Консультация для воспитателей. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС


Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС
Консультация для воспитателей
Подготовила воспитатель Яппарова З.Т.
МБДОУ «Башкирский детский сад № 40»
городского округа город Уфа Республика Башкортостан
left221932500Тема экологического воспитания детей дошкольного возраста всегда была и будет актуально. Поэтому развивать экологическое мировоззрение, экологическую культуру нужно с самого раннего возраста. Существует множество проблем с экологией во всем мире, поэтому дети должны знать, как в этом можно помочь.
В образовательной области «Познавательное развитие» есть раздел, ознакомление дошкольников с окружающим миром природы.
В ходе изучения этого раздела нужно решить следующие задачи:
формирование первичных представлений о живой и неживой природе;
воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.
Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения.
Прежде всего, необходимо создать условия для получения экологических знаний и последующего их применения.
В группе должен быть оборудован экологический центр, где будут представлены детская и энциклопедическая литература природоведческого и экологического содержания, пособия для экспериментирования, дневники наблюдений и другие материалы.
На территории дошкольного учреждения желательно создать опытный участок, метеостанцию, «экологическую тропу», чтобы воспитанники могли проводить опытно-исследовательскую деятельность, наблюдать за ростом различных растений и кустарников, организовывать наблюдения за погодой, делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе.
Различные экологические акции и проекты помогут сформировать экологическую культуру дошкольников. Например, акции по озеленению территории ДОУ, уборке мусора, охране деревьев на участке. Проекты могут быть направлены на благоустройство участка, помощь зимующим птицам, разработку Красной книги природы родного края, создание игрушек из бросовых материалов и др.
Названия акций и проектов могут быть следующие:
«Водоемы нашего края»
«Зеленый город»
«Деревья родного края»
«Братья наши меньшие»;
«Покормите птиц зимой»;
«Полезные ископаемые нашего края».
Результатом практических мероприятий по экологическому образованию дошкольников можно считать:
создание стенгазет с рассказами о любимых питомцах;
написание рассказов о животных и растениях;
оформление книжек-малышек о животных;
рекомендаций по уходу за животными и растениями;
разработку презентаций, фоторепортажей и др.
Экологизация развивающей предметной среды в образовательных учреждениях должна способствовать реализации всех компонентов его содержания: познавательного, нравственно-ценностного и деятельностного.
Таким образом, взаимодействие дошкольников с природой в процессе
экологического образования в свете ФГОС имеет свою специфику в силу возрастных особенностей и базируется на деятельностном подходе, поскольку именно деятельность развивает психику ребенка, двигательную активность и делает его физически более крепким и здоровым.