Урок по теме Конституция Российской Федерации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Североонежская средняя общеобразовательная школа Плесецкого района»
Подрезова Надежда Арестовна, учитель истории, права и обществознания высшей квалификационной категории.


Конституция Российской Федерации.
Права и свободы человека и гражданина.

Методическая разработка урока по обществознанию.7 класс. 1-й урок по теме «Конституция Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина».


Цели:
-Познакомить семиклассников с основными правами и обязанностями, используя Конституцию РФ;
-сформировать представление об основных правах и свободах личности гражданина;
-способствовать развитию чувства патриотизма, гражданской позиции;
-формировать умения отвечать на поставленные вопросы и анализировать текст,
- формирование навыков работы в группе.

Ключевые понятия: Конституция РФ, права и свободы личности, человек; гражданин;

Оборудование: Конституция РФ, раздаточный материал - карточки с отдельными статьями Конституции РФ, тексты с заданиями для групп, цветные карточки-символы, изображение солнца на доске, солнечные лучи, маленькие солнышки, музыкальное сопровождение (мелодия песен: « Бременские музыканты», «Пусть всегда будет солнце», «Чему учат в школе», « Я на солнышке лежу», «Антошка», «Погода в доме»). Список книг:
1. Андерсен, Х.-К. «Дюймовочка».
2. Гаршин, В. М. «Лягушка-путешественница».
3. Крылов, И. А. «Мартышка и очки».
4. Мамин-Сибиряк, Д. Н. «Серая шейка».
5. Маршак, С. Я. «Багаж».
6. Михалков, С. В. «Три поросенка».
7. Носов, Н. Н. «Приключения Незнайки и его друзей».
8. Перро, Ш. «Красная Шапочка».
9. Пушкин, А. С. «Сказка о рыбаке и рыбке».
11. Русская народная сказка. «Репка».
12. Толстой, А. Н. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
13. Чуковский, К. «Айболит».
14. Перро, Ш. «Золушка».

Формы организации учебного процесса интерактивные: сочетание традиционных классических форм, методов и приемов обучения с инновационными, нетрадиционными: урок деловой игры, индивидуализация и дифференциация обучения (работа в малых группах).

Технологии, применяемые на уроке: «кейс-технология», технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технология реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
технология дифференцированного обучения,
технология проблемного обучения с целью самостоятельного поиска результата, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.


Ход урока.

1.Организационный момент.
В начале урока звучит песня «Пусть всегда будет Солнце», на мультимедиа проекторе показываем фрагменты жизни и деятельности человека (отдых детей на море, фотографии спортивных и школьных занятий, экскурсии, походы, медицинское обслуживание, трудовую и политическую деятельность и т.д.).На классной доске приклеен большой солнечный диск, лучи изображены пока цветным мелом
2.Вводное слово учителя (работа над целеполаганием ).
- Скажите, пожалуйста, о чем вам рассказали эти фотографии?
-Какова главная мысль известной детской песни «Пусть всегда будет Солнце»?
-Кто и что защищает право человека на свободную и счастливую жизнь?
Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова поэта Н.Доризо

Есть книга правды и свободы,
Вся наша жизнь - ее слова,
Запечатлели в ней народы
Свои священные права.

- Что это за книга? Правильно. Это-Конституция РФ. (внимание на доску).Она, как солнце, всегда снами, всегда согревает и защищает нас своим теплом и светом( учитель переворачивает солнечный диск, приклеенный на доску, на обратной стороне которого написано - Конституция РФ)

-О чем она? - Итак, что мы будем изучать сегодня на уроке? Правильно. Тема урока «Конституция РФ. Права и свободы человека и гражданина».
Эта книга является основным законом нашего государства, называется «Конституция РФ». Последняя конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
Далее учитель выводит на экран слайд:
«Мы, многонациональный народ РФ, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию РФ».

3.Изучение нового материала.

(Далее изучаются некоторые статьи из главы 2 «Права и свободы человека гражданина».)
Класс заранее был разбит на группы. Каждая группа получает свой лист заданий свой «кейс( папка с документами:
-тексты статей из Конституции
-тексты о нарушениях прав человека
-классификацию групп прав человека
-список книг.
- цветные карточки-символы
-маленькие солнышки
-оценочные листы.
Ватман и цветные карандаши приготовлены учащимися заранее.

(Учитель организует работу групп по изучению прав человека)
Учитель говорит: « Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна, свята, неприкосновенна. К сожалению, в современном мире существует множество опасностей, угрожающих этому праву. Война: бомбы, снаряды, пожарища, гибель сотен и тысяч людей. Почему прерываются их жизни? За что?
У права человека на жизнь есть еще одно измерение. Оно предполагает, что люди должны жить достойно, благополучно. «Благополучная жизнь» понятие не слишком определенное. Для одних это жизнь в богатстве и роскоши, для других здоровье, возможность получить образование, пользоваться достижениями культуры, хорошая семья. Подчеркнем, что право человека на жизнь предполагает создание условий, благоприятствующих его развитию, становлению его личности.
Сегодня мы будем работать в группах по изучению Конституции РФ, права и свобод человека и гражданина». У каждой группы на столе свой «кейс».

4.Работа в группах.
Лист заданий
« Конституция РФ. Права и свободы человека и гражданина».
Цель урока:
1.Изучить текст документа «Конституция РФ, глава 2».
Оборудование урока: Учебник п.6, стр. 68-73 , «Конституция РФ, глава 2».
План работы.
1.Познакомиться с текстом: Конституция РФ, глава 2,учебник п.6, стр. 68-69,
2.Проработать свои статьи, указанные в названии группы.
а) Определить к какой группе прав относятся статьи, указанные в ваших текстах. (Определить цветом)
б) кратко назвать эти статьи всему классу.
в) внимательно выслушать выступления других групп
г) после выступления других групп поднять цветные карточки-символы, обозначающие соответствующие цвета- права человека:
Красный - личные права человека
Желтый - политические права человека
Зеленый - экономические права человека
Синий - социально-культурные права человека
Физкультминутка.
3.Назвать какие права человека нарушены (На основании вашего текста). Записать нарушения в тетрадь с указанием номера вашей группы.
4.Индивидуальное задание для каждой группы.
5. Выступить с защитой работы (3 мин.)
Замечание: Время работы группы ограничено 20 мин, поэтому нужно строго распределить все задания.

В ходе работы групп проводиться физкультминутка. Учитель предлагает поднять цветные символы – карточки по группам прав человека, затем называет какие цвета (т.е. группы учащихся ) меняются местами. Продолжаем работу над заданием №3,4.

1 группа. Гражданские (личные) права.
2 группа. Политические права
3 группа. Экономические права
4 группа. Социальные права и культурные права


5. Выступление групп с индивидуальными 4 и 5 заданиями. Одна группа выступает, остальные оценивают это выступление по 5-балльной системе.
По ходу своего выступления 1 группа приклеивает на доску солнечные лучи.

6.Закрепление нового материала. Итак, мы сегодня познакомились с основными правами человека, гарантированными нам Конституцией РФ. Давайте проверим, как мы запомнили эти права.

Вам выданы названия книг и сказок, из которых вы должны вспомнить героев названных мной прав.   по 1 баллу за ответ.
1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная Шапочка», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке».)
2. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? («Три поросенка», зайка из русской народной сказки «Ледяная избушка».)
3. Какие сказочные героини страдают от вмешательства в личную жизнь? (Людмила из поэмы Пушкина А. С. «Руслан и Людмила», Марья Моревна - персонаж русских народных сказок.)
4. Героини каких сказок воспользовались правом свободного передвижения и выбора местожительства? («Лягушка-путешественница».)
5. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка».)
6. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? («Золотой ключик, или Приключения Буратино».)
7. Какие литературные герои воспользовалась правом на свободу мирных собраний? («Бременские музыканты», «Квартет», «Белоснежка и семь гномов».)
8. В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и его работнике Балде».)
9. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка.)

Молодцы. (Группы записывают сколько у них баллов).
7. Еще одно небольшое музыкальное задание. Звучит фрагмент музыкального произведения. Вам надо угадать о каком праве человека идет здесь речь.
Бременские музыканты - право на свободное перемещение
Пусть всегда будет солнце- право на жизнь
Чему учат в школе – право на образование
Я на солнышке лежу - право на отдых
Антошка - право на труд
Погода в доме – право на воспитание в семье и др.
Итог: Учитель: Наш урок подошел к концу. Давайте еще раз посмотрим на наше солнце. У него появились лучи. Что это? Да, это права человека. Они проникают во все живое и обеспечивают нашу счастливую жизнь- С каким важным документом вы познакомились?
Закончить урок я хочу словами известного вам поэта Н.Доризо( слайд)

Той книги солнечные строки
Лежат пред нами, как дороги,
Зовут на подвиг и на труд...
Как песнь заветная поэту,
Она тебе принадлежит.
И для Отечества родного
По зову творческой души
Впиши в нее хотя б полслова,
Верней, всю жизнь в нее впиши.
Н. Доризо.

Сдайте, пожалуйста, свои тетради и оценочные листы.

Спасибо вам за урок. Если вам понравился сегодняшний урок- нарисуйте на своем маленьком солнышке улыбку, не понравился- уныние, есть вопросы- поставьте вопрос на своем солнышке. приклейте свои солнышки к большому Солнцу на доске. Спасибо.


19 октября 2013г. Учитель Н.А.Подрезова.
















ЛИТЕРАТУРА
1.Ахмегова, И., Иванова, Т., Иоффе, А. Мой выбор: учебно-методическое пособие для учителей средней школы.- М.: Министерство образования России. 2003.
2.Выстропова, А. В. Права, свободы и обязанности человека и гражданина в РФ: лекции. - Волгоград, изд-во ВРО МСЮ, 2001.
3.«Дело Робинзона Крузо» (о том, как наш любимый герой нарушил Всеобщую декларацию ООН // Граждановедение. - 1998. - № 34. - С. 2.
2. «Карабас-рабовладелец» (игра по сказке «Приключения Буратино» с целью изучения Декларации прав человека) // Граждановедение. - 1998. -№ 16.-С. 6.
3.«Права человека». Вопросы и ответы// Граждановедение.- 1998.-№ 28. - С. 6-7.
Лебедев, О. Права детей // Народное образование. Российский общественно-политический журнал. - 2000. - № 8. - С. 32-42.
4.А.Ф.Никитин. Права человека. дополнительные материалы к учебникам. «Право и политика». «Основы государства и права».9-11 классы. Дрофа, 2000.




























Приложение № 1. Оценочный лист группы

Оценочный лист группы №1
Руководитель группы________________________________

Учащиеся
Задание №2
Задание №3
Задание №4
Выступление













































Оценочный лист группы №2
Руководитель группы________________________________

Учащиеся
Задание №2
Задание №3
Задание №4
Выступление












































Оценочный лист группы №3
Руководитель группы________________________________

Учащиеся
Задание №2
Задание №3
Задание №4
Выступление















































Оценочный лист группы №3
Руководитель группы________________________________

Учащиеся
Задание №2
Задание №3
Задание №4
Выступление










































































Приложение № 2. 1 группа.
лист заданий
1.Изучить текст документа «Конституция РФ, глава 2».
Оборудование урока: Учебник п.6, стр. 68-73 , «Конституция РФ, глава 2».
План работы.
1.Познакомиться с текстом «Учебник п.6, стр. 68-69, «Конституция РФ, глава 2».
2.Проработать свои статьи, указанные в названии группы.
а) Определить к какой группе прав относятся статьи, указанные в ваших текстах.
б) кратко назвать эти статьи всему классу.
в) внимательно выслушать выступления других групп
г) после выступления других групп поднять цветные карточки-символы, обозначающие соответствующие цвета- права человека:
Красный - личные права человека
желтый - политические
зеленый - экономические
синий - социально-культурные
Физкльтминутка
3.Назвать какие права человека нарушены (На основании вашего текста).
4.записать на солнечных лучах основные права человека.(В ходе выступления приклеить их на доску к солнцу)
5. Выступить с защитой работы (5-7 мин.)
Замечание: Время работы группы ограничено 20 мин, поэтому нужно строго распределить все задания.

Кейс

1.Перечень прав человека

Гражданские (личные) права это права, принадлежащие человеку как биосоциальному существу. К ним относятся право на жизнь (гл. 1 ст. 20), на честь и достоинство (гл. 1 ст. 21), на свободу и личную неприкосновенность (гл. 1 ст. 22), свобода совести (ст. 28), равенство перед законом и судом (гл. 1 ст. 19), презумпция невиновности (гл. 1 ст. 49), свобода выбора места жительства (ст. 27), неприкосновенность жилища и частной жизни (гл. 1 ст. 23, 25), право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений (гл. 1 ст. 23).
Политические права права, обеспечивающие возможность участия граждан в политической жизни страны. К ним относятся избирательные права, т. е. право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 32), свобода слова, мысли (ст. 29), мирных собраний (ст. 31), создания союзов и объединений (ст. 30), а также право направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы государственной власти (ст. 33).
К экономическим правам, под которыми понимаются узаконенные возможности свободного распоряжения средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, относятся: право быть собственником, т. е. свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом (ст. 35), право наследования (ст. 35), право на свободное занятие предпринимательской деятельностью (ст. 34), право на труд, свободный выбор профессии и рода занятий (ст. 37), на отдых (ст. 37), на удовлетворительное вознаграждение за труд (не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законом), на защиту от безработицы (ст. 37) и др.
Социальные права граждан права на благосостояние и достойный уровень жизни: право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39), право на жилище (ст. 40), право на медицинскую помощь (41)

2. Из Конституции РФ.
СТАТЬЯ 19
1. Все равны перед законом и судом.
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

СТАТЬЯ 20
1. Каждый имеет право на жизнь.
2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

СТАТЬЯ 21
1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

СТАТЬЯ 22
1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

СТАТЬЯ 23
1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

СТАТЬЯ 25
Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

СТАТЬЯ 26
1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

СТАТЬЯ 27
1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.


СТАТЬЯ 47
1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

3. Какие права человека нарушены в данном отрывке?
а)В. Гюго. «Отверженные». Меня зовут Козетта. Когда я была совсем маленькая, у меня была молодая, красивая и добрая мама. Но у мамы совсем не было денег, и поэтому она оставила меня у трактирщицы, тетки Тенардье. Тетка взяла все мои деньги, все платья, но мне она ничего не дает. Она заставляет меня выполнять самую трудную и грязную работу. Она вечно недовольна, кричит на меня и бьет, я часто плачу, но мне некому пожаловаться, никто не хочет за меня заступиться.
б)Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Мой муж - храбрый воин, он очень отважный человек, горячо преданный Родине и своим друзьям. Его все любят и уважают. Но моя жизнь не так уж радостна. Я все время дома, одна, я не смею перечить мужу, его слово для меня -закон. Я должна выполнять всю работу, так как муж редко бывает дома, к тому же я почти не вижу своих двух сыновей, и меня это очень огорчает.

в) О. Уайльд. «Звездный мальчик». Меня нашли глухой холодной ночью бедные люди. Я лежал в снегу и замерзал. На мне был яркий синий плащ со звездами, поэтому все решили, что я упал со звезды. Бедное семейство стало меня воспитывать, но я всегда знал, что они - не мои родители, я для них слишком красив, одарен, а они совсем простые, бедные, некрасивые люди. Я не мог называть их папой и мамой. Я очень жестоко обращался со всеми и был за это наказан. Я мечтал только об одном - найти своих настоящих родителей, и после долгих приключений и страданий мне это удалось. Так что я - не сирота, и никто мне не докажет, что эти король и королева - не мои настоящие родители, хотя воспитывали меня не они.


























Приложение № 3. 2 группа.
Лист заданий.
1.Изучить текст документа «Конституция РФ, глава 2».
Оборудование урока: Учебник п.6, стр. 68-73 , «Конституция РФ, глава 2».
План работы.
1.Познакомиться с текстом «Учебник п.6, стр. 68-69, «Конституция РФ, глава 2».
2.Проработать свои статьи, указанные в названии группы.
а) Определить к какой группе прав относятся статьи, указанные в ваших текстах.
б) кратко назвать эти статьи всему классу.
в) внимательно выслушать выступления других групп
г) после выступления других групп поднять цветные карточки-символы, обозначающие соответствующие цвета- права человека:
Красный - личные права человека
желтый - политические
зеленый - экономические
синий - социально-культурные
Физкльтминутка
3.Назвать какие права человека нарушены (На основании вашего текста).
4.Изобразить на плакате вашу группу прав человека ( например в виде дерева или цветка с лепестками - прав человека)
5. Выступить с защитой работы (5-7 мин.)
Замечание: Время работы группы ограничено 20 мин, поэтому нужно строго распределить все задания.


Кейс

1.Гражданские (личные) права это права, принадлежащие человеку как биосоциальному существу. К ним относятся право на жизнь (гл. 1 ст. 20), на честь и достоинство (гл. 1 ст. 21), на свободу и личную неприкосновенность (гл. 1 ст. 22), свобода совести (ст. 28), равенство перед законом и судом (гл. 1 ст. 19), презумпция невиновности (гл. 1 ст. 49), свобода выбора места жительства (ст. 27), неприкосновенность жилища и частной жизни (гл. 1 ст. 23, 25), право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений (гл. 1 ст. 23).
Политические права права, обеспечивающие возможность участия граждан в политической жизни страны. К ним относятся избирательные права, т. е. право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 32), свобода слова, мысли (ст. 29), мирных собраний (ст. 31), создания союзов и объединений (ст. 30), а также право направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы государственной власти (ст. 33).
К экономическим правам, под которыми понимаются узаконенные возможности свободного распоряжения средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, относятся: право быть собственником, т. е. свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом (ст. 35), право наследования (ст. 35), право на свободное занятие предпринимательской деятельностью (ст. 34), право на труд, свободный выбор профессии и рода занятий (ст. 37), на отдых (ст. 37), на удовлетворительное вознаграждение за труд (не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законом), на защиту от безработицы (ст. 37) и др.
Социальные права граждан права на благосостояние и достойный уровень жизни: право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39), право на жилище (ст. 40), право на медицинскую помощь (41)

2.Из Конституции РФ.
СТАТЬЯ 29
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
СТАТЬЯ 30
1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для зашиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
СТАТЬЯ 31
Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

СТАТЬЯ 32
1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

СТАТЬЯ 33
Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

3.Какие права человека нарушены в данном отрывке?

а)16 апреля 1852 г. писатель Тургенев был посажен на съезжую за статью о Гоголе. Французский философ Вольтер высмеял герцога Рогана. Герцог велел своим лакеям избить Вольтера. Что и было исполнено. Вольтер вызвал герцога на дуэль. Но тот отказал, так как Вольтер не был дворянином. Автор «Робинзона Крузо» Д. Дефо за сатирическую статью был приговорен к тюремному заключению. Сутки он провел привязанный к позорному столбу на площади. Дефо было тогда сорок два года. Русский поэт А. И. Полежаев за поэму «Сашка» был сослан в солдаты. За самовольную отлучку просидел год в тюрьме, закованный в кандалы. Французский философ и педагог Ж. Ж. Руссо за книгу «Эмиль, или О воспитании» был приговорен к тюремному заключению. П. Бомарше после представления своей пьесы «Свадьба Фигаро» был арестован и посажен в тюрьму.


















Приложение № 4. 3 группа.

Лист заданий.
1.Изучить текст документа «Конституция РФ, глава 2».
Оборудование урока: Учебник п.6, стр. 68-73 , «Конституция РФ, глава 2».
План работы.
1.Познакомиться с текстом «Учебник п.6, стр. 68-69, «Конституция РФ, глава 2».
2.Проработать свои статьи, указанные в названии группы.
а) Определить к какой группе прав относятся статьи, указанные в ваших текстах.
б) кратко назвать эти статьи всему классу.
в) внимательно выслушать выступления других групп
г) после выступления других групп поднять цветные карточки-символы, обозначающие соответствующие цвета- права человека:
Красный - личные права человека
желтый - политические
зеленый - экономические
синий - социально-культурные
Физкльтминутка
3.Назвать какие права человека нарушены (На основании вашего текста).
4.Составить синквейн со словом « Права человека»
синквейн ( стихотворение в 5 строк):
Существительное
Прилагательное прилагательное
Глагол Глагол Глагол
Фраза- 4 слова
Существительное=Вывод

5. Выступить с защитой работы (5-7 мин.)
Замечание: Время работы группы ограничено 20 мин, поэтому нужно строго распределить все задания.

Кейс
1.Гражданские (личные) права это права, принадлежащие человеку как биосоциальному существу. К ним относятся право на жизнь (гл. 1 ст. 20), на честь и достоинство (гл. 1 ст. 21), на свободу и личную неприкосновенность (гл. 1 ст. 22), свобода совести (ст. 28), равенство перед законом и судом (гл. 1 ст. 19), презумпция невиновности (гл. 1 ст. 49), свобода выбора места жительства (ст. 27), неприкосновенность жилища и частной жизни (гл. 1 ст. 23, 25), право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений (гл. 1 ст. 23).
Политические права права, обеспечивающие возможность участия граждан в политической жизни страны. К ним относятся избирательные права, т. е. право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 32), свобода слова, мысли (ст. 29), мирных собраний (ст. 31), создания союзов и объединений (ст. 30), а также право направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы государственной власти (ст. 33).
К экономическим правам, под которыми понимаются узаконенные возможности свободного распоряжения средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, относятся: право быть собственником, т. е. свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом (ст. 35), право наследования (ст. 35), право на свободное занятие предпринимательской деятельностью (ст. 34), право на труд, свободный выбор профессии и рода занятий (ст. 37), на отдых (ст. 37), на удовлетворительное вознаграждение за труд (не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законом), на защиту от безработицы (ст. 37) и др.
Социальные права граждан права на благосостояние и достойный уровень жизни: право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39), право на жилище (ст. 40), право на медицинскую помощь (41)

2.Из Конституции РФ.
СТАТЬЯ 34
1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

СТАТЬЯ 35
1. Право частной собственности охраняется законом.
2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
4. Право наследования гарантируется.

СТАТЬЯ 36
1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

СТАТЬЯ 37
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

3.Какие права человека нарушены в данном отрывке?

«В Спарте жили полноправные спартиаты - потомки завоевателей, пришедших с севера. Их было только 10 % от всего населения. Только спартиаты владели земельными участками. На их земле трудились рабы - илоты. Они были из числа покоренных. Торговлей и ремеслами занимались свободные, но лишенные многих прав жители близлежащих городов - периэки. Спартиаты не трудились, посвящая время физическим упражнениям и военной подготовке. У спартиатов царил культ здоровья. Родители новорожденных обязаны были предъявлять младенцев старейшинам. Слабых и больных те приказывали сбрасывать в пропасть. Мальчики старше семи лет воспитывались вне дома. Юноши объединялись в товарищества: они вместе жили, питались, охотились, отправлялись на войну. Взрослые спартиаты участвовали в народном собрании, в выборах высших должностных лиц. Гражданам Спарты запрещалось без специального разрешения покидать государство, вступать в браки с иноземцами, воспитывать сыновей в семье. Спартиаты считали свое государственное устройство наилучшим, а себя - самыми свободными жителями Греции».









Приложение № 5. 4 группа.
Лист заданий.
1.Изучить текст документа «Конституция РФ, глава 2».
Оборудование урока: Учебник п.6, стр. 68-73 , «Конституция РФ, глава 2».
План работы.
1.Познакомиться с текстом «Учебник п.6, стр. 68-69, «Конституция РФ, глава 2».
2.Проработать свои статьи, указанные в названии группы.
а) Определить к какой группе прав относятся статьи, указанные в ваших текстах.
б) кратко назвать эти статьи всему классу.
в) внимательно выслушать выступления других групп
г) после выступления других групп поднять цветные карточки-символы, обозначающие соответствующие цвета- права человека:
Красный - личные права человека
желтый - политические
зеленый - экономические
синий - социально-культурные
3.Назвать какие права человека нарушены (На основании вашего текста).Физкльтминутка
4.инсценировать какое- либо нарушение прав человека.
6. Выступить с защитой работы (5-7 мин.)
Замечание: Время работы группы ограничено 20 мин, поэтому нужно строго распределить все задания.

Кейс

1.Гражданские (личные) права это права, принадлежащие человеку как биосоциальному существу. К ним относятся право на жизнь (гл. 1 ст. 20), на честь и достоинство (гл. 1 ст. 21), на свободу и личную неприкосновенность (гл. 1 ст. 22), свобода совести (ст. 28), равенство перед законом и судом (гл. 1 ст. 19), презумпция невиновности (гл. 1 ст. 49), свобода выбора места жительства (ст. 27), неприкосновенность жилища и частной жизни (гл. 1 ст. 23, 25), право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений (гл. 1 ст. 23).
Политические права права, обеспечивающие возможность участия граждан в политической жизни страны. К ним относятся избирательные права, т. е. право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 32), свобода слова, мысли (ст. 29), мирных собраний (ст. 31), создания союзов и объединений (ст. 30), а также право направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы государственной власти (ст. 33).
К экономическим правам, под которыми понимаются узаконенные возможности свободного распоряжения средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, относятся: право быть собственником, т. е. свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом (ст. 35), право наследования (ст. 35), право на свободное занятие предпринимательской деятельностью (ст. 34), право на труд, свободный выбор профессии и рода занятий (ст. 37), на отдых (ст. 37), на удовлетворительное вознаграждение за труд (не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законом), на защиту от безработицы (ст. 37) и др.
Социальные права граждан права на благосостояние и достойный уровень жизни: право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39), право на жилище (ст. 40), право на медицинскую помощь (41)

2.Из Конституции РФ.

СТАТЬЯ 38
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание равное право и обязанность родителей.
3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

СТАТЬЯ 39
1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае б'олезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

СТАТЬЯ 40
1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

СТАТЬЯ 41
1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.



2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

СТАТЬЯ 42
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

СТАТЬЯ 43
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

СТАТЬЯ 44
1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

3. Какие права человека нарушены в данном отрывке?

Одним из главных проявлений экологического кризиса является колоссальное загрязнение природной среды. Оно вызывается, прежде всего, выбросами в атмосферу, совершаемыми промышленными предприятиями и транспортом. Продукты неполного сгорания угля, нефти в виде мельчайших частичек взвешены в городском воздухе. Весь спектр тяжелых металлов висит над нами, возвращаясь на землю с дождем и снегом. На космическом снимке нашей столицы можно увидеть область этого загрязнения, протянувшуюся от Москвы к юго-востоку, в Мещеру. К этому прибавляются еще 8 млн т бытовых и в 5 раз больше промышленных отходов, которые производит Москва. В городе и прилегающих к нему районах размещены сотни свалок и захоронений всех видов отходов, в том числе и радиоактивных.
Экологический кризис проявляется также в резком истощении природных ресурсов. Ежегодно в мире добывается 4 млрд т нефти, более 2 млрд т угля. Восполнить эти ресурсы будет невозможно. На создание молибдена и никеля, каменного угля, нефти и газа, подземных вод и плодородных черноземов природе пришлось затратить колоссальный энергетический потенциал и сотни тысяч, а порой и миллионы лет. Следовательно, сохраняя существующие объемы добычи полезных ископаемых, ныне живущие могут обречь грядущие поколения на полное истощение природных ресурсов.
Уже начавшееся общепланетарное потепление привело, например, к тому, что снежный покров в Европе в 80-е годы нашего столетия сократился на 13 процентов. Особенно серьезно это сказывается на горных районах. Выработан прогноз, согласно которому многие районы Альп через 20-30 лет могут остаться бесснежными. Начнется массовое таяние ледников и горного слоя вечной мерзлоты, что сделает склоны гор крайне лавиноопасными



19 октября 2013г. Учитель Н.А.Подрезова.
15