Рабочая программа по географии, уровня СПО, специальность Компьютерные сети


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Чувашской Республики «Новочебоксарский химико-механический техникум»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
на заседание предметно - цикловой комиссии приказом №_____ от ______г.
экономики и управления
Председатель ПЦК ________/________/
подпись ФИО
Рабочая ПРОГРАММа
учебной дисциплины География
БД. О9 по профессии 09.02.02
Компьютерные сети

Разработчик:
Кирилин М. Н., преподаватель высшей категории Новочебоксарского химико - механического техникума Минобразования Чуваши
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Аннотация к рабочей программе
Настоящая рабочая программа учебной дисциплины БД.О9 География разработана в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта среднего профессионального образования и является часть программы подготовки специалистов среднего звена
Основной целью учебной дисциплины БД.09 География является изучение географических знаний и практическом использовании при этом системы географических носителей в виде карт атласа, табличных данных и диаграмм.
Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
Дисциплина включает следующие темы: Политическая география. Понятие политической картина мира. Границы государств. Государственные территории. Классификация стран мира. География мировых ресурсов. Географическая оболочка. Классификация мировых ресурсов. География населения мира. Общая характеристика населения мира. Характеристика и размещение населения. Урбанизация и размещение населения. Понятие мирового хозяйства. Отрасли мирового хозяйства. Страноведение и регионалистика. Глобальные проблемы человеческой цивилизации. Краткая характеристика стран и регионов мира.
Содержание программы учебной дисциплины «География» направлено на достижение следующих целей:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;
воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;
понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.
1.2 Требования к результатам освоения: компетенциям, знаниям и умениям
Освоение содержания учебной дисциплины БД.09 География обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;
критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
креативность мышления, инициативность и находчивость;
метапредметных:
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;
представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;
предметных:
владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной −
информации;
владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 61
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 39
теория 39
консультации 4
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 18
Промежуточная аттестация в форме дифференцированный зачет

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ГЕОГРАФИЯ

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала
Домашнее задание
(соотв. с п.3.2) Объем часов
1 2 3
Введение Теоретическое обучение 2
Введение в экономическую географию зарубежных стран. Специфика объекта изучения. Методология науки. Объект науки. Структура ЭГЗС, взаимосвязь с другими науками. Историография развития ЭГЗС. ОИ 3
С.3 – 5
Работа с картами Раздел 1.
Политическая география 10
Тема 1.1.
Понятие политической картины мира. Теоретическое обучение 2
Понятие политической картины мира.
Многообразие стран на политической арене и их классификация. ОИ 3
С. 5 – 13
Ответы на вопросы
Работа с картами Практическая работа №1 «Определение зависимых территорий отдельных стран мира» Самостоятельная работа: работа с картами атласа с. 2 - 3 Тема 1.2.
Границы государства Теоретическое обучение 2
Границы стран их типы и способы установления. ОИ 3
С.6 – 7
Работа с картами Работа с географическим материалом в виде атласа и контурной карты. Тема 1.3.
Государственные территории Теоретическое обучение 2
Государственные территории, их разновидности и характеристика. ОИ 3
С.6 – 7
Работа с картами Самостоятельная работа студентов с атласами. Тема 1.4.
Классификация стран мира Теоретическое обучение
Классификация стран мира, их типы, правление и внутреннее устройство 2
Самостоятельная работа: составление классификации стран по уровню социально – экономического развития. ОИ 3
С. 13
Составление таблицы
«Классификация
Стран мира» 2
Раздел 2.
География мировых ресурсов ОИ 3
С. 23 - 26 12
Тема 2.1.
Географическая оболочка Теоретическое обучение 2
Понятие планетарной географической оболочки, ее структура и свойств. Географическая среда. Природопользование и его виды. Классификация мировых ресурсов по различным основаниям.
ОИ 3
С.12 – 14
Работа с картами Самостоятельная работа студентов с атласами. Тема 2.2.
Классификация мировых ресурсов Теоретическое обучение 2
Краткая характеристика мировых ресурсов. Минеральные ресурсы планеты. Агроклиматические ресурсы. ОИ 3
С. 26
Работа с картам Самостоятельная работа студентов с атласами. Тема 2.3.
Классификация мировых ресурсов Теоретическое обучение 2
Земельные и лесные ресурсы. Водные ресурсы суши. ОИ 3
С.19 – 23
Работа с картами Практическая работа «Расчет ресурсообеспеченности по запасам угля стран мира».
Самостоятельная работа студентов с атласами. Тема 2.4.
Классификация мировых ресурсов Теоретическое обучение 2
Ресурсы мирового океана. ОИ 3
С.23 – 24
Работа с картами Самостоятельная работа: изучение карт атласа – распространение мировых ресурсов на планете. Составление проекта «Значение мировых ресурсов для планеты, мирового хозяйства и населения мира». 2
Тема 2.5.
Классификация мировых ресурсов Теоретическое обучение Природно - рекреационные ресурсы планеты ОИ 3
С.24 – 25
Работа с картами Самостоятельная работа: подготовка реферата по теме 2
Раздел 3.
География населения мира.
Теоретическое обучение 12
ОИ 3
С. 48 - 68 Тема 3.1.
Общая характеристика населения мира
Теоретическое обучение 2
Общая характеристика населения мира. Численность. Типы воспроизводства. Движение населения и факторы движения населения. Демографическая политика в странах мира. ОИ 3
С.27 – 40
Работа с картами Самостоятельная работа: работа с картами атласа Тема 3.2.
Характеристика и размещение населения Теоретическое обучение 2
Характеристика населения по аскриптивным признакам. Национальный состав населения мира. Размещение населения по территории мира и факторы неравномерного размещения населения.
ОИ 3
С.27 – 40
Работа с картами Самостоятельная работа: работа с картами атласа Тема 3.3.
Урбанизация и размещение населения Теоретическое обучение 2
Мировые процессы урбанизации. Формы расселения по планете. ОИ 3
С.27 – 40
Работа с картами Практическая работа «Характеристика населения отдельных стран мира». Самостоятельная работа: работа с картами атласа Тема 3.4.
Характеристика и размещение населения Теоретическое обучение 2
Самостоятельная работа с использованием атласов. Изучение карт атласа «Население мира». Работа с картами 2
Раздел 4.
Понятие мирового хозяйства Теоретическое обучение ОИ 3
С. 86 - 91 15
Тема 4.1.
Мировое хозяйство Теоретическое обучение 2
Общая характеристика мирового хозяйства. Его структура и уровни. Мировые экономические группировки. ОИ 3
С. 91
Работа с картами
Самостоятельная работа: работа с картами атласа Тема 4.2.
Отрасли мирового хозяйства Теоретическое обучение 2
Мировая горнодобывающая промышленность. Мировая металлургия (черная и цветная). Топливно-энергетический комплекс. Топливный баланс. Определение мировых производителей энергии
Практическая работа «Характеристика металлургического комплекса».
ОИ 3
С. 105 - 143
Работа с картами Самостоятельная работа: характеристика мировой горнодобывающей промышленности. Мировая металлургия (черная и цветная). Топливно-энергетический комплекс. Топливный баланс. Определение мировых производителей энергии
Практическая работа: «Характеристика металлургического комплекса».
1
Тема 4.3.
Отрасли мирового хозяйства Теоретическое обучение Мировое машиностроение. ОИ 3
С. 154
Работа с картами 1
Самостоятельная работа: характеристика мирового машиностроения, работа с картами атласа
1
Тема 4.4.
Отрасли мирового хозяйства Теоретическое обучение Мировая химическая промышленность. Практическая работа «Определение производства хим. продукции в странах мира».
ОИ 3
С. 166
Работа с картами 1
Самостоятельная работа: характеристика мировой химической промышленности. Практическая работа «Определение производства хим. продукции в странах мира».
1
Тема 4.5.
Отрасли мирового хозяйства Теоретическое обучение Мировой транспорт. Его структура и разновидности по показателям. ОИ 3
С. 214
Работа с картами 1
Характеристика мировой транспортной сети и отдельных видов транспорта.
Самостоятельная работа: Характеристика мировой транспортной сети и отдельных видов транспорта 1
Тема 4.6.
Отрасли мирового хозяйства Теоретическое обучение 2
Характеристика мирового сельского хозяйства. ОИ 3
С. 187 - 204
Работа с картами Теория происхождения культурных растений и животных. Мировое растениеводство и животноводство. Отрасли производства в сельском хозяйстве. Практическая работа по мировому сельскому хозяйству. Подготовка к семинару по разделу страноведение, регионалистика и глобалистика. Самостоятельная работа: изучение отраслей мирового хозяйства при помощи карт атласа, табличных данных и диаграмм.

1
Раздел 5.
Страноведение и регионалистика. Глобальные проблемы человеческой цивилизации
Тема 5.1.
Краткая характеристика стран и регионов мира
Теоретическое обучение 8
Зарубежная Европа (для примера характеристика одной из стран Зарубежной Европы) (атлас стр.25 – 28), ОИ 3
С. 250 – 277
1
страны Северной Америки (для примера краткая характеристика США) (атлас стр.41 – 44), ОИ 3
С. 373 – 380
1
Латиноамериканские страны (для примера характеристика Бразилии или Мексики) (атлас стр. 45 – 46), ОИ 3
С. 401 – 423 1
страны Африки (для примера характеристика одной из стран африканского континента, например ЮАР) (атлас стр.37 – 39), ОИ 3
С. 354 – 370 1
страны Зарубежной Азии (характеристика одной из стран региона) (атлас стр.29 – 36).
ОИ 3

С. 286 – 344 1
Страны Австралия и Океании
ОИ 3
С. 429 – 437
Работа с картами
1
Изучение комплекса глобальных проблем цивилизации (атлас стр.48).
ОИ 3
С. 235 - 246 1
Самостоятельная работа: изучение регионов и стран мира с использованием карт атласа, выполнение рефератов по странам мира, разработка проекта «Глобальные проблемы цивилизации и их значение для мирового сообщества».
Дифференцированный зачет 1
Итого 39
Консультации 4
Самостоятельная работа 18
Всего 61
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета дисциплин
социально-экономических дисциплин
Оборудование учебного кабинета:
доска,
столы для студентов и преподавателя,
стулья,
рабочие шкафы
Физическая и политическая карта мира
Атласы по социальной и экономической географии 10 класс
Технические средства обучения:
Ноутбук, мультимедийные средства


3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
ОИ - Основные источники:
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География .Экономическая и социальная география мира.10(11) кл..Часть 1. Базовый уровень.-М:Русское слово, 2014.
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География.Экономическая и социальная география мира.10(11) кл. Часть 2.Базовый уровень.-М:Русское слово, 2014
География:учебник для СПО/Е.В. Баранчиков, С.А. Горохов, А.Е. Козаренко.-М:Академия, 2013