Методическое пособие для воспитателей, педагогов-психологов специализированных образовательных учреждений Адаптационные занятия и игры на общение

ГУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Старицкого района







Методическое пособие
(для воспитателей, педагогов-психологов социальных учреждений)



Старица 2011 год
Составитель пособия: педагог-психолог ГУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Старицкого района Кубрак Н. М.

Данное методическое пособие разработано для воспитателей, педагогов-психологов социальных учреждений. В пособии предлагаются конкретные рекомендации и приёмы, которые помогают социально-психологическому восстановлению детей в период адаптации и которыми педагог-психолог может помочь овладеть другим специалистам. Здесь представлены игры и упражнения, необходимые в повседневном общении с детьми и способствующими социальной адаптации и личностному росту.





СОДЕРЖАНИЕ:

Введение3
Возрастные особенности детей, оставшихся без попечения родителей, в период адаптации4-5
Психолого-педагогические приёмы, которые помогают социально-психологическому восстановлению детей в период адаптации.6-7
Рекомендации воспитателям..8
Адаптационные игры и упражнения для детей дошкольного и младшего школьного возраста.9-11
Адаптационные игры и упражнения для детей средней и старшей группы ..12-16
Адаптационные игры для снятия эмоционального и мышечного напряжения (дошкольный возраст) .17-19
Адаптационная игра "Планета " (средняя и старшая группа)..20-28
Литература29










Введение
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют ряд личностных особенностей, затрудняющих адаптацию в социуме. У них акцентируются такие личностные черты, как повышенная тревожность, эмоциональная неустойчивость, агрессивность, негативизм. Эти черты, вступая в противоречие с природной индивидуальностью ребёнка, провоцируют возникновение и обострение внутриличностных конфликтов, проявляющихся в поведенческих отклонениях и различных формах дезадаптации, которые сопровождаются неспособностью принятия жизненно важных решений, планирования деятельности, прогнозирования будущего.
Адаптация у разных детей происходит по-разному. Здесь многое зависит и от возраста ребенка и от его характера. Большую роль играет опыт прошлой жизни. Кто-то в новой обстановке находится в приподнятом, возбужденном состоянии, кто-то пугается, не отходит от воспитателя. Как же сделать так, что бы перешагнув порог нового дома, ребенок захотел в нем остаться?
У детей и подростков в состоянии стресса так же часто затруднено понимание того, что с ними происходит. На вопросы: «Почему это случилось со мной? Почему родители бросили меня?» - не всегда можно найти ответ. Попытки ответить на вопросы честно и объективно, признание, что, не все вопросы имеют ответы, может помочь ребёнку принять ситуацию. Дети и подростки, оказавшиеся в государственном учреждении, имеют право знать о планах администрации по поводу их дальнейшего устройства. Конечно же, не всегда планы выполняются, как это было задумано, но вовлечение детей в планирование их собственного будущего является жизненно необходимым. Задача взрослых в таких условиях – приложить максимум усилий, чтобы помочь ребёнку обрести ощущение безопасности, веру в себя и окружающих, развить самостоятельность и независимость.
Для социализации детей, их социальной адаптации необходима постоянная работа педагогов, воспитателей, социальных работников, психологов и всего коллектива учреждения, направленная на развитие и обучение детей.
Возрастные особенности детей, оставшихся без попечения родителей, в период адаптации
Методы и формы работы специалистов и воспитателя во время адаптации могут быть различными, но необходимо учитывать, что каждая группа индивидуальна, каждый воспитанник имеет свои особенности характера.
Адаптация дошкольников
Большую роль в адаптации имеет возраст ребенка. Ребенок до 5-ти лет воспринимает государственное учреждение, как родной дом, старается выстроить детско-родительские отношения. С первого дня начинает звать взрослого «мама», испытывает острую потребность в эмоциональной близости, ласке. В возрасте от 5-ти до 7-ми лет дети помнят свою семью, но легко принимают замещающую и также стремятся к детско-родительским отношениям, желают остаться в семье навсегда.
Младшие школьники
Возраст от 6-ти до 11-ти лет – это возраст активного накапливания новой информации, детей интересует множество деталей из жизни биологической семьи. Дети могут чувствовать себя брошенными или отвергнутыми, из-за отсутствия общения с настоящими родственниками. Многие дети испытывают боль, злобу или грусть. У детей также может возникнуть чувство незащищенности, недоверия к взрослым, потому что они не в состоянии понять, почему нельзя жить со своими биологическими родителями. Однако эти признаки могут быть не ярко выраженными. В младшем школьном возрасте у детей развивается привычка думать, не высказывая свои мысли. Взрослые могут даже не догадываться о противоречивых чувствах, которые время от времени испытывают воспитанники.
Подростки
В подростковый период ребенок остро переживает потерю своей биологической семьи, наблюдаются осложнения между взрослыми и подростком, теряются искренность доверительность отношений. Подросток начинает проявлять интерес к собственному «Я», пробует подтвердить свое взросление: покуривает, пробует алкоголь, употребляет бранные слова, грубит, проявляет интерес к противоположному полу. Самая главная и трудная задача для подростка сформировать свою собственную идентичность, сделать это не так просто, как кажется на первый взгляд. Подростки должны определить свои жизненные ценности, верование, половую идентификацию, выбрать карьеру и правильно определить свой внутренний потенциал.
При формировании идентичности большинство подростков примеряют на себя множество различных судеб. Они пробуют, оценивают, и затем отказываются от десятка ролевых моделей. Они критически изучают свои семьи – некоторых родственников идеализируют, других не принимают во внимание. Иногда подростки обладают огромным самомнением, иногда не чувствуют опоры под ногами и им кажется, что они никчемные люди. Причем сегодня они думают так, а завтра их мнение может перемениться на 180 градусов. Они ищут способ продемонстрировать свою независимость и часто принимают ценности и поведение своих сверстников. Они более уязвимы, так как однажды уже пережили потерю своих родителей.
Напряжение может возникнуть из-за сверх контроля со стороны воспитателя. Это может мотивироваться тем, что дети предрасположены к асоциальному поведению, особенно если биологические родители употребляли наркотики, страдали алкоголизмом. Воспитателю и подростку необходимо заранее обсудить такие важные сферы как школа, помощь по дому, выбор друзей, способы провождения свободного времени, время прихода домой. Необходимо прийти к соглашению по каждому вопросу. Безусловно, право голоса имеют обе стороны. Воспитатель должен помнить, что сложности, возникающие у ребенка в период адаптации, не всегда являются отражением отношений в группе. Это могут быть трудности, связанные с формированием идентичности, проблемами общения со сверстниками, желанием скрыть правду о себе и о своей семье, чувство отверженности и самоизоляции, неприятие семьи и семейных традиций как следствие прежнего, отрицательного опыта.
Свое положительное влияние должен сыграть факт добровольного пребывания подростка в государственном учреждении, в отличие от того, когда несовершеннолетний оказался по причинам от него не зависящим. Возможность свободного выбора формы реабилитационного процесса, позволяет подростку самому принять важное решение и стимулирует эффективность адаптации.
Психолого-педагогические приёмы, которые помогают социально-психологическому восстановлению детей в период адаптации
Особую значимость в условиях социальных учреждений имеет характер взаимодействия сотрудников с детьми, овладение ими специальными психолого-педагогическими приёмами, необходимыми в повседневном общении с ними и способствующими социальной адаптации и личностному развитию ребёнка. В практике воспитательной работы давно известна значимость единого подхода к ребёнку всех, кто с ним взаимодействует. Для условий центра это особенно важно, так как облегчает адаптацию ребёнка в новых социальных условиях, исключает раздражители, исходящие от противоречивых форм взаимодействия с разными людьми, обеспечивает ребёнку возможность снять эмоциональное напряжение, уменьшить тревожность.
Существуют психолого-педагогические приёмы, которые помогают социально-психологическому восстановлению детей в период адаптации. Далее приводятся некоторые из этих приёмов.
Уделяйте постоянное, регулярное, целенаправленное внимание каждому ребёнку. Общаясь с ним, старайтесь находиться на его уровне, чтобы ему не приходилось смотреть на вас снизу вверх. Взрослые не всегда понимают, что разговаривая с ребёнком с «высоты своего положения», они вынуждают его постоянно чувствовать свою зависимость и неравенство. Поэтому, разговаривая с маленьким ребёнком, чаще приседайте перед ним, чтобы общение происходило «глаза в глаза».
Запомните, как зовут каждого ребёнка, и чаще используйте его имя в общении с ним. Это помогает воспитывать в нём чувство собственного достоинства: ведь имя выделяет его из общей среды, ребёнок начинает осознавать себя значимой личностью. Кроме того, обращение по имени – ещё одно свидетельство заботы взрослого о ребёнке: «Меня назвали по имени, на меня обратили внимание, меня выделили»
Покажите, что вы признаёте и уважаете личное физическое и эмоциональное пространство каждого ребёнка, его права и чувства. Дайте понять, что у вас есть собственное личное пространство, это поможет ребёнку определить границы своего. Взрослые часто позволяют себе, не считаясь с чувствами ребёнка, обнимать его, прижимать к себе, полагая, что это доставляет ему удовольствие. Далеко не каждому это нравится. Но ребёнок не всегда может сопротивляться взрослому и объяснить, почему не хочет такой близости. Неумелое выражение его недовольства зачастую приводит к конфликту с взрослыми. Особенно чувствительны дети, подвергшиеся физическому и сексуальному насилию. Их обязательно надо учить защищать личное пространство и в определённых случаях говорить взрослым «нет». И только, если почувствуете, что и вы и ребёнок готовы к физическому контакту, можно позволить себе обнять его, погладить, но и то в особых случаях эмоциональной близости с ним.
Старайтесь различать личность ребёнка и его поведение. Всегда помните, что нет плохих детей, а есть неприемлемое поведение. Общаясь с ребёнком надо оценивать не его личность, а его поступки. Фиксируйте внимание ребёнка на конкретных результатах его действий и поступков: «Мне понравилось, как ты аккуратно сегодня сложил одежду». Надо учитывать, что ребёнок не всегда может соотнести общую оценку со своим поведением, и ему бывает непонятно, чем недовольны взрослые, вследствие чего, у него может возникнуть ощущение, что его не любят. Поскольку наши дети имеют заниженную самооценку, очень важно в общении с ними фиксировать их малейшие достижения, успехи, хорошие слова и поступки. Как можно чаще выражайте одобрение желаемому поведению ребёнка. Ребёнок только тогда захочет и сможет измениться, когда он поверит в себя, в свои силы и возможности, в то, что взрослые любят и принимают его таким, какой он есть, со всем его прошлым, его сегодняшними проблемами и переживаниями.
В общении с ребёнком избегайте каких-либо сравнений его со сверстниками, так как дети, оставшиеся без попечения родителей, испытывая неуверенность в себе, чувство заброшенности и ненужности, очень ревниво и болезненно реагируют, если при них хвалят других, воспринимают похвалу другому как проявление нелюбви к нему самому. Лучше сравнивать поведение ребёнка вчера с его поведением сегодня, акцентируя внимание на положительных моментах: «Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера»
Если вы вербально и эмоционально отреагировали на положительные проявления ребёнка, а негативные проявления в его поведении всё же повторяются, то ваша реакция должна быть достаточно нейтральной и без эмоциональной. Исключите любые эмоции на своём лице, избегайте контакты глазами, оставайтесь молчаливыми. Надо помнить, что дети сознательно совершают плохие поступки с единственной целью – добиться внимания взрослых любой ценой. Поэтому в подобной ситуации дайте ребёнку почувствовать отсутствие вашего внимания, которым он так дорожит, и пусть он убедится, что наиболее эффективный способ заслужить ваше доверие – это вести себя хорошо.
Потребность поплакать – естественная потребность человека. Часто дети плачут, чтобы освободиться от гнева и от боли. Если ребёнок плачет, значит, не всё у него нормально. Попробуйте вместе с ним понять причину его состояния, помочь ему, а если это необходимо, дайте возможность выплакаться.
Не давайте обещаний, которых не можете выполнить. Каждый раз держите данное слово. Если вы по какой-то причине всё же не смогли сдержать обещание, то объяснитесь с ребёнком, чтобы показать ему, что взрослые тоже могут ошибаться.
Очень важно в общении использовать механизм «отражённого слушания». Он помогает истинные мотивы поведения ребенка, и понять его чувства, причём это важно как для взрослого, так и для самого ребёнка. Покажите, что вы действительно слышите его и подтвердите его чувства путём повторения того, что вы услышали. Используйте для этого различные способы словесного выражения, стараясь более точно передать мысль ребёнка. Например, если ребёнок сказал: «Я не буду играть с Сашей, он плохой», вы можете отреагировать: «Я вижу, ты сердишься на Сашу» Но при этом избегайте давать оценку словам и действиям ребёнка.
Очень важно, чтобы педагоги и сотрудники, работающие с детьми, использовали приведённые приёмы






Рекомендации воспитателям:
Для успешной адаптации ребёнка в социальном учреждении, важны первые минуты, то, как его принимают взрослые и дети. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, особенно нуждаются в безопасности, эмоциональной поддержке, понимании происходящего, сохранении чувства контроля. Из-за неблагоприятного опыта, разлуки с родителями и значимыми людьми, неопределённости будущего дети часто испытывают чувство страха и тревоги. Переживание горя и страх блокируют образование нового опыта, такая ситуация является угрожающей для личности ребёнка. Многие дети в кризисной ситуации теряют доверие к окружающим. Могут пройти годы, прежде, чем ребёнок снова станет доверять людям.
Детям, оставшимся без попечения родителей, в первую очередь необходимы эмоциональная поддержка, эмпатия, понимание и одобрение. В обстановке поддержки способность детей восстанавливать душевные и физические силы проявится быстрее, они смогут найти способы совладения с ситуацией.
Взаимоотношения воспитанников и работников социальных учреждений должны строиться на уважительном отношении друг к другу, признании прав детей на самостоятельность, свободу выбора в принятии решений.
В нашем учреждении ребёнок обычно находится до полугода. За это короткое время не всегда удаётся преодолеть все негативные последствия его противоестественной жизни. Но есть возможность хотя бы приобщить его к другим формам взаимоотношений между людьми: без угроз, оскорблений, физических расправ. Он должен понять, что можно жить в обществе, в котором нет насилия, где люди уважительно относятся друг к другу. Поэтому важнейшая задача работников нашего центра – это показать ребёнку, что существует мир, в котором его понимают, принимают, хотят ему добра, пытаются создать условия для того, чтобы он, в свою очередь, принял свою систему социальных отношений, освоился в ней и захотел жить в соответствии с ней.
Уделяйте постоянное, регулярное, целенаправленное внимание каждому ребёнку.

Адаптационные игры и упражнения для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Упражнение «Доброе тепло»
Цель: развитие сплочённости.
Содержание: «Встаньте в круг и нежно возьмитесь за руку своего соседа справа, он – следующему, и так по кругу. Давайте попробуем. А теперь то же самое, но с закрытыми словами».

Упражнение «Ласковые слова»
Цель: создание благоприятного микроклимата в группе.
Содержание: «Надо повернуться к соседу слева и сказать ему ласковое слово, он в ответ тоже должен сказать ласковое слово».

Упражнение «Доброе животное»
Цель: развитие чувства единства
Содержание: «Возьмёмся за руки и представим, что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох - выдох, вдох – выдох. Послушаем, как бьётся его сердце. Тук – делаем шаг вперёд, тук – делаем шаг назад. И ещё раз: тук – шаг вперёд, тук – шаг назад».

Упражнение «Красивое имя»
Цель: повысить уровень самопринятия.
Содержание: Ребёнку предлагается написать своё имя ярким фломастером, а затем украсить его так, чтобы получилось ярко и красиво. По завершении упражнения дети по желанию представляют свои работы.

Упражнение «Разожми кулак»
Цель: показать детям, как влияют на человека ласковые слова, доброе отношение.
Содержание: Игра проводится в паре. Один из детей сжимает кулак, другой должен разжать его любыми способами. Затем дети меняются ролями. Обычно дети применяют силу. Роль ведущего в этой игре состоит в том, чтобы на собственном примере показать, насколько убедительнее оказываются добрые слова, спокойное, доброжелательное обращение (разжимает кулак любому ребёнку, используя уговоры, поглаживания, маленькие безобидные хитрости).

Упражнение «Испуганный ёжик»
Цель: развить умение устанавливать контакт, вызывая доверие, желание общаться.
Содержание: Один из детей изображает испуганного ёжика (ёжик маленький, его испугал лай собаки, он свернулся в комочек, выпустил иголки). Задача другого ребёнка – установить контакт с ёжиком, чтобы он ему поверил, вызвать желание общаться. Ведущий отмечает, что дети могут использовать различные средства: погладить ёжика, поговорить с ним, успокоить и др.
Обсуждение: Что вы чувствовали, когда были ёжиками? Как пытались установить контакт с ёжиком, вызвать доверие? В каких ситуациях ты ведёшь себя как испуганный ёжик?

Упражнение « Ладушки»
Цель: установление длительного контакта.
Содержание: Дети разбиваются на пары. Играя с партнером в «Ладушки» необходимо достичь высокого темпа, не сбиваясь и не разговаривая. Затем партнеры меняются друг с другом.
Обсуждение: С кем из детей ты играл дольше всего, не сбиваясь? С кем из детей было легче достичь высокого темпа?

Упражнение «Если бы я был»
Цель: ассоциативного восприятия.
Содержание: Ведущий, предлагая различные темы, задаёт детям вопросы по кругу. Примерные вопросы: Если бы ты был животным, то каким? А цветком, цветом, ветром?
По возможности ведущий уточняет некоторые характеристики выбираемого образа (добрым, злым, вялым, ярким, драчуном и пр.).

Упражнение « Царевна Несмеяна»
Цель: оказание поддержки друг другу.
Содержание: В центр ставится стул. На него садится ребёнок, чтобы развеселить Царевну Несмеяну, надо сказать ей добрые слова о том, какая она хорошая. Дети по очереди говорят царевне о её хороших качествах.

Упражнение «Клеевой дождик»
Цель: развитие чувства коллективизма, снятие эмоционального и физического напряжения.
Содержание: Дети встают в одну линию, ставят руки на пояс друг другу и таким паровозиком начинают движение. На пути им встречаются разные препятствия: пройти по мосту, обойти предмет, перейти болото

Упражнение « Мой портрет»
Цель: повысить уровень самопринятия.
Детям предлагается нарисовать свой портрет. Можно предложить контур мальчика или девочки, соответствующий полу ребёнка.
Ребёнок должен красиво разрисовать контур. Портреты детей развешиваются в группе.

Адаптационные игры и упражнения для детей средней и старшей группы

Упражнение «Я – это...»
Цель: Помочь участникам лучше познакомиться, рассказать о себе.
Материалы: Небольшие листочки бумаги, ручки и английские булавки для каждого участника.
Ход упражнения: Всем раздаются листочки и ручки. Каждый участник в течение 5 минут придумывает десять слов или фраз, которые его характеризуют; записывает эти характеристики и прикрепляет листочек на грудь. Затем участники начинают перемещаться по группе и читать друг у друга характеристики. После того как надписи прочитаны, все садятся в круг и начинают обсуждать: что больше всего запомнилось в каждом, что вызвало удивление, смех...
Игра «Новоселье»
Цель: формирование чувства единения с группой.
Ход игры: Детям предлагается нарисовать свои портреты и «поселить» их в домик, рисунок которого висит на доске. Затем дети все вместе раскрашивают дом красками.
Игра «Почтальон»
Играющие держатся за руки, водящий-почтальон находится – в центре круга. Он говорит: «Я посылаю письмо от Сережи до Лены». Сережа начинает передавать «письмо». Он пожимает руку своему соседу справа или слева, тот пожимает руку следующему и так дальше по кругу, пока «письмо» не дойдет до Лены. Цель почтальона «перехватить письмо», то есть увидеть, у кого из детей оно сейчас находится.
Ребенок водит до тех пор, пока «письмо» не будет перехвачено. Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли почтальона.


Упражнение «Я могу, Я умею...»
Каждый игрок должен подойти по очереди ко всем участникам и обменяться фразой: «Привет, меня зовут ... Я люблю (умею, могу) делать ...»
Вопросы для обсуждения:
Кто испытывал неловкость, затруднения? Кому показалось, кто-то хвастается? Узнали ли вы что-то новое о людях? А, если фраза в упражнении была построена наоборот, были бы затруднения? Почему?
Упражнение «Волшебная подушечка»
Материалы: яркая подушечка.
Ведущий: «У нас есть волшебная подушечка. Каждый по кругу может взять ее в руки, прижать к самому сердцу и сесть на нее, загадав заветное желание. Оно может быть любым. Наберитесь смелости, чтобы рассказать нам о нем». Участники группы всегда поймут и поддержат. Тот, у кого в руках окажется подушечка, будет всегда начинать рассказ словами: «Я хочу...» Все остальные будут внимательно слушать, не говоря ни слова.
После выполнения упражнения задаются вопросы:
Трудно ли было поделиться с группой своим желанием? Может, у кого-то в процессе работы возникли еще более важные желания и он хочет рассказать нам о них? Кто может выполнить желания?
Упражнение «Нити дружбы»
Материалы: клубок ниток
Содержание: Участники наматывают нить на палец, после чего говорят, что они больше всего любят и как обычно отдыхают, затем бросают клубок другому человеку. В результате в центре образуется «паутина», «сеть», «связующая нить», которая объединяет всех участников.
Следующий этап – участники сматывают нить в обратном порядке и задают любой вопрос человеку на другом ее конце.

Игра «Привет»
Ведущий: «Начните, пожалуйста, ходить по комнате. Я предлагаю вам поздороваться с каждым из группы за руку и сказать при этом: «Привет! Как твои дела?» Говорите только эти простые слова и больше ничего. Но в этой игре есть одно важное правило: здороваясь с кем-либо из участников, вы можете освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнёте здороваться ещё с кем-то. Иными словами, вы должны непрерывно быть в контакте с кем-либо из группы. Представили себе, как это происходит?»
(Когда все поздоровались друг с другом, и группа привыкла к этому ритуалу, можно запустить второй круг – с другим приветствием, например: «Как хорошо, что ты здесь!»)
Эта игра физически сближает участников группы друг с другом и привносит в совместную работу элемент дружеских отношений
Упражнение «Групповой коллаж»
Участники группы склеивают между собой 6 листов ватмана. Используя принесенный природный материал, вырезки из журналов, кусочки ткани и т.д., вся группа делает коллаж-пейзаж на тему «Мы вместе!»
Игра «Гляделки»
Все сидят или стоят в круге, опустив голову и закрыв глаза. На счет три все смотрят либо на того, кто сидит справа, либо на человека слева, либо прямо напротив. Если они встречаются глазами, оба вскрикивают и выходят из круга. Это повторяется до тех пор, пока все не выйдут из круга.
Упражнение «Нас объединяет...»
Участники встают в круг. Каждый участник бросает мяч другому участнику со словами: « , мне кажется, нас с тобой объединяет такое качество, как». Если ребёнок согласен с этим высказыванием, он говорит: «Да, согласен», если не согласен, то отвечает: «Я подумаю над этим». После этого, участник бросает мяч кому-нибудь другому и т.п.

Игра «Моё имя»
Цели: идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения к своему «Я».
Содержание: Ведущий задаёт вопросы (подростки по кругу отвечают): Тебе нравиться твоё имя? Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?
(При затруднении в ответах ведущий называет ласкательные производные от имени ребёнка, а тот выбирает наиболее ему понравившееся).
Игра «Пойми меня и передай»
Цели: достижение взаимопонимания и сплочённости, умение передавать положительное эмоциональное состояние.
Содержание: Подростки встают в круг и, смотря друг другу в глаза, мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку. Начинает ведущий, всё происходит по принципу телеигры «Пойми меня».
Этюд «Бархатные ручки»
Цели: развитие способности понимать своё эмоциональное состояние и умения его выразить.
Содержание: Участники сидят по кругу. Ведущий говорит: «Посмотрите на свои руки, потрите ладошку о ладошку. Закройте глаза. Представьте себе, что ваши руки стали мягкими, пушистыми, бархатными. Погладьте себя по лицу, по щёкам, потрите свои уши ладошками, погладьте плечи, живот, коленки. Ваши ручки очень мягкие, они любят вас. Поцелуйте закрытыми глазами свои ладошки. Улыбнитесь им.
Упражнение «Я – хороший, мы – хорошие»
Цель: повышение уверенности в себе, сплочение коллектива.
Один из детей (затем все остальные) выходит в центр круга и произносит: «Я - хороший» - сначала шёпотом, потом громче, потом очень громко. После этого все участники образуют большой круг и, держась за руки, шёпотом говорят: «Мы - хорошие». Затем делают шаг вперёд к центру круга и произносят громче: «Мы - хорошие». После этого делают ещё шаг, образуя плотный круг, и очень громко произносят: «Мы - хорошие».
Релаксационное упражнение «Повозка»
Цель: обучение элементарным навыкам релаксации, развитие рефлексии, самопознания.
Инструкция: «Сядете поудобнее, расслабьтесь, сделайте свое дыхание равномерным. Закройте глаза и постарайтесь увидеть свое «Я». Я вам в этом помогу, только внимательно слушайте мои слова. Представьте, что вы в чистом поле, под ногами колышется высокая выжженная знойным солнцем трава. Над вами ясное, голубое небо. Солнце уже высоко, очень тепло, даже жарко. Вы ощущаете, как солнечные лучи нагревают вас, проходят сквозь тело. Вдруг затряслась земля, вы слышите топот и ржание лошадей. Посмотрите внимательно вперед: вы видите мчащуюся повозку с кучером, запряженную лихими лошадьми. Повозка приближается к вам. Лошади – это ваши Чувства и Желания, повозка – ваше Тело, а кучер это ваше «Я» (ум). Всмотритесь в него: вы узнаете себя или это кто-то другой? (пауза) Повозка остановилась перед вами. Теперь вы сможете разглядеть ее получше. Мысленно скажите что-нибудь кучеру или спросите (пауза). Человеческое «Я» – это то, что мы думаем о себе, как мы сами себя представляем. В зависимости от ценностей и потребностей «Кучер» руководит «Лошадьми» – чувствами и «Телегой» – телом. Когда «Я» теряет функцию правления, то с человеком могут произойти страшные вещи: если человек не осознает самого себя, у него нет ценностей и стремлений, то «Лошади» несут телегу туда куда им захочется, а может быть там крутой поворот или впереди обрыв, как легко они сломают «Телегу». Возможен и другой вариант: у человека депрессия, он уже не хочет знать кто он, зачем он, ничего не хочет, тогда «Лошади» не бегут галопом, а стоят на месте. Раз движение – это жизнь, то если нет движения человека ждет смерть, может не физическая, но духовная точно подстерегает. Ведь наше «Я» – динамично, оно развивается, растет, поэтому мы живем, куда-то стремимся. В раннем детстве вы были совсем не такими как сейчас. А какие вы сейчас, как ваше «Я» – настоящее видят окружающие люди? Даже если они ошибаются насчет вас, то все равно можно узнать, что-то новое о себе выяснив причину их ошибки. Глубоко вдохните, выдохните. Открывайте глаза».


Адаптационные игры для снятия эмоционального и мышечного напряжения (дошкольный возраст)
Задачи:
Укрепить эмоциональные контакты между детьми и взрослыми в период адаптации.
Снять у детей эмоциональное и мышечное напряжение.
Развивать навыки общения.
Тренировать психомоторные функции.
Развивать доверие и взаимопонимание между детьми и взрослыми.

Игра «Утреннее приветствие»
Дети и воспитатель встают в круг. Все поднимают руки вверх.
Воспитатель говорит: «С добрым утром, солнце! Мы тебе рады. Все мы проснулись, за руки взялись!» Дети берутся за руки. Воспитатель, обращая взгляд поочередно к каждому ребенку, продолжает: «И Таня здесь (дети вслед за воспитателем повторяют) И Саша здесь» Затем воспитатель оглядывает каждого ребенка и говорит: «Все здесь?». Дети встают на цыпочки, подняв руки вверх, и хором говорят: «Все здесь!». Медленно опускаются на корточки.

Игра «Пёрышки»
Взрослый звонит в колокольчик, подзывает детей к себе. «Ребята, посмотрите, какое красивое, легкое перышко!» (на ниточке) Взрослый дует на перышко. Оно летит и садится на ладонь взрослого. «Ах! Какое легкое перышко, оно умеет летать. Давайте подуем все вместе. А теперь легкое перышко полетело и село на ладошку Тане». (Взрослый сажает перышко на ладошку ребенка). «Подуй на перышко. Ой! Полетело. К Сереже на ладошку село». (Перышко перелетает с ладошки на ладошку)

Игра «Доброе утро»
Взрослый вместе с детьми напевно произносит текст:
- Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальцев) Вы проснулись? (хлопки в ладоши)
- Доброе утро, носик! (дотрагиваемся до кончика носа) Ты проснулся? (хлопки в ладоши)
- Доброе утро, ушки! (касаемся кончиками пальцев обоих ушек) Вы проснулись?
- Доброе утро, ротик! (касаемся указательным пальцем губ) Ты проснулся?
- Доброе утро, ручки! (кистями обеих рук делаем «фонарики») Вы проснулись?
- Доброе утро, животик! (круговое поглаживание по животику) Ты проснулся? (хлопки в ладоши)
- Доброе утро, детки! Все проснулись?! К солнышку потянулись! (руки наверх, потягиваемся)
Игра «Как летит листочек»
Дайте малышу листок газетной бумаги, помогите ему выполнить действия, о которых говориться в рифмовке:
Листочек взлетел,
Листочек кружится,
Листочек кружится,
Под ноги ложится.
Листочек рвется, рвется, рвется.
Листочек мнется, мнется, мнется.
Под последние две строчки надо разорвать листочек на клочки, собрать их в кучку и, сминая превратить в подобие бумажного шарика.



Игра «Прыгай побыстрей»
Педагог собирает детей в круг, предлагает взяться за руки, ритмично подпрыгивая вверх – вниз, приговаривая:
Прыгай, прыгай побыстрей,
Прыгай, прыгай веселей.
Вверх – вниз, Вверх – вниз.
Крепче за руки держись!
Игра «В нашей группе»
Педагог предлагает детям сесть в круг, хлопать в ладоши, приговаривая:
«В нашей группе, в нашей группе
Много маленьких ребят, много маленьких ребят
Вместе рядышком сидят.
Называем по очереди всех детей:
А у нас есть Настя . А у нас есть Петя и т.д.
Много маленьких ребят, Много маленьких ребят
Вместе рядышком сидят».
Игра «Зайчик»
Для игры подойдет любая мягкая игрушка. Педагог рассказывает стишок, сопровождая его действиями:
«Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик поскакать (потрясите игрушку вверх, вниз).
Огляделся, (поверните голову игрушки влево – вправо)
Повертелся, (вращайте игрушку)
Посмотрел наверх и вниз, (наклоните игрушку назад и вперед)
Пробежался, (бегите с игрушкой)
Забоялся Где ты, зайчик, отзовись?» (спрячьте игрушку за спину)

ГУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Старицкого района








Рекомендована воспитателям, педагогам-психологам социальных учреждений в работе с воспитанниками средней и старшей группы в период адаптации





Адаптационная игра "Планета "

Цель игры: снижение уровня тревожности у детей и подростков в период адаптации, развитие коммуникативных навыков.

ЗАДАЧИ:
1. Практиковать через личностные контакты умение пользоваться поддержкой сверстников и оказывать помощь другим.
2. Дать возможность детям почувствовать свое формирующееся «Я» через проявление интереса к жизни, умениям, достоинствам своих друзей.
3. Воспитывать способность к принятию себя, осознанию своих сильных сторон.

Этапы игры:
I ЭТАП - «СОЗДАНИЕ МАТЕРИКОВ»
II ЭТАП - «ЧТО Я ЧУВСТВУЮ»
III ЭТАП - « ВСЕ ВМЕСТЕ»

Возраст: школьный возраст (7-14 лет)
Ведущие: педагог-психолог, воспитатели центра






I ЭТАП «СОЗДАНИЕ МАТЕРИКОВ»
Ведущий: «Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно познакомиться с вами. (Ведущий представляется.) Сегодня я проведу у вас занятие и надеюсь, что мы поймем друг друга и проведем отведенное нам время не только интересно, но и с пользой».
Упражнение «Знакомство»
Ведущий: «Давайте познакомимся поближе. Встаньте в круг. Сейчас мы будем передавать по кругу мяч. Получив мяч, пожалуйста, назовите свое имя и своего соседа слева».
Дополнительно: назвать по кругу все, что нравится, все, что дети любят, что им приятно.
Упражнение «Аплодисменты по кругу»
Ведущий: «Представьте, что чувствует артист после концерта, слушая гром аплодисментов. Быть может, он воспринимает их всей душой и испытывает очень приятное волнение. У вас замечательная группа, и каждый заслужил аплодисменты. Я хочу предложить игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Вы становитесь в общий круг. Я подхожу к одному из вас, называю его (ее) имя, приветствую аплодисментами, затем он выбирает кого-нибудь из учеников, и мы уже вдвоем называем имя и приветствуем аплодисментами. Эта тройка выбирает следующего претендента на аплодисменты. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом игра продолжается и овации становятся все громче и громче. Нарастает и напряжение среди тех, кому еще не аплодировали, поэтому последнему играющему следует адресовать такие слова: «А самые бурные аплодисменты достаются ...»
Деление на группы
Ведущий: «Сегодня нам предстоит объемная работа, поэтому лучше выполнить ее, разбившись на группы. Сделаем мы это с помощью цветных карточек. Выберите карточку любого цвета (понравившегося). Спасибо! Прошу занять место за столами с флажками соответствующего цвета и продолжим знакомство. Ребята, мы знакомы с вами слишком короткое время, и вы для меня одна большая загадка. Приоткроем занавес вашей души и постараемся разгадать, какой каждый из вас и какие вы все вместе. Пожалуйста, на визитке, рядом со своим именем, напишите качество характера, которое начиналось бы с той же буквы, что и ваше имя. Пусть участники группы помогут друг другу в подборе таких качеств».
При затруднении выдать памятку «Черты характера». Если детям не нравится качество характера, начинающееся с буквы имени, или трудно подобрать подходящее, можно использовать начальные буквы фамилии или отчества.
Рефлексия
Кто-либо из группы представляет остальных участников.
Ведущий: «Спасибо! Итак, сделан первый шаг, чтобы загадка «Какой Я? И какие МЫ вместе?» была разгадана».
«Создаем материки»
Ведущий рисует на доске круг. «Как вы думаете, на что это похоже?» После ответов детей ведущий дорисовывает (наклеивает) звезды за кругом. «Что же это теперь? Да, это планета».
Затем ведущий вывешивает заранее заготовленный ватман с изображенной на нем голубой планетой. На этом макете планеты будут отражены основные моменты создаваемого проекта. «Антуан де Сент-Экзюпери, который рассказал удивительную историю о Маленьком Принце, написал в своей книге, что существуют сотни планет, которым имена не дали, и среди них есть такие маленькие, что их даже в телескоп трудно разглядеть. Сегодня я предлагаю вам создать планету, которую не может открыть ни один астроном на свете. Это планета моей группы. Так будет называться проект, который мы создадим в течение трех занятий. На вашей планете будут материки и океаны, озера и реки, пустыни и горы. И в вашей власти, чтобы их количество зависело от вашей фантазии».
«Общаясь, вы узнаете друг друга, поэтому вполне уместен на планете материк общения. У каждого из вас есть свои интересы: спорт, музыка, кинофильмы, коллекционирование это материк интересов. Вы любите развлекаться: вместе гулять, кататься на велосипеде, на санках, на горке, ходить друг к другу в гости у нас будет материк развлечений. Даже взрослые люди не скрывают того, что любят мечтать. Пусть на нашей планете будет материк мечты. А теперь посовещайтесь в своей группе и решите, макет какого из материков вы хотели бы создать. Сделайте 2–3 выбора на случай, если один и тот же материк понравится двум группам». Ведущий помогает распределить макеты материков между группами. «Вам самим предстоит решить, чем наполнена жизнь каждого материка. Создавая макет своего материка, назовите географические объекты именами интересов, развлечений, мечтаний, учебной деятельности, общения. При этом постарайтесь вспомнить пристрастия не только вашей группы, но и всего дома (центра)». Затем каждая группа представит свой материк, остальные выскажут свои предложения и дополнения. «Прочитайте еще раз памятку и приступайте к работе, дав волю вашей фантазии!»
Самостоятельная работа
Ребята в группах рисуют на макетах материков пустыни, реки, горы, озера и другие географические объекты. Практика показывает, что решения могут быть очень разнообразными: море Любви, гора Футбол, озеро Дискотек, пустыня Плохих отметок. (Звучит легкая инструментальная музыка.)
Презентация материков
Затем дети высказывают свои дополнения и предложения. Материки размещаются на планете.
Игра «Палец вверх»
Эта игра демонстрирует результат хорошо выполненной работы. Один из играющих начинает игру. Подходя к кому-либо, называет его по имени и показывает большой палец. Тот, к кому обратились, выбирает следующего участника и приветствует таким же образом.
II ЭТАП «ЧТО Я ЧУВСТВУЮ»
Второй этап программы посвящен чувствам, которые особенно часто переживают дети в период адаптации, а еще осознанию и узнаванию умений, способностей, которыми обладают воспитанники центра.
(Ребята могут продолжить работу в ранее созданных группах.)
После традиционного приветствия ведущий проводит рефлексию предыдущего занятия, подводя детей к пониманию того, что картину «планеты группы» можно сделать еще более широкой и полной.
Ведущий: «Материки омываются океанами и морями. В нашей жизни такими океанами-морями являются наши чувства и эмоции. Это то, что создает настроение каждого и всех вместе. Вспомните, что вы испытываете, когда у вас плохое настроение? А когда хорошее? Умеете ли вы передавать и угадывать чувства другого человека?»
Упражнение «Покажи чувство»
Ведущий: «Передайте с помощью мимики и жестов то чувство, название которого написано на карточке».
Группа показывает чувство, остальные пытаются отгадать и назвать. Надо похвалить детей за выполненное задание.
Ведущий: «А теперь вспомните, какие чувства чаще всего вы испытываете, приходя в группу, общаясь с друзьями. Решите, какими из них вы назовете океаны и моря на вашей планете».
Группы совещаются, выбирают названия чувств, подчеркивая их на памятках. Затем по одному человеку от группы делают надписи на планете.
Ведущий: «Картина будет более полной, если мы добавим в нее ваши достоинства, умения, способности. Пусть это будут острова. На макетах-заготовках островов пусть каждый напишет свои самые сильные умения, способности, дарования, которые он готов подарить группе, чем может поделиться со всеми». Участники команды должны помочь определиться каждому, вспомнить его лучшие умения. Затем острова наклеиваются на материк с комментарием и комплиментами ведущего.
Игра «Добрые слова»
Ведущий: «Как много, я думаю, интересного вы уже узнали сегодня. И дети, и взрослые любят слушать что-нибудь приятное в свой адрес. Я предлагаю вам в связи с этим поиграть в игру, где вы сможете сказать друг другу много приятных и добрых слов. Встаньте все в один большой круг».
Ведущий просит одного из играющих надеть темные очки, сказав, что они волшебные. «Посмотри на своего соседа справа, а он или она пусть посмотрится в твои очки и произнесет следующие слова: «Наяву, а не во сне, что прекрасного во мне?»
«Очки» (то есть человек в очках) от их имени должен сказать что-нибудь доброе и приятное. Очки передаются тому, кто в них смотрелся, а его сосед произносит заклинание.
Ведущий: «Замечательно! Старайтесь почаще хвалить друг друга, говорить комплименты. Так вы поднимете настроение своим друзьям. А если у друга замечательное настроение, то и вы испытываете приятные эмоции».
III ЭТАП «ВСЕ ВМЕСТЕ»
Рефлексия предыдущего занятия. Работа продолжается в группах.
«Оживим нашу планету!»
Ведущий: «Ребята, достаточно ли полной получилась картина вашей группы? Из созданного проекта видно, что жизнь в группе бьет ключом, она наполнена достижениями и успехами. Сядьте поудобнее и закройте глаза. (Звучит музыка.) 23 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стали растением. Внимательно присмотритесь, кто вы: цветок, дерево? Запомните это. А какие растения вокруг вас? Какие из них вас затеняют, а какие излучают тепло и свет? Поверните ваши листочки и веточки к солнцу, подставьте их под теплый дождик. А теперь вернитесь в группу. Потянитесь немного и откройте глаза. Давайте же теперь заселим и оживим нашу «Планету». Отберите из готовых фигурок растение, которое более всего похоже на то, которое вы представили. (Или изобразите свое растение на чистой заготовке.) Напишите на нем свое имя, фамилию или инициалы. Закончив работу, поместите (с помощью клея) свое растение на «Планете», где ему более всего удобно, комфортно, уютно, где бы оно чувствовало себя обласканным и озаренным светом».
Итак, планета вашей группы наполняется жизнью. Это здорово!
Игра «Паутина»
Занятие продолжается.
Ведущий предлагает всем участникам проекта вновь собраться в круг.
Ведущий: «В следующей игре мы все вместе составим одну большую паутину, связывающую нас между собой. Кроме того, каждый из вас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые вы испытываете к своим сверстникам». Ведущий обматывает конец цветной нити вокруг своей ладони. «Вы видите, что я сделала? Я выберу того, кто будет следующим в паутине, передам ему клубок со словами «Ты мне нравишься, потому что...». (Возможно, открыл утром вежливо дверь или помог вчера решить трудную задачу по математике.) Выслушав обращенные к нему слова, уже следующий играющий обматывает ладонь нитью и обращается с такими же словами к другому участнику игры «Ты мне нравишься, потому что...». Постарайтесь запомнить то, что вам скажут, когда будут передавать клубок. Последний, кто получит клубок, начинает сматывать его в обратном направлении. При этом каждый из вас, наматывая на клубок часть своей нити, произносит сказанные ему слова и имя человека, сказавшего эти слова».
«Наша планета и ее спутники»
Ведущий: «Я думаю, что в вашей жизни найдутся еще люди, которым следует сказать, что они вам нравятся. Люди, которые вам помогают, сочувствуют, радуются, переживают за вас. Это «спутники» вашей жизни. Посовещайтесь и напишите их имена на макетах спутников и поместите вокруг планеты вашей группы». Затем дети отвечают на вопросы: чьи имена поместили на спутниках, почему вспомнили именно об этих людях, кто на самом деле является для них примером или просто советчиком и помощником? «Дорогие ребята, посмотрите! Ваша планета живет! Она дышит, она действует, радуется, огорчается и стремится к новым достижениям. Но без озарения ее вашими самыми лучшими качествами жизнь на ней не была бы вполне успешной. На звездочках еще раз напишите те свои качества, о которых говорили на первом занятии, поместите их во Вселенной вокруг вашей планеты, таким образом осветив и озарив ее».
(Звучит музыка)
Упражнение «Скульптура»
Ведущий: «Наше время на исходе. Я хочу предложить вам игру, правила которой не так-то просто объяснить. Зато я могу показать, как в нее играют. Возьмите, пожалуйста, каждый ручку или карандаш... Один из вас начинает игру: он кладет ручку посреди комнаты на пол. Второй кладет свою ручку рядом с предыдущей так, чтоб они соприкасались друг с другом. Третья ручка или карандаш должны соприкасаться с одной из ранее положенных. Игра так и продолжается до тех пор, пока не будут выложены на пол все ручки. Большое спасибо, вы мне очень помогли. Теперь мне гораздо проще объяснить суть игры. Сейчас мы уберем ручки в сторону, а вы сами займете их место. Вам нужно будет встать так, чтобы в результате получилась скульптура. При этом каждый из вас должен касаться хотя бы кого-нибудь из группы (ладошками, плечами, коленями...). Запомните эту картину! А теперь пройдитесь по комнате».
Звучит музыка.
«И снова займите то же самое положение, в котором вы находились только что».
Занятие заканчивается. Ведущий говорит о том, что в течение всех встреч ребята открывались друг другу и нам, взрослым. Обсуждение: Что тронуло вас во время наших встреч? Что понравилось, что не понравилось? Что порадовало, что огорчило? Что было приятно, неприятно?
Ритуал прощания
Все встают в круг, троекратно пожимают друг другу руки со словами: «До новых встреч! Спасибо за приятный день! Спасибо за приятный час!»










Литература:

Лидерс А.Г. Психологические игры с подростками. Журнал практического психолога. 1996 №5,№4
Макартычева Г.И. коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков.- СПб: Речь, 2007.
Меновщиков В.Ю. Рабочая книга психолога социальной защиты. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010.
Программа социальной адаптации подростков методом творческого самовыражения. Методическое пособие. - Тверь 2006.
Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированном учреждении. – М., 1996.
Социальный приют для детей и подростков: содержание и организация деятельности. Научно-методическое пособие для работников социальных приютов / Под ред. Г.М.Иващенко. – М.: НИИ семьи. 1997.
Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий/ авт.-сост. Ю.А.Голубева. – Волгоград: Учитель, 2009.
Шипицына Л.М. Психология детей-сирот: Учебное пособие.- СПБ: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005.

















Адаптационные
занятия и игры
на общение
Рисунок 0Ўђ Заголовок 2ђ Заголовок 415