Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Радуга здоровья» (2 класс)


Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Радуга здоровья» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.Данная программа составлена на основе учебно – методического комплекта «Безопасность на дорогах» для обучающихся 1 – 4 классов, подготовленного в рамках проекта «Издание научно – методических материалов, программ, научных пособий для учреждений дошкольного образования, общеобразовательных учреждений системы и общеобразовательных учреждений системы дополнительного образования детей» приложения 3 федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 годах», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 100, в соответствии с приказом Минобрнауки России от 26 сентября 2011 года № 2387.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Радуга здоровья» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
формировать навыки безопасности дорожного движения;
развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья через ведение ЗОЖ и соблюдения правил БДД.
Цели конкретизированы следующими задачами:
Формирование:
представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;навыков безопасного поведения на дороге в роли пешехода, пассажира и водителя двухколёсных транспортных средств (велосипеда);
навыков конструктивного общения;
потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
Обучение:
осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
упражнениям сохранения зрения.
Воспитание:
целеустремленности и настойчивости;
В программу «Радуга здоровья» включены беседы о питании из программы М. Безруких, Т. Филипповой «Разговор о правильном питании», беседы о здоровом образе жизни.
Срок реализации программы 01.09.2015 – 25.05.2016.
Общая характеристика предмета
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Радуга злоровья» носит комплексный характер. Данная программа состоит из трёх блоков: блок БДД, блок «О правильном питании», блок ЗОЖ. Данные блоки представлены в программе следующим соотношением часов:
Курс БДД – 18 часов, курс «О правильном питании» - 8 часов, курс ЗОЖ – 8 часов.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Радуга здоровья» разработана для обучающихся 2 класса. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю. 2 класс — 34 часа в год. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения является решение задач воспитания – осмысление и присвоение младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность здоровья человека – осознание ответственности за своё здоровье
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность спортивных достижений – осознание чувства гордости за достижение российских спортсменов, стремление к своему физическому развитию и здоровью.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями,
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность природных богатств – осознание ценности природных богатств в растительном мире, которые обеспечивают человека необходимыми витаминами и микроэлементами.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Радуга здоровья» является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Радуга здоровья» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценкудеятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Радуга здоровья» обучающиеся научатся
соблюдать основные правила гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
распознавать влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
осознавать пользу воздействия двигательной активности на организм человека;
основам рационального питания;
способам сохранения и укрепление здоровья;
основам развития познавательной сферы;
соблюдать правила БДД;
соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
различать влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
понимать значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
различать “полезные” и “вредные” продукты;
составлять меню питания, учитывая вредные и полезные свойства употребляемых продуктов;
составлять программу безопасных действий при переходе дороги на разных видах перекрёстков.
Получат возможность научиться:
Переходить дорогу по знакам регулировщика;
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
заботиться о своем здоровье;
использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
находить выход из стрессовых ситуаций;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, к своей безопасности, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру.
Содержание учебного предмета
№1 Тема: «Мы идём в школу» 7 часов
Определение понятия «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы,
укрепляющие здоровье. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма.
Тема 1 Праздник урожая. Летний урожай для пользы и здоровья людей.
Тема 2. Беседа «Пора ужинать» Оздоровительная минутка. Просмотр презентации «Правила питания в школе и дома» Игра «Знаешь ли ты правила?»
Тема 3 Дорога к доброму здоровью. Вступительное слово учителя. Решение задач в стихах на тему «Ты и твоё здоровье». Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Доскажи словечко»
Тема 4 Безопасная дорога. Повторение правил безопасного поведения на улицах и дорогах, опасность игр вблизи проезжей части, примеры ДТП с детьми по материалам ГИБДД.
Тема 5 Экскурсия по родному городу. Характеристика улиц, на которых живут учащиеся. Микрорайон школы и транспорт в нём. Наиболее опасные перекрёстки в микрорайоне школы.
Тема 6. Безопасный переход дороги Разучивание правил при переходе дороги с двусторонним и односторонним движением в микрорайоне школы.
Тема 7. Игровое занятие «Мы пешеходы» Практические действия пешеходов при переходе дороги с односторонним и двусторонним движением.
№ 2 Тема: «Моё здоровье и безопасность» 20 часов
Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, формирование правил правильного питания, формирование нравственных представлений и убеждений. Основные правила безопасного поведения при движении по улицам города.
Тема 1 Всякому овощу своё время Знакомство с названиями и полезными свойствами овощей, игровая викторина «Корзина осени»
Тема 2. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты Составление меню школьника, котором должны присутствовать овощные и фруктовые блюда.
Тема 3 Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Влияние полезных веществ продуктов на работоспособность организма. Соблюдение режима питания.
Тема 4 Как утолить жажду Беседы о пользе употребления воды для организма человека
Тема 5 Загородная дорога Движение транспорта на загородной дороге, правила движения, дорожная обстановка в зависимости от времени года, суток и погодных условий.
Тема 6. Зачем нужен светофор Сигналы светофора. Типы светофоров. Действия участников движения по сигналам светофора. Правила перехода дороги на регулируемом перекрёстке. Анализ причин возникновения ДТП.
Тема 7 Регулировщик на дороге Сигналы регулировщика. Действия пешеходов по этим сигналам. Приоритет сигналов регулировщика над сигналами светофора.
Тема 8 Поездка в пассажирском транспорте Правила для пассажиров автобуса на остановке, при посадке, в салоне и при выходе. Правила перехода дороги при движении к остановке и после выхода из автобуса. Опасные ситуации, возникающие при этом. Поездка в легковом автомобиле.
Тема 9 Экскурсия на автобусную остановку. Наблюдение за пассажирами и анализ их действий.
Тема 10. Дорожные знаки. Группы дорожных знаков и их назначение
Тема 11. Экскурсия «Дорожные знаки в микрорайоне школы». Дорожная обстановка в зависимости от времени года, суток и погодных условий.
Тема 12 Остановочный путь и скорость движения автомобиля. Остановочный и тормозной путь автомобиля. Факторы, влияющие на величину остановочного пути. Опасность перехода перед близко двигающимся транспортом.
Тема 13 Экскурсия «Движение автомобилей. Скорость и торможение» Выход с учащимися на прилегающую к школе дорогу и наблюдение за двигающимися автомобилями.
Тема 14 Нерегулируемые перекрёстки. Правила перехода проезжей части на нерегулируемых перекрёстках. Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрёстке. Нерегулируемые перекрёстки в районе школы.
Тема 15 Регулируемые перекрёстки и светофоры. Чем регулируемый перекрёсток отличается от регулируемого. Правила перехода проезжей части на регулируемом перекрёстке. Опасные ситуации при переходе проезжей части на регулируемом перекрёстке.
Тема 16 Практическое занятие по переходу регулируемых перекрёстков. Ознакомление с порядком движения автомобилей и пешеходов. Анализ их действий.
Тема 17 Глаза – главные помощники человека. Беседа об органах зрения. Презентация Знакомство со строением глаза. Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно – вредно». Правила бережного отношения к зрению.
Тема 18 Чтобы уши слышали Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Оздоровительная минутка. Правила сохранения слуха.
Тема 19 «Красивая осанка – это красиво» Беседа по теме. Это интересно! Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражнения.
Тема 20 «Ухаживай за своими руками и ногами» Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками. Оздоровительная минутка. Игра-соревнование «Кто больше?» Памятка «Это полезно знать». Практическая работа.
«Здоровому всё здорово» 7 часов
Профилактика нарушений зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата, закаливание организма, соблюдение правил питания и безопасного поведения.
Тема 1 «Чтобы зубы были крепкими» Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». Работа со стихотворением С. Михалкова «Как у нашей Любы…» Встреча с доктором Здоровые Зубы. Практикум «Чистка зубов» Памятка «Как сохранить зубы». Творческое задание «Нарисовать рисунок зубной щётки будущего»
Тема 2 «Закаливание, самомассаж от простуды» Беседа о воде, советы воды; беседа о воздухе. Народная мудрость, пословицы и поговорки. Памятка «Советы Мойдодыра»
знакомство с особыми точками, которые регулируют деятельность внутренних органов; обучение самомассажу.
Тема 3 «Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим».
Подвижные игры на воздухе.
Тема 4 «Где найти витамины весной» Продукты с повышенным содержанием витаминов. Составление меню питания для предупреждения авитаминозов.
Тема 5 На вкус и цвет товарищей нет. Польза употребления в пищу продуктов разного цвета и вкуса.
Тема 6 Дорога в школу. Наиболее опасные перекрёстки в микрорайоне школы. Разбор безопасных путей подхода к школе, дому.
Тема 7 Марафон здоровья. Просмотр фильмов, диафильмов по ПДД и ЗОЖ.
Учебно – тематический план
№ Название раздела Количество часов
1 «Мы идём в школу» 7 часов
2 «Моё здоровье и безопасность» 20 часов
3 «Здоровому всё здорово» 7 часов
Итого 34 часа
Тематическое планирование с определением деятельности учащихся
3777614144780Деятельность учащихся
00Деятельность учащихся

№занятия в теме Дата
2 а Дата
2 б Дата
2 в Тема
Введение «Мы в школе»-5часов
1 Праздник урожая Создание праздника в классе. Умение общаться, рассказывать летние впечатления, читать стихотворения. Придумывать загадки об овощах.
2 Беседа «Пора ужинать» Понять пользу и вред употребления хлебобулочных изделий во время завтрака и ужина.
3 Дорога к доброму здоровью Уметь отгадывать загадки, выполнять физические упражнения
4 Безопасная дорога. Повторение правил безопасного поведения на улицах и дорогах, опасность игр вблизи проезжей части, примеры ДТП с детьми по материалам ГИБДД.
5 Экскурсия по родному городу Составление индивидуальных наиболее безопасных маршрутов движения
6 Безопасный переход дороги Разучивание правил при переходе дороги с двусторонним и односторонним движением в микрорайоне школы.
7 Игровое занятие «Мы пешеходы» Практические действия пешеходов при переходе дороги с односторонним и двусторонним движением.
«Моё здоровье и безопасность» - 20 часов
8 Всякому овощу своё время Знать названия и полезные свойства овощей, принимать участие в игровой викторине «Корзина осени»
9 Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты Уметь анализировать составленное меню школьника,в котором должны присутствовать овощные и фруктовые блюда.
10 Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Понимать влияние полезных веществ продуктов на работоспособность организма. Соблюдение режима питания.
11 Как утолить жажду Беседы о пользе употребления воды для организма человека
12 Загородная дорога Иметь представление о движении транспорта на загородной дороге, правила движения, дорожная обстановка в зависимости от времени года, суток и погодных условий.
13 Зачем нужен светофор Сигналы светофора. Типы светофоров. Действия участников движения по сигналам светофора. Правила перехода дороги на регулируемом перекрёстке. Анализ причин возникновения ДТП.
14 Регулировщик на дороге Сигналы регулировщика. Действия пешеходов по этим сигналам. Приоритет сигналов регулировщика над сигналами светофора.
15 Поездка в пассажирском транспорте Правила для пассажиров автобуса на остановке, при посадке, в салоне и при выходе. Правила перехода дороги при движении к остановке и после выхода из автобуса. Опасные ситуации, возникающие при этом. Поездка в легковом автомобиле.
16 Экскурсия на автобусную остановку. Наблюдение за пассажирами и анализ их действий.
17 Дорожные знаки. Группы дорожных знаков и их назначение
18 Экскурсия «Дорожные знаки в микрорайоне школы». Дорожная обстановка в зависимости от времени года, суток и погодных условий.
19 Остановочный путь и скорость движения автомобиля. Остановочный и тормозной путь автомобиля. Факторы, влияющие на величину остановочного пути. Опасность перехода перед близко двигающимся транспортом.
20 Экскурсия «Движение автомобилей. Скорость и торможение» Выход с учащимися на прилегающую к школе дорогу и наблюдение за двигающимися автомобилями.
21 Нерегулируемые перекрёстки. Правила перехода проезжей части на нерегулируемых перекрёстках. Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрёстке. Нерегулируемые перекрёстки в районе школы.
22 Регулируемые перекрёстки и светофоры Чем регулируемый перекрёсток отличается от регулируемого. Правила перехода проезжей части на регулируемом перекрёстке. Опасные ситуации при переходе проезжей части на регулируемом перекрёстке.
23 Практическое занятие по переходу регулируемых перекрёстков. Ознакомление с порядком движения автомобилей и пешеходов. Анализ их действий.
24 Глаза – главные помощники человека. Знать элементарное строение глаза, положительные и отрицательные воздействие на газа.
Уметь выполнять гимнастику для глаз.
25 Чтобы уши слышали Знать правила сохранения слуха, беречь органы слуха.
26 «Красивая осанка – это красиво» Знать что такое осанка, её значение для здоровья человека. Уметь выполнять упражнения, способствующие формированию правильной осанке.
27 «Ухаживай за своими руками и ногами» Знать гигиенические правила, способы ухода за кожей и ногтями. Уметь ухаживать за кожей и ногтями.
«Здоровому все здорово» - 7 часов
28 «Чтобы зубы были крепкими» Знать гигиенические правила, способы ухода за зубами. Уметь правильно чистить зубы.
29 «Закаливание, самомассаж от простуды» Знать составляющие здорового образа жизни, вести здоровый образ жизни.
Уметь делать самомассаж от простуды.
30 Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим.
Подвижные игры на воздухе. Уметь работать в команде, доброжелательно общаться друг с другом.
31 «Где найти витамины весной» Продукты с повышенным содержанием витаминов. Составление меню питания для предупреждения авитаминозов.
32 На вкус и цвет товарищей нет. Польза употребления в пищу продуктов разного цвета и вкуса.
33Дорога в школу. Наиболее опасные перекрёстки в микрорайоне школы. Разбор безопасных путей подхода к школе, дому.
34 Марафон здоровья Умение работать в группе, обсуждать просмотренные медиафайлы и аргументировать свое мнение.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф».
2002.- 205 с.
Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
УМК Безопасность на дорогах- М.:Интеллин, 2011.
Рабочая тетрадь для учащихся
М. Безруких, Т. Филиппова Рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильном питании» - М: ОЛМА Медиа Групп. 2011