План проведения круглого стола Компьютер за и против


План проведения круглого стола по теме «Компьютер за и против»
Цели:
познакомить студентов с тем, как компьютер помогает человеку, как компьютер воздействует на человека;
научить студентов, как организовать безопасное взаимодействие с компьютером;
познакомить с мерами профилактики вредного воздействия компьютера на человека.
Группа:
Тип занятия: круглый стол
Методы проведения: рассказ, беседа
ХОД ЗАНЯТИЯ
1 Преподаватель:
- Здравствуйте, сегодня мы с вами собрались в этой аудитории , для того чтобы обсудить на наш взгляд актуальный вопрос : « Нужен ли компьютер в жизни человека?». И так, тема нашего мероприятия: «Компьютер За и ли против?»
2 Преподаватель:
-Для получения объективного ответа на этот вопрос мы обратились к людям из различных сфер деятельности .Внимание на экран .
Демонстрация видео ролика.
1 Преподаватель:
- Кроме этого мы провели соц. опрос студентов нашего техникума. Входе опроса были опрошены 73 студента. Из разных групп первого, второго и четвертого курса. Всем задавались три вопроса:
Ваше отношение к компьютеру?
Сколько времени в день вы проводите за компьютером?
Какую часть из проведенного за компьютером времени вы отводите для занятий компьютерными играми?
Вот какие результаты были получены:
Презентация «Диаграмма»
2 Преподаватель:
- Как мы видим, мнения сторон разделились. Электронно-вычислительная техника все шире входит во все сферы нашей жизни. Компьютер стал привычным не только в производственных цехах и научных лабораториях, но и в студенческих аудиториях и школьных классах. Даже в детских садах появляется все больше компьютерных игр. Непрерывно растет число специалистов, работающих с персональным компьютером, которые становятся их основным рабочим инструментом. Ни экономические, ни научные достижения невозможны теперь без быстрой и четкой информационной связи и без специального обученного персонала.
1 Преподаватель:
- Однако длительное пребывание у экрана компьютера без соблюдения необходимых правил небезвредно для здоровья. И очень часто мы забываем об этом, нанося тем самым нашему организму большой вред. Задачей нашего мероприятия является изучения положительных и отрицательных факторов влияния информационных технологий на человек и целью попытаться ответить на вопрос: « Компьютер ЗА или ПРОТИВ?» и найти компромиссное решение этого вопроса.
2 Преподаватель:
- У нас в аудитории присутствуют независимые эксперты , которые пришли поделится своим мнением:
Кадина Л.М. – главный бухгалтер ФГОУ СПО АСХТ – филиал ФГОУ ВПО ОГАУ.
Крат Е.А.- педагог – психолог ФГОУ СПО АСХТ – филиал ФГОУ ВПО ОГАУ.
Предоставим им слово.
Выступления гостей.
2 Преподаватель:
-Спасибо нашим гостям за их мнения. Современный человек должен владеть компьютерной грамотностью, использовать компьютер в работе и повседневной жизни. Ведь с помощью компьютера сегодня бухгалтер готовит отчёт, лётчик управляет самолётом, музыкант занимается аранжировкой произведения, милиционер проверяет документы... Компьютер - универсальное изобретение человечества. Эпоха глобальных информационных технологий только началась. Современный компьютер практически достиг предела возможностей. Текст, хранимый в компьютере, не в состоянии прочитать его владелец даже за всю свою жизнь.
Конечно, компьютер не умнее человека. Но какую-то часть своего ума и знаний человек сумел передать компьютеру, компьютер стал его верным помощником в самых разных делах и занятиях. Например компьютер помогает с помощью специальных прикладных программ выполнять сложные математические расчеты.
1 Преподаватель:
- Да, очень помогают компьютеры человеку. И работать, и учиться, и в игры играть. Но очень часто мы настолько доверяем компьютеру и привыкаем к его помощи , что напрочь забываем элементарные вещи , например таблицу умножения и при выполнении простейшего расчета вместо того, что бы подумать берем микрокалькулятор. Надеясь на компьютер и его возможности, мы полностью и с точностью выполняем его инструкции и забываем о творческом подходе выполнения того или иного задания, об индивидуальности.
2 Преподаватель:
- Позвольте с вами, не согласится. Я думаю, что у ребят присутствующих на нашем мероприятии найдутся опровергающие ваши слова факты, которое раскрывают компьютерные возможности, как поле для творческих выражений человека.
Сообщение: «Фотошоп и его возможности»
- Одним из наиболее интересных направлений компьютерных технологий является графика. В умелых руках компьютер превращается в рабочее место оператора, художника, дизайнера. У нас появился шанс расширения творческих возможностей дизайнера-графика в связи с улучшением новых технологий. Например, такая всем известная программа, как адоб фотошоп обладает огромными возможностями по редактированию фотоизображений. Она позволяет нам с помощью легкого нажатия кнопки превратить самую обычную фотографию в мозаику, чеканку, картину в стиле Гогена или Дали, гравюру, теснение или набросок карандашом. Вот посмотрите, как это представлено у нас на экране. Презентация «Фотошоп»
- Для чего же нам это нужно? Быть может, кто-то скажет, что это обычное баловство
Часто это на первый взгляд несерьезное занятие имеет грандиозный успех. Жил-был мальчик…Совсем обычный мальчик. Мальчик этот, помня заветы Била Гейтса уже с раннего детства научился общаться с компьютером. Но ему хотелось большего- почувствовать себя настоящим профессионалом. Программист в такой бы ситуации написал бы собственную программу. Но наш мальчик не был программистом, он был пользователем, правда достаточно квалифицированным.
И поэтому он сел за компьютер и сделал….собственный журнал, посвященный компьютерным технологиям и прикладным программам для дома. Отпечатал его на обычном принтере и отдал на реализацию знакомому, работающему в книжном магазине.
И очень скоро его журнал начал расходиться в сотнях экземпляров. А сам мальчик получил новый статус – ИЗДАТЕЛЯ.
Эту историю я прочитала 6 лет назад в одном из компьютерных журналах. Тогда это казалось чудом – своё домашнее издательство, свой журнал. Сегодня ситуация несколько изменилась. Мощные компьютерные средства позволяют каждому из нас подойти к этому вопросу серьезно и профессионально. И может, кстати, получиться очень не плохо!!!! (Вот посмотрите как в обычном графическом редакторе опытный пользователь нарисовал без труда известную Мону Лизу)
Видео ролик «Мона Лиза»
1 Преподаватель:
- Я думаю , что работа в данной программе занимает длительное время , а это наверняка не очень полезно для нашего организма. И у наших студентов наверняка найдутся примеры которые докажут , что длительная работа за компьютером негативно влияет на здоровье человека.
Презентация «Здоровье»
Сообщение: «Компьютер и зрение»
- При длительной беспрерывной работе за компьютером у глаз не бывает необходимых фаз расслабления, они напрягаются, работоспособность снижается. Большую нагрузку орган зрения испытывает при вводе информации, так как пользователь вынужден часто переводить взгляд с экрана на текст и клавиатуру, находящиеся на разном расстоянии и по-разному освещённые.
Признаками «компьютерного зрительного синдрома» являются снижение остроты зрения, замедленная перефокусировка с ближних предметов на дальние и обратно, двоение предметов, быстрая утомляемость при чтении, чувство жжения в глазах, ощущение «песка» под веками, покраснение глаз, боли в области глазниц и лба при движении глаз.У части пользователей симптомы «компьютерного зрительного синдрома» обнаруживаются через два часа непрерывной работы перед экраном, у большинства - через 4 ч и практически у всех - через 6 ч. При этом считывание информации с экрана считается менее нагрузочным, чем её ввод.
Наиболее чувствительными к воздействию компьютера являются центральная и сердечно-сосудистая системы. Наблюдаются нарушения условно-рефлекторной деятельности, снижение биоэлектрической активности мозга, изменения межнейронных связей. Возможны отклонения в работе эндокринной системы. Первым симптомом недомогания может стать повышенная возбудимость, затем появляется физическая и нервно-психическая слабость. Характерны головная боль, утомляемость, ухудшение самочувствия, гипотония, брадикардия, изменение проводимости сердечной мышцы. Указанные явления могут быть слабо, умеренно или явно выражены. Порой отмечаются незначительные и, как правило, нестойкие изменения в крови.
1 Преподаватель: А какие еще вы знаете факты вредного воздействия компьютера на человека.
- У людей, длительное время сидящих за работой на компьютерах, наибольшее число жалоб на здоровье связано с заболеваниями мышц и суставов. Чаще всего это просто онемение шеи, боль в плечах и пояснице или покалывание в ногах. Но бывают, однако, и более серьезные заболевания. Наиболее распространен кистевой туннельный синдром ,при котором нервы руки повреждаются вследствие частой и длительной работы на компьютере. В наиболее тяжелой форме этот синдром проявляется в виде мучительных болей, лишающих человека трудоспособности.
Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда излишняя нагрузка на позвоночник, остеохондроз, а у детей - сколиоз. У тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется своего рода тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах, как следствие - болезни, лечение которых - процесс длительный и малоприятный. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.
-Пыли и грязи в компьютере и вокруг него со временем скапливается немало, причем убрать их зачастую бывает весьма сложно. А где грязь, там и всяческие микробы, бактерии и грибки, где пыль, там и пылевые клещи. Все это может спровоцировать самые разные заболевания - от аллергии до "болезней грязных рук".
Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку... В результате такого стресса случались и инфаркты.
2 Преподаватель:
- Конечно, во всем должно быть мера. Но не нужно забывать, что в настоящее время компьютер дает человеку новые возможности, например в общении .Давайте посмотрим на экран.
Видеоролик «Покупки в on-line»
Компьютерные технологии, войдя в нашу повседневную жизнь, стали «мостом», который соединил уже имеющиеся научные разработки и новейшие идеи будущих проектов. Повсеместная компьютеризация привносит в нашу жизнь не только положительные, но и отрицательные аспекты. Безусловно, все сферы общественной и промышленной деятельности получили дополнительные возможности развития с помощью компьютера и Интернета. На этом фоне можно смело говорить о высокой вероятности того, что в недалеком будущем человек уже не сможет полноценно жить без компьютера или Интернета. Ребята, приведите примеры использования возможностей Интернета?
- Интернет. Итак, постепенно, мы подошли к Интернету – великому изобретению человечества. Интернет – это обширная, разветвленная сеть, объединяющая компьютеры, расположенные в самых разнообразных точках Земли.
На сегодняшний день Интернет, давно применяемый для научного и гражданского использования, прогрессирует и является основополагающим методом международного общения коммерческих организаций, некоммерческих фирм, автономных печатных и вещательных средств массовой информации и правительств. На самом деле Интернет можно рассматривать как некое глобальное средство массовой информации. Способность иметь фактический и скоростной доступ ко всем системам и базам данных одновременно и при этом делать индивидуальный выбор – это уже замечательно, особенно не выходя из дома! Стоит войти в какую-нибудь информационно-поисковую систему, и вы получаете доступ ко всем, как кажется, областям знания. Развитие Интернета к возможности соединения «человек – компьютер» приплюсовало во зможность соединения «человек – компьютер – человек». Сеть приобрела функции посредника со специальными задатками, а в сетевой компьютерной реальности образовались виртуальные сообщества, – группы, соединенные интернет-общением и имеющие специфические психологические свойства.
- Электронная почта вполне сравнима с обычной почтой, но отличается быстротой доставки. Такое значительное преимущество придает общению некоторые особенности: особый этикет (даже в научных и деловых письмах), более неформальный стиль общения, часто не используется даже обращение к адресату, но применяется набор смайликов и аббревиатур, которые позволяют ускорить и упростить общение на расстоянии.
Интернет-сайты позволяют в какой-то мере сделать сообщение эмоциональным: высокая скорость отправки и приема дает возможность в том же месте получить обратную связь и, в свою очередь, отреагировать, так что общение в общем-то имеет значительное количество преимуществ, нежели использование обычной почты. Возможна отправка копий письма сразу нескольким адресатам, что в общем данный метод способствует быстрому распространению данных. При наличии e-mail можно пересылать не только текстовые данные, но также графические, аудио и видеофайлы, т. е. обмениваться информацией иного рода.
E-mail – одно из средств общения, построения различных взаимоотношений в виртуальной реальности. У нетрудоспособных и инвалидов теперь «весь мир под рукой». Электронный доступ возможен к различным базам данных – от библиотеки Конгресса США до лондонского «Таймс» – с постоянно возникающими новыми информационными ресурсами. Кроме того, Интернет представляет не только большое количество разнообразной информации, но также и способность общения в реальном времени с использованием специальных программ и сайтов. Преимуществом общения по Интернету является то, что можно общаться с человеком, находящимся в любой стране мира, не выходя из дома.
- Конференции. Основные читатели и участники конференций – люди, которым важно не само по себе индивидуальное общение, а интеллектуальное. Обычно это профессионалы, которые пытаются найти здесь ответы на возникшие профессиональные вопросы. Такие если и вступают в сетевой разговор, то обычно для того, чтобы найти необходимую информацию по волнующей их теме. Методом конференции легче всего устанавливать контакты с людьми аналогичных интересов, образовывать фан-клубы либо научные группы. Конференция особенно актуальна для научных дискуссий. Методом конференции можно беседовать на волнующие вопросы в необходимом обществе, собрать которое в одном месте для личной беседы обошлось бы недешево и вылилось бы в поток непредсказуемых затрат времени и сил.
- Чат .В чате можно свободно общаться со всеми, при этом сохранять свою конфиденциальность. Активное общение с друзьями по Сети также можно рассматривать как вариант аддитивной зависимости. Такое общение помогает отобрать себе именно такого «нового друга», который по всем своим параметрам совпадет с идеалом.
2 Преподаватель:
На самом деле Интернет обладает многими возможностями. И совсем недавно обиженные девушки , те которые расстались со своими молодыми людьми , создали свой сайт для того , чтобы сказать молодым людям досвидание. Досвидос.ру Видеоролик : Досвидос.ру1 Преподаватель:
- Мы сегодня прослушали выступление педагога- психолога Крат Е.А., уважаемые слушатели как вы поняли всегда ли работа в Интернете полезна для пользователя.
- В настоящее время появилось новое понятие Интернет-зависимость, имеется ввиду, что люди предпочитают жизнь в компьютерных играх и интернете реальной жизни, проводя в виртуальной реальности до 18 часов в день. Если речь идет об Интернет-зависимости, то ее определение звучит так: "Это навязчивое желание войти в интернет, находясь off-line, и неспособность выйти и з интернета, будучи on-line". По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10% пользователей во всем мире. Российские психиатры считают, что в нашей стране таковых 4-6%. По мнению специалистов , симптомы зависимости таковы: навязчивое желание проверить свой почтовый ящик в интернете, постоянное ожидание следующего выхода в сеть, пристрастие к работе (играм, программированию или другим видам деятельности) и непреодолимая тяга поиска информации в сети. Сюда же относят патологическое стремление играть в сетевые игры, привязанность к онлайн-аукционам или электронным покупкам в интернете. Другая форма зависимости - общение в чатах, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными. Специалисты считают, что в случае долгой отлучки от компьютера и сети возникают подавленное настроение и депрессия. В запущенных случаях зависимый перестает обращать внимание не только на окружающих, но и на себя, на свой внешний вид, перестает выполнять элементарные гигиенические процедуры: умываться, бриться и т. д. Была даже разработана анкета, по которой можно провести диагностику интернет-зависимости.1 Преподаватель:
Это на самом деле часто бывает так. Мы втягиваемся в подобного рода общение и забываем о настоящих друзьях. И рано или поздно мы можем общаться с вами так, как герои этого сюжета.
Демонстрация ролика Свидание.
2 Преподаватель:
-Да, но компьютер это не только работа , это и развлечение, и развитие человека.
Презентация «Компьютерные игры».
- Обучающие программы.Я хотела бы сказать о роли обучающих игр и прикладных программ в обучении. Процесс подготовки квалифицированных специалистов длителен и сложен. Обучение занимает почти треть продолжительности жизни человека. К тому же в современном информационном обществе знания очень быстро стареют. Чтобы быть способным выполнять ту или иную профессиональную деятельность, специалисту необходимо непрерывно пополнять своё образование. И нам на помощь часто приходят обучающие программы. Данные игры обеспечивают не только обучение конкретным знаниям, но и проверку ответов студентов, возможность подсказки, занимательность изучаемого материала и др.Так у нас в техникуме препдаватели химии, физики, математики, информатики, географии и др дисциплин используют обучающие программы по предметам. Такие программы реализуют обучающие функции и содержат знания из определенной достаточно узкой предметной области. Такие системы располагают возможностями пояснения стратегии и тактики решения задачи изучаемой предметной области и обеспечивают контроль уровня знаний, умений и навыков с диагностикой ошибок по результатам обучения
- Прикладные программы. Такие программы разработаны практически для любой области знаний.
Безусловно, компьютерная программа не может заменить грамотного специалиста, но она позволит сэкономить его время и силы за счет автоматизации рутинных операций, найти ошибки, оценить ситуацию. Так у нас в техникуме активно используется программа «1С предприятие», приобретена программа Диагностика+ для автомехаников и механиков, основанная на компьютерных технологиях, а так же в этом году прикладная программа Адептис для выполнения экономических расчетов, составления бизнесплана, программа Переводчик с английского языка и многое другое. С использованием таких программ обучение становится интересней и продуктивнее!
1 Преподаватель:
- И часто эти игра могут плохо закончится для играющего. Внимание на экран.
Ролик Прокурор
Ребята а у вас есть такие примеры .- Молодые продолжают умирать от компьютерных игр. 28-летний южнокореец по фамилии Ли скончался после 50-часового марафона в компьютерном кафе в городе Тагу. К игре он приступил 3 августа и вплоть до смерти не занимался ничем, кроме игр в боевые симуляторы – отлучался Ли только в туалет, да ненадолго прикорнул на импровизированной койке. Ли незадолго до этого бросил работу, чтобы ничто не отвлекало его от компьютерных игр. Длительное отсутствие молодого человека обеспокоило его мать, попросившего друзей Ли отыскать его и привести домой. Они нашли его в кафе, и Ли сообщил, что он только закончит игр и тут же отправляется домой. Спустя несколько минут его не стало. В Екатеринбурге этим летом 12-летний школьник скончался от обширного инсульта после того, как 12 часов подряд провел за компьютером в одном из местных игровых клубов. Ему стало плохо, закружилась голова. Но тяга к компьютерным играм была настолько сильна, что он продолжал играть. Подросток умирал, но не мог оторваться от игры. Эмоциональное напряжение все возрастало, и произошла закупорка сосудов. Грубо говоря, мозг был лишен кровоснабжения. Просто поразительно, но мальчик и в этот момент продолжал играть. Вскрытие показало, что обширная часть его головного мозга погибла от недостатка кислорода. Ребенок оторвался от компьютера, лишь когда его скрутил сильнейший припадок".
2 Преподаватель:
Не только человеку помогают компьютеры. Они помогают и всем другим машинам. Самолётам - летать, кораблям - не сбиваться с курса, станкам - точно работать. Маленькие умные процессоры живут теперь и в кабине трактора и в автомобильном двигателе, в телефонном аппарате и в магнитофоне, в медицинском приборе и в современном фотоаппарате, стиральной машине...И все машины, соединяясь с компьютером, становятся умнее и ещё лучше служат человеку. Давайте еще приведем примеры, где используются компьютеры.
Видеоролик «Протез»
Фантастика становится реальностью! Американские ученые разработали компьютерный протез, который управляется силой мысли. Одной из первых пациенток стала 26-летняя Клавдия Митчел, потерявшая руку в авто аварии. Благодаря уникальной компьютерной программе протез принимает сигналы непосредственно из мозга и преобразует его в движение. Врачи даже смогли востановить чувствительность руки, так что теперь, если Клавдия дотронется искусственными пальцами до горячей плиты то почувствует ожог.
1 Преподаватель:
Презентация «Интеллект»
- Но не может ли так получиться, что мы полностью начнем доверять компьютеру, наигравшись в жестокие игры начнем убивать себе подобных, и если посмотреть в будущее не получиться ли так, что, создав себе, подобные механизмы оснащенные суперсовременными информационными технологиями мы попадем к ним же в рабство.
2 Преподаватель:
- Конечно во всем должен быть придел Мы не должны забывать, что человек умнее компьютера. И что компьютер создан для облегчения работы человека. Сегодня мы рассмотрели позитивные и негативные стороны вопроса «Нужен ли компьютер человеку?» .И каждый из нас должен определить в какой мере ему необходим компьютер.А сейчас мы предлагает вам пройти тест с помощью, которого определим имеете ли вы зависимость от компьютера, компьютерных игр и Интернета.
Презентация «Тест»
Тест-опросник для установления зависимости от компьютера, компьютерных игр, Интернета.
Для установления компьютерной зависимости от компьютерных и интернет-игр предлагается серия вопросов-утверждений, опрашиваемые должны ответить, верно или нет утверждение.
1. Вы испытываете эйфорию, хорошее настроение когда играете в компьютерные игры?
2. В последнее время требуется все больше и больше времени, чтобы достичь этого состояния?
3. У вас случается чувство опустошенности, дурное настроение или раздражительность, когда вы не можете поиграть за компьютером?
4. У вас есть боли в запястьях?
5. Вы пропускали встречу с кем-либо из-за того, что были заняты компьютерными играми (несрочные дела)?
6. Вы проводите 3 ч и более в день в Интернете?
7. Вы заходите на чаты, просматриваете сайты, не касающиеся вашей основной деятельности за компьютером? Играя, вы пропускали прием пищи (завтрак, обед или ужин)?
8. Вам легче общаться с людьми через Интернет, нежели лицом к лицу?
9. Ваши друзья или родственники говорили вам, что вы невероятное количество часов сидите в Интернете или за компьютерными играми?
10. Вы отмечаете ухудшение в учебе или уменьшение знаний по основной работе? У вас были неудачные попытки ограничить время работы за компьютером?
11. Вы ощущаете онемение в мизинце во время работы за компьютером? Вы говорили другим, что проводите за компьютерными играми немного времени, хотя это не так?
12. Вы отмечаете регулярные боли в спине (чаще чем 1 раз в неделю)?
13. В последнее время вас беспокоит сухость глаз?
14. В последнее время у вас было сильное желание играть?
15. Для того чтобы больше побыть в Интернете, вы прекращали мыться, чистить зубы или бриться?
16. С того времени, как вы используете Интернет или играете в компьютерные игры, у вас появились нарушения сна: долгое засыпание, бессонница, беспокойный сон?
1 Преподаватель:
И так вы ответили на вопросы теста и какие результаты вы получили. Даже при одном положительном ответе стоит призадуматься, 25% и более положительных ответов говорят о компьютерной зависимости.
2 Преподаватель:
Сегодня мы рассмотрели две стороны одной медали, негативную и позитивную. И, конечно же, каждый из нас понимает, что в современном мире не обойтись без компьютера, так как он в ходит в нашу жизнь семимильными шагами. Поэтому нам необходимо попытаться, как можно больше устранить его вредное воздействие на нас. Давайте определим некоторые рекомендации для этого.( гости, аудитория)
1 Преподаватель:
И все же не будем забывать, что помимо компьютера в мире есть много интересного это и общение с друзьями, чтение книг, посещение музеев, театров , кино, для того чтобы не попасть впросак , как герои стихотворения.
Стихотворение.
2 Преподаватель:
Мы надеемся , что каждый из нас сделает из сегодняшнего разговора определенные выводы. Всем большое спасибо.