Открытый урок по обществознанию « Права и свободы граждан РФ: право на образование »


Открытый урок по обществознанию
« Права и свободы граждан РФ: право на образование »
Автор –учитель истории Софин О.В.
Целевая аудитория: учащиеся 9 класса
Продолжительность занятия: 1 урок.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы и методы: активные методы обучения (ситуативный метод,ролевая игра, работа в группах, решение практических задач).
Цели:- Подвести учащихся к пониманию ценности образования, государственных гарантий на доступность и бесплатность образования, взаимосвязи права на образование и обязанности получить общее среднее образование;
-Развивать умения: организовать своих знаний и упорядочить их, создавать свои собственные приёмы обучения, принимать самостоятельные решения и выдвигать собственные идеи; отстаивать свои права. - Воспитывать: способность брать на себя ответственность; толерантность в восприятии качеств и черт характера окружающих.
Основные понятия:
Право, обязанность, право на образование, права ребёнка. Доступность образования, бесплатность образования.
Ожидаемые результаты после занятия:
-формирование компетентностного подхода к своим правам (право на образование);
-возможность получения и применения на практике полученные знания и умения.
Материалы и оборудование: : кейс с вопросами – 25 штук; листы, пронумерованные с характеристиками;
Литература:
Конституция Российской Федерации; · Закон РФ "Об образовании”; · Конвенция о правах ребёнка.
Ход занятия
1.Организационные моменты.
Учитель знакомит с ходом работы на уроке.
Группа определяет своего лидера, который возьмёт на себя руководство группой.
2. Экспресс-опрос
"Права и обязанности”. Учащиеся по заданию учителя в течение 1 минуты заполняют лист, разделённый на 2 части: права – обязанности.
Затем озвучивают ответы по группам, дополняя ответы товарищей, не повторяясь. Счётная группа подсчитывает количество ответов каждой группы и вносит их количество в игровое табло.
3. Цели урока.
Учитель обращает внимание учащихся на название темы урока (записана на доске). Какова актуальность заявленной темы?
Актуален ли этот вопрос для выпускников средней школы?
4. Фронтальная беседа.
Учитель: Что вам известно о праве на образование?
Где, от кого вы узнали о своём праве на образование?
Где зафиксировано это право? Кем?
5.Динамическая пауза
Проведение физкультминутки под руководством одного из учащихся.

6. Ролевая игра "Приём в школу”.
Учитель: вы являетесь учителями школы и на педагогическом совете должны решить вопрос: "Кого принять в 6 класс с углублённым изучением английского языка? Всего поступило 6 заявлений. Принять можно только одного ребёнка”. В итоге обсуждения ситуации учащиеся должны сделать вывод, опираясь на статью федерального закона "Об образовании”. 1. Девочка, проживает в другом районе города. Рядом со школой живёт её бабушка. Девочка имеет хорошие оценки по предметам естественнонаучного цикла. 2. Мальчик. Живёт возле школы. Все друзья во дворе учатся в этом классе, и он решил перейти в эту же школу. 3. Девочка. Прибыла из другого города. Родители дипломаты. Отлично владеет разговорным английским. Через 3 месяца переедет в другую страну.
7. Домашнее задание.
Учитель: исходя из опыта работы на нашем уроке, определите своё домашнее задание? (Создать кейс).
8. Итоги урока.
Стратегия “Вопросительные слова”.
Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.
Пример.
Вопросительные слова Основные понятия темы
Как?
Что?
Где?
Почему?
Откуда?
Какой?
Зачем?
Каким образом?
Какая взаимосвязь?
Из чего состоит?
Каково назначение? Право
Обязанность
Право на образование
Права ребёнка
Доступность образования
Бесплатность образования.