Рефлексивно-ситуационный классный час.Об опозданиях и пропусках занятий


ФГКОУ «Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц МО РФ»
Утверждаю «___» ____________ 2014г.
Старший воспитатель (начальник курса) 11-х классов
_________________ Бужилова О.В.
Рефлексивно-ситуационный классный час
"Об опозданиях и пропусках занятий"
Воспитатель :
Мещерякова Ление Анисовна2014 год
Рефлексивно-ситуационный классный час
Об опозданиях и пропусках занятий
Педагогическая цель: сформировать негативное отношение воспитанниц к опозданиям и пропускам занятий. (воспитанницам не сообщается)
Цель воспитательного часа: провести анализ и самоанализ причин опозданий и пропусков занятий воспитанницами класса, определить пути их преодоления. (воспитанницам сообщается)
Задачи: закрепить в сознании воспитанниц негативное отношение к опозданиям и пропускам. Провести обсуждение результатов пропусков и опозданий за месяц, выявление причин и способов их устранения, формирование умения адекватно оценивать каждому свои результаты.
Направление: социальное
Технологии: педагогика сотрудничества (Н.Д. Ушинский)
Предварительная работа: подготовка учебным комитетом класса статистических данных (аналитической справки) об опозданиях и пропусках занятий воспитанницами класса за определенный интервал времени
Возраст воспитанниц: 6-9 класс
Проведение воспитательного часа:
Воспитатель: Оноре де Бальзак говорил, что воля может и должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант. Если талант – это развитие природных склонностей, то твердая воля – это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подавляет, над препятствиями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает. 
(раздается стук в дверь и заходит воспитанницы с табличкой «Опоздала»)
Воспитанница: Извините за опоздание, не успела на автобус (троллейбус и т.д.) можно войти…
(проходит и занимает место в классе)
Воспитатель: Сегодня у нас состоится разговор по проблеме: «Опоздал. Пропустил». Цель нашего классного часа провести анализ и самоанализ причин опозданий и пропусков занятий, определить пути их преодоления.
(Воспитатель просит воспитанниц разместиться в классе по кругу)
Воспитанница (представитель учебного комитета) представляет информацию о пропусках и опозданиях одноклассниц за последний месяц. На доске появляются графики, сравнительные таблицы по представляемым статистическим данным. Озвучиваются итоги проведенной работы.
(Воспитатель задает воспитанницам вопросы, и они по кругу отвечают на них)
Воспитатель:
Часто ли вы опаздываете или пропускаете занятия без уважительной причины?
Что мешает вам посещать занятия без опозданий и пропусков?
Нужна ли вам помощь в устранении опозданий и пропусков?
Почему это бывает (не бывает)?
Чему (кому) это мешает?
(Воспитатель делит воспитанниц на группы по 4-6 чел., так чтобы в нее попали воспитанницы, давшие разные ответы на вопросы об опозданиях и пропусках.)
Воспитатель: А теперь поработаем в группах. Вам необходимо подумать над следующими вопросами:
(задание записано на доске или выведено на экран с помощью проектора)
1. Как бы вы реагировали на опоздания и пропуски занятий, если бы вы были:
а) воспитателем;
б) родителем?
2. Укажите 2-3 основные причины опозданий и пропусков занятий
3. Что надо делать, чтобы устранить указанные причины?
(воспитанницы работают в малых группах и готовят ответы на поставленные вопросы)
По окончании отведенного времени воспитатель предлагает обсудить полученные результаты, для этого организует дискуссию.
(воспитанницы из каждой группы представляют свою позицию по обсуждаемым вопросам)
Воспитатель: Девочки давайте встанем по кругу и подведем итог нашей встрече.
(воспитатель дает воспитанницам мяч, воспитанницы, бросая его друг другу, отвечают по очереди на вопросы)
Что понравилось в сегодняшнем обсуждении?
Почему?
Что не понравилось в сегодняшнем обсуждении?
Почему?
Воспользуешься ли ты предложенными советами?
Воспитатель: Итак, мы обсудили проблемы опозданий и пропусков занятий. Вопрос на первый взгляд не очень важный. Однако, как мы с вами убедились, негативных последствий этого явления намного больше, чем позитивных. Думаю, каждый из вас хотел бы не опаздывать и не пропускать занятия. Поэтому каждый из присутствующих должен сам для себя решить, как он будет посещать занятия, будет опаздывать или нет. М.Горький писал: «Нет большей победы, чем победа над собой». Желаю вам этой победы. Учебный комитет класса продолжит работу по сбору статистики опозданий и пропусков занятий. Успехов!
А пока предлагаю составить карту-прогноз, что нужно каждому из вас изменить в учебной деятельности в новой четверти. Полученную карту можно вложить в дневник или повесить в своей комнате на видном месте, чтобы корректировать свои учебные достижения.
(воспитатель раздает воспитанницам карту-прогноз для заполнения)
Карта-прогноз
воспитанницы ____________________
В следующей четверти мне нужно улучшить свои результаты по
____________________________________________________________
Не опаздывать на _____________________________________________
Принять участие ______________________________________________
Посещать ____________________________________________________
Изменить ситуацию ___________________________________________
Получить возможность ________________________________________
Число ___________ Подпись ___________________

Технология и методика ситуационного классного часа
«Об опозданиях и пропусках занятий»
Технология воспитательного часа Методика воспитательного часа Продолжительность
Сообщение цели воспитательного часа Учитель озвучивает цель воспитательного часа 1 мин.
Воспитанницы размещаются по кругу. Представитель учебного комитета представляет статистическую информацию Звучит обезличенная статистика (цифры об опозданиях и пропуска занятий воспитанниц класса) 3 мин.
Изложение «Я-позиции» и ее причины
Воспитанницы по кругу отвечают на вопросы, которые задает воспитатель:
Опаздываешь ли ты на уроки?
Пропускаешь ли ты занятия?
Почему это бывает (не бывает)?
Чему (кому) это мешает? 7 мин.
«Я-позиция» и общественно значимая норма.
Групповая работа воспитанниц
Каждая группа выполняет задание, которое записано на доске или выведено на экран с помощью проектора:
1. Как бы вы реагировали на опоздания и пропуски занятий, если бы вы были:
а) воспитателем;
б) родителем?
2. Укажите 2-3 основные причины опозданий и пропусков занятий
3. Что надо делать, чтобы устранить указанные причины? 7 мин.
Дискуссия Каждая группа высказывает свою точку зрения по каждому вопросу. Заслушиваются и воспитанницы, имеющие другие взгляды на обсуждаемые вопросы. 10 мин.
Рефлексия Воспитанница размещаются по кругу и отвечают на вопросы:
Что понравилось в сегодняшнем обсуждении и почему?
Что не понравилось в сегодняшнем обсуждении и почему?
Воспользуешься ли ты предложенными советами? 5 мин.
Свободный выбор. Заключительное слово воспитателя Итак, мы обсудили проблемы опозданий и пропусков занятий. Вы поняли, что они негативно влияют на окружающих. Каждый из вас хотел бы не опаздывать и не пропускать занятия. Поэтому каждый из присутствующих должен сам для себя решить, как он будет посещать занятия, будет опаздывать или нет. Учебный комитет класса продолжит работу по сбору статистики опозданий и пропусков занятий.
Воспитатель предлагает составить карту-прогноз, что нужно каждому изменить в учебной деятельности в новой четверти. 2-3 мин.
Мотивация – побуждение воспитанниц к позитивному поведению и переменам в отношении собственной дисциплинированности Воспитатель поддерживает вниманием тех, кто дал слово что-то исправить, продолжает вести наблюдение за опозданиями и посещаемостью воспитанниц
Реальный результат Проведение мониторинга по отслеживанию изменений в поведении воспитанниц. Проводится сбор информации и 1 раз в месяц обсуждение, уменьшились (прекратились) опоздания и пропуски занятий или нет.