Аналитический отчет учителя начальных классов на конкурс Учитель года


МБОУ Ненинская СОШ имени Героя РФ Лайса А.В.
Аналитический отчёт
Мещерякова Галина Геннадьевна
учитель начальных классов первой квалификационной категории

с.Ненинка2017
Мещерякова Галина Геннадьевна
учитель начальных классов
МБОУ Ненинская СОШ имени Героя РФ Лайса А.В.
Солтонский район
Алтайский край
Специальность: учитель начальных классов
Образование: высшее
Стаж работы: 24 года
Квалификационная категория – первая
Руководитель школьного методического объединения учителей начальных классов
Член управляющего совета школы
Член профсоюзной организации
Член партии "Единая Россия"
Методическая тема «Технология продуктивного чтения»
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

Читать – это ещё ничего не значит,
что читать и как понимать
прочитанное – вот в чём главное.
К.Д.УшинскийСовременное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живём в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Н.Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.
С именем Натальи Николаевны знакомы все студенты педагогических вузов. Но, учась в институте, и не представляла себе, что вернусь к знаниям полученным за время обучения.
Каждый учитель мечтает, чтобы все его ученики приходили на урок подготовленными: полностью прочитали то или иное произведение или параграф. И не просто прочитали, а поняли смысл прочитанного. И чтобы каждый урок был интересным для ребенка и приносил пользу, я использую технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения), которая обеспечивает понимание текста за счёт овладения приёмами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования поставил перед школой задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др.
В свою очередь Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы школьного образования среди десяти обязательных образовательных областей назвали принципиально новую – «Чтение художественной литературы», которая должна обеспечивать достижение цели формирования у детей «интереса и потребности в чтении (восприятии) книг»
Это все конечно правильные и красивые слова. Но как сделать каждый урок интересным, как побудить ребенка к чтению.
В своей работе над текстом по методу Н.Н. Светловской, я выделяю три этапа работы с текстом.

Ι. На первом этапе использую прием антиципации или прогнозирования.
Даю задание предположить, о чем данный текст по:
Названию
Имени, фото автора
Иллюстрациям (перед текстом)
Выделенным словам (просмотровое чтение)
Привлекая предшествующий читательский опыт

Учитывая тему и используя опорные фразы, школьники определяют цель урока «Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения».
Таким образом, технология продуктивного чтения позволяет учителю организовать исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях.

Второй этап - это работа с текстом во время чтения.
Первичное чтение текста организовывается в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Это может быть самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение. Далее идёт выявление первичного восприятия, выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Основная задача учителя на данном этапе – помочь ребёнку увидеть в тексте автора (его отношение к героям, к ситуации, решить проблему «писатель и действительность»), а это возможно лишь в ходе повторного (аналитического, изучающего, «медленного») чтения. Поэтому особо хотелось бы остановиться на анализе текста.
При анализе текста необходимо использовать разные приёмы, которые определяются художественной задачей текста, его жанровой спецификой. Хочу обратить особое внимание на два основных приема анализа текста технологии продуктивного чтения, которые обеспечивают наиболее короткий и доступный «путь к автору» – это диалог с автором через текст и комментированное чтение.
Диалог с автором – это естественная беседа с автором через текст. Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора. Способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно – у большинства учащихся ее необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Это может происходить и во время первичного чтения, и во время перечитывания – все зависит от особенностей текста.
И последний этап это работа с текстом после чтения.
Результатом коллективного обсуждения прочитанного должно стать понимание авторского смысла, выявление и формулирование основной идеи текста.
В данной технологии рассказ учителя о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ученик сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.
На данном этапе предусмотрено повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Проводится беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора.
Для третьего этапа работы с текстом предусмотрено творческое задание. При выборе творческих заданий учитываются особенности класса в целом и возможности отдельного ученика, используя дифференцированный подход на уроке и дома: ребятам с художественными наклонностями предложить иллюстрирование, «музыкантам» – подобрать музыкальный ряд, детям с развитым чувством языка – подготовить устное словесное рисование, творческие задания по группам.
Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом будут однообразны по своей структуре и организации. Основная задача учителя на уроках – помочь ребенку увидеть в тексте автора: «вычитать» его отношение к героям, к ситуации; решить проблему «писатель и действительность», а это возможно лишь в ходе вдумчивого (аналитического, изучающего, «медленного») чтения.
На уроке нужно отводить время и на самостоятельное чтение: «Читай самому себе». С этого начинается воспитание вдумчивого читателя. Но есть обязательное условие: читать не спеша! Такое чтение помогает ребёнку увидеть, что ещё непонятно (тогда он задаёт вопрос классу или учителю), найти, что ему близко, и поделиться мыслями со всеми.
Итак, правильно сформированные навыки чтения – мощный инструмент дальнейшего саморазвития личности. Подобная работа с текстом не только растит читателя, но имеет и развивающий эффект. Формируется познавательный интерес, развивается речь, улучшается запоминание материала, активизируется воображение, появляется внимание к слову, умение сопоставлять факты и делать умозаключения. Технология продуктивного чтения позволяет выработать правильный тип читательской деятельности, что поможет думающему ребенку стать думающим читателем.
Таким образом, используя технологию продуктивного чтения, я добиваюсь того, что техника чтения в моем классе лучшая в школе. Да и качество знаний по другим предметам говорит за себя. Из 16 учащихся моего третьего класса, три отличника, а 6 ребят учатся на «4 и 5». Положительный результат заметен даже у ребят с ОВЗ (их у меня в классе двое).
Я – первый учитель который входит в жизнь ребенка и его семьи. Родители доверили мне самое дорогое – своих детей, и моя обязанность оправдать это доверие.
Росли мои ученики, им на смену приходили другие. Вместе с ними росла и я, постигая секреты педагогического мастерства. Когда-то прочла высказывание Сухомлинского: «Тот настоящий учитель, кто никогда не забывает, что он сам был ребенком». Эта фраза и стала моим девизом.
Мои ученики с удовольствием участвуют в предметных и творческих конкурсах различного уровня. Имеют хорошие результаты и занимают призовые места. В 2015 году команда моего класса участвовала во Всероссийском командном конкурсе «Есть идея!», где заняла 3 место и награждена дипломом. В международной дистанционной олимпиаде по физической культуре Горбачев Вадим занял 3 место. За организацию подготовки конкурсов награждена благодарственными письмами.
С начала внедрения ФГОС веду внеурочную деятельность по программе «Патриот» и «Здоровый ребенок – счастливый ребенок». В мае 2015 года приняли участие в международной дистанционной олимпиаде проекта Инфоурок по внеурочной деятельности «Знаем, помним, гордимся!», где Каньшин Роман занял 1 место, Кречетова Виктория и Конопля Юлия заняли 3 место, остальные ребята получили сертификаты участников. Много лет являюсь директором пришкольного оздоровительно лагеря.
Я постоянно повышаю свою квалификацию. Проходила стажировку на базе федеральной инновационной площадки «Лицей№9» г. Красноярска по программе «Нелинейное расписание, как инструмент введения ФГОС». Аккредитована в качестве эксперта по надзору за соблюдение законодательства в сфере образования

Современный учитель — это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Именно это является одной из причин моего личного участия в конкурсах профессионального мастерства.

Уровень Название конкурса Год Результат
Муниципальный «Учитель года» 2016 Победитель
Муниципальный «Самый классный классный» 2009 Победитель
Окружной Образовательная выставка АКИПКРО «Реализация ключевых идей национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» 2011 Диплом ΙΙΙ степени
Всероссийский «Директор школы – 2014» 2014 Сертификат
За свою работу и участие в различных педагогических конкурсах награждена грамотами и благодарностями. Имею почетную грамоту главного управления по образованию и делам молодежи Алтайского края.
В моем арсенале есть необычная благодарность директора нашей школы за творческий подход к экстренным ситуациям.

А еще я очень люблю путешествовать.

Наблюдая за тем, что происходит в классе, можно с уверенностью сказать, что мир детства у моих учеников получился насыщенным и интересным. Только сотрудничая, мы смогли создать все те условия, в которых ребёнок чувствует себя значимым, раскрывает свои способности и творческий потенциал. Трое моих учеников окончили школу с серебряными медалями, трое пошли по моим стопам и работают учителями в нашем районе.

Если ты сможешь увлечь равнодушного, убедить сомневающегося, защитить слабого, доказать правоту, поговорить по душам, дорожить дружбой, любить своё дело до самозабвения - ты учитель!
Анализ моей педагогической деятельность доказывает, что теперь могу сказать о себе – я учитель!