Разработка урока Размножение хордовых (Рыбы, земноводные) 7 класс


Тема урока: РАЗМНОЖЕНИЕ ХОРДОВЫХ
(Рыбы, земноводные)
Цель урока: Раскрыть основные особенности размножения хордовых
на примере рыб и земноводных.
Обобщить и проверить знание учащихся о внутреннем строении хордовых.
Проконтролировать их умения анализировать и обобщать изученный материал.
План урока:
Контроль знаний учащихся.
На экране (работа по карточкам).
А) Охарактеризовать особенности пищеварительной системы позвоночных животных. Указать черты усложнения организации в системе.
Б) Охарактеризовать дыхательную систему позвоночных животных. Указать особенности усложнения дыхания у птиц.
На доске:
кости полые
укороченный кишечник
появление перьевого покрова
появление киля
появление хвоста
отсутствие зубов
массивные кости таза
обтекаемая форма тела
Даны различные признаки систем внутренних органов хордовых. Определить,что это за признаки и убрать лишнее.
Игра «Художник- анималист»
Работа по карточкам. Выбрать правильные ответы (номера) и «нарисовать» картину.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Тема урока: Размножение хордовых
(Рыбы, земноводные)
Период размножения рыб называется НЕРЕСТОМ. В период нереста многие рыбы отличаются сложным поведением.
Рыбы становятся половозрелыми, то есть способными к размножению на 2-3 году жизни, в это время многие виды рыб приобретают брачный наряд. Самцы всегда окрашены более ярко, они более нарядны. Для нереста рыбы подыскивают специальное место. Большинство рыб размножаются там же где и живут, но есть виды рыб которые мигрируют на большие расстояния.
МИГРАЦИЯ РЫБ
из рек в моря (Угорь) из морей в реки (Лососевые)
Рыбы, которые мигрируют на такие большие расстояния (3-4 тыс.км.) называются ПРОХОДНЫМИ.
Но есть виды которые мигрируют всего на несколько десятков километров (Например: из открытого моря к берегу, или от прибрежной зоны в глубину)
Это: треска, сельдь, пикша.
Они называются ПОЛУПРОХОДНЫМИ.
Смысл миграции в поиске подходящего места для размножения, которое называется НЕРЕСТИЛИЩЕМ.
После того как подобрано место для нерестилища, где оптимальный химический и температурный состав воды для данного вида, самки начинают отмётывать икру, а самцы поливают ее молоками -оплодотворение наружное.
Стадии развития:
Икра Зародыш с личинками Малек
Плодовитость рыб зависит от их последующего поведения.
Кодопленка «Плодовитость рыб»
Забота о потомстве появляется не у всех рыб, но бывает очень интересной. Например: Колюшка
Горчак.
Некоторые виды живородящие (Гуппии)
Размножение земноводных.
Размножение земноводных несколько схожи с размножением рыб, так как оно тоже связано с водой.
Лягушки начинают размножаться ранней весной, когда вода уже хорошо прогревается на мелководьях и не покрывается льдом.
В это время лягушки собираются на нерестилищах, где можно услышать их «Песни». Самцы для привлечения самок своего вида издают специфические звуки, которые усиливаются с помощью резонаторов.
Разные виды земноводных делают разные виды кладки икры, например:
Лягушка – комок
Жаба – шнур
Тритон – одиночные икринки.
После того как икра отложена самцы ее оплодотворяют молоками и начинается развитие.
СТАДИИ
Икра – личинка – лягушка
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧИНКИ.
Имеет боковую линию
Двухкамерное сердце
Один круг кровообращения
Наружные жабры.
Развитие личинки идет 2-3 месяца с полным метаморфозом…
Оформление доски:
РАЗМНОЖЕНИЕ ХОРДОВЫХ (Рыбы, земноводные)
Нерест –
Миграция рыб Стадии развития рыб
рисунки
Из рек в моря Из морей в реки
УГОРЬ ЛОСОСЬ
ПРОХОДНЫЕ
В пределах одного водоема Стадии развития лягушки
рисунки
Сельдь
ПОЛУПРОХОДНЫЕ
ЗАКРЕПЛЕНИЕ:
Что общего в развитии зародышей рыб и земноводных.
В чем различие в зародышевом развитии рыб и земноводных, и с чем это связано.
Задание на дом:
§ 41, 47
Из перечисленных характерных признаков дыхательной системы хордовых выберите признаки, соответствующие классу птиц:
Дышат атмосферным воздухом.
Дышат кислородом растворенным в воде.
Воздух попадает через влажную кожу.
Запас воздуха в полых костях.
Органы дыхания легкие с воздушными мешками.
Дыхание при помощи жабр
Органы дыхания. Легкие и кожа.
Легкие всегда заполнены воздухом.
Дыхание при помощи легких.
10. Орган дыхания. Воздушные мешки.
Из перечисленных характерных признаков кровеносной системы хордовых выберите признаки, соответствующие классу пресмыкающихся.
Кровеносная система состоит из 2-х камерного сердца и крови
Сердце 3-х камерное с неполной перегородкой
2 круга кровообращения
Сердце состоит из трубочки и многочисленных ответвлений
Сердце 3-х камерное
Кровеносная система замкнутая
Кровь делиться на артериальную, венозную и смешанную.
Кровь делиться на артериальную и венозную
Кровеносная система не замкнутая.
Сердце 4-х камерное
Охарактеризовать особенности пищеварительной системы позвоночных животных. Указать черты усложнения организации в системе.
Охарактеризовать дыхательную систему позвоночных животных. Указать особенности усложнения дыхания у птиц.