Методическая разработка сценария к итоговому занятию по элективному курсу «Генетика» для 8 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
города Климовска Московской области




Методическая разработка элективного занятия

Сценарий итогового занятия в 8 классе
по курсу
«Генетика»




Подготовила и провела:
учитель биологии
Орлова
Елена Александровна





Климовск – 2013


ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3-4 с.

Основная часть 5-10 с.

Заключение 11с.

Список литературы 12 с.

Приложение 13 с.






















ВВЕДЕНИЕ
Раздел «Генетика» в курсе «Общая биология» является одним из самых сложных для понимания. Облегчению усвоения этого раздела способствует элективный курс «Решение задач по генетике». Курс вводится для учащихся 8-х классов с целью расширения и углубления знаний и предпрофильной подготовки. Программа курса создает условия для подготовки к выбору экзамена и участию в олимпиаде; учитывается обязательный минимум содержания основного общего биологического образования. Решение задач развивает у школьников логическое мышление и позволяет глубже понять основные термины генетики. Практический материал основан на реальных примерах из области генетики растений, животных и человека, что позволяет закрепить знания ранее изученных курсов биологии: ботаники, зоологии, анатомии человека. Курс рассчитан на 8 часов (1 час в неделю) и дает возможность всем восьмиклассникам, по желанию, пройти его:
1.Введение: генетика как наука. Правила оформления задач.
2.Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание. 1 закон Менделя – закон единообразия первого поколения.
3.Практическая работа по решению задач на 1 закон Менделя.
4.2 закон Менделя – закон расщепления.
5.Практическая работа по решению задач на 2 закон Менделя.
6.Наследование групп крови. Решение задач.
7.Наследственные заболевания. Встреча с врачом акушером-гинекологом.
8.Обобщение знаний. Решение задач.




Методическая разработка сценария итогового занятия в 8 классе по элективному курсу «Генетика» предлагается как обобщение знаний курса и как реклама курса для следующей группы обучающихся. Генетики, ученики 8-х классов, помогают сказочным героям – жителям царства «Лисляндия» справиться с житейскими проблемами, объясняя их с научной точки зрения.
Форма проведения занятия: сказка
Цель: подвести итог курсам по теме «Генетика»
Задачи:
Обучающие:
применить знания законов генетики при решении задач
Развивающие:
способствовать развитию познавательного интереса к предмету, к своему здоровью
учить делать выводы, обобщения, анализ
Воспитывающие:
вызвать положительные эмоции
Методы:
Словесные: сказка
Наглядные: демонстрация результатов решения задач
Практические: решение задач
Материалы к уроку: сценарий сказки, костюмы и реквизит, карточки с задачами
ТСО: магнитофон
Учитель выступает в роли координатора и помощника.
Ожидаемый результат занятия – желание у учеников 8 классов - пройти элективный курс.
Ожидаемый результат курса - правильное решение задач обучающимися.

Сценарий к защите элективных курсов по генетике

Действующие лица:
Ведущие - сваха и повитуха, царь, царица, три принцессы, три принца, пастухи
Сваха и повитуха:
Сегодня мы вам вместе
Здесь кое-что покажем.
Возможно, это сказка,
А может быть, и быль.
Хотите, не хотите ли,
Но мы вам всё расскажем.
А вы решайте сами,
Что правда, а что пыль!!!
(пустить пыль в глаза)
Музыкальная заставка из «Пластилиновой вороны».
Сваха:
В некотором царстве, в некотором государстве «ЛИСЛЯНДИЯ» жили-были царь с царицей, и было у них три дочери, три девицы красоты неписаной. Но судьба ожидала их незавидная, ох незавидная. Две дочки вышли замуж по любви, третья ещё только собралась. Но вот тут-то и начались их злоключения
Сцена первая, дубль первый
Повитуха: (царевна Елена стоит с ребёнком на руках, царь на троне, схватившись за голову)
Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь.
Не ребёнка, не лягушку,
А неведому зверушку.
Волос чёрен, тёмен глаз
Будто кто-то сглазил вас.
В общем, смотрит из пелёнок
Натуральный негритёнок.
Ах, какое в царстве горе!
Будет казнь, наверно, вскоре
За неверность, за измену
Царь казнит свою Елену.
Царевна Елена:
Если есть средь вас герой,
Объясните, что со мной?
Сцена вторая, дубль первый
Сваха: (Принц в раздумьях, Анна ломает руки).
Тут беда стряслась другая:
Дочка царская вторая
Замуж, было, собралась,
Да случилась тут напасть.
Умер дядюшка у Анны.
Смерть казалась очень странной
Объяснили лекаря –
ге-ге-мо-мо-фи-ли-я
Видно, царская болезнь,
Здесь простому не пролезть.
Так о чём же это я,
Ох, беда у нас, друзья.
Принц возьмёт ли нашу Анну?
Муж-женою они станут?
Он единственный сынок,
Ему деток нужно в срок
Наша Анна обещает,
Что исправно нарожает,
Но царевич в думу впал,
Торопиться не желал.
Принц:
Так поженимся, иль нет?
Дайте нам скорей совет!

Сцена третья, дубль первый
Царица:
Ой, бяда, бяда, бяда
Вся завяла лебяда.
Муж грозит жене разводом
Пропадет Наталия.
Муженек её удумал
(Видно, очень долго думал!)
Кровь проверить у младенца -
Разболелось моё сердце!
Уж ему все толковали:
«На тебя похож наш барин –
Глазки, носик, цвет волос» Он кричит:
Принц, муж Наталии:
«Один вопрос
Разве так, друзья, бывает
Кровь у нас не совпадает?»
Сваха:
А тем временем на фермах Лисляндии
Сцена четвёртая, дубль первый
Царь:
«Беда не ходит по одной,» -
Сказал один мудрец
Они пришли к нам всей толпой,
Чтоб раздавить вконец.
Овечки серые у нас
Вдруг стали умирать
Доходов от каракуля
Нам больше не видать!
Каракуль серый нам давал
И славу и богатство.
Скажите, что же делать нам?
Как от беды спасаться?
Один мудрец нам дал совет
«Овечек вы скрестите».
И дайте нам скорей ответ
«Как сделать побыстрее!»
Сцена пятая, дубль первый
Все в лисьих мехах.
Царица:
Ферма есть у нас большая,
Там разводят рыжих лис.
Но стряслась беда такая –
Кто-то выпустил всех их.
(Разбросать рыжих лис – игрушки)
Знаю, хочется злодею
Всех их вывезть за кордон.
За границей осмелеет –
Скрещивать начнёт их он.
Нужен этому злодею
Лисий мех под серебро.
Как же он, друзья, сумеет
Рыжий сделать серебром?
Фермеры:
Чудо бык у нас есть в царстве.
Черный, крепкий, племенной.
Бык сей – гордость государства,
А расклад у нас такой.
Если он скрестился с тёлкой
Черной масти, что и бык
Сын их тоже будет черным
Но и красным может быть.
Это чудо, прямо чудо!
Это чудо из чудес!!!
В гости ждать учёных буду,
Понаедут с разных мест.
Пусть расскажут, надоумят,
Чудо это иль напасть?
Просветят, какая всё же
У детей должна быть масть?

Музыкальная заставка «Всё будет хорошо!»

Повитуха:
И тут пришли генетики
Из МБОУ СОШ 1
Решили все задачи,
Развеяли секрет!
Учащиеся 8-х классов объясняют ситуации, решая задачи – см.ПРИЛОЖЕНИЕ
Музыкальная заставка «Всё будет хорошо!»











Учитель биологии:
Тут и сказочке конец! А кто понял, молодец!
Всё будет хорошо в царстве «Лисляндия»!
Овцы больше не умирают, их умело скрещивают!
Бык даёт потомство разной масти, и это все воспринимают как само собой разумеющееся!
Соседнее государство «Страусляндия» процветает на производстве серебристого лисьего меха, но и это хорошо, так как принц Анны, оказался из этого царства, и доходы их объединились
Честь Наталии защищена, мир и согласие в царской семье!
У Елены, тоже, совет да любовь. Почему? Узнаете!
А Анна готовиться к свадьбе, богатой свадьбе! И у неё всё хорошо! Я это знаю!

А вы узнаете на генетике, теперь уже в 9 классе!
До встречи!
Ученики 8-х классов:
Генетика – наука
Класса самых важных,
Так как требует она опытов отважных.
Как скрестить?
Кого и с кем?
Знаем мы и сами,
Но учиться этому
Будем вместе с Вами!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Интерес к учебе есть только там,
где есть вдохновение,
рождающееся от успеха.
(ВА.Сухомлинский)
В результате совместной работы над постановкой, сотворчества и содружества между учителем и учениками ситуация успеха обычно обеспечена. Сказка сопровождается высоким положительным эмоциональным фоном, а значит поддерживается и интеллектуальный фон занятия и развивается познавательный интерес, и работает главный принцип всей моей педагогической деятельности:
Учёба успех вдохновение

интерес















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Беляев Д.К.«Общая биология», учебник для 10-11 кл., М: «Просвещение», 2009 год
2.Ватти К.В. «Руководство к практическим занятиям по генетике». М: «Просвещение»,1979 год.
3.Дубравина Н.В. «Сборник задач по генетике», Иваново, 2003 год.
4.Крестьянинов В.Ю. «Сборник задач по генетике с решениями», Саратов «Лицей», 1998 год.
5.Курючкин В.А. «Генетика», Иваново, ИвГУ, 1999 год.
6.Лобанов А.М. «Сборник задач и упражнений по генетике», г. Иваново,2002 год.
8.Муртазин Г.М. «Задачи и упражнения по общей биологии», М: «Просвещение», 1972 г.
9.Полянский Ю.И. «Общая биология», учебник для 10-11 кл., М: «Просвещение»,1986 год.





















ПРИЛОЖЕНИЕ
Задачи
1.Мужчина с 4 группой крови возбудил уголовное дело. У него родился сын с 2 группой крови, жена имеет 1 группу крови. Он считает, что ребёнка подменили, т.к. он не имеет 1 или 4 группы крови, как у родителей. Каковы будут результаты экспертизы?

2.Серебристый мех лис ценится дороже рыжего.
На ферме кто-то открыл клетки, лисы разбежались. Как распределить по клеткам рыжих лис чистопородных и нечистопородных?
Через границу «Лисляндии» вывоз серебристых лис запрещен. Как поступит хитрый контрабандист?

3.Серый каракулевый мех (ширази) красивее и ценится дороже, чем черный каракуль.
Каких овец по окраске экономически выгоднее скрещивать, чтобы получить как можно больше серых и черных ягнят, если известно, что гомозиготные особи (АА) умирают из-за недоразвития желудка.

4.Какой на ферме бык-производитель Мишка – чистопородный или нет?
Известно, что при скрещивании его с красной коровой Зорькой, теленок был черный, при скрещивании с черной Смолкой, теленок – черный, а при скрещивании с черной Ночкой, теленок – красный. Укажите генотипы всех животных. Доминирует черная окраска.

Ответы:
1. Мужчина не прав, дети группу крови в данной семье унаследовать не могут. Наследуются гены, а группы крови будут 2 или 3.
2.Контрабандист должен вывезти гетерозиготных рыжих лис (Аа).
3.Лучше скрещивать овец серых Аа и черных аа.
4.Бык нечистопородный (Аа).














13 PAGE \* MERGEFORMAT 141315