Методическая разработка учебного занятия по теме «Основные конституционные права и обязанности граждан в России» по дисциплине Право


Ставропольский Крайпотребсоюзчастное профессиональное образовательное учреждение
«Ставропольский кооперативный техникум»
Методическая разработка
учебного занятия по теме
«Основные конституционные права и обязанности граждан в России»
Дисциплина: Право
Специальность Право и организация социального обеспечения
Преподаватель:
Тарасова И.А.
Ставрополь, 2015 г.

Аннотация
на методическую разработку «Основные конституционные права и обязанности граждан в России» по дисциплине «Право» для специальности Право и организация социального обеспечения
разработанную преподавателем цикловой комиссии
«Общеобразовательных дисциплин»
Тарасовой И.А.
Данная методическая разработка предназначена для подготовки групп специалистов среднего звена на базе основного общего образования по дисциплине «Право» специальности Право и организация социального обеспечения. Составлена в соответствии с программой учебной дисциплины «Право», разработанной преподавателем техникума.
Методическая разработка содержит общие рекомендации. Данная методическая разработка – комбинированный урок в форме семинара-практикума, с применением интерактивных методов обучения и технологии развития критического мышления и анализа. Форма семинара-практикума закрепляет на практике полученные знания и умения, а предварительное опережающее задание для обучающихся позволяет привлечь их к дискуссии и беседе.
Цель написания методической разработки – привитие обучающимся взаимосвязи между общечеловеческими нравственными ценностями и основными правами и обязанностями.
Раздел 2: «Государство и право. Основы конституционного права Российской Федерации»
Тема занятия: «Основные конституционные права и обязанности граждан в России»
Тип урока: комбинированный урок
Вид занятия: семинар-практикум (4 аудиторных часа)
Место занятия в системе занятий: данное занятие является одним из ключевых в изучении раздела «Государство и право. Основы конституционного права Российской Федерации»
Цели:
обучающая:
активизировать познавательную деятельность обучающихся;
систематизировать и углубить знания обучающихся в отрасли конституционного права;
сформировать владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;
совершенствовать навыки самостоятельного поиска информации;
познакомить с разными классификациями прав человека
получить опыт ведения дискуссии и утверждения собственной точки зрения;
развивающая:
развивать коммуникативные компетенции для ведения диалога;
формировать первичные профессиональные компетенции в области анализа специальной литературы;
воспитательная:
формировать гражданскую позицию активного и ответственного гражданина, осознающего свои конституционные права и обязанности
воспитать высокого уровня правовой культуры, правового сознания, уважения к государственным символам;
формировать готовность способности к самостоятельной ответственной деятельности в сфере права;
продолжить формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей
Требования к уровню подготовки обучающегося:
должен знать:
понятие правового статуса личности;
конституционную классификацию прав и обязанностей граждан;
характеристику основных прав и обязанностей граждан;
способы защиты прав и свобод;
общественные ценности, с которыми связаны права человека;
должен уметь:
анализировать статьи Конституции РФ, касающиеся основных прав и обязанностей граждан;
уметь анализировать документы по конституционным правоотношениям;
определять способ защиты нарушенного права;
характеризовать правовой статус человека и гражданина.
Обеспечение занятия:
Конституция РФ
Компьютер, проектор
Преподаватель заранее сообщила студентам тему предстоящего семинара и предложила тематику для докладов, видеослайдов.
Внутридисциплинарные связи:
Тема: «Государство и право. Основы конституционного права Российской Федерации»
Междисциплинарные связи:
История
Обществознание
Русский язык и литература
Подготовительный этап:
На первом этапе - предварительной подготовки группа делится на четыре подгруппы приблизительно по шесть-семь человек. В каждой подгруппе выбран ответственный за подготовку и проведение семинара.
Перед группами ставятся задачи:
1. Подбор информации:
изучение рекомендуемой литературы;
использование ресурсов Интернета.
2. Подготовка:
выполнение внеаудиторной работы для всех
подготовить дискуссию «Государство и гражданин»
написать эссе по тем «Должен ли гражданин страны быть патриотом?»
выступления, оформленного в виде доклада со списком используемой литературы:
подготовить доклад «Эволюция понятия гражданства»
вопросов подгруппам по своей теме:
Экологические права человека и гражданина (1 подгруппа)
Права детей (2 подгруппа)
Права военнослужащих (3 подгруппа)
Права человека в мире (4 подгруппа)
презентации по теме доклада.
План семинара (темы для обсуждения)
Понятие о правовом статусе
Личные права человека и гражданина
Политические права
Социально-экономические права 
Культурные права и свободы 
Экологические права человека и гражданина (1 подгруппа)
Обязанности человека и гражданина
Права военнослужащих (3 подгруппа)
Права детей (2 подгруппа)
Права человека в мире (4 подгруппа)
Формирование общих и профессиональных компетенций специалиста
по элементам урока
Структурные элементы урока Метод проведения Формирование компетенций юриста
Организационный момент.
проверка явки студентов;
готовность студентов к занятию. визуальный организованность
ответственность
исполнительность
Вступительное слово преподавателя.
постановка целей и задач занятия;
характеристика этапов занятия объяснение
Актуализация знаний студентов. проблемный Проведение семинара-практикума
частично-поисковый с элементами исследования;
дискуссионный
умение работать в команде
умение анализировать, излагать свои мысли и отстаивать точку зрения
умение принимать решение
умение владеть профессиональной терминологией
Обобщение и закрепление основных аспектов проведения занятия аналитический;
частично-поисковый с
элементами исследования;
дискуссионный
умение работать в команде
умение анализировать, излагать свои мысли и отстаивать точку зрения
умение принимать решение
умение владеть профессиональной терминологией
Заключительное слово преподавателя.
подведение итогов;
характеристика и оценка деятельности обучающихсяХод занятия:
Организационный момент: 1 мин.
Вступительное слово преподавателя: 1 мин.
определение целей проведения занятия
ознакомление с порядком проведения и оценкой работы обучающихся.
Актуализация знаний студентов (15 мин):
Проведение в форме блиц-опроса:
1.Дайте понятие государства.
2.Раскройте содержание признаков государства.
3.Охарактеризуйте понятие и признаки правового государства.
4.Является ли Россия правовым государством? (ответ аргументируйте).
5. Объясните юридический смысл понятия «гражданин». В каких еще значениях может употребляться это слово? Подумайте, почему существует многозначность термина.
6. Объясните порядок приобретения гражданства. При каких обстоятельствах у человека существует право на прием в гражданство в упрощенном порядке?
7. Какие органы компетентны решать вопросы о гражданстве?
8. Возможно ли человека лишить гражданства? Поддерживаете ли вы такую норму действующего законодательства?
9. Разъясните особенности юридических правил о порядке приобретения и прекращения российского гражданства у детей.
2) Терминологический диктант (выборочный)
Государство –
Государственный суверенитет –
Республика –
Монархия –
Федерация –
Конфедерация –
Унитарное государство –
Демократия –
Правовое государство –
Гражданское общество –
Проведение семинара-практикума (73 мин.)
Преподаватель (3 мин.):
Давайте начнем наше занятие с высказывания Далай-ламы XIV: «Когда дело касается прав человека, не имеет значения, является ли он человеком Востока или Запада, Юга или Севера, белым, или черным, или желтым, - все человеческие существа обладают одинаковыми правами с рождения до смерти. Мы все одинаковы».
Какой нравственный смысл заложен в данном высказывании?
Какие правовые аспекты можно выделить из высказывания?
Вывод преподавателя: в этом высказывании заключено стремление понять, кто мы, какие мы и какими быть должны. Обратите внимание, что в этих словах присутствует взаимосвязь между понятиями права человека и равенство людей.
Сообщение студента доклад «Эволюция понятия гражданства» (3 мин.)
Преподаватель:
Рассмотрев исторический аспект возникновения и развития понятия гражданства и его связи с возникновением прав человека необходимо проанализировать вопрос: «Должен ли гражданин страны быть патриотом?» (7 мин.)
(Высказывания точек зрения обучающихся из 4 групп и «мозговой» штурм друг друга, преподаватель ограничивает количество вопросов не более 4)
Преподаватель (7 мин.):
России – это и история каждой российской семьи, это и история городов и сел нашей страны, это и история каждого российского этноса, это и история каждого российского региона, будь то край, область или республика.
Давайте попробуем вместе произнести «Я – гражданин своего Отечества, я – патриот».
Произнося эти слова, каждый из нас непроизвольно, а может быть, и сознательно задумывается о великой державе, её прошлом, будущем и настоящем.
Отечество – единственная уникальная для каждого человека Родина, данная судьбой, завещанная его предками. Понятие «Отечество» имеет для нас несколько значений. Это великая страна с великой историей. Это то, место, тот уголок, где человек родился и вырос, где проходит его жизнь.
Мы не случайно в начале нашего занятия «увлеклись» историей, поскольку, выражаясь словами Н.М. Карамзин «Я не верю, любви к Отечеству, которая презирает его летописи и не занимается ими. Должно приучить россиян к уважению собственного», настоящий гражданин должен уважать свое прошлое и, добавим от себя, настоящее. А уважение своего настоящего – залог прочной социализации каждого индивида, которая, в свою очередь, предполагает, знание и соблюдение конституционных прав и обязанностей.
В теории конституционного права различаются правовой статус человека и правовой статус гражданина.
Правовой статус человека – суть его положение, зафиксированное в международных пактах, определенный стандарт, к которому стремиться  или должно стремиться национальное законодательство. Подобным статусом должен обладать каждый человек, проживающий на территории любого государства, т.к. он является членом общечеловеческого сообщества.
Правовой статус гражданина – это правовой статус человека, который дополнен соответствующими правами и свободами национальным законодательством государства.
По объему прав, свобод и обязанностей выделяют: а) базовый (основной) – им обладает каждый – гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства - всем им от рождения принадлежат основные права и свободы, естественные права человека; б) полный (имеют только граждане России); в) ограниченный (специальный) статус.Национальное законодательство демократического государства, регулируя вопросы личности, призвано:
Признать за каждым человеком необходимые для жизнедеятельности естественные права;
Закрепить за каждой личностью права, характеризующие ее как гражданина;
Гарантировать права и свободы, обеспечить их охрану и защиту;
Предусмотреть обязанности личности и ее ответственность за их неисполнение.
 Отражение в национальном законодательстве комплекса названных вопросов образует институт правового статуса (правового положения) личности. В его состав входят нормы различных отраслей права: административного, конституционного, трудового, гражданского и др.
Таким образом, правовой статус (правовое положение) человека и гражданина представляет собой закрепленное нормами российского права фактическое положение личности. Или: закрепление юридическими нормами отношений и связей личности с коллективом, обществом, государством, другими лицами. Или: это фактическая свобода личности, закрепленная в законе.
Правовой статус выражает легальные пределы свободы личности, объем ее прав, обязанностей, законных интересов, установленных всей правовой системой Российской Федерации.
Термин «личность» - собирательное понятие. Поэтому можно говорить о правовом статусе российского гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства. Особенности этих правовых статусов установлены в законах РФ. В целом же содержание правового положения человека и гражданина охватывает собой совокупность закрепленными нормами права прав, свобод и обязанностей физических лиц и юридические гарантии их реализации и отражает специфику взаимоотношений личности и общества, гражданина и государства, отдельного индивида с окружающими.
В Конституции Российской Федерации закрепляются основные (наиболее значимые) как для отдельного человека, так и для общества и для государства права и свободы. Конституционные права и свободы присущи каждому человеку либо каждому гражданину без ограничений. Закрепляя какое-либо право или свободу государство исходит из его принадлежности всем без исключения.
Отличие конституционных прав от любых иных прав заключается в особой форме их закрепления – в Основном Законе страны и в особой правовой охране. Как известно, нормы, закрепленные в главе 2 Конституции,  не могут быть изменены иначе как в случае принятия новой Конституции.
Конституционные права и свободы человека и гражданина – это закрепленные Конституцией Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права неотъемлемые права и свободы принадлежащие каждому человеку от рождения либо в силу гражданства, обеспеченные принудительной силой государства.
Традиционно конституционные права и свободы классифицируют по важнейшим сферам жизни общества на личные, политические, социально-экономические и культурные. Возможно, также выделение в отдельную группу экологических прав.
Давайте обратимся для более глубокого анализа основных прав к текстам Конституции РФ.
Личные права относятся к категории прав человека, то есть они никак не связаны с гражданством. Эти права неотчуждаемы, принадлежат каждому человеку от рождения и составляют основу всего правового статуса личности. Все эти права определяют свободу человека в его личной жизни, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного вмешательства – ограждение автономии личности.
 Личные права человека и гражданина (5 мин.):
(На слайде представлены статьи Конституции, в которых представлена данная категория прав, обучающиеся обращаются к текстам Конституции, преподаватель предлагает проанализировать статьи и актуализировать самое основное)
(Данные слайды изменяются в зависимости от группы прав)
Слайд 1 (перед анализом текста Конституции РФ):

Слайд 2 (Результаты анализа):

Обучающиеся:
Право на жизнь (ст. 20)
Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22)
Право на неприкосновенность  частной жизни, на личную и  семейную тайну, защиту чести и доброго имени (ст. 23)
Право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23)
Право указывать и определять свою национальную принадлежность (ст. 26)
Право пользоваться своим родным языком, право на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ст. 26)
Право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства (ст. 27)
Право выезжать за пределы Российской Федерации (ст. 27).
  
Преподаватель:
Политические права, в отличие от личных принадлежат не каждому человеку, а  гражданам государства и осуществляются они в основном коллективно, хотя закон и не запрещает реализовывать их индивидуально, но сложно представить себе, например, реализацию права на проведение митингов, шествий, демонстраций индивидуально. Основной целью предоставления политических прав гражданам является  вовлечение их в жизнь страны, управление ее делами. Основным критерием выделения политических прав и свобод служит участие в управлении делами государства, взаимодействие с государственной властью. Политические права предусматриваются ст. ст. 30-33 Конституции Российской Федерации.
Политические права человека и гражданина (5 мин.):
(На слайде представлены статьи Конституции, в которых представлена данная категория прав, обучающиеся обращаются к текстам Конституции, преподаватель предлагает проанализировать статьи и актуализировать самое основное)
Обучающиеся:
Право на объединение (ст. 30)
Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, шествия и пикетирование (ст. 31)
Право на свободу массовой информации (ст. 29)
Право на политическое убежище (ст. 63)
Право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33)
Право на защиту и покровительство за пределами Российской Федерации (ст. 40)
 
Преподаватель:
 Социально-экономические права обеспечивают свободу  человека в экономической и социальной сфере. Критерием ее выделения служит отношение к собственности, возможность получения социальной помощи от государства.
Социально-экономические права человека и гражданина (7 мин.):
(На слайде представлены статьи Конституции, в которых представлена данная категория прав, обучающиеся обращаются к текстам Конституции, преподаватель предлагает проанализировать статьи и актуализировать самое основное)
Обучающиеся:
Право на свободный труд, выбор рода деятельности и профессии, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на отдых, на вознаграждение без какой бы то ни было дискриминации и не ниже  установленной законом минимальной оплаты труда, на защиту от безработицы, на трудовые споры, на забастовку (ст. 37)
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41)
Право на жилище (ст. 40)
Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39)
Право на создание профессиональных союзов для защиты своих прав и интересов (ст. 30)
Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности (ст. 34)
Право частной собственности (ст. 35)
Право наследования (ст. 35)
Право иметь в частной собственности землю (ст. 36).
  
Преподаватель:
К культурным правам и свободам относятся (2 мин.):
(На слайде представлены статьи Конституции, в которых представлена данная категория прав, обучающиеся обращаются к текстам Конституции, преподаватель предлагает проанализировать статьи и актуализировать самое основное)
Обучающиеся:
Право на образование (основное общее – обязательное, высшее – на конкурсной основе) (ст. 43).
Право на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44).
Преподаватель:
Помимо основных прав в Конституции РФ рассматриваются отдельные права граждан. Представляется целесообразным выделение экологических прав и свобод. Критерием такого выделения служит возможность требовать обеспечения  здоровой экологической среды. К экологическим правам следует отнести: право на благоприятную окружающую среду, право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическими правонарушениями.
Экологические права человека и гражданина (2 мин.):
(На слайде представлены статьи Конституции, в которых представлена данная категория прав, обучающиеся обращаются к текстам Конституции, преподаватель предлагает проанализировать статьи и актуализировать самое основное)
Обучающиеся:
Право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии  (ст. 42)
Право на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением (ст. 42).
 Сообщение студента «Экологические права человека и гражданина» сопровождается презентацией по теме сообщения (3 мин.).
Вопросы к сообщению (задает представитель выступающей группы другим группам, вопросы разрабатывают обучающиеся) (2 мин.):
Какие проблемы возникают в реализации данных прав?
Приведите примеры нарушения данных прав и их защиту?
Преподаватель
Правовой статус личности включает в себя не только права, но и обязанности – то есть закрепленные в Конституции Российской Федерации вид и мера должного поведения, неисполнение или ненадлежащее исполнение которого влечет юридическую ответственность.
Закрепляя широкий набор прав и свобод человека, государство берет на себя обязанность по их реализации. В свою очередь человек обладает не только правами, но и целым набором обязанностей. Обязанности, так же как и права можно разделить на обязанности человека и обязанности гражданина. Подавляющее большинство обязанностей возлагается на всех, независимо от принадлежности к гражданству.
 Обязанности человека и гражданина (5 мин.):
(На слайде представлены статьи Конституции, в которых представлена данная категория прав, обучающиеся обращаются к текстам Конституции, преподаватель предлагает проанализировать статьи и актуализировать самое основное)
Обучающиеся:
Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы РФ
Обязанность защищать Отечество и нести военную службу (ст. 59)
Обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57)
Обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58)
Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44)
Обязанность родителей заботиться о детях, их воспитании (ст. 38)
Обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38).
Преподаватель:
Следует  рассмотреть обязанности отдельной категории граждан в совокупности прав.
В нашей стране существует всеобщая воинская обязанность. Именно она обеспечивает обороноспособность страны. На военную службу призываются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. За уклонение от призыва на военную службу установлена уголовная ответственность. От воинской обязанности освобождаются мужчины моложе 16 и старше 60 лет, женщины — моложе 18 и старше 50 лет, а также негодные к военной службе по состоянию здоровья.
 Сообщение студента «Права военнослужащих» сопровождается презентацией по теме сообщения(3 мин.).
Вопросы к сообщению (задает представитель выступающей группы другим группам, вопросы разрабатывают обучающиеся) (2 мин.):
1)Какие проблемы возникают в реализации данных прав?
2)Приведите примеры нарушения данных прав и их защиту?
Преподаватель:
 Каждый гражданин Российской Федерации обладает целым комплексом прав: право на собственность, право на свободу слова, право на гражданство и др. Даже такой маленький гражданин, как ребенок, тоже имеет свои права, но часто об этом не задумывается.
Сообщение студента «Права детей» сопровождается презентацией по теме сообщения(3 мин.).
Вопросы к сообщению (задает представитель выступающей группы другим группам, вопросы разрабатывают обучающиеся) (2 мин.):
1)Какие проблемы возникают в реализации данных прав?
2)Приведите примеры нарушения данных прав и их защиту?
Преподаватель:
 Права человека являются основополагающими цивилизованного правового государства, и их соблюдение является неотъемлемой частью. Современный мир диктует новые условия жизни, однако права человека являются главным источником правового, демократически - развитого государства. В сегодняшнем, глобализирующемся мире права человека занимают ключевую позицию, однако споры и разногласия по вопросам перспективы прав человека в XXI веке обоснованы, и должны быть решены и универсализированы. Это позитивное значение прав человека, как для международных, так и внутригосударственных отношений подчеркивается в преамбуле Всеобщей декларации прав человека: «...признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира». Современный мир по-прежнему не избавился от войн и вооруженных конфликтов, вспыхивающих между странами на разных континентах. Соблюдение прав человека – основа мира во всем мире.
Сообщение студента «Права человека в мире» сопровождается презентацией по теме сообщения (5 мин.).
Вопросы к сообщению (задает представитель выступающей группы другим группам, вопросы разрабатывают обучающиеся) (2 мин.):
1)Какие проблемы возникают в реализации данных прав?
2)Приведите примеры нарушения данных прав и их защиту?
Обобщение и закрепление основных аспектов проведения занятия (65-75 мин.):
Каждая группа в результате жеребьевки выбирает одно право из группы основных прав (личные, социально-экономические, политические, культурные) и готовит ответы на вопросы (15 мин.). (Устанавливается регламент выступления – 3 мин. Определяются параметры оценки: убедительность, логичность, конкретизация фактов, применение в юридической практике):
С какими правами связано это право?
Какие проблемы возникают в реализации данного права?
Как соблюдается данное право в современном мире?
Приведите примеры фактов нарушения данного права?
Способы защиты?
Каждая группа работает по высказываниям на слайде распределенным по группам прав:

После анализа каждого высказывания преподаватель предлагает сначала в группах, а затем всей аудитории определить для каждого высказывания категории (в группах – 15 мин., общее – 15 мин.):
действует в исключительных случаях
действует в большинстве случаев
действует во всех случаях
ваш вариант ответа
(В результате возникает обсуждение, высказываются точки зрения, делаются выводы внутри каждой группы, результаты обсуждаются совместно)
Заключительное слово преподавателя (10 мин):
Комплекс основных прав и обязанностей, составляющих правовой статус личности, закреплен в Конституции РФ и конкретизирован в действующем законодательстве. Базовые положения российского права соотнесены с международным правом. Перспектива развития и совершенствования прав и свобод человека в современном мире играет ключевую роль, однако эти проблемы требуют своего решения на уровне демократических государств, которые согласны решать эти вопросы, однако основные мировые организации, такие как ООН и другие не должны обходить эти проблемы стороной, но эти тезисы – тема другого занятия.
анализ качества работы студентов индивидуально и всей группы в целом;
оценка работы (количественная и качественная)
ориентация на следующее занятие
Внеаудиторная самостоятельная работа (5 мин).
1. Подберите в средствах массовой информации материал о нарушениях прав личности и их соблюдении. Поясните информацию с юридической точки зрения.
2. Организуйте пресс-конференцию по проблеме «Реализация конституционных прав в России». В финале каждого выступления разработайте свою позицию по решению возникающих в исследуемой теме проблем.
3. Организуйте работу с текстом Конституции РФ. Для анализа конституционных прав граждан России необходимо воспользоваться главой 2 Конституции. Прочтите внимательно ее текст и выпишите нормы, содержащие те или иные права граждан. Попытайтесь подобрать нормы действующего законодательства, в которых разъясняются и реализуются положения Конституции. Для этого можно обратиться к Уголовному, Гражданскому процессуальному, Трудовому кодексу РФ и др.