Рабочая тетрадь производственное обучение по специальности Товароведение


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курганский техникум сервиса и технологий»

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по предмету: «Производственное обучение»
профессия: «Продавец, контролер-кассир»

Разработала: Емельянова Светлана Алексеевна
Курган, 2014
Пояснительная записка
Рабочая тетрадь по предмету «Производственное обучение» предназначена для самоконтроля знаний обучающихся по каждой теме по профессии «Продавец, контролер-кассир», составлена в соответствии с ФГОС, на основе рабочей учебной программы по предмету.
Содержание «Рабочей тетради», разбито на 9 тем, каждая тема разбита на под темы, имеющие задания для обучающихся.
Задания содержат вопросы по изучаемому материалу, на которые обучающиеся должны дать самостоятельные ответы, работая по учебнику дома или по памяти во время урока, ведя записи в данной тетради.
Для проверки усвоения материала рекомендуется проводить блиц-опросы (в течение 3-5 минут), когда обучающиеся выполняют тестовые задания по выбору правильного ответа из нескольких предложенных.
В тетради представлены различные варианты заданий: контрольные вопросы, тесты, определение товара по имеющемуся описанию, дополнение схем классификации товара, а также задания на развитие технического и логического мышления. Даются практические задания, которые позволяют обучающимся дать товароведческую оценку качества товара, самостоятельно работать со стандартами.

Тема: №1, 2
«Инструктаж по охране труда и пожарной безопасности в магазине»
Задание 1.1.
Дайте ответ:
1. Назовите шесть видов инструктажей: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Дайте характеристику каждому виду инструктажа: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Продолжите предложение «Охрана труда – это ________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4.Что называют опасным производственным фактором?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Что необходимо сделать в первую очередь при возникновении пожара? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Перечислите основные правила пожарной безопасности: ________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Из представленных вариантов выберите правильный ответ на вопрос «Какой инструктаж проводится при поступлении на работу?»
а) повторный
б) текущий
в) вводный
г) первичный
8. Закончите предложение:
а) Перед включением машины в сеть необходимо ________________________.
б) Не допускается вмешательство в работу машины ______________________.
в) При остановке машины по неизвестной причине _______________________.
г) После окончания работы на машине __________________________________.
д) Не следует допускать к работе ______________________________________.
е) Заправку и замену ленты производить ________________________________.
ж) Перед началом работы необходимо проверить ________________________.
з) В случае замыкания электропроводки необходимо _____________________.
и) Запрещается _____________________________________________________.
9. Какую предупредительную маркировку наносят на упаковку или транспортную тару материалов и веществ, способных причинить вред человеку или окружающей среде? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема № 3
«Подготовка рабочего места продавца. Фасовка и упаковка товаров»
Задание 1.
Дайте ответ:
1. Что такое упаковка?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какие требования предъявляются упаковке?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________3. В какую упаковку запрещается упаковывать товар?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4. Какие упаковочные материалы обеспечивают оптимальные условия хранения и транспортировки товаров?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Перечислите 9 видов упаковки:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Какой упаковочный материал используют при упаковке праздничных наборов?
________________________________________________________________________________________________________________________________________7. Как осуществляется фасовка макаронных изделий?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Составьте алгоритм последовательности выполнении упаковки «Корзинка»:
а)________________________;
б)________________________;
в)________________________;
г)________________________.
9. Продажа, каких кондитерских товаров запрещена при отсутствии холодильного оборудования?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Товары, предназначенные для отпуска покупателям относят:
а) к рабочему
б) к выставочному
в) к резервному
11. Для чего служат мерные кружки?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Закончите предложение «Торговый инвентарь – это_____________________ ____________________________________________________________________
13. Какие товары не допускаются в продажу?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Сертификат соответствия – это______________________________________
____________________________________________________________________15. Как размещают товары в торговом комплексе?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Для чего применяется рекламно-выставочный инвентарь?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
17. Под каким углом нарезают варёные колбасы, полукопчёные? ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________18. Какие правила необходимо соблюдать при продаже кондитерских изделий?
Задание 2
Выполните 4 вида упаковки:
а) на уголок;
б) конверт;
в) кулёк с широким и узким дном;
г) праздничная упаковка.
Критерии оценок:
а) на уголок
«5» - 3 минуты;
«4» - 5 минут;
«3» - 7 минут.
б) конверт
«5» - 2 минуты;
«4» - 3 минуты;
«3» - 4 минуты.
в) кулёк с широким / узким дном
«5» - 1 минута;
«4» - 2 минуты;
«3» - 3 минуты.
г) праздничная упаковка
«5» - 10 минут;
«4» - 15 минут;
«3» - 20 минут.
Тема № 4
«Овладение навыками взвешивания на весах»
Задание 1.
Дайте ответ:
1. Для чего предназначены настольные весы?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какие весы называют товарными?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
3. Какие требования предъявляются к весам?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Расшифруйте буквенно-цифровое обозначение весов: РН-10Ц13У
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7200903314705. Допишите схему «Устройство настольных весов РН-10Ц13У»:
1. Гиревая площадка;
2.__________________
3.__________________
4.__________________
5. Шкала циферблата;
6.__________________
7.__________________
8.__________________
9.__________________
10._________________
11._________________
12. Винтовая ножка
13._________________
14._________________
15._________________
16._________________
17._________________
6. Допишите предложение «Пузырёк воздуха должен находиться ___________
____________________________________________________________________7. Какие правила необходимо соблюдать при взвешивании на весах?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Какой комплект гирь предусмотрен для весов ВНЦ-10 Ц 13У?
____________________________________________________________________9. На какие виды подразделяют гири:
а) _______________;
б) _______________;
в) _______________;
10. Закончите предложение «Весы – это__________________________________ ____________________________________________________________________11. Для чего предназначены электронные весы?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Из каких основных частей состоят электронные весы «Штрих АС»? ___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Как необходимо взвешивать товар вместе с тарой?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Почему товарные весы называют «сотенными»? ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Для чего предназначены гирно - шкальные весы?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
16. Какие меры объёма вы знаете?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
17. Как проверяют чувствительность весов? ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________18. Кто несёт ответственность за исправное состояние весоизмерительного оборудования?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
19. Какой вместимостью выпускают алюминиевые мерные кружки?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
20. Из какого металла изготавливают гири? ________________________________________________________________________________________________________________________________________21. Допишите предложение «Для обеспечения контроля за измерительными приборами и правильным учётом весы, поступившие в магазин, снабжают
22. Заполните схему классификации весов:
Весы




Задание 2
Взвесьте на весах ВНЦ-10 Ц 13У следующие товары и произведите подсчёт их стоимости и занесите данные в таблицу:
Наименование товара Вес Цена Стоимость
Сахар 1 кг 700 гр 35-50 Крупа перловая 700 гр 25-00 Крупа манная 250 гр 20-40 Крупа гречневая 1 кг 650 гр 36-70 Соль 2 кг200 гр 15-50 Задание 3
Взвесьте на электронных весах «Штрих АС» следующие товары и произведите подсчёт их стоимости и занесите данные в таблицу:
Наименование товара Вес Цена Стоимость
Рис 600гр 45-90 Пшено 1кг500гр 33-40 Геркулес 800гр 20-00 Печенье 450гр 36-60 Масло слив. 1кг 200гр 110-00 Тема № 5
«Овладение навыками отмеривания ткани»
Задание 1.
Допишите схему классификации текстильных волокон:
Текстильные
волокна

Задание 2.
Дайте ответ:
1.Что такое ткань?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Закончите предложение «Переплетение – это___________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какие дефекты качества вы знаете?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. На какие три группы можно разделить потребительские свойства ткани?
а) геометрические;
б) ______________; в) ______________.
5. Дополните таблицу:
№ Наименование волокон Гигроскопичность Термостойкость Упругость
1 Хлопок 8% _ низкая
2 Лён _ 1600 С низкая
3 Шерсть 17% _ высокая
4 Шёлк 11% 1000 С-1100 С _
6. Что такое белизна? ____________________________________________________________________
7. Как складывают ткань шириной более 150 см?
а) в 2 слоя;
б) в 4 слоя;
в) в 6 слоёв.
8. Впишите пропущенные слова «Маркируют ткани клеймом, которое наносят контрастной краской с _______________ стороны. Клеймо содержит __________, _____________, _________________.
9. Назовите 4 класса переплетений:
а) _________;
б) _________;
в) _________;
г) _________;
10. Какие виды упаковки текстильных материалов вы знаете? _______________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Впишите пропущенные слова «Ткани хранят в складских помещениях при температуре_________ и относительной влажности ______________.
Задание 3
Изучите ассортимент текстильных материалов по представленным образцам.
Порядок проведения работы:
1) определите название ткани;
2) дайте характеристику каждой из них, в соответствии с указанными в таблице заданиями;
3) результаты сведите в следующую таблицу:
№ Наименование
волокна Положительные
свойства Отрицательные
свойства
1 2 3 4 Тема № 6
«Изучение ассортимента непродовольственных товаров в торговом
комплексе»
6.1. Швейные товары
Задание 1.
Дайте ответ:
1. Какие требования предъявляются к одежде?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какие материалы используются в производстве одежды?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Допишите процесс производства одежды, который включает четыре этапа:
а) моделирование
б) ______________;
в) ______________;
г)_______________;
4. Какими тремя параметрами характеризуется фигура взрослого человека?
а) ______________;
б)______________;
в) ______________;
5. Расшифруйте обозначения на товарном ярлыке швейного изделия:
176-100-96?
____________________________________________________________________6. Допишите, какой бывает одежда по назначению:
а) бытовая, б)____________, в)___________
г)____________, д)____________,
7. Как подразделяют бытовую одежду по назначению?
а) повседневная, б)____________, в)____________,
г)____________, д)____________, е)____________.
8. Бытовая одежда по функциональному назначению делится на подклассы:
а) верхняя, б)___________,
г)___________, д)___________,
9.Что относят к верхней одежде?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Какое бельё относят к нательному?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Отчего зависит качество швейных изделий?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Выберите правильный вариант ответа на вопрос: «На сколько групп подразделяют дефекты швейных изделий?».
а) 3; б)2; в)5.
13.Что указывается на товарном ярлыке швейных изделий?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Перечислите, какие изделия относят к плечевым?
____________________________________________________________________
15. Назовите, швейное предприятие в г. Кургане, которое занимается выпуском швейной продукции?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Допишите детали верха пиджака: спинка, правая и левая полочки, два борта, воротник, лацкан, ________________, __________________.
17. Допишите окончание предложение: «На тканевой маркировочной ленте швейного изделия указывают товарный знак, размерные параметры, ________________, _______________.
18. Выберите правильный ответ на вопрос: «Какие размерные показатели указывают на товарном ярлыке швейного изделия для мужчин?».
а) обхват груди;
б) рост;
в) обхват бёдер;
г) обхват талии.
Задание 2
Изучите ассортимент верхней одежды, лёгкого платья, белья по натуральным образцам.
Порядок проведения работы:
1) изучите представленные образцы швейных изделий;
2) определите, к какой группе товаров относят данные швейные изделия;
3) изучите маркировку швейных изделий, определите размер изделия;
4) полученные результаты сведите в следующую таблицу:
№ Наименование
изделия По целевому назначению По функциональному назначению По сезонности По полу и возрасту По материалу Размер
1 2 3 4 5 6 6.2. Трикотажные товары
Задание 1.
Допишите схему «Классификация и ассортимент трикотажных товаров»
бельевые трикотажные изделия
по назначению

Задание 2
Дайте ответ:
1. По каким признакам классифицируют трикотажное бельё?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
2.Что входит в ассортимент спортивного белья?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
3. Как определить размер головного убора?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.От чего зависит размер колготок?
________________________________________________________________________________________________________________________________________5.Что входит в ассортимент верхнего трикотажа?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
6.Допишите предложение «Жилет – это__________________________________ ____________________________________________________________________
7. Как определить размер чулочно-носочных изделий?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Дополните схему «Классификация и ассортимент головных уборов»:
Головные уборы
по сезонности

9. Из каких деталей состоит кепи?
а) головка;
б) ______________;
в)_____________ _;
г)_______________.
10. Как определяется размер перчаточных изделий?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
11.Что указывается на товарном ярлыке трикотажных изделий?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
12. Перечислите, какие изделия относят к поясным?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
13. Назовите предприятие в г. Кургане, которое выпускает трикотажные изделия?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Расшифруйте эксплуатационные знаки:
а) CL б) А
Задание 3
Изучите ассортимент трикотажных товаров по натуральным образцам.
Порядок проведения работы:
1) изучите представленные образцы трикотажных изделий;
2) определите, к какой группе товаров относят данные изделия;
3) расшифруйте обозначения на товарном ярлыке трикотажного изделия;
4) полученные результаты сведите в следующую таблицу:
№ Наименование
изделия По назначению По характеру опоры По сезонности По половозрастному признаку Размер
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 6.3. Мебельные товары
Дайте ответ:
1. Какие материалы применяют для производства мебели?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какие требования предъявляются к мебели?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________
3. Какую мебель относят для сидения?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Дополните схему «Классификация и ассортимент мебели»:
Мебель
по назначению
по видам

5. Какую мебель относят для сна и отдыха?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Допишите «Из каких пород лиственной древесины изготавливают гнутую мебель:
а) из дуба;
б)__________;
в) _________;
г) __________.
7. Из какого сырья изготавливают плетёную мебель?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Допишите предложение «Гнутая мебель – это __________________________
____________________________________________________________________
9. Какие дефекты не допускаются в мягкой мебели?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Как устанавливается гарантийный срок мебели?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
11.Что указывается на маркировке мебели?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Выберите правильный ответ на вопрос: «Где должна располагаться маркировка изделия на мебели?»
а) на лицевой поверхности;
б) на нелицевой поверхности.
13. Какие манипуляционные знаки наносят на мебель со стёклами и зеркалами?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Как необходимо располагать мебель в складских помещениях?
а) от пола _____________;
б) ____________________;
в) ____________________.
15. Какие правила необходимо соблюдать при хранении мебели?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Перечислите торговые предприятия в г. Кургане, которые занимаются производством мебели?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
17. Срок предъявления претензий покупателем по качеству отечественной мебели - ___________.
6.4. Обувные товары
Задание 1.
Дайте ответ:
1.Допишите предложение «Маркировка – это информация _________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. На какие группы можно объединить потребительские свойства кожаной обуви?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
3. Чем характеризуется долговечность обуви?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какие этапы включает в себя контроль качества кожаной обуви? ________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какие дефекты недопустимы в обуви?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Как устанавливаются гарантийные сроки носки обуви? ________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Допишите предложение «Согласно ГОСТ 28371-89 кожаную обувь делят на: ____________________________________________________________________.
8. Что указывается в маркировке, на каждой полупаре кожаной обуви?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Как называется вид упаковки, в которую упаковывают обувь?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Какие правила при хранении обуви необходимо соблюдать?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Маркировочные обозначения на ходовой поверхности подошвы обуви: ____________________, _____________________.
12. Как подразделяют кожаную обувь?
а) по способу производства - ________________, ________________________;
б) по характеру исполнения - ________________, ________________________.
13. В течение гарантийного срока в кожаной обуви были обнаружены дефекты: неустойчивая окраска подкладки, оседание задника. Имеет ли покупатель право на обмен?
а) да; б) нет.
Задание 2
Изучите ассортимент кожаной обуви по образцам.
Порядок проведения работы:
1) изучите представленные образцы кожаной обуви;
2) определите вид кожи;
3) дайте характеристику каждому виду обуви;
4) полученные данные сведите в следующую таблицу:
№ Вид обуви По характеру
исполнения По полу и
возрасту По материалу верха По цвету верха По способу
закрепления
на ноге
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 6.5. Галантерейные товары
Задание 1.
Дайте ответ:
1. На какие группы делят галантерейные товары?
а)_________________;
б)_________________;
в)_________________;
г)_________________;
д)_________________;
е)_________________.
2. Какие товары относят к текстильной галантерее?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какие бывают нитки в зависимости от назначения?
а) швейные;
б)________;
в)________;
г)_________.
4. Какие ленты относят к лентоткацким изделиям?
а) декоративно-отделочные;
б)_____________________;
в)_____________________;
г)_____________________.
5. Допишите предложение: «Тесьма – это ________________________________
____________________________________________________________________6. Какие требования предъявляются к качеству лент, тесьмы, шнуров? ________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Как классифицируют изделия швейной галантереи? ________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
8. Назовите разновидности галстуков:
________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
9. Как подразделяют ручные кружева по месту производства?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
10. Для чего предназначены зонты?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
11. Назовите зонты по механизму открывания: ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________.
Задание 2
Изучите ассортимент плетёных изделий по образцам.
Порядок проведения работы:
1) изучите представленные образцы плетёных изделий;
2) дайте характеристику каждому виду плетёных изделий;
3) полученные данные сведите в следующую таблицу:
№ Вид Назначение Сырьё Отделка Переплетение Ширина
1 2 3 4 5 6.6. Игрушки
Задание 1.
Дайте ответ:
1. Для чего предназначены игрушки?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
2. Из каких материалов изготавливают игрушки?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
3. Как классифицируют игрушки по возрасту?
________________________________________________________________________________________________________________________________________4. Допишите схему «Классификация и ассортимент игрушек»
Игрушки

5. Выберите правильный ответ на вопрос: «На сколько групп подразделяют игрушки по воспитательному назначению?»
а) 8; б) 10; в) 6.
6. Какие игры относят к настольным? ________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Какие требования предъявляются к качеству игрушек? ________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Что указывается на маркировке игрушек?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Какой документ необходим при продаже игрушек?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Для какого возраста детей можно предложить игрушки?
а) погремушки, подвески, кольца - ______________________________________
б) мягконабивные, куклы, фигурки животных - ____________________________
в) наборы цифр и букв, счётные палочки, настольные игры - ________________
11. Какую педагогическую направленность имеют игрушки:
а) лопатки, грабли, наборы инструментов - ______________________________
б) конструкторы, луноходы, модели машин - _____________________________
в) скакалки, обручи, мячи- ____________________________________________
г) книжки для раскрашивания, пластилин - ______________________________
12. Какие игрушки развивают у детей усидчивость, смекалку, наблюдательность:_______________________________________________________________
Задание 2
Изучите ассортимент игрушек по образцам.
Порядок проведения работы:
1) изучите представленные образцы игрушек;
2) распределите игрушки в зависимости от возраста детей и по воспитательному назначению;
3) полученные данные сведите в следующую таблицу:
№ Название игрушки Назначение Возраст детей Материал изготовления
1 2 3 4 5 6.7. Парфюмерные товары
Задание 1.
Дайте ответ:
1. Дополните показатели эстетических свойств парфюмерного изделия: прозрачность, внешний вид, цвет, _______________, _____________________.
2. Назовите духи по характеру запаха?
а)_________________________;
б)_________________________.
3. Как подразделяют духи по качеству?
а) Класс «Люкс»;
б)_________________________.
в)_________________________;
г)_________________________.
4. Назовите серию отечественных туалетных вод, выпущенных фирмой «Северное сияние»? ________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Дополните классификацию парфюмерных товаров по консистенции?
а) жидкие;
б)_________________________.
в)_________________________;
г)_________________________.
6. Дополните перечень маркировочных обозначений парфюмерных изделий: наименование изделия, наименование предприятия-изготовителя, _____________, ____________________, _____________________, ______________, ____________________________.
7. Назовите условия хранения парфюмерных товаров:
а) жидкие;
б) температура от____________до____________;
в) ОВ воздуха _________________.
8. Укажите срок годности парфюмерных товаров: духи, одеколоны, душистые воды_________________месяцев; духи, одеколоны группы «Экстра» ______________месяцев; французская парфюмерия _______________месяцев.
9. Дополните схему «Классификация и ассортимент парфюмерных товаров»
Духи, парфюмерные и туалетные воды,
одеколоны, душистые воды
По характеру запахов

Задание 2
Изучите ассортимент парфюмерных товаров по натуральным образцам.
Порядок проведения работы:
1) изучите представленные образцы парфюмерных товаров;
2) заполните таблицу:
№ Название По консистенции По способу нанесения По половозрастному признаку По стране происхождения По фирме изготовителя Ёмкость флакона
1 2 3 4 5 6.7. Косметические товары
Задание 1.
Дайте ответ:
1. Назовите сырьё для производства косметических товаров:
________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Допишите, что относят к основному сырью:
а) жиры;
б)________________________;
в)________________________.
3. Какими потребительскими свойствами должны обладать косметические товары?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Как классифицируют косметические товары? ________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
5. Выберите правильный ответ на вопрос: «Какие средства относят к специально - косметическим?»
а) кремы для массажа;
б) скрабы;
в) средства для укрепления ногтей.
6. Назовите косметическое средство для глубокой очистки кожи лица: ____________________________.
7. Групповая классификация ас сортимента отечественного туалетного мыла по качеству: ________, _______, ________, ______.
8. Как подразделяют ассортимент косметических средств для кожи головы и волос по назначению:______________,________________,________________,
_____________________.
9. Назовите ассортимент комбинированных средств для ухода за волосами:
2 в 1 - ______________________________________________________________
3 в 1 - ______________________________________________________________
10. Как подразделяют ассортимент красок для волос по стойкости окраски
а) _______________________;
б)________________________;
в)________________________.
11. Допишите, по каким признакам классифицируют зубные пасты?
а) по назначению;
б)________________________;
в)________________________.
12. Что входит в ассортимент декоративной косметики для губ? ________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Впишите пропущенные слова: парфюмерно-косметические товары хранят при температуре от 0 0 до 25 0 . Температуру «- 20 0» выдерживают только _______________________ и ______________________________.
14. Дополните маркировочные обозначения на косметические товары: наименование и назначение изделия, наименование и местонахождение изготовителя, товарный знак, объём, масса или количество, состав, срок годности, _____________________, _________________, ____________________, _____________________.
Задание 2
Изучите ассортимент косметических товаров по натуральным образцам.
Порядок проведения работы:
1) изучите представленные образцы средств по уходу за кожей лица и тела;
2) определите к каким средствам они относятся;
3) полученные данные занесите в следующую таблицу:
№ Назначение Название Ёмкость флакона Срок годности Страна-изготовитель
1 2 3 4 5 6.7. Школьно-письменные и канцелярские товары
Задание 1.
Дайте ответ:
1.Что входит в ассортимент канцелярских товаров?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какие требования предъявляются к качеству карандашей?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Как упаковывают бумагу?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Что относят к принадлежностям для черчения? ________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Дополните схему «Классификация готовальни по назначению»
Готовальни
Школьные

6. Закончите предложение «Бумага – это_________________________________ ____________________________________________________________________.
7. Какое сырьё применяют для производства картона и бумаги?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. На какие группы подразделяют бумагу по назначению? ________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Выбери правильный ответ на вопрос: «Какие товары относят к печатным изделиям?»
а) бланки учётно-отчётной документации;
б) телефонные справочники;
в) тетради;
г) блокноты.
10. Перечислите, какие принадлежности относят для письма?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
11. Каково основное отличие бумаги и картона?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Какие условия следует соблюдать при хранении школьно-письменных товаров? ________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Задание 2
Изучите ассортимент школьно-письменных и канцелярских товаров по натуральным образцам.
Порядок проведения работы:
1) изучите представленные образцы и распознайте ассортимент принадлежностей для письма, черчения, рисования;
2) дайте характеристику каждому виду, в соответствии с указанными в таблице заданиями:
№ Вид Назначение Материал изготовления Комплектность Страна-изготовитель
1 2 3 4 5 6.7. Ювелирные товары
Задание 1.
Дайте ответ:
1. Какие металлы называют благородными?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Выбери правильный ответ на вопрос: «Какие металлы относят к благородным?»
а) золото;
б) платина;
в) медь;
г) алюминий.
3.Что входит в состав золотых сплавов?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Допишите, какие металлы относят к цветным?
а) Бронза;
б) _____________;
в) _____________.
5. Какие бывают ювелирные камни? ________________________________________________________________________________________________________________________________________.
6. На какие три вида классифицируют камни?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Чем определяется ценность ювелирных камней?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Какие камни относят к драгоценным?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Выбери правильный ответ на вопрос: «Какие камни относят к полудрагоценным?»
а) изумруд;
б) топаз;
в) хризолит.
10. Дополните схему «Классификация и ассортимент ювелирных изделий»
Ювелирные изделия
Предметы туалета

11. Допишите требования к качеству ювелирных изделий:
а) к размеру;
б) __________;
в) ___________.
12.Что указывается на этикетке изделий из драгоценных металлов?
а) __________;
б) __________;
в)___________;
г) ___________;
д) ___________.
13. Впишите пропущенные слова: «При носке жемчуг от пота и жира, выделяемого организмом, ____________________,_________________. Чтобы удалить жировые налёты жемчуг_________________,___________________ и ______________________.
Задание 2
1) заполните таблицу: «Наименование и цвет ювелирных камней»
№ Наименование камней Цвет
1 Алмаз 2 Изумруд 3 Рубин 4 Сапфир 5 Александрит 6 Топаз 7 Аметист 8 Бирюза Голубой, голубовато-зелёный
9 Опал 10 Аквамарин Тема № 7
«Изучение ассортимента продовольственных товаров в торговом
комплексе»
7.1. Крупа
Задание 1.
Дайте ответ:
1. Из каких частей состоит зерно?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Каков химический состав и пищевая ценность круп?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Дайте характеристику таким видам круп, как хлопья «Геркулес», пшено, гречневая крупа.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Из приведенных вариантов выберите правильный ответ на вопрос: «Какие крупы получают из пшеницы?»:
а) пшено;
б) манную;
в) «Артек».
5.Чем отличается рис шлифованный от полированного?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Допишите классификацию риса в зависимости от способа обработки:
а) шлифованный; б)____________;
в)____________; г)____________.
7. Какие виды круп выпускаются на территории Курганской области?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Какие крупы делят на марки?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Какую крупу не надо варить?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Какая крупа варится дольше всех?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. К какому виду круп относится толокно?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
12.Чем отличается ядрица от продела?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Какая крупа дольше других круп не теряет своих свойств при хранении?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Как получают «Взорванный рис»?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Как различают фасоль по цвету? Какая ценится выше и почему?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2
Изучите ассортимент круп по представленным образцам и стандартам.
Порядок проведения работы:
1) определите, из какого зерна получают данные крупы;
2) назовите, какие крупы делят на сорта и номера;
3) назовите потребительские свойства круп (время варки и увеличение крупы в объеме при варке);
4) результаты сведите в следующую таблицу:
Вид зерна Вид крупы Сорт Потребительские свойства
Задание 3
Выберите правильный ответ или вставьте пропущенное слово:
№ Вопрос Варианты ответа Ответ
1. В какой крупе
содержание белков
достигает 23 %? А) в рисе
Б) в горохе
В) в пшене 2. В манной крупе марки
ТМ должно содержаться
твердых сортов пшеницы
не менее А) 10%
Б) 20%
В) 30% 3. Вставьте пропущенное
слово Ядрица - это зерно _________________
освобожденное от плодовой оболочки 4. Крупы упаковывают А) в пергамент
Б) в мешки из ткани
В) в мешки из полимерных материалов 5. К пшеничной крупе
относят: А) крупу «Артек»
Б) продел
В) пшено 6. Вставьте пропущенное слово Крупы, в которые добавлены сухое молоко и сахар, называются ___________ 7. Крупы хранят при следующих условиях А) влажность 65%, температура 250
Б) влажность 22%, температура 100
В) влажность 92%, температура -50 Тема № 7.2 «Мука»
Задание 1
Заполните схему классификации помолов
Помол


Задание 2.
Дайте ответ:
1. Как отличается мука разных сортов и почему?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
2. Какие посторонние привкусы и запахи могут возникнуть в муке при хранении?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
3.Чем объясняется более темный цвет муки второго сорта по сравнению с
мукой первого сорта?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
4. Какой признак качества продукта питания можно определить с помощью органолептического метода:
а) консистенцию, вкус;
б) запах, цвет;
в) удельный вес, плотность.
5. Отчего возникает горьковатый вкус муки? _____________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3
Определите органолептическим методом качество муки 1 — 2 образцов
Порядок проведения работы:
1) сравните образец с характеристикой, данной в стандарте
2) согрейте образец дыханием или зажмите его в ладони и понюхайте; разжуйте небольшое количество муки, при этом обратите внимание на наличие хруста на зубах
3) полученные данные занесите в следующую таблицу:
Вид и сорт муки Показатели качества Заключение о
качестве
Цвет Запах Вкус Хруст Тема № 7.3 «МАКАРОННЫЕ ИЗДЕЛИЯ»
Задание 1
Дайте ответ:
1.Назовите основное и дополнительное сырье для производства макаронных изделий _____________________________________________________________
____________________________________________________________________
2. Как классифицируют макаронные изделия?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Из какой муки получают менее калорийные макаронные изделия?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Выберите правильный вариант ответа на вопрос «Из какой муки получают макаронные изделия группы А?»:
а) из муки высшего сорта (из твердой пшеницы);
б) из хлебопекарной пшеничной муки;
в) из муки, полученной из мягкой стекловидной пшеницы.
5. Как хранят макаронные изделия?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Выберите правильный вариант ответа на вопрос: «К какому типу макаронных изделий относят вермишель?»:
а) фигурные; в) лентообразные;
б) нитеобразные; г) трубчатые.
7. Почему в магазинах г. Кургана в продаже преобладают макаронные изделия фабрики «Макфа»?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Как упаковывают макаронные изделия?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Расшифруйте маркировку макаронных изделий – группа «А», 1 класс,
яичные
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Укажите органолептические требования к качеству макарон:_____________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 2
Изучите ассортимент макаронных изделий по образцам
Порядок проведения работы:
1) изучите представленные образцы макаронных изделий;
2) определите типы, подтипы и виды макаронных изделий
3) определите диаметр макаронных изделий; их длину, ширину, форму;
4) результаты сведите в следующую таблицу:
Тип макаронных изделий Подтип Вид Характеристика по форме, ширине, длине
Задание 3
Проведите органолептическую оценку качества макаронных изделий по 1-2 образцам
Порядок проведения работы:
1. определите тип изделия;
сделайте вывод о качестве исследуемого образца макаронных изделий;
полученные данные сведите в таблицу:
Тип
изделия Показатели качества Заключение о качестве
Внешний вид Поверхность Цвет Запах Вкус Задание 4
Выберите правильный ответ:
№ Вопрос Варианты ответа Ответ
1. Определите допустимое
содержание влаги в макаронных изделиях А) 12-13%
Б) 27-28%
В) 0,2-1% 2. Макаронные изделия делятся на
следующие классы А)1
Б) 2
В) 3 3. Вставьте пропущенное слово Макаронные изделия при варке
не должны терять ____________,
разваливаться по______________ 4. На какие типы делят макаронные
изделия? А)
Б) лентообразные
В)
Г) 5. Трубчатые изделия в
зависимости от формы и длины
делят на: А)
Б)
В) перья 6. Макаронные изделия должны
храниться при влажности А) 65-70%
Б) 12-30%
В) 92-96% Тема № 7.4. «ПИЩЕВЫЕ КОНЦЕНТРАТЫ»
Задание 1.
Дайте ответ
1. Как классифицируют пищевые концентраты по их назначению?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Назовите ассортимент концентратов вторых блюд в зависимости от основного сырья.
________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Как подразделяют сухие кремы?
___________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Назовите ассортимент концентратов первых блюд в зависимости от основного сырья
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.
Перепишите ассортимент пищевых концентратов, имеющихся на планшетах. Взятое сырье и добавления указаны в маркировке концентратов. Результаты занесите в следующую таблицу:
Концентрат Рецептура Масса, г
Назначение Сырье Добавления Цитрусовый торт Полуфабрикат Пшеничная мука Сахар, соль, яичный порошок, разрыхлитель 500
Тема № 7.5 «ПЛОДООВОЩНЫЕ ТОВАРЫ»
7.5. СВЕЖИЕ ОВОЩИ (КЛУБНЕПЛОДЫ И КОРНЕПЛОДЫ)
Задание 1.
Дайте ответ:
1. Что положено в основу классификации овощей?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Допишите схему классификации овощей:
Вегетативная группа –
____________________________________________________________________
Плодовая группа –
____________________________________________________________________
3. Что относят к клубнеплодам?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Как подразделяют картофель в зависимости от сроков реализации?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
5. Чем отличаются столовые сорта картофеля от кормовых?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Продолжите перечень корнеплодов:
морковь, ___________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
7. Какой корнеплод является самым ранним среди овощей?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Какие болезни картофеля вы знаете?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. В чем по пищевой ценности морковь отличается от свеклы?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Назовите районированные сорта картофеля:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Назовите овощи, относящиеся к корнеплодам
________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Какая свекла обладает лучшими кулинарными свойствами?
____________________________________________________________________
13. Как по длине и форме подразделяют морковь?
____________________________________________________________________
Задание 2.
Проведите органолептическую оценку моркови и свеклы по образцам и стандарту на корнеплоды.
Порядок проведения работы:
1) изучите внешний вид моркови и свеклы, сравнив с данными показателями по стандарту;
2) определите форму и цвет моркови и свеклы;
3) разрежьте морковь и свеклу по наибольшему поперечному диаметру и определив размер;
4) изучите внутреннее строение корнеплодов, обратите внимание на размер сердцевины у моркови, чередование светлых и темных колец у свеклы;
5) продегустируйте, определите вкус данных образцов;
6) полученные данные сведите в следующую таблицу:
Показатель Морковь Свекла
Внешний вид Форма Цвет Внутреннее строение Наибольший диаметр, см Вкус и запах Консистенция 7) дайте заключение о качестве имеющихся образцов.

Задание3
Выберите правильный ответ:
№ Вопрос Вариант ответа Ответ
1 К какой группе овощей
относятся луковые овощи а) к вегетативной
б) к цветочной
в) к плодовой 2 Вставьте пропущенное
слово: Сорта овощных растений
называются 3 Какие овощи относят к
тыквенным? а) репа
б) дыня
в) огурец 4 Какая капуста имеет
рыхлые гофрированные
листья? а) савойская
б) краснокочанная
в) брюссельская 5 К какому сорту относится
лук Ялтинский? а) сладкий
б) острый
в) полуострый 6 Вставьте пропущенное
слово: Листовой салат имеет ____________
из зеленых листьев 7 Какая фасоль дает прозрачный отвар? а) белая
б) однотонная
в) цветная 8 Что используют в пищу у
лущильного гороха? а) бобы-лопатки
б) семена
в) стебель Тема № 7.6 «СВЕЖИЕ ПЛОДЫ»
Задание 1.
Дайте ответ:
1. Перечислите семечковые плоды, заполнив данную схему:
Семечковые
Яблоки

2. Как делят яблоки по срокам созревания?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какие районированные сорта яблок выращиваются в Курганской области?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какими болезнями поражаются семечковые плоды?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какие механические повреждения допускаются стандартом?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Как упаковывают и хранят семечковые плоды?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Чем различаются потребительская и съемная степени зрелости и у каких сортов яблок она совпадает?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. В какой стадии зрелости собирают косточковые плоды?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Какую мякоть должны иметь зрелые косточковые плоды?
____________________________________________________________________
10. Почему косточковые плоды не выдерживают длительных перевозок?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
11. Допишите схему классификации косточковых плодов:
Косточковые


12. Из представленных вариантов выберите правильный ответ на вопрос: «К какой группе плодов относится айва?»:
а) косточковые плоды;
б) семечковые плоды;
в) цитрусовые плоды;
г) тропические плоды.
13. Продолжите определение: грейпфрут — это гибрид ____________________
____________________________________________________________________
14. Какой сорт хурмы отличается невяжущим вкусом?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Допишите схему классификации цитрусовых плодов.

16. В чем отличие вишни от черешни?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Задание 2
Проведите органолептическую оценку яблок по натуральным образцам и стандартам.
Порядок проведения работы:
1) изучите стандарт на яблоки;
2) определите помологаческий сорт яблок по внешнему виду; определите повреждения и болезни яблок;
3) результаты проделанной работы сведите в следующую таблицу:
Показатель Высший сорт Первый сорт Второй сорт Третий сорт
Механические повреждения Повреждения вредителями и болезнями Отсутствие плодоножки Побурение кожицы (загар) Подкожная пятнистость Увядание Задание 3
Выберите правильный ответ, вставьте пропущенное слово:
№ Вопрос Варианты ответа Ответ
1 Какие плоды для
длительного хранения
можно замораживать? А) ананасы
Б) хурму
В) манго 2 К настоящим ягодам
относят А) виноград
Б) клубнику
В) смородину 3 Вставьте пропущенное
слово Плод граната внутри разделен на _____________ с семенами 4 Бананы упаковывают А) в пергамент
Б) в картонные коробки
В) в пластиковые контейнеры 5 Какие плоды способны
дозревать в процессе
хранения? А) мандарины
Б) бананы
В) вишня 6 Косточковые плоды
хранят в магазине не
более 2 суток при: А) влажности 85-90%, температуре 0''
Б) влажности 55-60%, температуре 20и
В) влажности 95-98%, температуре 15' ВКУСОВЫЕ ТОВАРЫ
Тема № 7.7. «ЧАЙ»
Задание 1
1. Назовите виды и ассортимент чая.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Почему при производстве черного чая лист темнеет?
____________________________________________________________________
3. Что нужно сделать, чтобы лист остался зеленым?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Как разрушаются ферменты при производстве зеленого чая?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Чем отличается вкус зеленого чая от вкуса черного чая?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Чем чайные напитки отличаются от чая?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Что такое «типсы» и в каком чае они содержатся?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Каков химический состав кофе в зернах?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Почему при хранении чая необходимо учитывать товарное соседство?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Какие основные разновидности кофейных зерен вы знаете?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2
Используя приобретенные знания по теме «Чай» (учебник, стр.138-140), сведите результаты в следующую таблицу:
Показатель Чай черный байховый Чай зелёный байховый
Способ получения Содержание (больше, меньше) дубильных веществ (таннина) Вкус, цвет настоя Содержание витаминов Задание 3
Перепишите ассортимент чая, изучив имеющиеся образцы (упаковку). Получение данные сведите в следующую таблицу:
Чай Цвет Способ получения Размер чаинок Состояние упаковки Фирма
Китайский Зеленый Байховый Крупный листовой Мягкая с целлофаном «Гранд»
Задание 4
Выберите правильный ответ, вставьте пропущенное слово:
№ Вопрос Варианты ответа Ответ
1 На какие сорта
делят черный
байховый чай?
а) высший, 1.2.3.сорта
б) люкс, 1 сорт
в) высший. 1 сорт 2 Вставьте
пропущенное слово
Три верхних молодых листочка чайного
куста называются _____________________ 3 Чай высшего сорта
должен иметь а) чаинки одногоцвета и размера
б) мутный настой
в) коричнево- красный цвет настоя 4 Кофейные зерна
высшего сорта- это: а) Черри
б) Робуста
в) Арабика 5 Вставьте
пропущенное слово
Зерна «Арабика» имеют плоскую форму
с ____________________острыми краями 6 Кофе хранят при
влажности: а) 65-70 %
6)12-18%
в) 90-96 % 7 Вставьте пропущенное слово
Сырой кофе в зернах имеет _____________ цвет Тема № 7.8. «ШОКОЛАД»
Задание 1
1. На какие виды делят шоколад в зависимости от состава?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какие начинки применяют для шоколада?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какие добавления применяют при производстве различных видов шоколада?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Под какими названиями выпускают пористый шоколад?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Что добавляют в шоколад «Аленка»?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. От чего зависят гарантийные сроки хранения шоколада?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
7. Почему нельзя допускать резких колебаний температур при хранении шоколада?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Из предлагаемых вариантов выберите правильный ответ на вопрос: «При какой температуре возникает жировое поседение, серый налет?»:
а) 30 0С;
б) 10 0С;
в) 5 0С.
Задание 2
Руководствуясь тестом учебника (стр. 188-191), ознакомьтесь с видами и ассортиментом шоколада в зависимости от способа обработки и состава, укажите их отличительные признаки. Полученные данные сведите в следующую таблицу:
Шоколад Ассортимент Какао-масса Сахар
Добавление
Отличие по вкусу
Десертный с добавлениями без добавлений Тема № 7.9. «КИСЛОМОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ»
Задание 1
1.Чем характеризуется пищевая ценность кисломолочных продуктов?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Приведите ассортимент диетических кисломолочных продуктов.
________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какой творог имеет зернистую структуру?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какие кисломолочные продукты выпускаются на Шадринском молочном комбинате?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Из представленных вариантов выберите правильный ответ на вопрос: «Какие продукты являются продуктами смешанного брожения?»:
а) сметана; б) кефир;
в) простокваша; г) кумыс.
6. Чем отличаются творожные изделия от творожных полуфабрикатов?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. В каких единицах измеряют кислотность кисломолочных продуктов?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Назовите ассортимент творожных изделий
________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Чем отличается ряженка от других кисломолочных напитков?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Какой кисломолочный продукт получают из кобыльего молока?
____________________________________________________________________
11. Какие кисломолочные продукты могут поступать в продажу в нефасованном виде?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Какие биопродукты вы знаете? В чем их значение для организма человека?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Каковы условия и сроки хранения кисломолочных продуктов?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Задание 2.
Изучите ассортимент сметаны, творога, творожных изделий, кефира, йогурта планшетам с этикетками кисломолочных продуктов и стандартам.
Порядок проведения работы:
1) изучите представленные планшеты образцов кисломолочных продуктов;
2) обратите внимание на внешний вид, целостность и красочность упаковки;
3) полученные данные сведите в следующую таблицу:
Наименование изделия, производитель Содержание жира, % Емкость, г (л)
«МЯСНЫЕ ТОВАРЫ»
Тема № 7.10 «КОЛБАСНЫЕ ИЗДЕЛИЯ»
Задание 1
Дайте ответ:
1. Назовите основное и вспомогательное сырье в колбасном производстве.
________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какие колбасные оболочки используют для производства колбас?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Как классифицируют колбасные изделия в зависимости от термической обработки?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Чем отличаются копченые колбасы от вареных?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. В чем отличие мясных хлебов от вареных колбас?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Продолжите предложение: «Вареные колбасы по качеству подразделяют на высший сорт,_____________________________________________________».
7. Из предлагаемых вариантов выберите правильный ответ на вопрос: «Какие колбасы относят к вареным колбасам высшего сорта?»:
а) русская; г) отдельная;
б) чайная; д) молочная.
в) докторская; е) кровяная.
8. В чем особенности получения полукопченых колбас?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Какие колбасы подвергают двойному копчению?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Из предлагаемых вариантов выберите правильный ответ на вопрос «Какие колбасы содержат меньше влаги и имеют более плотную консистенцию?»:
а) сырокопченые; в) вареные;
б) полукопченые; г) варено-копченые.
12. Чем отличаются вареные колбасы высшего сорта от вареных колбас первого сорта?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
13. В какие мясные колбасы высшего сорта добавляют чеснок?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
14 .Для каких колбас допустим белый налет на поверхности?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
15. Какие колбасы не допускаются к реализации?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
16. Назовите условия и сроки хранения колбас в магазине
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.
Порядок проведения работы:
1) используя стандарт, изучите показатели, по которым определяют качество;
2) по имеющимся образцам определите внешний вид, форму, консистенцию;
3) продегустируйте, определите вкус и запах;
4) изучите вид фарша на разрезе, сравните с данными стандарта;
5) полученные данные сведите в следующую таблицу:
Показатель качества Образец №1
(наименование) Образец №2
(наименование)
Внешний вид Консистенция Вид фарша на разрезе Запах и вкус Форма 6) сделайте заключение о качестве представленных образцов
«РЫБА И РЫБНЫЕ ТОВАРЫ»
тема № 7.11 «СЕМЕЙСТВА ВАЖНЕЙШИХ ПРОМЫСЛОВЫХ РЫБ»
Задание 1
1. Каких рыб относят к семейству осетровых?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Почему одну из рыб семейства лососевых называют красной?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Чем отличаются рыбы семейства лососевых от рыб семейства осетровых?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Каких рыб относят к семейству камбаловых?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. В чем заключается пищевая ценность мяса рыбы?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Каких рыб относят к семейству тресковых?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. На какие группы подразделяют рыбу семейства сельдевых?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Каких рыб относят к семейству карповых:
а) вобла, карась;
б) минтай, хек;
в) толстолобик, лещ.
9. У каких рыб вкусовые свойства улучшаются после посола?
Задание 2
Определите семейства и виды рыб по плакатам с рисунками рыб. Получение результаты сведите в следующую таблицу:
Внешние признаки Семейство Название рыб
Окраска Наличие боковой линии Количество и расположение плавников Тема № 7.12 «СОЛЕНАЯ И КОПЧЕНАЯ РЫБА»
Задание 1.
1. Почему соленые сельди пользуются наибольшим спросом?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как подразделяют соленые сельди по содержанию соли?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какие способы посола вы знаете?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Продолжите способы разделки соленой сельди:
а) потрошение с головой;
б)____________________
в) ____________________
г) ____________________
5. Назовите ассортимент сельдей в зависимости от места улова и содержания жира?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Какие рыбы относят к мелкосельдевым?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Каковы условия и сроки хранения соленых товаров?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Почему на поверхности соленой рыбы появляются желтые пятна?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Какие способы копчения вы знаете?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Как различить рыбу холодного и горячего копчения?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
12. Какую рыбу горячего копчения подразделяют на сорта?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. На какие сорта делят рыбу холодного копчения?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
15. Рыбу, какого копчения перевязывают шпагатом?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
16. Каковы условия и сроки хранения рыбы холодного и горячего копчения?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Задание 2
Проведите органолептическую оценку копченой рыбы по образцу.
Порядок проведения работы:
1) определите вид, и наименование копченой рыбы по цвету кожи, мяса, консистенции, вкусу, запаху образцов;
2) полученные данные сведите в следующую таблицу:
Показатель качества Характеристика рыбы
холодного копчения горячего копчения
Поверхность Цвет кожи, мяса Консистенция Вкус, запах Заключение о качестве Тема №8
«Приёмка товаров по количеству и качеству».
Задание 1.
Дайте ответ:
1. Кто осуществляет приёмку товара в магазине? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. В случае отсутствия сопроводительных документов, как производят приёмку товаров?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какой документ оформляется, если обнаружится расхождение между фактическим весом тары и трафаретными данными? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Что необходимо выполнить, если в ходе приёмки обнаружилась недостача?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. В какой срок должен быть составлен акт, если обнаружится расхождение между фактическим весом тары и трафаретными данными? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Как производят приёмку товаров по количеству? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Допишите предложение: «Представители поставщика должны иметь при себе__________________________________________________________________8. Какой документ необходим при приёмке товаров по качеству? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Каким методом проводится приёмка товаров по качеству? ________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Что нужно проверить при приёмке тары-оборудования? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Что указывается в каждой единице таро-оборудования? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Что необходимо выполнить в случае обнаружения недоброкачественных и некомплектных товаров при приёмке? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Дополните, какие сведения должны содержаться в акте при приёмке товаров по качеству:
1) наименование и адрес магазина получателя товаров;
2) ФИО;
3) номер и дата составления акта;
4)____________________________;
5)____________________________;
6)____________________________;
7)____________________________;
8)____________________________.
14. Как принимают товары в стандартной исправной таре? ________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Какие кондитерские товары не подлежат приёмке? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Как производится приёмка хлеба и хлебобулочных изделий? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
17. Что указывается в сопроводительных документах при поставке скоропортящихся товаров? ________________________________________________________________________________________________________________________________________
18. Какой документ необходим при приёмке мяса и мясопродуктов?
а) ветеринарное заключение;
б) накладная;
в) сертификат;
г) приходно-кассовый ордер.
19. Допишите предложение: «При приёмке товаров по количеству и качеству большое внимание уделяется выполнению________________________________
обязательств.
20. Что предусмотрено за нарушение правил сертификации? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2
Заполните накладную за №16 от 25ноября 20___года. На получение товара товароведом Сидоровой К.Г.от зав. складом Петровой Г.Ж., согласно перечисленного ниже товара:
№ п\п Наименование товара Кол-во штук Цена за 1 штуку
1 Блокноты 50 5,80
2 Тетрадь (12 листов) 300 2,10
3 Клей 100 8,48
4 Калькуляторы 150 48,96
5 Скоросшиватели 200 7,60
6 Карандаши 500 8,00
7 Ручки 400 6,20
8 Фломастеры (уп.) 100 29,40
9 Ежедневники 50 148,90
10 Линейки 30 9,80
Задание 3
Заполните товарный чек за №5 от 25ноября 20____ года торгового предприятия «Ежевика». На приобретённый товар покупателем Смирновой О.А., согласно перечисленного ниже товара:
№ п\п Наименование товара Кол-во штук Сумма 1 штуки
1 Блокноты 2 5,80
2 Тетрадь (12 листов) 30 2,10
3 Клей 10 8,48
Задание 4
Заполните приходный кассовый ордер по торговому предприятию «Ежевика», отдел №4,за №198 от 25ноября 20____ года. На получение денежных средств от коммерсанта Владимирова О.Б., в сумме 12569 тыс. руб. За подписью гл. бухгалтера Ивановой А.А., кассира Орловой Е.Д.
Задание 5
Заполните расходный кассовый ордер по торговому предприятию «Ежевика», отдел №4,за №215 от 25ноября 20____ года. На приобретение товара денежные средства маркетологу Иванищевой Н.Г., данные паспорта 37 02 565326, выданного УВД г. Кургана 25 ноября 2001г., в сумме 15987 тыс. руб. За подписью руководителя Черепановой З.С., гл. бухгалтера Ивановой А.А., кассира Орловой Е.Д.
Тема № 9
«Особенности подготовки к продаже отдельных продовольственных
товаров»
Задание 1.
Дайте ответ:
1. Какие установлены сроки хранения хлебных изделий после их выпечки?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. В какую упаковку нельзя завертывать хлеб и хлебобулочные изделия?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
3. Как осуществляется продажа товаров в тару покупателя?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какие кондитерские изделия подлежат возврату?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какой прибор применяют для проверки качества яиц? ________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
6. Какой инвентарь применяют при продаже солёных и маринованных продуктов?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
7. Допишите схему классификации продовольственных товаров по сохраняемости:
Продовольственные товары

8. Какие факторы влияют на сохранение качества товаров?
а) исходное качество товаров;
б) _______________________;
в) _______________________;
г) _______________________.
9. Дополните, какими показателями характеризуется режим хранения:
а) _____________________________;
б) _____________________________;
в) _____________________________;
г) _____________________________;
д) Относительная влажность воздуха.
10.Что необходимо соблюдать при хранении товаров? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Как хранят швейные товары в складских помещениях?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Как располагают на хранение обувные товары? ___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
13.Что необходимо соблюдать при хранении парфюмерно-косметических товаров?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Как осуществляется продажа товаров по образцам? ___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________15. Какие требования предъявляются к хранению мебели?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Назовите два способа хранения товаров?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
17. Как размещают на хранение тяжёлые и громоздкие товары? ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________18. Какие требования предъявляются к хранению мыла?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
19. Перечислите инвентарь, который относят для отпуска товаров?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
20.Что относят к инвентарю для подготовки товаров к продаже швейных изделий? ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2
Изучите ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров по представленным образцам.
Порядок проведения работы:
1) Изучите условия хранения товаров по образцам;
2) дайте характеристику каждому из них;
3) результаты сведите в следующую таблицу:

№ Наименование товара Дата изготовления Срок годности Правила хранения
Список используемой литературы
1.Брагина, Л.А. Технология розничной торговли: Учебное пособие для нач. проф. образования / Л.А. Брагина. М.; Академия, 2012 – 235с.
2. Голубкина, Т.С., Никифорова, Н.С., Новикова, А.М. и др.Розничная торговля продовольственными товарами. Товароведение и технология : учебник/ Т.С. Голубкина, Н.С.Никифорова, А.М. Новикова.- М.: Академия, 2014-544с.
3. Гранаткина, Н.В. Товароведение и организация торговли продовольственными товарами: Учебник / Н.В. Гранаткина,. -М.; Академия, 2014. – 236с.
4.Неверов, А.Н. Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами: Учебник / А.Н. Неверов, Т.И.Чалых. М.; Академия, 2012- 436с.
5. Парфентьеваа, Т.Р. Оборудование торговых предприятий: Учебник для нач. проф. образования / Т.Р. Парфентьева, Н.Б. Миронова, А.А. Петухова, Н.М. Филиппова. М.; ИРПО Академия, 2012-278с.
6. Яковлева Л.А. Товароведение парфюмерно-косметических товаров: Учебник / Л.А. Яковлева, Г.С. Кутакова. Санкт-Петербург.- 2012-347с.