТАЛДЫКИНА Е.А.



2015г.
Цели мероприятия:
- формирование патриотического сознания молодого поколения на основе героических событий страны средствами литературного образования;
- сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
- содействие росту творческих способностей и гармоничному становлению личности

Оборудование:
- компьютер
- проектор
- проекционный экран
- презентации: «С чего начинается память?», «Строка, оборванная пулей»
- видеоролик «Священная война»
- фонохрестоматия «До свидания, мальчики» Б.Окуджава.

















Ход мероприятия

Часть 1
Вступительное слово руководителя. Добрый день, уважаемые гости! Я рада видеть Вас в нашем Литературном кафе. Меняются его руководители, участники, постоянно обновляется репертуар. Но неизменно одно – среди его участников всегда люди творческие, увлеченные, которые любят и ценят художественное слово, пробуют свои силы в стихосложении, читающие. Это учащиеся нашей школы.
Сегодня вашему вниманию мы предлагаем одну из наших программ, посвященную поэзии Великой Отечественной войны.
Учитель. (Презентация «С чего начинается память»)
С чего начинается память – с берез?
С речного песочка?
С дождя на дороге?
А если – с убийства!
А если – со слез!
А если – с воздушной тревоги?
А если с визжащей пилы в облаках?
Со взрослых, в пыли распростертых?
А если с недетского знания – как
Живое становится мертвым!
И в пять, и в пятнадцать, и в двадцать пять лет.
Войной начинается память.
2015 год Указом президента объявлен годом литературы. 9 мая 2015 года наша страна будет отмечать 70-годовщину Победы над немецко-фашистскими захватчиками. И сегодня мы хотим отдать дань памяти поэтам, защищавшим родную землю пером и автоматом, поднимавшим боевой дух соотечественников своим творчеством в трагические дни. Ведь один из самых величественных памятников прошлого – слово поэта.
И спустя многолетья, сегодня
Все сильнее я стал ощущать,
Что без опущенной в прошлое сходни
Мне не жить, не творить, не дышать.
В памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа. С годами происходит переоценка ценностей, но вырисовывается всемирно-историческое значение нашей Победы, значение всенародного боя с фашизмом – «Не ради славы, ради жизни на земле».
Поэзия Великой Отечественной войны – поэзия мужества. Война родила многих поэтов, ведь экстремальные условия создают такой душевный напор, который тотчас смог реализоваться лишь в таком непосредственном жанре, как стихи. Поэзия сразу же выражала гамму чувств, которые переживали люди: боль, тревогу, надежду, горе. Поэзия прославляла дела ратные, звала на бой с врагом.
Ведущий1. Говорят, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить его. Никогда к голосу поэтов так не прислушивались читатели. Александр Верт, известный английский журналист, который всю войну провел в Советском Союзе писал: «Россия, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей. И таких поэтов, как Симонов и Сурков, читал во время войны буквально каждый».
Ведущий 2. Поэзия как вид искусства, способный на быстрый эмоциональный отклик, в первые же месяцы и даже дни войны создала произведения, которым суждено было стать эпохальными.
Ведущий 1. Уже 24 июня 1941 года в газетах «Красная Звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение В.И. Лебедева-Кумача «Священная война». Начиналось оно так:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой.
Ведущий 2. Вскоре композитор Александров написал музыку на эти стихи. А 27 июня ансамбль Красной Армии впервые исполнил песню на Белорусском вокзале столицы перед бойцами, отправлявшимися на фронт.
(клип на стихи В. Лебедева-Кумача «Священная война»)
Выходят юноши строевым шагом.

Часть 2
Учитель. В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Александр Фадеев заявил: «Писатели Советской страны знают свое место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером». Более 1000 поэтов и писателей ушли на фронт и свыше 400 не вернулись.
Учитель. Поэзия шла в наступление на врага. Самым широким фронтом. В 1941 году они были чуть старше вас, и не все из них вернулись с войны.
Павел Коган. Я, Павел Коган был снят с воинского учета по состоянию здоровья, но в начале войны поступил на курсы военных переводчиков. В 42-м переведен на фронт. Только здесь, на фронте, я понял, какая ослепительная, какая обаятельная вещь жизнь. Рядом со смертью это очень хорошо понимаешь Я верил в историю, верил в наши силы Я знал, что мы победим.
Я патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю,
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыскать.
Михаил Кульчицкий. Я, Михаил Кульчицкий родился в Харькове в 1919 году в семье адвоката. Первое мое стихотворение было опубликовано в 1935 году в журнале «Пионер». Окончив десятилетнюю школу, работал плотником, чертежником на Харьковском тракторном заводе. Затем поступил в Харьковский университет, но через год перевелся на второй курс Литературного института им. Горького. В 41 ушел в истребительский батальон. В середине декабря 1942 года окончил пулеметно-минометное училище, получил звание младшего лейтенанта.
Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник!
Что? Пули в каску безопасней капель?
И всадники проносятся со свистом
Вертящихся пропеллерами сабель.
Я раньше думал: лейтенант
Звучит «налейте нам»,
И, зная топографию,
Он топает по гравию.
Война ж совсем не фейерверк,
А просто – трудная работа,
Когда –
Черна от пота- вверх
Скользит по пахоте пехота.
Марш!
И глина в чавкающем топоте
До мозга костей промерзших ног
Наворачивается на чоботы
Весом хлеба в месячный паек.
На бойцах и пуговицы вроде
Чешуи тяжелых орденов.
Не до ордена.
Была бы Родина
С ежедневным Бородино.
Владимир Чугунов.
Я, Владимир Чугунов родился в 1911 году на станции Иланской Сибирской железной дороги. В 31 году поступил на геологоразведочный факультет Томского горного института. В 38 году переехал в Алма-Ату. Стихи я начал писать рано, еще на школьной скамье. Впервые они были опубликованы в омской газете «Рабочий путь». В 41 ушел на фронт.
Если я на поле ратном,
Испустив предсмертный стон,
Упаду в огне закатном,
Вражьей пулею сражен.
Если ворон, словно в песне,
Надо мною круг замкнет,-
Я хочу, чтоб мой ровесник
Через труп шагнул вперед.
Майоров. Я, Майоров Николай Петрович, летом 1941 года участвовал в сооружении оборонительных линий под Ельней. В октябре ушел добровольцем на фронт.
Нам не дано спокойно сгнить в могиле –
Лежать навытяжку и приоткрыв гробы, -
Мы слышим гром предутренней пальбы,
Призыв охрипшей полковой трубы
С больших дорог, которыми ходили.
Мы все уставы знаем наизусть.
Что гибель нам? Мы даже смерти выше.
В могилах мы построились в отряд
И ждем приказа нового. И пусть
Не думают, что мертвые не слышат,
Когда о них потомки говорят.
Богатков. Я, Борис Богатков родился в семье учителей. После окончания школы в 1940 году уехал в Москву, где учился на вечернем отделении в Литературном институте им. Алексея Максимовича Горького и работал проходчиком в московском метро. Печататься начал с 1940 г. в Ачинской газете и в журнале «Сибирские огни». В 41 году ушел добровольцем на фронт, и осенью, получив тяжелую контузию, был демобилизован из армии и снят с воинского учета. Работал в Новосибирске. В 42 году снова ушел на фронт, несмотря на запреты медиков, в 22-ю Сибирскую добровольческую дивизию. Мои стихи печатаются в дивизионной газете «Боевая красноармейская». Основные темы – любовь, молодость, вера в победу и счастье.
Новый чемодан длиной в полметра,
Кружка, ложка, ножик, котелок
Я заранее припас все это,
Чтоб явиться по повестке в срок.
Как я ждал ее! И наконец-то,
Вот она, желанная, в руках!..
..Пролетело, отшумело детство
В школах, в пионерских лагерях.
Молодость девичьими руками
Обнимала и ласкала нас,
Молодость холодными штыками
Засверкала на фронтах сейчас.
Молодость за все родное биться
Повела ребят в огонь и дым,
И спешу я присоединиться
К возмужавшим сверстникам моим!
Учитель. «Ах, война, что ж ты подлая сделала» Так начинается стихотворение Булата Окуджавы «До свидания, мальчики». Уже само название вносит ноту трагизма: сколько мальчиков и девочек не вернулись с этой войны! Сколько не состоявшихся судеб, не сыгранных свадеб, не рожденных детей
(Звучит песня Б. Окуджавы «До свидания, мальчики»)
Часть 3
Учитель. Поэты: Павел Коган, Всеволод Багрицкий, Владимир Чугунов, Михаил Кульчицкий, Борис Смоленский, Николай Майоров, Борис Богатков, Григор Акопян.
По данным энциклопедии «Великая Отечественная война» в действующей армии служило более 1000 поэтов и писателей и свыше 400 не вернулись назад.

Чтец. Вадим Шефнер «22 июня»
Не танцуйте сегодня, не пойте.
В предвечерний задумчивый час
Молчаливо у окон постойте,
Вспомяните погибших за нас.
Там, в толпе, средь любимых, влюбленных,
Средь веселых и крепких ребят,
Чьи-то тени в пилотках зеленых
На окраины молча спешат.
Им нельзя задержаться, остаться-
Их берет это день навсегда,
На путях сортировочных станций
Им разлуку трубят поезда.
Окликать их и звать их – напрасно,
Не промолвят ни слова в ответ,
Но с улыбкою грустной и ясной
Поглядите им пристально вслед.
В память о тех, кто не пришел с войны. Минута молчания.
Учитель. Много замечательных стихотворений были рождены войной. Одни из них, сыграв свою огромную агитационную роль, остались документом военного времени, а другие вошли в современную духовную культуру как проявление красоты души народа, как поэтизация естественного и прекрасного в противоестественных условиях.
Поэтам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Тем, кто бесстрашно шагнул в зарево войны, в грохот канонады, шагнул и не вернулся, оставив на земле яркий след – свои стихи, посвящается эта песня.
(презентация «Строка, оборванная пулей»)
Picture 215