Конспект урока развития речи Домашнее животное — собака.


Конспект урока развития речи во 2 классе.
Тема: «Домашнее животное – собака»
Цели: - Расширить и систематизировать имеющийся круг знаний о домашнем животном – собаке; учить составлять целую картинку из частей; составлять предложения и рассказ из составленных предложений по предложенному плану.
- Развивать устную речь детей,путём составления ответов на поставленные вопросы; умение подбирать рифму к словам; пополнять словарный запас школьников.
- Воспитывать любовь к животным, тветственное отношение к «братьям нашим меньшим».
Оргмомент.
Артикуляционная гимнастика.
ОМ-ОМ-ОМ – ходим дружно мы гуськом
АМ-АМ-АМ – разбегайтесь по домам
УМ-УМ-УМ – много разных дум
ИМ-ИМ-ИМ – все игрушки раздадим
Повторение изученного материала. Проверка домашнего задания.
- Вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке. (О домашних птицах, утке и курице).
-Почему утку и курицу называют птицами? (есть крылья, тело покрыто перьями)
- Почему их называют домашними птицами? (живут у человека дома)
- Зачем люди содержат у себя этих птиц? (они дают людям мясо, яйца, перо)
- Для чего человеку яйца и мясо? (это пища)
- А перо? (наполняют подушки, перины, тёплые куртки)
- Какие части тела есть у курицы? (голова, туловище, крылья, лапки, хвост)
- А у утки?
- Чем же отличается курица от утки? (у утки лапки с перепонками, а у курицы нет; у утки клюв плоский, а у курицы остренький)
- Как зовут детей утки? Курицы?
- Как подают голос курица и утка?
Игра «Что не так?»
(На доске две картинки, но части тела утки и курицы перепутаны.)
- Распределите части картинок так, чтобы было правильно.
- Каких ещё домашних птиц вы знаете?
Самостоятельная работа.
- Расположите предложения на карточках так, чтобы получившийся рассказ соответствовал плану.
Кто и какая птица.
Чем покрыто тело.
Что даёт человеку.
Как называют детей.
Как подаёт голос.
(Утка – домашняя птица. Её тело покрыто перьями. Она даёт человеку мясо, яйца, пух и перья. Детей утки называют утятами. Утка крякает.)
Индивидуальная работа.
- Из предложенных картинок выбрать картинки домашних животных.
Проверка самостоятельной работы.
Физминутка.
Распахнуто окошко, нам холод нипочём,
Походим мы немножко и сон с себя стряхнём.
Чтоб ногам работу дать, будем дружно приседать.
Я возьму шар большой, подниму над головой.
А теперь пора учиться, и не будем мы лениться.
Постановка темы урока.
Игра «День и ночь»
- На доске появилась картинка, но обратной стороной. Что на ней вы узнаете, когда разгадаете загадку.
Лежит, молчит, подойдёшь – заворчит.
Кто к хозяину идёт, она знать даёт.
- О ком мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (о собаке)
- Можно ли назвать собаку птицей? Почему?
- Как можно назвать собаку? (животное)
- Где живёт собака? (у человека)
- Так какое же это животное? (домашнее)
- Мы с вами говорили о том, что утка и курица приносят человеку пользу. А для чего человек поселил у себя собаку? (ответы детей)
- Не всегда животное приносит человеку видимую пользу, но если человек поселил у себя собаку, он обязан о ней заботиться, нести ответственность за её действия.
- Какое это животное? (домашнее)
- Чем покрыто тело? (шерстью)
- Как называют детёнышей собаки? (щенки)
- Как подаёт голос? (лает)
- Для чего человек поселил у себя это животное? (ответы детей)
- А вот послушайте, что знает про детей ученица 4 класса.
( Собаки не все одинаковые. Их насчитывают более 400 пород. Собак условно делят на служебных, охотничьих, поисковых, декоративных. Они разыскивают преступников, помогают находить людей под завалами, спасают при пожарах, служат поводырями, пасут стада овец. Даже в космос первыми полетели собаки. Во время Великой Отечественной войны собаки помогали выносить раненых солдат с поля боя.
- О собаках написано много рассказов, стихотворений, песен. Об их преданности можно рассказывать много. Каждый мечтает иметь преданного, умного, четвероногого друга. Но бывает так: завёл собаку, а она требует внимания, заботы. Надоели заботы, выгнал на улицу, предал. Предательство – отвратительный поступок. Если взял в дом питомца, должен быть за него в ответе.
- Лена сказала, что бывает очень много пород собак. Какие вы знаете? (ответы детей)
Игра «Доскажи словечко».
- Ох, кошмар, такая пасть; можно в обморок упасть!
Ото всюду слышно «Ох!» коль на улице … (бульдог)
- Нет чудеснее подарка,
Чем немецкая… (овчарка)
- Хвостик колечком, а ну, угадай-ка
Кто я? Вот умник, конечно же … (лайка)
- Белизною шерсти тонкой
Покоряет всех … (болонка)
- От породы собаки зависит и то, какую роль она играет рядом с человеком. Овчарки помогают охранять различные объекты, даже границы государства; сенбернары разыскивают людей под завалами, снежными лавинами. А маленьние болонки просто радуют глаз хозяина, приносят хорошее настроение.
Кроссворд.
1.Лакомство для собак.
2. Одежда для собак.
3. Врач, лечащий собак.
4. Наука, изучающая собак.
5. Домик для собаки.
VI. Физминутка.
На болоте две лягушки, две зелёные подружки
Полотенцем растирались, ножками топали
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
VII.Закрепление.
Образ жизни животных отражается на их внешнем виде. Как же надо ухаживать за собакой, чтобы она была здорова и выглядела красиво? (кормить, выгуливать, водить к ветеринару делать прививки, купать, расчесывать) .- Чем же нужно кормить собаку? Выберите из предложенных слов только те, которые подходят для ответа на этот вопрос.
Собака
Хлеб мясо сено молоко каша зерно косточка
- При купании собаки очень не любят, когда вода попадает им на голову. А вот, если вода попадёт им в уши, это может быть опасно.
- На какой части головы у собаки находятся уши?
- Покажите на плакате части тела этого животного.
- Вы видите на доске три слайда. Посмотрите, всё ли правильно на этих изображениях.
(на первой собака с тремя ногами, на второй с двумя хвостами, на третьей с пятью ногами)
Игра- соревнование.
- Соберите картинку из частей.
VIII. Подведение итогов.
- Составьте рассказ по предложенному плану.
Кто и какая птица.
Чем покрыто тело.
Что даёт человеку.
Как называют детей.
Как подаёт голос.
Домашнее задание.
=Подготовить рассказ о своей собаке (если она есть).
- О каком животном мы говорили на сегодняшнем уроке?
- Понравился ли вам урок? Что понравилось? Что не понравилось?