Конспект внеклассного мероприятия «Конституция Российской Федерации»


Воловод Лилия Ленгартовна,
учитель начальных классов
МБОУ «Сакская средняя школа №1
имени Героя Советского Союза
В. К. Гайнутдинова»
г.Саки Республика Крым
Внеклассное мероприятие ( 1класс )
Тема: «Конституция Российской Федерации»
Цель: гражданско-патриотическое и правовое воспитание обучающихся.
Задачи:
- сформировать уважение к заложенным в Конституции Российской Федерации общечеловеческим и российским ценностям, основам построения государства.
- познакомить с основными символами нашего государства, рассмотреть их функциональное предназначение, символическое значение цветов и образов
-развивать познавательный интерес к своей Родине; содействовать личностному росту школьника как гражданина своей страны
-воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства, патриотические чувства, формировать чувство гордости за свою Родину.
Оборудование: Конституция Российской Федерации, изображения флага и герба России, шаблоны флага для раскрашивания, монета с изображением герба, музыка гимна, карта России, ноутбук.
Ход занятия
1.Вступительное слово учителя
Россия - самая большая страна на свете. Посмотрите на карту. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде. На свете много разных стран, но есть одна страна: от белых льдов до теплых рек раскинулась она. Посмотрите, на карте России много голубого цвета. Это реки, моря и озера. Очень красива и богата наша страна.
Скажите, пожалуйста, какими документами пользуются люди, когда необходимо удостоверить личность? (паспортом, свидетельством о рождении)
-Скажите, а какой самый главный документ ученика? (Дневник).
-Как вы считаете, у государства может быть подобный документ, который бы устанавливал основные законы, права и обязанности граждан, герб, гимн и флаг государства? (Да, это Конституция).
2. Рассказ учителя о Конституции.
-Совершенно верно, таким документом является Конституция. Вряд ли вы найдете человека, который не слышал бы о том, что в его государстве есть Конституция. Конституцией гордятся, на ней клянутся, её обсуждают. Сегодня мы поговорим о конституции нашей Родины.
3. Составление плана занятия.
План занятия
Почему необходима Конституция в стране?
Конституция – это основной закон государства. Она нужна для того, чтобы люди подчинялись единым правилам(законам), чтобы в общественной жизни был порядок. Сколько людей- столько и мнений. Одни считают, что грубость и насилие- это хорошо, другие могут воровать и совершать дурные поступки. Чтобы не было в стране хаоса, и нужна Конституция.
Когда была принята Конституция, её основные законы?
Конституции Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. За неё проголосовало 60% граждан РФ. И с тех пор День Конституции является одним из самых значимых государственных праздников России.
Права и обязанности граждан.
Конституция Российской Федерации высшей ценностью провозглашает человека, его права и свободы. Согласно Конституции нашей страны, каждый имеет право на жизнь, имеет право выбирать профессию, право на отдых, жильё и медицинскую помощь. Все люди равны перед законом, и каждого из нас защищает государство через полицию и суд. Конституция Российской Федерации не только провозглашает и гарантирует своим гражданам разнообразные права, но и возлагает на них обязанности: заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, платить законно установленные налоги и сборы; охранять природу и окружающую среду; защищать Отечество и нести военную службу. Главная обязанность любого гражданина – соблюдать законы нашего государства.
Государственные символы Российской Федерации.
Каждая страна имеет свой герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами. Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал.
Имеет флаг, и гимн, и герб
Российская держава.
И, как и все символы, они
Жизнь нашу отражают.
Важный символ нашего государства – флаг.
Наш российский флаг - трехцветный. Цвету придается особый смысл. Белый означает мир и чистоту совести, синий - небо, верность и правду, красный - огонь и отвагу.
День 22 августа отмечается в нашей стране, как день Государственного флага Российской Федерации. На каких зданиях нашего города можно увидеть герб и флаг? Надругательство над флагом влечет за собой ответственность в рамках действующего закона.
4.Практическое задание
Предлагаю выполнить такое задание: раскрасьте шаблон, лежащий перед вами в цвета российского флага и повторим значения цветов флага.
Часто на праздниках, военных парадах мы слышим торжественную песню, называемую гимном.
Гимн - это торжественная песня, исполняемая в особых, наиболее важных случаях.
Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
В гимне российском есть такие слова:
«Россия - любимая наша страна».
Россией гордимся, России верны,
И нет на свете лучше страны.
Слова написал те Сергей Михалков,
Понятен и близок нам смысл этих слов.
А Александров ноты сложил,
Работу над гимном так завершил.
Гимн слушаем стоя и молча всегда:
Его нам включают в момент торжества!
Гимн слушают стоя. Давайте и мы послушаем один куплет этой торжественной песни. (Звучит гимн). А теперь давайте рассмотрим герб нашей страны.
Герб - это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и других официальных документах. (Показ монеты.) Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нем отражена история. Давайте рассмотрим наш герб. Что на нем изображено?
Золотой двуглавый орел изображен на фоне щита красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – это жезл украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце.
На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это - святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить дракона. Ужасный, черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.
Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Любовь к Родине начинается с любви к своему дому, к своей улице, к своей школе, к своим родителям и к своему родному городу. От чего зависит благополучие страны?
Чтобы страна была богатой и имела возможность лучше заботиться о своих гражданах, граждане должны заботиться о благополучии своей страны. В чем заключается забота государства о своих гражданах? (Гарантирует права гражданина.)
В какой республике мы живём?
Как называется город, в котором мы живём?
5.Физминутка «Как живешь»
Текст Описание движений
- Как живешь? Показываем большие пальцы
- Вот так! обеих рук, держа их вверх.
- Ночью спишь? Ладошки соединяем вместе и
-Вот так! кладем на них голову.
- Как берешь? - Вот так! Прижимаем ладошку к себе.
- А даешь? - Вот так! Ладошку от себя вперед.
- Как шалишь? Надуваем щечки и кулачками
- Вот так! мягко ударяем по ним.
- Как грозишь? Погрозить пальцем вперед или
-Вот так! друг другу.
6.Продолжение рассказа о Конституции.
Ребята, а вам не показалось странным то, что мы с тобой живем в России, а изучаем Конституцию Российской Федерации? Наша страна называется Россия, но её полное название – Российская Федерация.
- Что значит слово «федерация «? (Федерация - это договор, союз)
- Наша страна называется Российской потому, что большинство ее населения – русские. А вот слово Федерация поясняет, что вместе с русскими на ее землях живут и другие народы. У многих из них есть свои республики, свои национальные округа, но все они объединились в федерацию- союз равноправных народов. В нашей стране живут более 180 национальностей и народностей. Всех людей, живущих в России, можно назвать россиянами. Все люди в нашей стране равноправны. Об этом тоже написано в Конституции.
7. Актуализация знаний.
-Для закрепления знаний, полученных на занятии, поиграем в игру.
Страна, где человек родился и вырос (Родина)
Как называют граждан России?(Россияне.)
3. Самый главный город каждой страны (Столица)
4. Как называется основной закон страны(Конституция)
5. Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности (Гражданин)
6. Человек, получивший от народа право на власть (Президент)
7.Какие символы государства вы знаете? (Флаг, герб, гимн)
8. Как называется изображение – символ, которое показывает исторические традиции города, государства, семьи, отдельного лица? (Герб).
9. Как называются правила, которые устанавливает государство? (Законы).
8. Закрепление знаний
Составление плаката «Я и Конституция».

Заключительное слово учителя
Вот и подошло к концу наше мероприятие. Мне бы хотелось, чтобы всё, о чём сегодня услышали, осталось в памяти надолго, чтобы в ваших сердцах была любовь к месту, где вы родились. Вы многое узнали о Конституции нашей страны, о правах и обязанностях граждан. Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и уметь. Любите свою Родину, растите достойными гражданами своей страны.