Контрольно-измерительные материалы по МДК.01.02 Русский язык (разделы Лексикология, Фонетика специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 2 курс)


Инструкция по выполнению.
Внимательно прочитайте задание и варианты ответов к нему.
Выберите правильный(-ые) ответ(-ы).
Укажите (впишите) правильную (-ые) букву (-ы), цифру (-ы), слово или словосочетание в бланк для ответа.
В задании 17.4. сделайте полный фонетический разбор указанного слова (задание оценивается в 2 балла).
Работа состоит из 21 задания разного уровня сложности. За каждый правильный ответ Вы получаете 1 балл (за задание 11 можно набрать 4 балла, за задание 17 – 13 баллов). Максимальное количество баллов – 32, минимальное – 17.
Время на выполнение работы – 40 минут. Баллы, полученные Вами при выполнении задания, суммируются.
Отметка % выполнения раб. Количество баллов
«5» 100% - 90% 32 - 29 баллов
«4» 89% - 71 % 28 - 23 баллов
«3» 70% - 52% 22 - 17 баллов
«2» 51% и менее 16,5 и менее баллов
Оценивание работы:
Будьте внимательны при выполнении заданий! Желаем успехов!
1 вариант
В каком примере неправильно дана пара синонимов?
дистанция – расстояние
фиаско – победа
приоритет – первенство
функционировать – работать
В каком ряду не все слова являются синонимами?
чахнуть, угасать, таять
одобрять, хвалить, хвастаться
хитрить, лукавить, лицемерить
устать, измучиться, изнемочь
Какая пара слов не является антонимами?
густой – редкий
радоваться – горевать
ускорение – замедление
цветок – дерево
В каком ряду сочетаний слов все имена прилагательные употреблены в прямом значении?
громкий голос, громкое дело, громкий крик, громкий выстрел
ледяная глыба, ледяная гора, ледяной взгляд, ледяные просторы
холодный чай, холодное сердце, холодный ветер, холодный день
теплый свитер, теплые сапоги, теплый дом, теплая кофточка
Лексическое значение какого слова сформулировано неверно?
жестикулировать – сопровождать речь жестами
абстрактный – отвлеченный
каллиграфия – умение писать грамотно
земляк – уроженец одной с кем-то местности
Какие фразеологические обороты не являются синонимами?
вывести на чистую воду, вывести в люди
вставлять палки в колеса, перебегать дорогу
втирать очки, водить за нос
гнуть спину, проливать пот
В каком ряду оба слова относятся к лексике ограниченного употребления?
поэт, лицедей
гутарить, компьютер
курень, предки (родители)
Интернет, притаранить (принести)
Какое из перечисленных слов не является устаревшим?
1) фунт 3) палисадник
2) бурмистр 4) камергер
Какое лингвистическое явление иллюстрируют выделенные слова в предложении?
Обойди хоть целый свет – всюду солнце дарит свет. _
_______________________
В каком примере слово ЯЗЫК употреблено в прямом значении?
язык распустить 3) вкусный заливной язык
языки пламени 4) злые языки
Соотнесите слово с его значением
слово значение
1) амбиция А) нелепость, бессмыслица
2) антипатия Б) чувство неприязни, нерасположение к кому-либо или чему-либо
3) амнистия В) смягчение наказания или полное освобождения
4) абсурд Г) обострённое самолюбие, чрезмерно преувеличенное чувство собственного достоинства
Д) заносчивость, презрительное отношение к окружающим

ОТВЕТ: 1 - _____ 2 - ______ 3 - _______ 4 - _______
12.В словах какого ряда букв больше, чем звуков?
1) перебежчик, живешь
2) купаться, июльский
3) местность, юбиляр
4) разъяриться, грустная
13. В каком слове все согласные звуки мягкие?
1) жизнь 2) приятель 3) степь 4) пишешь
14. В каком слове произносится гласный [а]?
1) хоккей 2) рябит 3) час 4) язык
15. В каком слове все согласные звуки глухие?
1) посадка 2) яшма 3) ёж 4) клуб
16. В каких словах обнаруживается твердорядная количественно-качественная редукция 1-й степени?
1) стена 2) подвал 3) папа 4) поёт
17. Прочитайте текст
Летит коршун над самой землей, плавно взмахивая крыльями, и вдруг останавливается в воздухе, точно задумавшись о скуке жизни, потом встряхивает крыльями и стрелою несется над степью, и непонятно, зачем он летает и что ему нужно. А вдали машет крыльями мельница…
17.1.Выпишите из текста 3 слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука. Слова затранскрибируйте.
17.2. Выпишите из текста по 3 двусложных и многосложных слова. Разделите слова на слоги. Выделите в словах слияния.
17.3. Выпишите 2 слова, где наблюдается процесс оглушения.
17.4. Выполните фонетический разбор слова «ЧТО».
Инструкция по выполнению.
Внимательно прочитайте задание и варианты ответов к нему.
Выберите правильный(-ые) ответ(-ы).
Укажите (впишите) правильную (-ые) букву (-ы), цифру (-ы), слово или словосочетание в бланк для ответа.
В задании 17.4. сделайте полный фонетический разбор указанного слова (задание оценивается в 2 балла).
Работа состоит из 21 задания разного уровня сложности. За каждый правильный ответ Вы получаете 1 балл (за задание 11 можно набрать 4 балла, за задание 17 – 13 баллов). Максимальное количество баллов – 32, минимальное – 17.
Время на выполнение работы – 40 минут. Баллы, полученные Вами при выполнении задания, суммируются.
Отметка % выполнения раб. Количество баллов
«5» 100% - 90% 32 - 29 баллов
«4» 89% - 71 % 28 - 23 баллов
«3» 70% - 52% 22 - 17 баллов
«2» 51% и менее 16,5 и менее баллов
Оценивание работы:
Будьте внимательны при выполнении заданий! Желаем успехов!
2 вариант
В каком примере неправильно дана пара синонимов?
расстояние - дистанция
приоритет – первенство
функционировать – работать
победа - фиаско
В каком ряду не все слова являются синонимами?
узы, оковы, путы
воображение, фантазия, вымысел
усердие, одолжение, услуга
холм, пригорок, возвышенность
Какая пара слов не является антонимами?
маленький – большой
плакать – горевать
замедление - ускорение
сумасбродство - благоразумие
В каком ряду сочетаний слов все имена прилагательные употреблены в прямом значении?
холодный чай, холодное сердце, холодный ветер, холодный день
теплый свитер, теплые сапоги, теплый дом, теплая кофточка
громкий голос, громкое дело, громкий выстрел, громкий крик
ледяные просторы ледяная глыба, ледяная гора, ледяной взгляд
Лексическое значение какого слова сформулировано неверно?
этикет – установленный порядок поведения
иронизировать – тонко вышучивать, насмехаться
демонстрировать – выйти на демонстрацию
акционер – владелец акций
Какой пример не содержит фразеологического оборота?
сегодня у меня все падает из рук
на экзамене я взял себя в руки
он прибрал к рукам все производство
я трудился не покладая рук
В каком ряду оба слова относятся к лексике ограниченного употребления?
прозаик, писатель
кочет, компьютер
общага, шнурки (родители)
Интернет, притаранить (принести)
Какое из перечисленных слов не является устаревшим?
1) водомет 3) губернатор
2) городничий 4) ветрило
Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова грецкий – греческий? ________________________

В каком примере слово ЖЕЛЕЗНАЯ употреблено в прямом значении?
железная руда 3) железная логика
железная воля 4) железная хватка
11. Соотнесите слово с его значением
Слово Значение
1) агрессивный А) очень важный для настоящего момента; насущный
2) адекватный Б) вполне соответствующий чему-либо, тождественный, совпадающий
3) актуальный В) отличающийся состоянием полного безразличия, безучастности, равнодушия
4) апатичный Г) склонный к нападению, насилию; враждебный, захватнический
Д) заносчивый, презрительно относящийся к окружающим
ОТВЕТ: 1 - _____ 2 - ______ 3 - _______ 4 - _______
12.В словах какого ряда звуков меньше, чем букв?
1) южная, пень
2) счёт, пять
3) пьеса, эффект
4) якорь, солнце
13. В каком слове все согласные звуки твёрдые?
1) жильё 2) просьба 3) солнце 4) пишешь
14. В каком слове произносится гласный [о]?
1) воробей 2) поле 3) пойти 4) победа
15. В каком слове все согласные звуки звонкие?
1) мороз 2) южный 3) вглубь 4) вдруг
16. В каких словах обнаруживается мягкорядная количественно-качественная редукция 1-й степени?
1) соловей 2) стена 3) папа 4) поёт
17. Прочитайте текст
Солнце… Величественное светило, источник жизни. Без его света и тепла Земля оставалась бы мертвой пустыней. Подобно исполинскому котлу, нагревает оно Землю по сравнению с окружающим межпланетным пространством на 300 градусов выше, что обеспечивает землянам жизнетворное тепло. Запускает и поддерживает в постоянном ритме круговорот воды в природе, без которого наша планета превратилась бы в «сухарь». Через посредничество зелёных растений кормит и снабжает чистым воздухом всё живое на Земле.
17.1.Выпишите из текста 3 слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука. Слова затранскрибируйте.
17.2. Выпишите из текста по 3 двусложных и многосложных слова. Разделите слова на слоги. Выделите в словах слияния.
17.3. Выпишите 2 слова, где наблюдается процесс оглушения.
17.4. Выполните фонетический разбор слова «ВСЁ».