План-конспект урока по химии в 9 классе на темуПериодическая система химических элементов в свете теории строения атома

План-конспект урока по химиидля 9 класса по теме"Периодическая система элементов в свете теории строения атома"
Цель урока: -повторить изученный материал о периодическом законе Д.И.Менделеева, структуре периодической таблицы, зависимости свойств элементов от их положения в периодической системе;-закрепить знания учащихся о строении атома, строении ядра и распределения электронов по энергетическим уровням.Оборудование и материалы: Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.Базовые понятия и термины: атом, молекула, элементарные частицы(протоны, нейтроны, электроны), атомное ядро,изотопы, энергетический уровень, подуровень, орбиталь,принцип Паули, s-, p-, d-элементы.Тип урока: урок повторения, систематизации, обобщения знаний
Ход урока1. Организационный момент.2. Актуализация опорных знаний. Беседа. а) Из каких частей состоят вещества? б) Приведите примеры веществ с молекулярным и немолекулярным строением. Укажите различия в их физических свойствах. в) Дайте определение атома. Назовите составные части атома. г) Какие частицы входят в состав ядра? Как определить их число? д)Дайте определение изотопа. Приведите в качестве примера символы и названия изотопов элементов водорода. е) Опишите строение Периодической таблицы Менделеева Д.И. .Сформулируйте периодический закон. В чем заключается принципиальное отличие современной формулировки от формулировки, данной Д.И.Менделеевым?3. Повторение изученного материала *Закономерности изменения строения атомов элементов и их свойств в периодах. Задание выполняется четырьма учениками у доски. Написать схему распределения электронов по уровням и подуровням у атомов элементов: натрия, фосфора, хлора,аргона. В каком периоде находятся эти элементы? Как расположение в периодической системе связано со строением атомов этих элементов? Как изменяются в периоде слева направо:-радиусы атомов:-количество электронов на внешнем уровне;-количество энергетических уровней. Какие степени окисления и валентности возможны для натрия, фосфора, хлора и аргона? Объясните переменные степени окисления у фосфора и хлора с точки зрения строения атома. Почему аргон называют инертным газом? *Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений в периодах. Задание выполняется у доски двумя учениками. Один характеризует свойства натрия и его соединений, второй- свойства фосфора и его соединений.При помощи уравнений реакции охарактеризуйте свойства натрия и фосфора, их взаимодействие с металлами и неметаллами, кислородом; cвойства оксидов натрия и фосфора, свойства гидроксидов натрия и фосфора.*Закономерности изменения строения атомов элементов и их свойств в группах. Задание выполняется тремя учениками. В какой группе находятся фтор, бром и йод? В каких периодах? Как расположение в периодической системе связано со с строением атомов этих элементов? Как изменяется радиус атомов элементов в группе? Как изменяется притяжение электронов внешних уровней к ядру? Как изменяется электроотрицательность? Какой элемент имеет наибольшую электроотрицательность? Какие степени окисления характерны для брома и йода? Приведите примеры веществ, в которых бром и йод проявляют разную степень окисления. Опишите физические свойства простых веществ: Фтора, брома, йода. Как изменяются металлические и неметаллические свойствамэлементов в группе? Почему?*Задание. Приведите примеры p-элементов , которые в виде простых веществ являются металлами, неметаллами. Напишите формулы гидроксидов алюминия и серы, назовите их. Какие химические свойства они проявляют? Напишите уравнение реакций.4. Домашнее задание.5. Подведение итогов урока, выставление оценок.