Классный час по теме Конституционные права граждан. Правила поведения уч-ся в школе.

Тема классного часа: «Конституционные права граждан.
Правила поведения учащихся в школе».

Цель: Сформировать обязанность не нарушать конституционные права граждан
и приобщить учащихся класса к законотворческой деятельности.

Задачи:
- закрепить знание конституционных прав граждан;
- призвать учащихся не нарушать конституционные права граждан;
- ознакомить с ответственностью за нарушение конституционных прав;
- приобщить учащихся к законотворческой деятельности.

Учащимся класса даётся предварительное задание:
повторить по Конституции РФ конституционные права граждан;

Оборудование и наглядность:
магнитная доска и материал для неё;
Компьютер, проектор, слайды.
Российская Конституция 1993г. – 5 экз.;
Уголовный кодекс РФ – 1 экз.
Жетоны достоинством в 1 и 2 балла (зелёные и красные соответственно).
Листы А-4 для написания правил поведения в школе – 4шт.

I. Вводная – блиц-турнир – 5мин. - индивидуальный подход;
(включение в работу всех учащихся класса – ответившие правильно и дополнившие получают жетоны).
На этом этапе учащиеся применяют собственные знания по курсу право, могут пользоваться конституцией).

Вопросы: Предполагаемые ответы:

1. Что такое Конституция? главный закон, где
определяется
устройство страны,
права и обязанности граждан.

2. Зачем нужны законы? Чтобы был порядок.

3. В каком году была принята Конституция РФ? 1993;

4. Что напечатано на первой странице Конституции? Гимн России.

4. Когда у человека появляются права? При рождении.

5. Назовите самые первые права человека: на жизнь, гражданство,
медицинское обслуживание,
равенство, свободы, отдых,
социальное обеспечение.

5. Как обеспечиваются права маленького ребёнка? Через представителей:
родителей, органов опеки и
попечительства.

6. Когда ребёнок подрастает, какие ещё права
у него появляются? Право учиться,
а также на защиту, свободу
мысли и высказывания,
получение информации

7. А когда закончите школу, какое право добавится ? выбрать профессию.


8. С какого возраста гражданин обладает всеми
конституционными правами с 18 лет

9. В какой главе Конституции РФ они закреплены? 2 глава
10. Какие вы знаете права граждан РФ?

5. На какие виды можно разделить конституционные права? Политические права,
Культурные права.
Гражданские права
Социально - экономические.

II. Работа в группах (5 мин.)– оценивается правильность ответа, умение работать в группах
(сотрудничество)
Класс делится на 4 группы; раздаётся каждой группе одинаковый перечень конституционных прав)
Задание группам: Из предложенного перечня конституционных прав выбрать
1 гр. - Политические;
2гр. - Культурные;
3гр. - Гражданские;
4 гр. – Социально- экономические;
Представители групп выходят и помещают на магнитную доску к конкретному указанному виду выбранные ими права. Проверяем, анализируем. Делает выводы. Оцениваем.

III. Аналитическое задание: 7 мин. (работают индивидуально, приносят очки себе и
группе)
Действие Конституция в сказках и литературных произведениях:

1. Определите о какой сказке идёт речь?
За каждый правильный ответ – 1 балл.

В какой сказке про животных и кто воспользовался правом на свободное передвижение?
(Лягушка-путешественница, Старик Хоттабыч, Элли из Изумрудного города).

Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай?
(Дед, «Репка»);

Кто пользуется правом свободного передвижения на нетрадиционном летательном аппарате* (Баба Яга).

2. Приведите свои примеры из современной литературы средних и старших классов.
За каждый правильный пример – 2 балла.


IV. Задание на осмысление и анализ
1. Проанализируем высказывание
«Прежде чем что-то требовать от государства, подумай, что ты ему дал».
Работа в группах (3 мин.). Выступают представители от групп (2 мин.).

2. В повседневной жизни мы встречаем поговорки и пословицы (3мин.)
« Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
« Под лежачий камень вода не течет»
« Что посеешь, то и пожнешь»
« Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться»
« Как аукнется, так и
·откликнется»
« Любишь кататься, люби и саночки катать»

О чём эти поговорки и пословицы? о единстве прав и обязанностей.
Т.е. нужно знать и помнить, что права крепко связаны с обязанностями.

V. Интеллектуальный отдых (Смена информации и деятельности учащихся) (5мин.).

Наряду с правом выбора профессии появиться обязанность: профессия не должна быть противозаконной.

На экране появляются обязанности.
Гражданин РФ обязан:
- строго соблюдать Конституцию РФ и законы (15);
- не допускать нарушения прав и свобод других лиц при
осуществлении своих прав и свобод (17);
- не допускать пропаганды возбуждающей социальную, расовую,
национальную, религиозную вражду; заботиться о своих детях, их воспитании (38);
- по достижении 18 лет заботиться о своих нетрудоспособных родителях (38);
- получить основное общее образование (43);
- заботиться о сохранении исторического и культурного наследия,
беречь памятники истории (44);
- платить законно установленные налоги и сборы (57);
- охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к
природным богатствам (58);
- защищать Отечество и нести военную службу (59).

Комментируем. Обсуждаем.

Знакомство с рядом статей из уголовного кодекса РФ о привлечении к ответственности за нарушение и несоблюдение конституционных прав, в том числе за уклонение от военной службы – 3мин.

VI. Законотворческая работа учащихся класса в группах -13 мин.
Зная права и не нарушая их, составьте правила поведения в школе.
Анализ и оценка этой работы проходит на следующем классном часе, и составляются единые правила поведения в школе.

Одновременно с представителями (по одному от каждой команды) подводим итоги 4-х этапов.
Заполняем таблицу:

Заключение: Информируем об итогах. Награждаем одну лучшую группу и победителя.
































ПРИТЧА « ГВОЗДЬ ВОСПИТАНИЯ»
Единственный сын отбился от рук. Испытав все способы влияния, отец придумал, наконец, вот, что: вкопал столб против дома, и после каждого проступка сына вбивал гвоздь. Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места - весь он был утыкан гвоздями.
Эта картина поразила воображение подростка. Тогда за каждый хороший поступок отец вытаскивал по гвоздю. И вот на столбе не осталось гвоздей, но на сына это произвело еще большее впечатление: он горько заплакал.
- Что же ты плачешь?- спросил отец - Ведь на столбе не осталось и гвоздя.
- Гвоздей нет, а дырки остались

БЕСЕДА-
1. Что символизирует гвоздь в столбе?
2. Почему подросток заплакал?

Вывод?????


Из сказок.
Подумайте кто, чьё и какое право нарушил?
В сказке «Лиса и Заяц».
(право зайчика на неприкосновенность жилища)
«Приключение Буратино»
( Карабас Барабас право на свободу, труд за вознаграждение и держал героев в рабстве);
В сказке «Снежная королева (право на свободу Кая).
Приведите свои примеры из литературы.



Права и обязанности до и после достижения ими 14-летнего возраста и ответственность за те или иные действия.
С 14 лет могут самостоятельно, без согласия законных представителей, распоряжаться своими заработками и иными доходами, вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, совершать мелкие бытовые и иные сделки.
Понятия «Правоспособность»,
«Дееспособность»,
«Эмансипация» - объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору (контракту), или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.
Заключение трудового договора допускается с 16-ти лет. С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения.
Уголовная ответственность наступает с 16 лет, однако, но за ряд преступлений (убийство, умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, изнасилование, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон), террористический акт, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, вандализм и др.) подлежат уголовной ответственности лица, достигшие ко времени совершения преступления 14-ти летнего возраста


1. Я - ученик. Право на образование. Государственная политика в области образования; основные принципы: гуманистический характер образования, общедоступность образования, светский характер образования. Виды и формы получения образования. Виды образовательных учреждений. Закон “Об образовании”.

2. Я и моя семья. Защита детей обществом и государством. Основные права ребенка. Взаимные обязанности родителей и детей друг перед другом. Опека и попечительство. Роль мужчины и женщины в семье. Гражданский и церковный браки. Семейный Кодекс РФ.

3. Право на труд – мое право. Право на труд. Проблема безработицы. Работник и работодатель. Проблема трудоустройства. Трудовое законодательство

4. Мой дом – моя крепость. Жилищные права граждан. Виды сделок с жильем. Ипотечное кредитование. Несовершеннолетние как собственники жилья. Защита прав несовершеннолетних при совершении сделок с жильем. Жилищный Кодекс РФ.

5. Права потребителя. Основные источники информации для потребителя. Информация производителя. Реклама как источник информации. Влияние рекламы на потребности. Можно ли доверять рекламе? Закон РФ “О защите прав потребителя”. Право на качественный товар или услугу – основное право потребителя. Право на безопасность товаров и услуг. Порядок обмена товара. Право на компенсацию морального вреда. Судебная защита прав потребителя.

6. Молодежь и правонарушения. Преступление и подросток. Вовлечение детей в преступную деятельность. Возраст уголовной ответственности. Правонарушения несовершеннолетних. Виды юридической ответственности. Уголовный кодекс РФ.


7. Мои обязанности. Обязанности гражданина. Причины определения обязанностей гражданина. Обязанность гражданина соблюдать закон. Другие обязанности граждан: уплата налогов и сборов, охрана природы, защита Отечества.

8. Права человека в мировом сообществе. Общепризнанные принципы и нормы современного международного права. ООН на защите прав человека. Права ребенка – международная Конвенция о правах ребенка.

























































15