Конспект урока по обществознанию На тему Права и обязанности граждан


2 Права и обязанности граждан
Цель урока: Формирование первичного представления о правах и обязанностях человека и их классификации, важности соблюдения законов, отрицательного отношения к противоправным поступкам; побуждение детей к защите своих прав, уважению другого человека.
Задачи урока
1. Пополнить и расширить знания учащихся о правах и обязанностях граждан;
2. Развивать умения анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, уметь их отстаивать, работать по тексту учебника, излагать "сквозные" вопросы темы урока
3. Способствовать воспитанию у учащихся высокого уровня правовой культуры
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
I Организационный момент
II Актуализация знаний: кроссворд Слайд 1
1. Совокупность действий, установленных обычаями и ритуалами. 2.Внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. 3. Последовательность действий. 4. Закон, или постановление, основание для действий в данных случаях, при известных обстоятельствах. 5. Особые действия, совершаемые специальными людьми в строгой последовательности. 6. Возможность делать что-либо, поступать так, чтобы обеспечить необходимые условия своей жизнедеятельности. 7. Правила или образцы действий, одобряемые обществом.19 8. Меры воздействия, наказания, применяемые к нарушителям установленных норм. 9. Система правил поведения, принятая в особых социальных кругах.
Ответы к кроссворду 1. Обряд 2. Манеры 3. Привычка 4.Правило 5 Ритуал 6. Право 7. Обычаи 8. Санкции 9. Этикет
I Мотивационно-целевой этап.
Выделенное слово в кроссворде – декларация. Что это? Ответы учеников
Слайд 2, ребята смотрят на картинку читают четверостишие и определяют о чем пойдет речь на уроке (о правах).
Учитель: только права существуют у людей? они могут делать все что хотят? (у людей еще существуют обязанности. Записывают тему урока: Права и обязанности граждан.
III Введение в материал:
Мы к будущему готовимся.
И сердце стучит: пора!
И взрослыми мы становимся
Сегодня, завтра, вчера!
Мы видим себя входящими
В грядущие времена.
Как клятву произносящими
"Я твой гражданин, страна!"
Вопрос к классу: чем гражданин отличается от обычного человека. (у гражданина есть такие права и обязанности которых нет у человека).
IV Изучение нового материала
Мы уже знаем что в основе жизни человека лежит удовлетворение определенных потребностей. Потребности у людей бывают разные. Но каждому человеку необходимы пища, воздух, жилище, тепло, уважение и забота. То есть у людей существуют общие потребности. То есть каждый человек нуждается в определенных условиях, необходимых для протекания его жизнидеятельности. А для этого человек должен быть наделен определенными правами, то есть у человека должна быть возможность делать что-либо для того чтобы поддерживать условия своего существования.
Что же такое права?
Слайд 6 Права – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.
Каждый человек появившись на свет, уже обладает правами, равными правам другого человека.
Слайд 7 Права человека
1) гражданские это исходные права, без признания которых нет смысла говорить о правах человека (право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, честь и достоинство)
2) Политические права (право на возможность участия граждан в политической жизни страны)
3) Экономические (право на труд, быть собственником, наследовать имущество)
4) Социальные (право на образование, на жилище, на медицинское обслуживание)
5) Культурные (право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям)
Слайд 8 Признаки прав человека:
1) всеобщий характер ( независимо от пола, расы, вероисповедания, политических взглдов, социального происхождения каждый имеет одинаковые права)
2)неотчуждаемыый характер (принадлежать всем гражданам, их ненужно, покупать, зарабатывать)
3) неделимый характер (каждый человек обладает всей совокупностью прав. Нельзя пользоваться одними правами и быть лишенным других прав).
Давайте вспомним стихотворение о царе солтане (ПУШКИН)
Вспомним сказку А.С. Пушкина «О царе Салтане»:
Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха пишут письмо царю:
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, ни лягушку,
А неведому зверюшку».
Царь читает. Ой, что же это? дает гонцу ответ: «Ждать царева возвращенья для законного решенья»
Повариха и ткачиха, подменив грамоту, решили извести царицу и сына-наследника.
«Царь велит своим боярам,
Времени, не тратя даром,
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод»
Какие права нарушены?(, здесь нарушено неотъемлемое право человека на жизнь, кроме того тайна переписки, что недопустимо, никто и никогда не может отнять жизнь у другого человека.)
Слайд 9-11 В нашей стране права и обязанности граждан закреплены в основном законе – Конституции РФ, которая была принята 12 декабря 1993 года всенародным голосованием – это красный день календаря. Основные права человека и гражданина закреплены во Всеобщей декларации прав человека 1948 года.
2 Кто и как обеспечивает наши права?
Слайд 12 Государство, не только признаёт права и свободы человека на словах, но и обязуется:
соблюдать их на своей территории;
принимать законы, гарантирующие каждому его права; (Федеральный закон. "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации")
обеспечить в случае их нарушения возможность судебной защиты,
право обращаться в соответствии с межгосударственными договорами в международные органы по защите прав и свобод человека,
право прибегать к помощи уполномоченного по правам человека. (слайд заканчивается)
Рассмотрим гарантии права на образование
Допустим, Ваша семья переезжает в другой район, город или область. Вы продолжаете своё обучение в новой школе по тем же предметам, которые изучали раньше, потому что государством определены предметы, обязательные для изучения во всех школах.
Согласно Конституции Российской Федерации Вы имеете право получить бесплатно основное общее и среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Основное общее образование обязательно. Родители обязаны обеспечить детям получение основного общего образования. После окончания школы на конкурсной основе (успешно сдав вступительные экзамены) вы можете получить бесплатно первое высшее профессиональное образование в государственном образовательном учреждении.
3 Где проходит граница твоих прав.
Граница твоих прав проходит там, где нарушаются права другого человека, т.е. твои права = правам другого. Нужно уважать права другого человека, и тогда твои права тоже будут уважать, для этого нужно обладать умением внимательно слушать и всегда сохранять человеческое достоинство. Слайд 13
Пользуясь своими правами мы не должны нарушать права других, (громко слушать музыку). Каждый человек имеет право на свободу мысли и слова.Но это не значит что мы вправе говорить заведомую ложь или распространять сведения, унижающие честь и достоинство другого человека.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ Слайд:
Что здесь лишнее и почему?
- Право на жизнь, на свободную, на труд, на личную неприкосновенность, на честь и достоинство
.- Право на отдых, на образование, на здравоохранение, на участие в культурной жизни, на жилище.
Урок 2. 4 Нет прав без обязанностей. Практически все люди знают свои права лучше чем обязанности, часто люди вообще забывают о своих обязанностях. например каждый имеет право на пользования учреждениями культуры (ходить в музеи, театр или посещать библиотеку. Но также в наши обязанности входит сохранение исторического и культурного наследия. Все ли мы соблюдаем эти обязанности. Для этого нужно вспомнить никто ли не рисовал в книгах, повреждал музейные экспонаты, делал определенные пометки на памятниках?)
Слайд 15 Граждане Российской Федерации обязаны
соблюдать конституцию и другие законы РФ
Забота о детях, их воспитание –обязанность родителей
платить законно установленные налоги и сборы
защищать Отечество
беречь памятники истории и культуры
Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях
бережно относиться к природным богатствам (этими словами слайд заканчивается)
Вы должны не только знать свои права, но и уметь ими пользоваться. Это поможет в решении конкретных жизненных ситуаций.
А знаете ли вы, что уже сейчас имеете право?:
Слайд16-17 международные документы о правах ребенка
Слайд 18 До 14 лет ты уже имеешь право
давать согласие на изменение своего имени и фамилии;
выражать своё мнение, с кем из родителей (в случае расторжения их брака) вы хотели бы проживать, а также при решении в семье любого вопроса, затрагивающего ваши интересы;
быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства? (слайд заканчивается)
Слайд 19 Когда вам исполнится 14 лет, вы приобретёте новые возможность
выбирать своё место жительства (с согласия родителей);
совершать любые сделки и самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;
вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
поступать на работу (на лёгкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей;
обучаться вождению мотоцикла и управлять велосипедом при движении по дороге.(слайд заканчивается)
В то же время 14-летний подросток подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.) и имущественной ответственности по заключённым сделкам, а также за причинение имущественного вреда.
Закрепление: Слайд 21 соотнесите
2. Выберите право, которое нарушила ведьма в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
- право на жизнь;
- право на получение образования;
- право на владение имуществом.
3. 1)Выберите право, нарушение которого изображено на рисунке: Слайд 22
- право на жизнь;
- право на неприкосновенность жилища;
- право на справедливый суд;
- право на труд.
4 К какой сказке относится вторая иллюстрация?
1.Выберите право, которым воспользовалась лягушка:
- право на свободное передвижение;
- право на неприкосновенность жилища;
- право на образование;
- право на труд.
Домашнее задание: слайд 23