обучение детей в ДШИ для общего развития т. е. для себя


Методическое сообщение
На тему: «Музыкальное развитие детей обучающихся в ДМШ для общего развития т.е. «для себя»
Составила:преподаватель I квалификационной категории
Максимова Г.Р Наблюдения некоторых ученных, за развитием детей, привели их к выводам: ребёнок, даже при самых благоприятных условиях, не может перескочить через ступень развития. Он может ускорить появление следующей ступени самостоятельно или при помощи взрослых. Каждая стадия может быть короткой или длинной. Тот, кто опережает других в данной области знаний, наиболее способен к ней. Когда мы говорим о ребёнке «неспособен»,чаще всего в нашем понимании это озночает, что он неспособен к определённой профессиональной деятельности.
Музыкальное образование (кроме занятий в специальных школах)не ставит задачу «сделать» музыкантами всех обучающихся.
К чему могут быть способны дети, которые учатся в классе скрипке в музыкальной школе «для себя»? Они способны полюбить музыку и это главное. Чему их надо учить? Тому, чем они смогут пользоваться всю жизнь.
а) Научить читать с листа.
б) Научить импровизировать, подбирать мелодию по слуху. Тому, что всегда обозначалось словами «умение музицировать».
Надо развивать понимание мира через звуки, интонацию, звуковые краски, музыкальный образ. Армия грамотных слушателей - мечта композиторов и исполнителей.
К чему не способно огромное большинство детей обучающихся музыке? К профессиональным задачам. И только.
Определяя цель «Чему учить?» зададим вопрос: одинакова ли она у всех детей поступивших в ДШИ? Ответим – нет! Можно ли требовать выполнения одинаковых программ для тех, у кого разные цели?
Второй вопрос «Как учить?» могут ли средства, ведущие к разным целям , быть одинаковыми? Стремление научить всех одинаково – антигуманное, потому что вынуждает применять насилие, оправдываясь абстракцией цели.
Задача общего развития в классе скрипки не менее значительна, чем воспитание музыканта профессионала. Ничто так не развивает духовность и нравственность, как музыка. Поэтому на первое место нужно поставить развитие духовности и нравственности, а не точное интонирование элементарного звукоряда.
Одна из важнейших задач педагога оценивать учеников по усвоенным знаниям, «держать» ученика на одних и тех же задачах столько времени, сколько ему необходимо для качественного усвоения полученных знаний. Для этого:
а) Постоянно менять репертуар, оставляя неизменным уровень сложности и основную цель(формирование определённого навыка)
б)Менять формы и методы работы.
Нельзя наказывать за слабоумие , худую память или природную неспособность.
«Невысоко отзываясь о детях, которые не умеют чисто интонировать и прочее, выставляя им за это плохие оценки, мы совершаем безнравственный поступок. Потому что ставим оценку организму, его особенностям» . «В чём польза, когда на зачётах, концертах играют одновременно дети способные стать музыкантом, и те , кто учится «для себя»?Причём прослушивание заканчивается последующими выводами и оценками. Всё равно, что выпускать на ринг борцов разной весовой категории, а потом разбирать слабых». Мария Алексеевна Крафт (преподаватель Новосибирского музыкального колледжа)
Из всего выше сказанного логичен следующий вывод: формы подведения итогов для детей обучающихся по общеразвивающим программам должны быть дифференцированы с целью, минимально трамвировать детей, родителей преподавателей.
Каждый ребёнок, проявляющий по началу хотя бы самые скромные музыкальные данные, имеет право поступить в музыкальную школу. Вопрос о профессиональном обучение может возникнуть лишь немного позже, потому первое время (1-3года),надо «вести всех одним путём». Учить слушать и воспринимать музыку, как со стороны, так и в собственном исполнении. Учить разбираться в нотном тексте, учить осмысленной фразировке, владению звуком, ритмом. Основные навыки звукоизвлечения- необходимы всем. У учащихся обучающихся по общеразвивающей программе так же следует добиваться свободы, организованности, координации движений. Обучать их рациональным апликатурным навыкам, штриховой технике и т.д.
Направленность общего развития в классе скрипки определяется основной целью- развитие мышления каждого ребёнка поступившего в класс вне зависимости от начального уровня его способностей и общего развития. Задача музыкального развития должна быть связана с определёнными методами это: систематизация знаний по уровню их сложности, реализация этих знаний в самостоятельной деятельности.