Роль сказки в нравственном воспитании учащихся.


Роль сказки в нравственном воспитании учащихся.
Потапенко О.Н.
учитель начальных классов
I квалификационной категории
МБС(К)ОУ СКОШ№3 г. Березники
Все начинается с детства. Формируется характер, выбираются друзья, складываются отношения с окружающими, вырабатываются нормы поведения, закладываются традиции воспитания. Сегодня приоритетными становятся задачи духовно-нравственного развития и воспитания младшего школьника: формирование основ морали, самосознания личности, укрепление нравственности.
Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, т.к. в сказке отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Сказка открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы литературного языка. При помощи сказочных героев, взрослые могут заинтересовать ребёнка, произвести на него воспитательный эффект и даже решить какую-либо психологическую проблему.
Сказка – это способ общения с ребенком на понятном и доступном ему языке, это первые маленькие безопасные уроки жизни. В своей работе с детьми с ОВЗ, я использую сказки очень часто, так как сказки являются неотъемлемым элементом в воспитании учащихся. Читая и рассказывая сказки, развиваю внутренний мир ребёнка, учу детей сравнивать, сопереживать, помогаю формировать основы поведения и общения, развиваю фантазию и воображение ребёнка, связную речь и мышление, внимание, память, мимику лица, жесты, а так же его творческий потенциал. Через сказку мне легче объяснить ребенку, что такое «хорошо» и что такое «плохо», ведь сказочные персонажи бывают очень разными: добрыми и злыми, хитрыми и завистливыми, ласковыми и грубыми. С помощью таких персонажей я могу показать детям плохое и хорошее, как можно и нужно поступать, и как вовсе нельзя в определённых жизненных ситуациях.
Работая с детьми с ОВЗ, очень часто использую русские народные сказки, которые  не только читаю и рассказываю, но и показываю с помощью кукол – это   «Репка», «Колобок», «Курочка ряба», «Маша и медведь», и т.д.
Хочется отметить, что сказка с элементами драматизации используется мною при обучении детей на разных уроках (на разных дисциплинах).
Существует множество приёмов использования сказок на уроках:
«Помоги сказочному герою» (на уроке ручного труда учащиеся помогали Бабе-яге склеить пирамидку);
«Знакомые сказочные персонажи в стране Чтения» (вместе с Царевной лягушкой находили спрятанную букву);
«Путешествие со сказочным героем» (герои сказки испытывают трудности. Учащиеся с ОВЗ помогают им: отправляясь в путешествие, преодолевая самые неожиданные препятствия, выполняя математические задания, отгадывая загадки и т.п.).1. Преодоление препятствий вместе со сказочными героями придает обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует повышению усвоения, как литературного материала, так и математического. Уроки с использованием сюжетов сказок провожу после изучения математической темы, для отработки навыков решения примеров и задач, закрепления изученного материала. Все этапы и виды работ урока строю на сюжетной линии сказки. Так, например, закрепляли материал по теме «Число, цифра 6» по сказке Сутеева «Грибок-теремок». Повторяя устный счет, задала обучающимся вопрос: « Если вы посчитаете вслух от 1 до 6, то узнаете, кто первым пришел к Теремку». Следующее задание помогает повторить состав чисел: «Чтобы мышка вошла в дом, нужно открыть дверь. Но на двери замок? Давайте подберем ключ к замку. На замке написано число 4, на ключах – состав чисел (1и 3; 3и 2). Подобрать состав числа, который соответствует числу на замке. На этапе закрепления предлагаю ребятам отгадать загадку: «Всех зверей она хитрей, шубка рыжая на ней». Лиса хотела съесть зайца, и чтобы спасти его, зверям надо было решить примеры. В итоге обязательно проговариваю, что дружба помогает победить трудности.
2. Воспитательные возможности сказок не ограничены. Умело поставленные учителем вопросы побуждают учащихся думать, анализировать, делать выводы. На уроке развития речи, читая сказку «Курочка Ряба», одной из задач поставила перед собой и детьми воспитывать уважение к труду. Для определения темы урока предложила детям отгадать загадку: 
Курочка-хохлатка живёт у деда с бабкой.
Деда с бабкой бережёт, им яички всё несёт
 Сначала золотое, а потом простое!
Рассказали сказку, используя пальчиковую гимнастику, и доказали в течение урока, что простое яичко полезнее.
3. В настоящее время значительно снизился интерес обучающихся и их родителей к чтению художественной литературы, в частности сказок. Дети затрудняются назвать любимые сказки, их героев. Сообщают, что родители не читают им. Это негативно влияет на развитие детей, снижается их познавательная и речевая активность. Именно поэтому в этом учебном году за основу моей проектной деятельности взята тема: «В мире сказок. Путешествие по сказке «Репка». Проект состоит из серии познавательно – игровых образовательных ситуаций, направленных на интеллектуальное развитие учащихся.
«Кто в доме живет» Цель: Развивать слуховое внимание, воспитывать бережное отношение к близким людям. Ход: Детям предлагается рассказать, кто живет в их доме, включая животных.«Составь по росту» Цель: Развитие внимания.Ход: Надо расставить героев сказки по росту, большой – маленький. Найти людей, животных.«Пазл» Цель: Учить работать в паре.Ход: Как можно быстрее собрать рисунок.«Расскажи сказку по сюжетным картинкам» Цель: Расширение словарного запаса, развитие связной речи, творческого мышления, наблюдательности. Развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов.Ход: «Расскажи сказку по сюжетным картинкам».
Результатом реализации проекта является театрализованная постановка сказки «Репка» с использованием кукольного театра, где акцентировала внимание учащихся на то, что трудолюбие и взаимопомощь помогли героям вытащить репку.
Роль сказок в развитии детей младшего школьного возраста трудно переоценить. Сказка способствует становлению мировоззрения ребенка и знакомит с простейшей моделью мироустройства, обогащает предметный и социальный опыт, способствует развитию комбинаторной способности ума.
Не всегда воспитательное  значение сказки  представлено открыто. В некоторых случаях, наоборот, даже может показаться, что сказка несет в себе отрицательную смысловую нагрузку, пропагандирует жестокость, насилие, подавление личности. Это и колобок, съеденный лисой, и выгнанный из собственного домика зайчик. Однако, сказки с печальным окончанием вовсе не случайны. Из них ребенок получает представление о том, что дом – это защита, а внешний мир может быть опасным, и если ты еще мал и слаб, то туда до поры до времени тебе ходить одному не надо.
Для урочного и внеурочного (ГПД) чтения учащимся я подобрала сказки, которые  способствуют развитию нравственных качеств, помогают определить отрицательные и положительные поступки героев, содержат «нравственный урок».
Название сказки Мораль
«Репка» Трудолюбие, взаимопомощь
«Маша и Медведь» Наказ слушаться старших
«Теремок» Дружба помогает победить трудности
«Петушок и бобовое зернышко» Забота о ближнем«Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят» Победа добра над злом
«Заяц-хваста» Осуждение хвастовства
Е. Благинина «Посидим в тишине» Забота о ближнемК. Чуковский «Муха-цокотуха» Взаимопомощь
Не менее важной считаю взаимодействие с родителями. Учет этого принципа в воспитательной работе требует от педагога установления тесной связи с семьей, проведения большой разъяснительной работы, разработки рекомендаций в адрес родителей, выработки общих, единых методов воздействия на детей. Я провела следующую работу:
Анкетирование родителей на тему «Стили воспитания в семье»;
Оформление памятки на тему о воспитательно-образовательных возможностях художественной литературы «Значение фольклора в нравственном воспитании детей младшего школьного возраста»;
Создание театрализованного уголка, подготовка костюмов и атрибутов к театрализованным играм, праздникам, участие в них, создание кукол.
Для того, чтобы сказка сверкала сегодня во всей своей красоте , служила благодатным источником сюжетов для ролевых игр детей необходимо искать "доступ" к народной сказке. Ведь понимание того, на что намекает сказка, лежит в основе умения правильно донести ее смысл до слушателей в процессе рассказа или показа с куклами.
Таким образом, сказка является одним из социально-педагогических средств формирования личности, воспитании моральных качеств личности школьников она, как и любое произведение искусства, заставляет волноваться, сопереживать персонажам и событиям. Она помогает в систематической и планомерной работе по формированию чувств и сознания детей, формированию нравственных понятий. Чтение сказок даёт много детям и взрослым, помогает им сблизиться духовно.