Развитие прыгучести у волейболисток


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОУВПО «СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ, СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
КАФЕДРА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ









РАЗВИТИЕ ПРЫГУЧЕСТИ У ВОЛЕЙБОЛИСТОК 12-15 ЛЕТ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ




Исполнитель:
студентка 941 группы
Емельянова Лика Олеговна

Научный руководитель:
к.п.н., доцент Зеновский Е.В.













Сыктывкар 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ..5
1.1. Анатомо-физиологические особенности детей 12-15 лет.....5
1.2. Прыгучесть и ее основные компоненты...9
1.3. Методы развития прыгучести..16
1.4. Средства развития прыгучести18
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ...21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ25




































ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Современный волейбол предъявляет высокие требования к уровню физической подготовленности игроков. Для достижения высоких результатов современная волейбольная команда берет на своё вооружение новые тактические комбинации, совершенствует технические приемы. Чтобы их правильно и с наибольшей эффективностью выполнять, начинающим волейболистам необходим достаточный уровень развития специальных физических качеств (Виера Б.Л., 2004).
Для волейболиста всегда важны такие качества, как быстрота, сила, ловкость, гибкость, но особенно важным является развитие скоростно-силового качества мышц ног, прыгучести.
Доказано, что 90-95% выигрыша очков в игре достигается в борьбе над сеткой (блок, нападение), чтобы ставить блок и нападать, необходимо хорошо прыгать. Поэтому прыжковая подготовленность игроков должна быть на высоком уровне. Прыгучесть является одним из ведущих качеств в волейболе. И уже на начальном этапе подготовки волейболистов ей необходимо уделять должное внимание (Шилов О.С., 1982).
Это позволяет говорить о необходимости разработки методики развития прыгучести, правильного выбора и умелого применения методов и средств с первых лет занятий волейболом.
Многими специалистами отмечается, что за последние несколько лет в классическом волейболе произошли значительные изменения, а именно:
- усложнилась техника выполнения подачи, которая в настоящее время является эффективным атакующим средством (большинство подач выполняются в прыжке);
- увеличилась доля атак из глубины площадки;
- направленность соревновательной деятельности представителей различных игровых амплуа в последние годы приобретает все большие различия;
Прежде всего, эти изменения связаны с существенными нововведениями в правилах соревнований, что привело к повышению требований, предъявляемых к уровню технической и физической подготовленности волейболистов.
Следовательно, возникает необходимость совершенствования научно-методического обеспечения тренировочного процесса волейболистов, внесения коррективов в структуру и содержание их подготовки (Железняк Ю.Д., 2004).
Цель работы: изучение особенностей развития прыгучести у волейболисток 12-15 лет.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи работы:
1. Изучить анатомо-физиологические особенности девочек 12-15 лет.
2. Определить основные средства и методы развития скоростно-силовых качеств (прыгучести).
Объект исследования – процесс развития скоростно-силовых качеств мышц ног (прыгучести) у волейболисток 12-15 лет.
Предмет исследования – средства и методы развития скоростно-силовых качеств мышц ног (прыгучести) у волейболисток 12-15 лет.
Гипотеза. В работе было выявлено, что развитие взрывной силы мышц ног, а именно прыгучести, в целом может также сказываться на технических данных спортсменок.







ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Анатомо-физиологические особенности детей 12-15 лет

Рациональное планирование тренировочного процесса, правильное использование средств и методов спортивной тренировки на всем протяжении многолетней подготовки юных волейболистов возможно лишь с учетом анатомо-физиологических особенностей растущего детского организма. Система многолетней подготовки волейбольных резервов охватывает большой возрастной период, когда происходит биологическое развитие, а также формирование личности человека. Отличительная особенность этого периода заключается в том, что процесс роста и развития происходит на фоне эндокринной перестройки организма, связанной с началом полового созревания, а с половым созреванием связана и интенсивная перестройка всего организма.
В периоды усиленного роста различных органов и систем организма обычно наблюдается замедление процессов их структурной дифференцировки и, наоборот, последние наиболее отчетливо выражены в периоды замедления и остановки роста. Гетерохронность формирования структур организма находится в тесной взаимосвязи с особенностями функций органов в различные возрастные периоды. Между морфологическим ростом и функциональным развитием существует обратная зависимость. Вот почему периоды усиленного морфологического роста обычно являются периодами замедленного развития физических качеств. Знание особенностей детского организма позволит тренерам целенаправленно, дифференцированно, в соответствии с возрастными особенностями применять средства и методы воспитания физических качеств юных волейболистов, будет содействовать дальнейшей оптимизации учебно-
тренировочного процесса с юными спортсменами (Фомин Е.В., 2009).
В настоящее время, принято следующее деление детства на такие возрастные периоды: 1) младенческий – от рождения до 1 года, причем в нем выделяется специально первый месяц – период новорожденности; 2) преддошкольный возраст – от 1 года до 3 лет; 3) дошкольный возраст – от 3 до 7 лет; 4) младший школьный возраст - от 7 до 11-12 лет; 5) средний школьный возраст (подростковый) – от 12 до 15 лет; 6) старший школьный возраст (юношеский) – от 15 до 18 лет.
Средний школьный возраст (как уже отмечалось выше) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет, что соответствует возрасту учащихся V-IX классов. Этот период еще называют периодом «полуребенка-полувзрослого».
Характерная особенность среднего школьного (подросткового) возраста – половое созревание организма. У девочек этот период сопровождается более выраженными изменениями в организме, он начинается в среднем на 1-2 года раньше, чем у юношей. В это время происходит бурный рост и развитие всего организма. Прежде всего, наблюдается резкий рост тела в длину: у девочек максимум прироста обычно приходится на 12-13 лет, у мальчиков на 14-15 лет. Значительно возрастает сила мышц. У девочек мышечная масса особенно интенсивно нарастает в 11-12 лет (Верхошанский Ю.В., 1988).
Наблюдается возрастное несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы. Сердце значительно увеличивается в объёме (130-150 мл), становится более сильным, работает более мощно, а диаметр кровеносных сосудов отстаёт в развитии. Это часто приводит к некоторым временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления, следствием чего являются наблюдающиеся у некоторых подростков головокружения, учащённое сердцебиение, головные боли, слабость, сравнительно быстрая утомляемость.
В данном возрасте происходит процесс активного формирования типологических свойств нервной системы, в результате чего, врожденные генотипические особенности становятся устойчивыми. Складывается индивидуальный тип нервной деятельности. Творческие возможности школьника приобретают устойчивую физиологическую и структурную основ (Фомин Н.А., 1991).
В подростковый период дети увеличиваются в длину на 5-8 см в год. Девочки растут наиболее активно в 11-12 лет (их рост в это время увеличивается до 10 см в год), рост мальчиков наиболее интенсивно идет в 13-14 лет, и после 15 лет в росте они обгоняют девочек. Увеличение роста идет, в основном, за счет роста трубчатых костей конечностей, кости грудной клетки растут медленнее, отчего у подростков часто можно видеть плоскую, а иногда и впалую грудь, что затрудняет дыхание. Вместе с ростом увеличивается и масса тела. Девочки прибавляют в год 4-8 кг, особенно заметна прибавка в 14-15 лет. Однако темпы роста массы несколько отстают от темпа роста скелета, что сказывается на внешнем виде подростка (фигура вытянута, нескладна, костлява) (Хрипкова А.Г., 1978).
Подростковый возраст считается самым трудным с точки зрения организации с детьми этого возраста учебно-воспитательной работы, и в тоже время этот период исключительно важен в отношении психического, физического развития, формирования личности. Это период, когда как раз и происходит переход от детства к взрослости.
Подростковый возраст – это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств.
Созревание опорно-двигательного аппарата и центральных регуляторных механизмов обеспечивает развитие важнейших качественных характеристик двигательной деятельности. Уровень физического развития организма и качеств двигательной деятельности зависит от стадии полового созревания. Чем более высокая стадия полового созревания у подростка, тем выше его физические возможности и спортивные достижения.
За счет увеличенного систолического объема крови и повышения тонуса парасимпатического отдела нервной системы происходит дальнейшее снижение частоты сердечных сокращений (ЧСС): в среднем школьном возрасте ЧСС в покое около 80 уд/мин.
В связи с тем, что сердце выбрасывает за одно сокращение больший объем крови, нарастает величина артериального давления (АД). У девочек в 12 лет АД – 105/60, в 13 лет – 110/60, в 14 лет – 112/60, в 15 лет – 115/65.
Минимальное (диастолическое) АД увеличивается в меньшей степени, чем максимальное (систолическое) давление, поэтому растет их разность, т. е. пульсовое давление. Такие изменения улучшают кровоснабжение различных органов тела.
В целом, происходящие в сердечно-сосудистой системе изменения (урежение ЧСС, удлинение периода общей диастолы, повышение АД, замедление кругооборота крови) свидетельствуют об экономизации функций сердца.
Жизненная емкость легких у 12-летних девочек равна 1905 мл, а у 15-летних 2530 мл.
У 13-летних подростков существенно улучшается переработка информации и повышается эффективность тактического мышления, уменьшается количество ошибочных решений. В возрасте от 10 до 13 лет у подростков достоверно сокращается время принятия решения и общее время решения тактических задач.
Возраст 11-14 лет является сенситивным для развития скоростно-силовых возможностей. В этом периоде имеется наибольший прирост прыгучести, резкости ударов и бросков. К 14-15-летнему возрасту достигается наибольшая высота и дальность прыжков.
Уже в 12-14-летнем возрасте юные спортсмены четко дифференцируются по целому комплексу психофизиологических особенностей на два различных типа, которые совершенно необходимо учитывать при выборе генетически адекватного вида спорта, стиля соревновательной деятельности и амплуа спортсмена (нападающий или разыгрывающий в волейболе).
Форсирование нагрузок особенно в период полового созревания может привести к тяжелым последствиям. У девочек в возрасте 11-16 лет особенно угнетается секреция половых гормонов, нарушается становление и стабилизация овариально-менструального цикла (ОМЦ).
В связи с отмеченным в процессе физического воспитания требуется тщательное дозирование и индивидуализация нагрузок, контроль за текущим состоянием детей. Постепенное наращивание физических нагрузок в соответствии с возрастными функциональными возможностями развивающегося организма обеспечит рациональное течение адаптационного процесса, сохранение здоровья детей и рост их спортивного мастерства (Солодков А. С., Сологуб Е. Б., 2005).


1.2. Прыгучесть и ее основные компоненты

Термин «прыгучесть» принят в специальной литературе, а также в практической работе тренеров, учителей физической культуры и спортсменов.
Прыгучесть – одна из важных качественных сторон двигательной деятельности (Ломейко В.Ф., 1967).
Современное представление о прыгучести сложилось не сразу. В ходе многих исследований содержание этого понятия развивалось и уточнялось. На ранних этапах изучения особенностей прыжков, исследователи не раскрывали сущности проявления прыгучести (Шелобанова О.В., 2000). Они относили прыгучесть к природным данным отдельных спортсменов. Впервые попытка раскрыть содержание прыгучести была сделана В.С.Клименко, который охарактеризовал прыгучесть, как сочетание силы и правильной координации всех усилий при отталкивании (Клименко В.С., 1939).
Позднее прыгучесть определялась, как способность спортсмена сделать толчок быстро и сильно. Такой же трактовки прыгучести придерживались и последующие специалисты по скоростно-силовым способностям.
Г.И. Ильин определяет прыгучесть как способность совершать скоростно-силовые движения в форме прыжка (Ильин Г.И., 1983).
А.П. Матвеев, С.Б. Мельников рассматривают прыгучесть, как комплексное специфическое качество, состоящее из сочетания нескольких ведущих качеств: силы, быстроты и ловкости (Матвеев А.П., Мельников С.Б., 1991).
Анализ вышеизложенного позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на различия в формулировках, авторы сходятся в следующем: прыгучесть является совокупностью качеств – силы, быстроты и координации, проявляющихся при отталкивании.
А вот определение термина «прыгучесть», к которому склоняются в современной литературе.
Прыгучесть – это комплексное качество, основу которого составляет сила и быстрота мышечных сокращений с оптимальной амплитудой движений (Фомин Е.В., 2009).
Попытки провести аналогию между волейбольными прыжками и прыжками легкоатлетического типа или другими спортивными прыжками не имеют под собой почвы. Главным образом потому, что механизм отталкивания волейболистов, критерии эффективности и цель прыжка в волейболе специфичны. Данное положение однозначно касается и прыжков баскетболистов.
К показателям, обусловливающих эффективность действий спортсмена в волейболе, относятся точность и быстрота выполнения игровых приемов, а также способность использования двигательного потенциала.
В связи с этим, в плане развития и совершенствования прыгучести особенно важно уметь управлять этой комплексной способностью в соответствии с выполнением того или иного двигательного действия. Сложность управления любым качеством в спортивных играх заключается в том, что игроку противодействует соперник, и он принимает конкретное решение в зависимости от игровой ситуации (расположения партнеров по команде и противника, направление полета мяча и т. д.).
Технические приемы, выполняемые в прыжке, по структуре являются сложно-координационными действиями и правильное распределение движений по времени, точная дифференцировка длительности и последовательности этих движений, а также соблюдение определенной скорости и удержание нужного темпа определяет успех их выполнения.
Самые значительные показатели высоты прыжка и коэффициенты использования прыгучести обнаружены при выполнении блока с активным сопротивлением защитника. С увеличением дистанции, с которой производятся броски, снижается высота прыжка и коэффициент использования прыгучести.
Кроме того, сопротивление, оказываемое со стороны противника, требует от игрока уметь управлять данным движением в более широком диапазоне временной и кинематической структуры.
Информация о степени реализации игроком своих прыжковых возможностей позволяет повысить эффективность выполнения технических приемов, структурно связанных с проявлением прыгучести.
Поскольку прыгучесть определяется многими специалистами как комплексная способность человека проявлять усилия максимальной сложности в кратчайший промежуток времени, то главными критериями, определяющими управляемость прыжка, будут время отталкивания, прилагаемая при этом сила, высота прыжка и его продолжительность.
Как известно, сенситивный период развития прыгучести соответствует возрасту 11-14 лет и к 17-18 годам она достигает наивысших результатов. Однако говорить о консервативности прыгучести к дальнейшему развитию или поддержанию на высоком уровне достигнутых результатов в более позднем возрасте нет оснований, особенно в спорте высших достижений (Верхошанский Ю.В., 1977).
Выявление закономерностей развития скоростно-силовых качеств, к которым относиться прыгучесть, в возрастном аспекте имеет особо важное значение, так как уже в детском и юношеском возрасте формируется двигательный анализатор, закладывается фундамент будущих спортивных достижений. Отдельными исследованиями установлено, что развитие скоростно-силовых качеств, к которым относиться прыгучесть, необходимо начинать в детском и юношеском возрасте (Фарфель В.С., 1975).
В ряде исследований выявлена возрастная динамика развития скоростно-силовых качеств, к которым относиться прыгучесть, у школьников, определены периоды наиболее интенсивного и замедленного роста показателей качества и проведен анализ взаимосвязи уровня развития скоростно-силовых качеств, к которым относиться прыгучесть, и показателей, оказывающих влияние на развитие этого качества (Масловский Е.А., 1992).
Н.H. Гончаровым впервые приведены данные, характеризующие уровень развития скоростно-силовых качеств, к которым относиться прыгучесть, детей разного возраста. Автор наблюдал резкое возрастание этого уровня в 12-15 лет. Согласно исследованиям, осуществленным В.С. Фарфелем, развитие скоростно-силовых качеств, к которым относиться прыгучесть, начинается с 8 лет и продолжается до 14-15 лет. С.И. Филатовым (1966) отмечены изменения уровня развития скоростно-силовых качеств, к которым относиться прыгучесть, у школьников в возрасте от 7 до 17 лет.
Современные представления в теории и методике спортивной тренировки о развитии прыгучести сводятся к тому, что применение упражнений преимущественно прыжкового характера способствует улучшению лишь скорости отталкивания, а применение упражнений силового и скоростно-силового характера обеспечивает прирост и скорости, и силы отталкивания. Следует, по-видимому, считать доказанным положение о необходимости преимущественного развития силы мышц в сочетании с упражнениями на увеличение подвижности в суставах и расслаблением с целью воспитания прыгучести (Филин В.П., 1974).
Для представления о прыгучести разберем технику выполнения прыжка. Прыжковое движение состоит из двух фаз: фазы амортизации и фазы активного отталкивания. Первая фаза характеризуется тем, что центр тяжести идет вниз и приближается к точке опоры. Угол сгибания в коленном суставе составляет в среднем от 111° до 120°. Для этой фазы характерна уступающая работа мышц. В фазе активного отталкивания происходит удаление общего центра тяжести от площади опоры. Во время отрыва волейболиста от опоры наблюдается разгибание в коленном суставе. Эта фаза характеризуется преодолевающей работой мышц. Максимум усилий возникает в момент переключения от одного движения к другому, т.е. в момент перехода от уступающей к преодолевающей работе (Фомин Е.В., 2009).
Важные компоненты прыгучести – сила и быстрота мышечных сокращений. Выше уже было сказано, что прыжковое движение имеет фазу амортизации и фазу активного отталкивания. Вместе с тем решающее значение приобретает не только рациональное соотношение силы и быстроты движений, но и определение точного момента их сочетания, как в подготовительных действиях, так и в ведущем звене техники. Специфика развития быстроты, силы, выносливости оказывает существенное влияние на овладение техникой физических упражнений и является фундаментом, определяющим уровень спортивных достижений.
Специфика прыжковых действий состоит в том, что они в своей основе имеют тонкое сочетание движений игроков с направлением и скоростью полета мяча, а, следовательно, прыгучесть вариативна также как и техника.
Таким образом, следующий важный компонент прыгучести – это ритм движений.
Для проявления прыгучести определяющее значение имеет взрывная сила. Важную роль в ее реализации играют характер импульсации мотонейронов активных мышц – частота импульсации в начале разряда и синхронизация импульсации разных мотонейронов. Последнее особенно влияет на скорость развития напряжения, т.е. на величину градиента силы.
Величина усилий, развиваемых за максимально короткое время при выполнении толчка в прыжках (в пределах 0,1-0,14 с), должна быть предельно большой. Это возможно лишь при их взрывном характере. Взаимосвязь скорости и силы проявляется в мощности движений. Для короткого и сильного отталкивания необходимо проявление мгновенной сократимости мышц при их сильном напряжении, что требует мощной концентрации волевых усилий. Следовательно, взрывная сила представляет собой способность прыгунов, например, акробатов-прыгунов, проявлять ее наибольшую величину за наименьшее время.
Быстрота движений как следующий компонент прыгучести обеспечивается высокой функциональной лабильностью нервных центров и, соответственно, сопровождается быстрой сменой возбуждения и торможения и, следовательно, сокращения и расслабления мышц. Кроме того, большое значение имеют координация деятельности мышц-синергистов и антагонистов, правильный выбор активируемых мышц-синергистов при ограничении активности мышц-антагонистов конкретного сустава.
Для проявления определенного уровня прыгучести большое значение имеет точность прилагаемых усилий при высокой скорости выполнения движений. Это соответствие обеспечивает ритм движений, который неодинаков в различных движениях. Так, ритм в прыжках определяется каждой отдельной фазой данного двигательного действия: ритм разбега, обеспечивая стабильность беговых шагов и точность попадания на место отталкивания, значительно отличается от ритма выполнения толчка. Нарушение ритма в любой фазе прыжка приводит к неэффективности двигательных действий.
Особенно хочется подчеркнуть, что прыгучесть определяется способностью нервно-мышечного аппарата к быстроте проявления максимального усилия (т.е. за минимальный отрезок времени проявить максимальную силу). Тренерам следует обратить внимание на такой факт (Фомин Е.В., 2009).
Специалисты выделяют следующие специфические особенности прыгучести в волейболе:
- быстроту и своевременность;
- умение управлять своим телом и производить рациональные действия в воздухе в борьбе за мяч при соприкосновении с соперником;
- выполнение неоднократных прыжков в условиях силовой борьбы;
- точность приземления и готовность без задержки выполнить дальнейшие игровые действия (Жбанков О.В., 1995).
Различают общую прыгучесть, под которой понимают способность выполнять прыжок (вверх, в длину) и специальную прыгучесть - способность развить высокую скорость отталкивания. Основным звеном в воспитании прыгучести следует считать сочетание разбега с отталкиванием.
Прыгучесть является скоростно-силовым качеством и зависит от силы, эластичности и скорости сокращения мышц. Кроме того, важное значение имеет эффективность техники отталкивания, полета и приземления.
В литературе имеются крайне немногочисленные сведения об особенностях развития таких физических качеств как скоростно-силовых, к которым относиться прыгучесть, у юных спортсменов. Лишь с 1960 г. начали разрабатываться методы развития их у юных спортсменов применительно к отдельным видам спорта. До настоящего времени еще недостаточно разработана методика изучения этих качеств у детей, подростков и юношей (Филин В.П., 1974).


1.3. Методы развития прыгучести

Какими бы мы не обладали природными задатками, высокого уровня развития прыгучести мы можем достичь лишь при тщательно продуманной и систематической тренировке. Основным условием воспитания прыгучести при любой квалификации спортсмена является осуществление на всех этапах тренировок разносторонней строго-специализированной подготовки (работа над такими физическими качествами как сила, быстрота, выносливость).
Все методы воспитания прыгучести должны способствовать развитию комплекса физических качеств, которые, в конечном счете, содействовали бы возможности большему повышению мощности толчка, специального двигательного навыка. Основными методами воспитания прыгучести являются:
- метод повторного выполнения упражнения, характеризующийся выполнением упражнения (определенное количество повторений) через определенные интервалы отдыха (между подходами или сериями), в течение которых происходит достаточное восстановление работоспособности спортсмена. Этот метод для развития скоростно-силовых качеств позволяет избирательно воздействовать на определенные группы мышц человека.
Продолжительность интервалов отдыха определяется двумя физиологическими процессами:
- изменение возбудимости центральной нервной системы
- восстановление показателей вегетативной системы (пульс, давление),
связанных с восстановлением дыхания, затратой кислородного долга.
Интервалы отдыха должны быть с одной стороны достаточно короткими, чтобы возбудимость центральной нервной системы не успевала существенно снизиться, с другой стороны достаточно длинными, чтобы более или менее восстановиться. При применении повторного метода тренирующее воздействие на организм обеспечивается в период утомления после каждого повторения. Этот метод позволяет точно дозировать нагрузку, укреплять опороно-мышечный аппарат, воздействовать на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. При таком методе уровень прыгучести повышается на 19-30 % (Зельдович Т.А., 1964).
- интервальный метод. Этот метод внешне сходен с повторным методом. Но если, при повторном методе характер воздействия нагрузки определяется исключительно самим упражнением, то при интервальном методе большим тренировочным воздействием обладает и интервалы отдыха.
- игровой метод воспитания прыгучести. Однако этот метод обладает существенным недостатком – ограничена дозировка нагрузки. То есть здесь получается, что спортсмен больше применяет это качество, чем его воспитывает. Конечно, есть определенная нагрузка и игрок ее получает, если он активно борется над сеткой, выпрыгивая вертикально вверх за мячом, который отскочил после выполненного нападающего удара противником. Следовательно, этот метод зависит от самого же спортсмена – насколько он активен в игре.
- в последнее время нашел применение метод воспитания прыгучести, получивший название – метод круговой тренировки, который можно проводить по методу повторных упражнений. Метод круговой тренировки обеспечивает комплексное воздействие на различные группы мышц. Упражнения подбирают таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в себя новую мышечную группу, позволяла значительно повысить объем нагрузки при строгом чередовании работы и отдыха. Подобный режим обеспечивает значительный прирост функциональных возможностей систем дыхания, кровообращения, энергообмена, но в отличие от повторного метода возможность локально направленного воздействия на определенные мышечные группы здесь ограничена (Беляев А.В., 1978).

1.4. Средства развития прыгучести

Прыгучесть – способность волейболиста прыгать оптимально высоко для выполнения нападающих ударов, блокирования и вторых передач. Для появления прыгучести необходима «взрывная» сила, проявление которой зависит от развития силы определенных мышечных групп и скорости сокращения мышечных волокон (Беляев А.В., 1978).
Игрок, умеющий своевременно и быстро выпрыгивать, имеет больше шансов выиграть борьбу "на втором этаже". Известно, что сила и высота прыжка во многом зависят от силы и мощности икроножной мышцы, голеностопного и коленного суставов (Гомельский А.Я., 1997).
Одним из основных условий успешного блокирования является умение игроков высоко прыгать с места и после перемещения различными способами. Прыжок для блокирования не тождествен прыжку для нападающего удара, но базой для их совершенствования является общая силовая подготовка, которая должна проводиться регулярно на протяжении 5-8 лет, начиная с этапа начальной подготовки.
Специализированная подготовка направлена на развитие силы мышечных групп, которые обеспечивают проявление прыгучести и скорости сокращения мышц ног (разгибатели бедра, голени, сгибатели стопы).
Для развития прыгучести наиболее эффективными являются динамические упражнения (прыжки через предметы, выпрыгивания после прыжка в глубину с высоту 40-50 см, выпрыгивания из приседа и др.), выполняемые с небольшим отягощениями (гантелями, свинцовыми поясами, мешками с песком), которые надеваются на голень, бедро и руки. Эти упражнения в большей степени подходят для спортсменов старших возрастов. Нужно постоянно помнить, что прыгучесть спортсмена улучшается лишь тогда, когда на тренировке одновременно совершенствуется его сила и быстрота. Поэтому необходимо развивать силу мышц разгибателей бедра, голени, стопы, которые принимают непосредственное участие в выполнении прыжка. Силовые упражнения должны предшествовать скоростно-силовым (Кудряшов В.А., 1980).
Также для развития скоростно-силовых способностей используют упражнения с преодолением веса собственного тела (например, прыжки) и с внешним отягощением (например, метание набивного мяча).
Упражнения, направленно воздействующие на развитие скоростно-силовых качеств, условно можно разделить на два типа:
Упражнения преимущественного скоростного характера.
Упражнения преимущественного силового характера.
Основными средствами развития прыгучести волейболистов являются прыжковые упражнения с отягощениями и без них.
Роль упражнений[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]с[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]отягощениями[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в развитии прыгучести общеизвестна, но при выполнении их не следует забывать о допустимых нагрузках на организм волейболиста в зависимости от его возраста и физической подготовленности.
Доказано, что для развития прыгучести вес [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]отягощения[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] должен составлять 10-40% от веса спортсмена, а для прыжковой выносливости – 40-60%. Упражнения[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]с[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]отягощениями[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] должны быть скоростно-силового характера (выполнение прыжковых [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]упражнений[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «взрывным» образом).
До возраста 15-16 лет [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]отягощения[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] незначительны (гантели, набивные мячи, резиновые амортизаторы и др.). Непременным условием повышения уровня развития прыгучести и прыжковой выносливости является оптимальное соотношение параметров физической нагрузки: продолжительность выполнения упражнения[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (количество прыжков в серии или время выполнения; интенсивность выполнения; длительность и характер отдыха, количество серий).
В специальной прыжковой подготовке рекомендуются:
а) прыжковые упражнения с отягощением и без отягощения (отягощения не более 40% от веса спортсмена);
б) основные упражнения по технике игры.
Количество прыжков с отягощением в одной серии – 10-20; продолжительность интервалов отдыха – 2-3 мин; количество серий – 5-6.
Для прыжковых упражнений без отягощения дозировки следующие:
продолжительность одной серии – 10-20 прыжков; интенсивность – без пауз между прыжками; интервал отдыха между сериями – 1-2 мин; количество серий – 5-7 в тренировке.
Примерные упражнения для развития прыгучести
1. Прыжки с места, с разбега, доставая баскетбольный щит, кольцо.
2. Прыжки из глубокого приседа.
3. Прыжки с разбега с доставанием метрической разметки возможно выше.
4. Прыжки со скакалкой на двух ногах (варианты: с ноги на ногу; с продвижением вперед; на одной ноге; в приседе; высоко поднимая бедра).
5. Серийные прыжки вверх с места, с разбега с доставанием предмета.
6. Прыжки с разбега с ударом по подвешенному мячу.
7. Имитация нападающих ударов в прыжке с места и после разбега.
8. Имитация блокирования на месте и после перемещения.
9. Имитация блока, нападающего удара, блока, нападающего удара и т.д.
10. Нападающие удары через сетку после разбега с различных по траектории вторых передач (Гласнов В.Н., 2010).


ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Практическую часть исследования планируется провести в 2011-2012 учебном году. В нем примут участие школьницы, занимающиеся в секции волейбола в детском подростковом центре «Олимп» при МОУ СОШ № 24. Тренер - Гайсин Шамиль Газизович.
Все испытуемые – учащиеся образовательной школы посещают занятия волейболом. Стаж занятий от одного до двух лет. Возраст занимающихся от 12 до 15 лет. Будут сформированы 2 группы в количестве 12 человек.
Предполагается, что для развития прыгучести будет применяться экспериментальная авторская методика.
Суть методики будет заключаться в использовании комплексов специальных упражнений, направленных на формирование изучаемого качества. Данные упражнения будут выполняться в конце каждой тренировки в течение 15-20 минут. Интервалы отдыха: между подходами 15 секунд, между упражнениями 40 секунд (Приложение 2).
Также будет принято во внимание то, что уровень физической подготовленности девочек, занимающихся в секции волейбола, довольно низкий, что ограничивает объём применяющихся средств. В то же время их вес вследствие возрастных физиологических изменений довольно высок, поэтому, чтобы избежать травм, интенсивность средств скоростно-силовой подготовки должна соответствовать прочности мышечно-связочного аппарата занимающихся.
Для решения цели и задач работы будут использоваться следующие методы:
анализ научно-методической литературы
педагогическое наблюдение
тестирование
педагогический эксперимент
методы математической статистики
1. Анализ научно-методической литературы. Изучение литературы необходимо для более четкого представления методологии исследования и определения общих теоретических позиций, а также выявления степени научной разработанности данной проблемы (Железняк Ю.Д., Петров П.К., 2001). В работе было проанализировано 26 литературных источников.
2. Педагогическое наблюдение. Наблюдение за учебно-воспитательным процессом даёт наиболее богатую и ценную информацию о деятельности педагога и занимающихся, направленное на решение намеченных задач. Наблюдение может быть относительно полным, когда учитываются все стороны и доступные восприятию результаты преподавания и учения, и частичным, когда внимание сосредотачивается на какой-либо одной стороне деятельности педагога: организация занятий, методах обучения и воспитания, активности и самостоятельности занимающихся, их взаимоотношения в группе и т.п. (Курамшин Ю.Ф., 2004).
3. Контрольные испытания. Специально подобранные тесты будут использоваться с целью определения эффективности применяемой методики.
При определении прыгучести девушек, занимающихся в секции волейбола, учитывается то обстоятельство, что в прыжках с места и разбега различно участие в отталкивании сократительного элемента и упругих компонентов мышечно-связочного аппарата, в связи с чем достижения в подобных прыжках могут быть различными. Поэтому будут применятся три вида тестов (Шалманов А.А., 1998).
а) Прыжок в длину с места. Для выполнения теста готовится место для прыжка с сантиметровыми отметками, либо расположенной параллельно направлению прыжка рулеткой с сантиметровыми делениями. Волейболистка, располагая носки ног на уровне нулевой отметки, из полуприседа, толчком двумя ногами, выполняет прыжок в длину. Замер делают от контрольной линии до ближайшего к ней следа испытуемой при приземлении. Выполняются три попытки - в расчетах используется лучший результат (см. табл. 1).
б) Прыжок вверх с места. Испытуемая, стоя перед стеной с поднятыми как для блокирования руками, сгибает ноги и тут же выполняет прыжок вверх, стараясь коснуться пальцами стены как можно выше. Результат теста: разница между высотой отметки, оставленной на стене пальцами, окрашенными мелом, в лучшем из трёх прыжков и высотой отметки, оставленной испытуемой на стене пальцами в стойке на носках с поднятыми руками (см. табл. 2).
в) Прыжок вверх после трех шагов. Испытуемая, стоя на некотором расстоянии перед стеной в стойке одна нога впереди, делая три шага, напрыгивает на две ноги и выполняет прыжок вверх, имитируя нападающий удар и стараясь коснуться пальцами стены как можно выше. Результат теста: разница между высотой отметки, оставленной на стене пальцами, окрашенными мелом, в лучшем из трёх прыжков и высотой отметки, оставленной испытуемой на стене пальцами в стойке на носках с поднятой рукой (см. табл. 3).
4. Педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент – это специально организуемое исследование, проводимое с целью выяснения эффективности применения тех или иных методов, средств, форм, видов, приемов и нового содержания обучения и тренировки. В отличие от изучения сложившегося опыта с применением методов, регистрирующих лишь то, что уже существует в практике, эксперимент всегда предполагает создание нового опыта, в котором активную роль должно играть проверяемое нововведение (Железняк Ю.Д., Петров П.К., 2001).
5. Методы математической статистики. В дальнейшем результаты тестирования подвергаются статистической обработке. Производится вычисление средней арифметической величины результатов тестирования и сравнение результатов исходного и повторного (через некоторое время) тестирований.
























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Характерная особенность среднего школьного (подросткового) возраста – половое созревание организма. В это время происходит бурный рост и развитие всего организма. Прежде всего, наблюдается резкий рост тела в длину. Увеличивается масса тела. Значительно возрастает сила мышц. Сердце увеличивается в объёме, становится более сильным, работает более мощно. В данном возрасте происходит процесс активного формирования типологических свойств нервной системы. Складывается индивидуальный тип нервной деятельности.
Для развития прыгучести у волейболисток применяют метод повторного выполнения упражнений, интервальный метод, игровой метод и метод круговой тренировки, так как именно эти методы наиболее эффективны.
Средства, применяемые при развитии прыгучести:
- динамические упражнения;
- упражнения с преодолением веса собственного тела;
- прыжковые упражнения с отягощениями и без них;
- основные упражнения по технике игры.


















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беляев А. В. Волейбол: Методы, средства и контроль за развитием у волейболистов общей и специальной выносливости, прыгучести [Текст]: метод. рекомендации для студентов институтов физ. культуры / А. В. Беляев. – М. : 1978. 17 с.
2. Верхошанский Ю. В. Основы специальной подготовки в спорте [Текст] / Ю. В. Верхошанский. – М. : Физкультура и спорт, 1977. 215 с.
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [Текст] / Ю. В. Верхошанский. – М. : Физкультура и спорт, 1988. 331 с.
4. Виера Б. Л. Фергюсон Б. Д. Волейбол. Шаги к успеху [Текст] / Б. Л. Виера, Б. Д. Фергюсон. – М. : изд-во АСТ, 2004. 176 с.
5. Гласнов В. Н. Техника и тактика индивидуального блокирования в волейболе: методические указания к практическим занятиям для студентов 1-3 курсов специализации «Волейбол» [Текст] / сост. В. Н. Гласнов. –Ульяновск : УлГТУ, 2010. 19 с.
6. Гомельский А. Я. Баскетбол: секреты мастерства. 1000 баскетбольных упражнений [Текст] / А. Я. Гомельский. – М. : А Генетю «ФАИР», 1997. 224 с.
7. Жбанков О. В. Развитие прыгучести у юных баскетболистов [Текст] / О. В. Жбанков // Физкультура и спорт. – 1995. № 3. С. 19-21.
8. Железняк Ю. Д. Тенденции развития классического волейбола на современном этапе [Текст] / Ю. Д. Железняк, Г. Я. Шипулин // Теория и практика физической культуры. – 2004. № 4. С. 30-33.
9. Железняк Ю. Д., Петров П. К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. – М. : Академия, 2001. 264 с.
10. Зельдович Т. А. Подготовка юных баскетболистов [Текст] / Т. А. Зельдович. – М. : Физкультура и спорт. 1964. 121 с.
11. Ильин Г. И. Методы интенсификации тренировочного процесса прыгунов тройным с разбега [Текст]: дис. канд. пед. наук / Г. И. Ильин. –М., 1983. 150 с.
12. Клименко В. С. Гимнастические упражнения для прыгуна [Текст] / В. С. Клименко // Теория и практика физической культуры. – 1939. № 3. С. 26-29.
13. Кудряшов В. А. Физическая подготовка юных баскетболистов [Текст] / В. А. Кудряшов. – Минск : 1980. 60 с.
14. Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры [Текст]: / Под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. Изд. 2-е, испр. – М. : Советский спорт, 2004. 464 с.
15. Ломейко В. Ф. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [Текст]: автореф. канд. дис. / В. Ф. Ломейко. – Минск, 1967. 25 с.
16. Масловский Е. А. Сопряженно-игровой метод формирования техники движений с развитием скоростных качеств детей на внеурочных занятиях [Текст]: учеб. пособие / Е. А. Масловский. – Минск, 1992. 63 с.
17. Матвеев А. П., Мельников С. Б. Методы физического воспитания с основами теории [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. институтов / А. П. Матвеев, С. Б. Мельников. – М. : Просвещение, 1991. 192 с.
18. Солодков А. С., Сологуб, Е. Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Текст]: Учебник. Изд. 2-е, испр. и доп. – М. : Олимпия Пресс, 2005. 528 с.
19. Фарвель В. С. Управление движениями в спорте [Текст] / В. С. Фарвель. – М. : Физкультура и спорт, 1975. 208 с.
20. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [Текст] / В. П. Филин. – М. : Физкультура и спорт, 1974. 232 с.
21. Фомин Н. А., Филин В. П. На пути к спортивному мастерству [Текст] / Н. А. Фомин, В. П. Филин. – М. : Физкульутра и спорт, 1991, 159 с.
22. Фомин Е. В., Гарипов А. Т., Клещев Ю. Ю. Скоростно-силовая подготовка юных волейболисток: Всероссийская федерация волейбола [Текст] / Е. В. Фомин, А. Т. Гарипов, Ю. Ю. Клещев. – М., 2009. 45 с.
23. Фомин Е. В., Гарипов А. Т., Клещев Ю. Ю. Специальная физическая подготовка юных волейболистов: Всероссийская федерация волейбола [Текст] / Е. В. Фомин, А. Т. Гарипов, Ю. Ю. Клещев. – М., 2009. 35 с.
24. Хрипкова А. Г. Возрастная физиологии [Текст] / А. Г. Хрипкова. –М. : Просвещение, 1978. 286 с.
25. Шалманов А. А. Биомеханические основы волейбола [Текст] / А. А. Шалманов, А. М. Зафесов, А. М. Доронин. – Майкоп : изд-во АГУ, 1998. 92 с.
26. Шелобанова О. В. Эффективнсть применения прыжковых упражнений со школьниками на уроках физической культуры в IV-V классах [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / О. В. Шелобанова. – М., 2000. 26 с.
27. Шилов О. С. Оценка прыжковой подготовленности спортсмена [Текст] / О. С. Шилов, Е. В. Афанасьева // Теория и практика физической культуры. – 1982. № 8. С. 1012.









Приложение 1
Таблица 1
Нормативы для оценки результатов прыжка в длину с места, см (Фомин Е.В., 2009)
Возраст, лет
Уровень развития скоростно-силовых способностей


Низкий
Ниже среднего
Средний
Выше среднего
Высокий

10
11
12
13
14
15
143
161
168
174
183
192
144-157
162-175
169-182
175-188
184-197
193-203
158-184
176-202
183-209
189-215
198-221
204-224
185-198
203-216
210-223
216-228
222-229
225-230
199
217
224
229
230
231


Таблица 2
Нормативы для оценки результатов прыжка вверх с места, см (Фомин Е.В., 2009)
Возраст, лет
Уровень развития скоростно-силовых способностей


Низкий
Ниже среднего
Средний
Выше среднего
Высокий

10
11
12
13
14
15
29
30
31
33
36
38
30-34
31-35
32-37
34-39
37-42
39-44
35-43
36-46
38-48
40-50
43-53
45-55
44-49
47-52
49-54
51-56
54-59
56-61
50
53
55
57
60
62


Таблица 3
Нормативы для оценки результатов прыжка вверх после трех шагов, см (Фомин Е.В., 2009)
Возраст, лет
Уровень развития скоростно-силовых способностей


Низкий
Ниже среднего
Средний
Выше среднего
Высокий

10
11
12
13
14
15
22
29
31
35
38
42
23-29
30-35
32-38
36-41
39-44
43-48
30-42
36-46
39-51
42-52
45-55
49-59
43-47
47-52
52-58
53-59
56-61
60-65
48
53
59
60
62
66


Приложение 2
В тренировке волейболисток экспериментальной группы запланированы следующие упражнения:
1. Приседание на одной ноге (10 раз каждой ногой по 2 подхода в занятии).
2. Прыжки из полуприседа вверх с сопротивлением партнёра (10 раз по 2 подхода в занятии).
3. Прыжки вверх из положения приседа или полуприседа (20 раз по 2 подхода в занятии).
4. Прыжки вверх из глубокого приседа (спина прямая): шаг-присед-прыжок (10 раз по 2 подхода в занятии).
5. Перепрыгивание через гимнастическую скамейку толчком двух ног из глубокого приседа (10 раз по 2 подхода в занятии).
6. Имитация блока после одного приставного шага (10 раз по 2 подхода в занятии).
7. Прыжки вверх с попеременным отталкиванием ногами (10 раз каждой ногой по 2 подхода в занятии).
8. Прыжки вверх с выпрямленными коленями, за счет голеностопного сустава (10 раз по 2 подхода в занятии).
9. Запрыгивание-спрыгивание на тумбу высотой 50 см (10 раз по 2 подхода в занятии).
10. Прыжки с разбега толчком двумя ногами с доставанием маркировки на стене как можно выше (10 раз на занятии) (Фомин Е.В., 2009).








13PAGE 15


13PAGE 143115




15